Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.
Оценка 5

Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—4 кл
31.03.2017
Использование  сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.
Речевое развитие — процесс сложный, творческий, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво. Решая проблемы речедвигательных нарушений, наряду с традиционными, я так же использую современные интерактивные приемы и методы. Находкой для меня стала темная сенсорная комната.
Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.docx
Использование сенсорной комнаты в работе учителя- логопеда Речевое развитие — процесс сложный, творческий, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво. Решая проблемы речедвигательных нарушений, наряду с традиционными, я так же использую современные интерактивные приемы и методы. Находкой для меня стала темная сенсорная комната. Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярные рецепторы. Дети в сенсорной комнате не подвергаются никакому давлению извне и ощущают себя в безопасности, что в свою очередь способствует развитию всех органов чувств, психических процессов, а также помогает снять психоэмоциональное и мышечное напряжение. Оборудование сенсорной комнаты позволяет в необычном (отличающемся от обычной классной комнаты) пространстве выполнять различные учебные и игровые действия, реализовать потребности в игре и движениях в приспособленной, безопасной среде. Известно, что речевые патологии у детей школьного возраста не является исключительно логопедической проблемой. Имеющие нарушения речи у обычных детей и детей с ОВЗ ограничивают познавательные возможности, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость, что приводит к понижению работоспособности, которая связана с ограничением сенсорного потока. Поскольку, большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры. Сенсорная комната оборудована многообразно. Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель- логопед? Воздушно-пузырьковая колонна. Используется с детьми с ФД на этапе постановки звуков. Ребенок садится на тумбу, зеркало используется для отработки артикуляционных упражнений, сама колонна с рыбками и подсветкой стимулирует зрительный нерв, успокаивает, способствует выработке концентрации внимания. Сухой бассейн. Можно использовать с детьми с фонетико- фонематическим недоразвитием, индивидуально или малыми подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов. Например: можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов». Игра проводится на этапе автоматизации звука. Учитель-логопед приглашает детей подойти к сухому бассейну с включенный подсветкой (в зависимости от светового оформления ребенок может «поплавать в море», «полежать в песке» и т.д. ) и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились проговаривать в словах (допустим «Р»), а теперь просит забраться в бассейн и найти шарик, с приклеенным к нему словом на заданный звук, определить место звука в слове, твердость-мягкость. В конце задания предлагается пересчитать количество шариков. Цель данного упражнения: автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятие психоэмоционального напряжения. В релаксационный блок входит работа с аромалампой (ароматические масла), релаксационная музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие кресла и подушки, мягкое напольное покрытие и др. В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности. Расслабляющая гимнастика для глаз. Ребята ложатся на мягкие коврики, закрывают глазки, мягко поглаживают веки подушечками пальцев, затем на потолке включается световая панель «Галактика» или световой проектор «Нирвана», дети следят глазами за передвижением «метеоритов» на потолке или за вращающимися цветовыми пятнами «Нирваны», который оправдывая свое название, еще и расслабляет и успокаивает. Все это происходит под специальную релаксирующую музыку. Упражнения на мышечное расслабление. Звучит спокойная мелодия, дети сидят на мягких креслах. Сели удобно, отдыхаем. Делаем глубокий вдох, выдох. Представьте, что мы сидим на теплом песке у реки, светит теплое солнышко. Нам хорошо, спокойно. Вот подул легкий ветерок, сделайте вдох и подуйте тихонечко. Ветер дотронулся своим нежным дыханием до одуванчика и легкие пушинки полетели в разные стороны (дети дуют на легкие ватные шарики), на деревьях зашелестели листочки (спокойно дуют на листочки прикрепленного к длинной ниточке). Но вот ветер усилился, и листья зашелестели сильнее, (ребята дуют с большей силой). Мы рады этому теплому ветерку. Ветерок пошумел и утих (покажите дуновение слабого ветерка). Оптоволоконный модуль «Солнечный домик», «Водопад» Используется для стимуляции зрительного восприятия, концентрации внимания, развития творческого воображения, мелкой моторики. Наблюдение за сменой цветов оказывает стимулирующее и расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве темной сенсорной комнаты. Оптоволокно совершенно безопасно, ребенок может перебирать пальчиками тонкие светящиеся нити, наматывать их на пальчики, плести «косичку». В «Солнечном домике», например, очень интересно проводить занятия по теме «Имя прилагательное». Один ребенок забирается внутрь домика, остальные, сидя на мягких модулях, по очереди подбирают слова для описания характера своего друга. Конечно, можно говорить только приятные, хорошие слова. Через «Солнечный домик» проходит каждый ученик. Таким образом, происходит обогащение словарного запаса, расширяются возможности использовании словаря прилагательных, повышается самооценка. Для развития связной речи на занятиях часто я использую тактильные дорожки. Например, для изучения падежей, развития навыков согласования и управления я использую тактильную дорожку «Супер». Чтобы пройти по этой дорожке нужно правильно просклонять заданное существительное (каждая дощечка представляет какой-нибудь падеж). Если ребенок ошибся, он сходит с дистанции и снова ждет своей очереди. Это задание стимулирует интерес к изучению падежных вопросов и окончаний. Одновременно на различных поверхностях дорожки происходит тактильная стимуляция стоп. Зеркальная светящаяся панель «Бесконечность» используется для постановки и автоматизации звуков как обычное зеркало. Светящийся тоннель, уходящий в бесконечность, одновременно стимулирует глазной нерв и оказывает расслабляющее, релаксационное воздействие. Я использую этот модуль и для снятия страха речи (что часто свойственно детям-логопатам). Когда ребенок проговаривает звук, слог, слово или фразу в «Волшебный тоннель» у ребенка возникает ощущение волшебства, чуда и стимулирует правильное звукопроизношение. Проговаривая в «Волшебный тоннель» какие-то просьбы и желания, ребенку необходимо точно и правильно сформулировать фразу (иначе желание не сбудется), что в свою очередь способствует развитию связной речи. Песочная студия необходима для развития мелкой моторики и воображения. Здесь можно порисовать пальчиками буквы или слова на светящейся панели в мелком кварцевом песке. Отдельно хочу остановиться на работе с логопедическим тренажером «Дельфа-142», который используется с детьми имеющими ФД. С помощью тренажера можно выработать: • речевое дыхание, • голосоведение, • фонетическое оформление звучащей речи, • темпо-ритмическая организация речи, • коррекция звукопроизношения При этом на экране отображается: • длительный, устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз; • активный, короткий выдох речевой выдох; • наличие или отсутствие голоса; • сила и высота голоса; • громкость и длительность звука; • слоговая структура слова; • словесное и логическое ударение. Раздел "Звук" Коррекция речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Включает 19 упражнений, распределенных по типам: • "Задуй свечки", "Чашка чая", "Бабочка" и "Сказочный замок" «Воздушный змей» предназначены для отработки правильного речевого дыхания, плавности и длительности выдоха, слитного произнесения слов и фраз; • "Колобок" и "Бегемотик" помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране; • "Елочка" и "Репка" - для закрепления навыка произнесения слогов и слов на одном выдохе; • "Паровоз" - для отработки правильного произношения глухих согласных звуков; • "Космический стрелок" - для формирования и автоматизации навыка голосообразования (включения голоса), а также при работе с назальным оттенком голоса; • "Речевая волна" для формирования правильной ритмико- слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании; • "Речевая волна 2" - применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат. Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Как правило, традиционно организация обучения школьников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры. Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ОВЗ, ОНР, ФФН, ФД имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным: с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать школьников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным; многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию; каждое занятие с использованием оборудования СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность. Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов..

Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование  сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование  сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование  сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование  сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование  сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование  сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование  сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.

Использование  сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017