Тема статьи : "Использование словарей на уроках русского языка"
Исхакова Клара Мирмановна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «ООШ №7»
Данная статья разработана для учителей работающих в школах, гимназиях по программе ФГОС ООО. В школах обязательно должно развиваться умение пользоваться словарями. В данной статье мы разберем как правильно обучить учеников пользоваться словарями на уроках. Это умение вырабатывается при помощи практики и формируется на основе определенных знаниях и умениях.
С уважением, Исхакова Клара Мирмановна.
СТАТЬЯ ИСХАКОВА.doc
Тема: «Использование словарей на уроках русского языка»
Исхакова Клара Мирмановна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «ООШ №7»
В школьных программах формируется требование обучать учеников
умению пользоваться словарями. Содержание этого умения в программах не
раскрывается; не говорится и о том, в каких случаях использование словарей
обязательно; не выработаны критерии сформированности названного умения.
Наблюдение за учебным процессом в массовой школе убеждает в том, что
словари или не используются учителем и учениками, или используются крайне
редко, так как ученики не могут ими воспользоваться и теряют время на
поиски необходимой информации. Думается, ошибка заключается в том,что
программное требование прочитывается в большинстве случаев неверно, а
именно :формулировка «умение пользоваться орфографическим словарем»
понимается орфографическим словарем», что совершенно не одно и то же.
Пользование словарями без обучения специальному умению не дает желаемых
результатов.
В то же время учитель, не включающий словари в процесс обучения
русскому языку, уже сейчас оказывается во вчерашнем дне методики, так как
за последние 1012 лет создана лексикография, практически так или иначе
обеспечивающая все разделы курса «русский язык»;создаются учебники и
совершенствуется методика с учетом возможности использования этой
справочной литературы, в методике происходит движение в сторону обучения
школьников умениям и навыкам самостоятельной работы и подготовки их к
самообразованию.
С другой стороны, разумеется нельзя не высказать беспокойства по
поводу того, что вышедшие в свет школьные словари не удовлетворяют
полностью потребность в них, так как орфографическим словарем
Д.Н.Ушакова и С.Е. Крючкова. Необходима кабинетам русского языка и
другая лингвистическая литература, дефицит которой испытывает наше
общество очень остро и постоянно.
2.Однако, несмотря на объективные трудности ,работу со словарями
нужно начинать ,при этом можно добиться в ней значительных успехов. Но
для того ,чтобы имеющиеся в распоряжении учителя и учеников словари
«работать», нужен переворот в создании прежде всего учителя. В чем же,на
ваш взгляд, учителю необходимо пересмотреть свои установки?
Вопервых,
умение работать со справочной лингвистической
литературой имеет свою структуру ,которую надо четко представлять. В
соответствии с этой структурой и строится методика работы со словарями.
Это сложное умение, как и всякое умение, формируется на основе
определенных знаний и навыков и является итогом педагогической работы с
учебником. Какие же знания и навыки ложатся в основу умения работать со
словарями? Специально проведенные исследования в этой области и опыт
многих лет работы убеждают в том, что в структуру этого умения должны
быть включены :
На уровне знаний :1) знание типологии языковых словарей и 2)
представление о современном русском литературном языке, его нормах и
вариантности норм, о нарушениях норм литературного языка;
На уровне навыков: 1) обнаружение и квалификация языкового явления
,требующего обращения у языковым словарям;2) использование справочной
литературы в соответствии с ее назначением; 3)изменение способа чтения при
работе со словарем (просмотровое чтение, сканирование, изучающее,
ознакомительное);4)быстрое ориентирование в структуре словарных статей
различных типов языковых словарей и точное извлечение искомой
информации.
Чтобы «оживить» эту структуру, проследим весь ход нашего
оценки
собственного поиска информации, например, для уточнения
употребления в чьемто сочинении слова оченно.
1.Прежде всего квалифицируем языковое явление, т.е. четко ставим
перед собой вопрос: «Что мы хотим узнать об этом слове ?». Отвечаем:
«Значение, написание, произношение и т.п.?»
2.Проблемы нормы отражают наиболее полно словари правильностей.
Этого слова мы там не находим. Зная, что словари синонимов дают
достаточно полные синонимические ряды, отражающие не только широкую
градацию оттенков значений,
но и экспрессивностилистическую
их функциональностилевую принадлежность
окрашенность слов,
,обращаемся к их помощи и выбираем «Словарь синонимов русского языка
З.Е.Александровой.
3.Зная, что синонимичные ряды в этом слове даны в словарных статьях
после заглавных слов (доминант), в качестве которых отбираются
нейтральные слова, отчетливо передающие основной смысл понятия
,устанавливаем это слово на основе своего языкового чутья –очень.
Расположение заглавных слов алфавитное. Словарную статью очень находим
на с.341.(Можно воспользоваться помощью самого словаря ,в котором слово
оченно дается в общем словнике с отсылкой к статье очень.)
4.Теперь работа пойдет в пределах словарной статьи. Специально
выписываем ее целиком из словаря, соблюдая форму подачи (столбик, шрифт
и т.д.)
1.Прежде всего будем искать слово оченно. Как? Можно начать чтение
статьи с самого начала, пока не дойдем до искомого слова, и это будет грубой
технической ошибкой. Словарь должен «выдавать» информацию быстро –
тогда он выполнит свою роль справочника. Следовательно, мы как бы должны
«включить» себя на другую скорость и технику чтения, а именно на
сканирование: в сознании закладывается и удерживается только образ слова, которое ищем, все остальные слова просто не замечаются; глаза быстро
скользят по списку, который охватывается периферическим зрением целиком.
При такой установке на чтение слово обнаруживается в статье длиною около
130 слов за 23 секунды. Если читать всю статью элементарным чтением,
понадобится около 11,5 минут.
2)Чтобы установить оценку употребления этого слова с точки зрения
литературной нормы, необходимо точно найти ту стилистическую помету,
которая маркирует именно это слово. В статье мы видим множество
стилистических помет: разг., прост., уст., шутл., ирон., и т.д. Перед нашим
словом стоит помета разг., но по опыту мы знаем, что она может не
относиться к нему. Вот тутто и необходим навык быстрой ориентации в
словарной статье, а именно –навык квалифицированного анализа и
структурирования этой статьи. Искушенный читатель словаря сразу обратит
внимание в данной статье на пунктуацию (запятые и точки с запятой) и
поймет :все синонимы объединены в группы ,которые отделены друг от друга
точками с запятой; каждая группа завершается стилистической пометой
,выделенной курсивом и заключенной в скобки.
Слово оченно находится в группе слов, завершающихся
стилистической пометой прост., следовательно, слово оченно –просторечное.
Если читатель слеп к условному языку словаря и не обращает внимания на
знаки препинания, то помету разг. Он вполне может отнести к слову оченно и
вынести ложную информацию. Если он неправильно поймет структуру
словарной статьи и будет считать что каждая стилистическая помета
относится только к тому слову, после которого она стоит, то оченно окажется
вообще стилистически не маркированным, т.е.
общелитературным,
нейтральным –образцовым. И это тоже будет ошибкой.
Наше описание может показаться пространным, но оно адекватно
отражает этот процесс, а пропуски его звеньев, пробелы в знаниях, неточные
знания, неотработанные навыки недопустимы. Каждое звено в структуре
умения должно быть выполнен осознанно. В связи с этим все задания по
работе со словарями на первом и частично на втором годах обучения мы
подчиняем одной цели: заложить умение работать со словарями структурно и
отработать его элементы. Учителю, как правило, не хочет «тратить» на это
драгоценное время урока. Опыт же показывает, что после 34 уроков
происходит перелом и в сознании учителя, и в сознании ученика: ученики
перестают бояться словаря и пытаются уже всеми силами завладеть им на
уроке, а учитель понимает, что такая работа –не пустая трата времени и
«уход от языка», а именно углубленная работа над языком.
Подытоживая наши рассуждения и заканчивая статью, назовем те
случаи употребления русского языка, в которых обращение к словарям
является не только желательным, но и обязательным, так как только
обращение к словарям является адекватным средством решения этих
проблем. Список литературы
Бессонова Марина Сергеевна Обогащение словарного запаса на уроках
русского языка в младших классах // Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. №3.
Яковлева Т. В., Демичева В. В., Еременко О. И. Методические аспекты
формирования социокультурной компетенции учащихся начальной школы на
уроках русского языка // ИТС. 2007. №2.
Иванова Марина Юрьевна Семантический анализ текста на уроках
русского языка в старших классах // Сибирский педагогический журнал. 2010.
№4
Дорфман Оксана Вячеславовна Формирование лингвопоэтического
словаря школьника на уроках русского языка // Проблемы истории,
филологии, культуры. 2014. №3 (45).
Использование словарей на уроках русского языка
Использование словарей на уроках русского языка
Использование словарей на уроках русского языка
Использование словарей на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.