Использование проблемных ситуаций
на уроках русского языка в начальной школе
Использование проблемных ситуаций на уроках русского языка пробуждает мысль, познавательную активность, активизирует мышление, создает условия для формирования правильных обобщений, способствует развитию продуктивного мышления обучающихся, их творческих способностей
Самая сильная мотивация формируется именно в проблемной ситуации. В результате у ребёнка возникает желание (мотив) узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, которые возникают в процессе освоения программного материала по русскому языку. Учащиеся на уроках русского языка с использованием проблемных ситуаций усваивают учебный материал при поиске неизвестного потому, что столкновение с трудностью при выполнении задания, предложенного учителем, пробуждает интерес, желание найти ответ. Учащиеся оказываются перед необходимостью вывести правило или способ, которые помогут им выполнить конкретное задание. Сам факт столкновения с трудностью, невозможность выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новых знаниях по русскому языку. Эта потребность и является основным условием успеха на уроках.
Проблемная ситуация на уроке, когда учитель целенаправленно предлагает обучающимся задания, для выполнения которых у них не хватает знаний, вызывает интерес к решению им этой интеллектуальной проблемы, побуждает школьников к активному учению.
В процессе изучения нового учебного материала на уроках русского языка проблемная ситуация – это путь к активному восприятию новых знаний.
В процессе использования на уроках проблемных ситуаций учитель формирует и развивает у обучающихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Обучающиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Они учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Такая работа способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Пример 1: 2 класс. Род имён существительных
- Выпишите из словаря слова, обозначающие животных и птиц: воробей, ворона, сорока, корова, собака, заяц, лиса, волк
- распределите их на две группы по любому признаку ( птицы и звери, домашние и дикие животные)
- Замените эти слова на более короткие ОН и ОНА.
- Запишите следующие слова: окно, дерево, поле. Можно ли эти слова соотнести со словами ОН и ОНА? Какой вывод можно сделать? (Существует ещё одна группа слов)
- Замените эти слова местоимением (ОНО). Подберите слово к этой группе. Дети выводят правило, а затем сравнивают по учебнику.
Пример 2: 4 класс. Сложные слова.
На доске написано слово «снегопад». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. Не основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах.
Пример 3: 2 класс. Ударение
На доске записаны слова: пропасть, замок, свёкла, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы. Ребята понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Ребята приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов детей был правильным).
Пример 4 : 3 класс. Непроизносимые согласные в корне слова.
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие,
вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два
противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили?
(Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к
формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не
произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне
слова".)
Применение проблемных ситуаций на уроках русского языка способствует:
· повышению интереса к учёбе;
· обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;
· не допускает переутомления на уроке;
· обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;
· развивает речь, логическое мышление;
· развивает личность ребёнка, его творческие способности и интерес к предметам;
· вырабатывает активную позицию на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.