Использование современных образовательных технологий на уроках физики и математики
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика
7 кл
29.03.2018
Сущность моего опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:
• деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
• компетентностно-ориентированных;
• информационно-коммуникативных;
• здоровьесберегающих.Материал содержит информации о современных технологиях, их практическое применение на различных этапах урока
современные технологии на уроках.docx
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого
профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения,
умеющие творчески мыслить.
В “Концепции модернизации российского образования”, в национальной образовательной инициативе
“Наша новая школа” чётко сформулированы требования к современной школе, и обоснован
социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем
конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить
выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В
новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования
является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности”.
Сущность моего опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных
умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей
и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения
здоровья через внедрение современных образовательных технологий:
деятельностных,
проблемнопоисковых,
согласно изучаемой теме и возрастным
особенностям;
компетентностноориентированных;
информационнокоммуникативных;
здоровьесберегающих.
Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:
Деятельностные и проблемнопоисковые:
осуществление преемственности между начальным и основным звеном;
у учащихся слабо развита самодеятельность, т.е. самостоятельность овладения знаниями;
недостаточная сформированность ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих
принцип практического мышления: анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналоги и
ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать
утверждения;
отсутствие навыков познавательной исследовательской деятельности;
снижение заинтересованности к процессу познания;
неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи,
т.е. в новую ситуацию.
Компетентностноориентированные:
неумение самостоятельно конструировать свои знания;
слабое ориентирование в информационном пространстве;
слабое развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему;
неготовность учащихся использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной
ситуации;
невысокий уровень математической культуры.
Информационнокоммуникативные:
снижение интереса к предмету;
слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её
достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
Здоровьесберегающие:
возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;
неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
повышенная степень тревожности изза боязни не быть успешным;
однообразие видов деятельности.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить
эффективность учебного процесса.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные
знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо
организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
Деятельностный и проблемнопоисковый подход в моей работе связан с созданием на
уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать
информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело
высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное
усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание
активной
личности.
Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории,
взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое
задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера
сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
В области обучения решению задач деятельностный и проблемнопоисковый подход
предполагает раскрытие деятельности поиска решения, разъяснение различных приемов и методов
поиска. Запас интеллектуальных умений учащихся постоянно расширяю за счет овладения ими
разными способами решения задач. Изучение этих методов не только помогает детям осмыслить
пути научного знания, но учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их
деятельность на уроках математики. Для меня, как учителя математики, важно, чтобы ученики
имели глубокие знания, владели способами их получения. Это достигается через применение деятельностного и проблемнопоискового способа обучения. Мотивация своей деятельности,
проблемный характер изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия
деятельности позволяют говорить о развитии разных сторон мышления учащихся, расширения запаса
их интеллектуальных умений, способности четко мыслить, полноценно логически рассуждать.
На уроках использую формы работы:
– эвристическая и проблемнопоисковая беседа;
– демонстрационный эксперимент;
– лабораторная работа;
– практическая работа;
– урокидиспуты.
Наглядные пособия при проблемнопоисковых методах обучения применяю уже не в целях
активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии рисунков,
схем, графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая
самостоятельных размышлений учеников, для высказывания какихто обобщений, выявления
доминирующих причин.
В реализации деятельностного и проблемнопоискового подхода центральное место занимает
исследовательский метод. В математике можно подогнать любую задачу к ответу, но результат
только тогда приносит радость, когда ребята сами нашли решение трудной задачи, вложили в нее
свой труд и душу. Подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные
задачи. Это понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, формулированию
гипотез, испытывание их на правдоподобие.
Считаю, что главная ценность деятельностного и проблемного обучения состоит в том, что ученики
имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.
При использовании деятельностной и проблемнопоисковой технологии у школьников:
– зарождаются основы системного мышления;
– формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;
– развиваются творческие способности, воображение ;
– воспитываются целеустремлённость и организованность;
В своей работе использую и информационнокоммуникативные технологии.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства
мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации
учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования
разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с
использованием удобного способа восприятия информации;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать
результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно
анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря
наличию обратной связи. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала
применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
Использую ИКТ на разных этапах урока:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо
для дальнейшего изучения нового материала;
На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют
определить степень усвоения нового материала;
При проверке домашнего задания. Педагог предлагает кому – нибудь из учеников выполнить
домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он
показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или
наиболее проблемные задания;
При объяснении нового материала;
При закреплении, повторении
На этапе контроля.
Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся
наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование и конструирование.
Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными,
разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее
усваиваются.
Сохранять
Весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах
мне
здоровьесбережения.
помогают здоровьесберегающие технологии.
Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика
необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания
в повседневной жизни. Поэтому:
укреплять
здоровье
учащихся
и
на уроках соблюдаю требования САНПиНа;
на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя,
ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно
умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной
обстановке утомление наступает быстрее;
чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании
урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности:
интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;
использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для
глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия
напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки
органически вплетаются в канву урока;
на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый
образ жизни”, “правильное питание”, “экология”;
осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.
Игровые технологии
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства
эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает
процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает
преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока
включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди
ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной
математики. Всё это направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их
познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит
к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, снижен процент пропусков
занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся.
Использование современных образовательных технологий на уроках физики и математики
Использование современных образовательных технологий на уроках физики и математики
Использование современных образовательных технологий на уроках физики и математики
Использование современных образовательных технологий на уроках физики и математики
Использование современных образовательных технологий на уроках физики и математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.