Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.
Оценка 4.7

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
экология
Детсад
16.09.2017
Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения воспитания детей и молодежи. Одной из первых появилась программа С. Николаевой «Юный эколог». Далее выходит программа Рыжовой «Наш дом природа», которая нацелена на воспитание активной и творческой личности детей 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных и социальных условий, национальных традиций. Обзор ряда экологических программ демонстрирует понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе. Применение понятия «педагогической технологии» в области экологического воспитания дошкольников имеет свою специфику, определяемую его предметом, содержанием и методами. В данном случае определение технологии может быть следующим. Технология — это система экологического воспитания, кото¬рая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология — это методическое обеспечение программы, реализующая ее глав¬ные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) меняется уровень экологической воспитан¬ности детей, что устанавливается с помощью специального диаг¬ностического обследования. К одной и той же программе может пить разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы. На сегодняшний момент существуют различные виды образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как: - проектные методы; - социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга); - использование компьютерных технологий; - мультимедийные презентации. Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует в окружающем него мире. Применяя принцип наглядности становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Технология проектов способствует: развитию критического мышления и познавательных умений детей; формированию умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения новых задач; овладению исследовательскими методами познания природы и социума; приобретению коммуникативных навыков, умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли; актуализации личностных контактов ребенка через знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему. Технология проектов предполагает: самостоятельную (индивидуальную, групповую, коллективную) деятельность детей по выполнению проекта; решение какой-либо конкретной, значимой для детей проблемы; использование разнообразных методов и средств обучения в процессе выполнения проекта; интегрирование знаний и способов действий из различных видов деятельности (познавательной, трудовой, изобразительной и т.д.); результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года). Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Н.И. Ветрова, В.И.Логинова, С.Н.Николаева, И.А. Хайдурова) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления дошкольников. В дидактике выделяют три вида моделей. Первый вид — предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная модель фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.Н.Николаева). Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Третий вид — графические модели (графики, схемы и т.п.). Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или воспитательном процессе. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризирующийся ассимиляцией ребенком окружающей действительности (Ж.Пиаже, К.Бюллер). Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации. В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, «Блиц-игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга). Элементарные опыты в настоящее время используются как средство активизации умственной деятельности дошкольников, решения задач их экологического образования. Детей, особенно старшего дошкольного возраста, интересуют многие явления природы, развитие растений и животных. Дети иногда пытаются сами найти ответ на возникшие вопросы. Это вызвано тем, что для ребенка, в силу ограниченности его опыта и особенностей развития мышления, не всегда понятны объяснения воспитателя. А при проведении опыта явление приближается к ребенку, раскрывается его суть. Элементарный опыт (эксперимент), по мнению П.Г.Саморуковой, — это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях В.И.Логинова считает, что опыт — это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения Н.Н.Поддьяков отмечает, что детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя. Изучение им особенностей данной деятельности дают основание для формулировки следующих положений: детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников; в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества — новых построек, моделей, рисунков, сказок и т.п. (познавательная и продуктивная формы экспериментирования); детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества; в детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов; детское экспериментирование является всеобщим способом функционирования психики, пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позднее деятельности экспериментирования, но затем приобретает статус второй ведущей деятельности. Значение элементарных опытов заключается в следующем: - проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы; - опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину его появления. Дети учатся: анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи; у детей развивается наблюдательность, пытливость, познавательные интересы; опыты способствуют развитию речи, поскольку детям необходимо четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы; в опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности. Обучать ребенка, говорил П.П.Блонский, это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей. В основу классификации экспериментов могут быть положены разные принципы. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с объектами неживой природы; опыты с растениями; опыты с животными; опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, на поле и т.д. По количеству детей: индивидуальные (1—4 ребенка); групповые (5—10 детей); коллективные (вся группа). По причине проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические. По продолжительности: кратковременные (5—10 минут); длительные. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). По способу применения в групповой комнате: демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами; фронтальные (у детей имеется раздаточный материал на столах для экспериментирования). Особенности детского экспериментирования. Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно- исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, служащими у детей наиважнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя заставить ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям. Так, всегда надо доводить до конца посадку и пересадку растений, уход за животными уголка природы, возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие старшие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано. Работа с живыми объектами дает для этого богатейшие возможности. Особая роль в экологическом образовании детей принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в ДОУ. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить дошкольников с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимную связь явлений. В образовательном смысле экскурсии ценны тем, что являются одной из лучших форм наглядного ознакомления с природой. На экскурсиях дети имеют дело непосредственно с живыми объектами в естественной среде обитания, и никакие пособия, книги, фотографии и рисунки, искусственные модели и коллекции не заменят их. Экскурсии в природу позволяют значительно глубже и полнее изучить многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды (основы экологического воспитания). Эти знания в большинстве случаев конкретны и точны, поскольку дети воспринимают предметы такими, какие они есть в действительности. На экскурсиях дошкольники получают также навыки самостоятельной исследовательской работы и наблюдений. Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей. Акции можно приурочить к каким либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, например, относятся «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, и значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей. Экологическая тропа — это тоже одна из современных форм обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Создание мини – фермы, фито - поляны, «уголка нетронутой природы» и других «экологических пространств» позволит проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра: - привлечение внимания к проблемам окружающей среды; - развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность. В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.). Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (но не чаще одного раза в два месяца. В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения воспитания детей и молодежи. Одной из первых появилась программа С. Николаевой «Юный эколог». Далее выходит программа Рыжовой «Наш дом природа», которая нацелена на воспитание активной и творческой личности детей 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных и социальных условий, национальных традиций. Обзор ряда экологических программ демонстрирует понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе. Применение понятия «педагогической технологии» в области экологического воспитания дошкольников имеет свою специфику, определяемую его предметом, содержанием и методами. В данном случае определение технологии может быть следующим. Технология — это система экологического воспитания, кото¬рая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология — это методическое обеспечение программы, реализующая ее глав¬ные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) меняется уровень экологической воспитан¬ности детей, что устанавливается с помощью специального диаг¬ностического обследования. К одной и той же программе может пить разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы. На сегодняшний момент существуют различные виды образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как: - проектные методы; - социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга); - использование компьютерных технологий; - мультимедийные презентации. Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует в окружающем него мире. Применяя принцип наглядности становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Технология проектов способствует: развитию критического мышления и познавательных умений детей; формированию умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения новых задач; овладению исследовательскими методами познания природы и социума; приобретению коммуникативных навыков, умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли; актуализации личностных контактов ребенка через знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему. Технология проектов предполагает: самостоятельную (индивидуальную, групповую, коллективную) деятельность детей по выполнению проекта; решение какой-либо конкретной, значимой для детей проблемы; использование разнообразных методов и средств обучения в процессе выполнения проекта; интегрирование знаний и способов действий из различных видов деятельности (познавательной, трудовой, изобразительной и т.д.); результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года). Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Н.И. Ветрова, В.И.Логинова, С.Н.Николаева, И.А. Хайдурова) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления дошкольников. В дидактике выделяют три вида моделей. Первый вид — предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная модель фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.Н.Николаева). Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Третий вид — графические модели (графики, схемы и т.п.). Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или воспитательном процессе. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризирующийся ассимиляцией ребенком окружающей действительности (Ж.Пиаже, К.Бюллер). Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации. В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, «Блиц-игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга). Элементарные опыты в настоящее время используются как средство активизации умственной деятельности дошкольников, решения задач их экологического образования. Детей, особенно старшего дошкольного возраста, интересуют многие явления природы, развитие растений и животных. Дети иногда пытаются сами найти ответ на возникшие вопросы. Это вызвано тем, что для ребенка, в силу ограниченности его опыта и особенностей развития мышления, не всегда понятны объяснения воспитателя. А при проведении опыта явление приближается к ребенку, раскрывается его суть. Элементарный опыт (эксперимент), по мнению П.Г.Саморуковой, — это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях В.И.Логинова считает, что опыт — это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения Н.Н.Поддьяков отмечает, что детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя. Изучение им особенностей данной деятельности дают основание для формулировки следующих положений: детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников; в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества — новых построек, моделей, рисунков, сказок и т.п. (познавательная и продуктивная формы экспериментирования); детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества; в детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов; детское экспериментирование является всеобщим способом функционирования психики, пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позднее деятельности экспериментирования, но затем приобретает статус второй ведущей деятельности. Значение элементарных опытов заключается в следующем: - проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы; - опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину его появления. Дети учатся: анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи; у детей развивается наблюдательность, пытливость, познавательные интересы; опыты способствуют развитию речи, поскольку детям необходимо четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы; в опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности. Обучать ребенка, говорил П.П.Блонский, это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей. В основу классификации экспериментов могут быть положены разные принципы. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с объектами неживой природы; опыты с растениями; опыты с животными; опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, на поле и т.д. По количеству детей: индивидуальные (1—4 ребенка); групповые (5—10 детей); коллективные (вся группа). По причине проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические. По продолжительности: кратковременные (5—10 минут); длительные. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). По способу применения в групповой комнате: демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами; фронтальные (у детей имеется раздаточный материал на столах для экспериментирования). Особенности детского экспериментирования. Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно- исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, служащими у детей наиважнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя заставить ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям. Так, всегда надо доводить до конца посадку и пересадку растений, уход за животными уголка природы, возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие старшие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано. Работа с живыми объектами дает для этого богатейшие возможности. Особая роль в экологическом образовании детей принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в ДОУ. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить дошкольников с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимную связь явлений. В образовательном смысле экскурсии ценны тем, что являются одной из лучших форм наглядного ознакомления с природой. На экскурсиях дети имеют дело непосредственно с живыми объектами в естественной среде обитания, и никакие пособия, книги, фотографии и рисунки, искусственные модели и коллекции не заменят их. Экскурсии в природу позволяют значительно глубже и полнее изучить многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды (основы экологического воспитания). Эти знания в большинстве случаев конкретны и точны, поскольку дети воспринимают предметы такими, какие они есть в действительности. На экскурсиях дошкольники получают также навыки самостоятельной исследовательской работы и наблюдений. Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей. Акции можно приурочить к каким либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, например, относятся «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, и значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей. Экологическая тропа — это тоже одна из современных форм обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Создание мини – фермы, фито - поляны, «уголка нетронутой природы» и других «экологических пространств» позволит проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра: - привлечение внимания к проблемам окружающей среды; - развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность. В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.). Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (но не чаще одного раза в два месяца. В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.
Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.docx
Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. В этот   же   период   осуществляется   поиск   эффективных   методов экологического образования, создаются технологии обучения воспитания детей и молодежи. Одной из первых появилась программа С. Николаевой «Юный эколог». Далее выходит программа Рыжовой «Наш дом природа», которая нацелена на воспитание активной и творческой личности детей 5­6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В   последнее   время   идет   интенсивный   творческий   процесс   в   регионах России.   Педагоги,   экологи   разрабатывают   программы   экологического образования детей с учетом местных и социальных условий, национальных традиций. Обзор ряда экологических программ демонстрирует понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения. А для этого нужно   интенсивное   экологическое   образование   всех   людей,   начиная   с дошкольного детства. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое   состояние.   Именно   в   дошкольном   возрасте   создаются   и   эмоциональные   впечатления, накапливаются   яркие,   образные, закладывается  фундамент  бережного  отношения  к природе.  Применение понятия   «педагогической   технологии»   в   области   экологического воспитания   дошкольников   имеет   свою   специфику,   определяемую   его предметом,   содержанием   и   методами.   В   данном   случае   определение технологии   может   быть   следующим.   Технология   —   это   система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология — это методическое обеспечение программы, реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) меняется уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К   одной   и   той   же   программе   может   пить   разработано   несколько технологий,   которые   различаются   между   собой   набором   и   характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного   года,   но   которые   обязательно   реализуют   ведущие   идеи программы.  На   сегодняшний   момент   существуют   различные   виды образовательных   технологий.   Для   организации   образовательной деятельности   по   экологическому   воспитанию   дошкольников   можно использовать следующие виды технологий такие как: ­ проектные методы; ­ социально­игровые   методы   обучения   (дети   учат   друг   друга);   ­ использование компьютерных технологий; ­ мультимедийные презентации. Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение   компьютерных   технологий   и   мультимедийных   презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует   в   окружающем   него   мире.   Применяя   принцип   наглядности становится   возможным   донести   информацию   в   доступной   для   ребенка форме.   В   отличие   от   взрослого   человека,   детям,   как   нельзя   лучше подходит   поговорка   «лучше   один   раз   увидеть,   чем   сто   раз   услышать». Ребенку,   с   его   наглядно   ­   образным   мышлением,   понятно   лишь   то,   что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно   поэтому   так   важно   при   обучении   дошкольников   обращаться   к доступным   для   них   каналам   получения   информации.   Одной   из   новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Технология проектов способствует: развитию критического мышления и познавательных умений детей; формированию умений ориентироваться в информационном   пространстве,   самостоятельно   конструировать   свои знания   и   применять   их   для   решения   новых   задач;   овладению исследовательскими методами познания природы и социума; приобретению коммуникативных   навыков,   умений   работать   в   разнообразных   группах, исполняя   разные   социальные   роли;   актуализации   личностных   контактов ребенка через знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему. Технология проектов предполагает: самостоятельную (индивидуальную,   групповую,   коллективную)   деятельность   детей   по выполнению проекта; решение какой­либо конкретной, значимой для детей проблемы;   использование разнообразных методов и средств обучения в процессе выполнения проекта; интегрирование знаний и способов действий из   различных   видов   деятельности   (познавательной,   трудовой, изобразительной и т.д.);   результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать   полученные   знания,   развивать   творческие   способности   и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект   может   быть   реализован   в   любом   объединении   дошкольников   (в группе,   подгруппе,   одновременно   в   нескольких   группах,   по   всему учреждению,   между   несколькими   учреждениями,   с   привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным   —   до   трех   недель,   долговременным   —   до   года). Современной   формой   работы   по   экологическому   воспитанию   детей является   использование   моделирующей   деятельности,   использование графических   моделей   в   процессе   ознакомления   с   природой. Многочисленные   исследования   отечественных   педагогов   и   психологов (П.Я.Гальперин,   В.В.Давыдов,   А.В.Запорожец,   Н.Н.   Поддьяков,   Л.А. Венгер,   Н.И.   Ветрова,   В.И.Логинова,   С.Н.Николаева,   И.А.   Хайдурова) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных   знаний   и   навыков   оказывает   положительное   влияние   на интеллектуальное   развитие   детей;   что   с   помощью   пространственных   и графических   моделей   относительно   легко   и   быстро   совершенствуется ориентировочная перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии   формируются     деятельность, мышления   дошкольников.   В   дидактике   выделяют   три   вида   моделей. Первый   вид   —   предметная   модель   в   виде   физической   конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть   плоскостная   модель   фигуры   человека   с   подвижным   сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.Н.Николаева). Второй вид — предметно­схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи   между  ними  обозначаются   при  помощи  предметов­заместителей   и графических знаков. Третий вид — графические модели (графики, схемы и т.п.). Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем   вместе   с   детьми   можно   назвать   моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта –   предметы,   которые   помогают   ориентироваться   в   громадном пространстве,   совершать   путешествия   по   странам   и   континентам,   не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные   модели.   Важнейшими   из   них   являются   календари   природы   – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в   природе.   Любой   календарь   природы   имеет   большое   значение   для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или воспитательном процессе. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения.  Игра — ведущий   вид   деятельности   детей   дошкольного   возраста, характеризирующийся окружающей ассимиляцией     ребенком   действительности (Ж.Пиаже, К.Бюллер). Действуя в условиях свободного выбора,   ребенок   мобилизует   свой   энергетический   потенциал,   реализует потребности   в   активной   поисковой   и   преобразующей   творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре   строятся   на   началах   равноправия   и   сотрудничества   независимо   от игровой ситуации. В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности   по   экологическому   воспитанию   дошкольников   как   КВН, «Блиц­игра»,   занятия   с   использованием   социально­игровых   методов обучения (когда дети учат друг друга). Элементарные опыты в настоящее время используются как средство активизации умственной деятельности дошкольников,   решения   задач   их   экологического   образования.   Детей, особенно   старшего   дошкольного   возраста,   интересуют   многие   явления природы, развитие растений и животных. Дети иногда пытаются сами найти ответ на возникшие вопросы. Это вызвано тем, что для ребенка, в силу ограниченности его опыта и особенностей развития мышления, не всегда понятны   объяснения   воспитателя.   А   при   проведении   опыта   явление приближается   к   ребенку,   раскрывается   его   суть.   Элементарный   опыт (эксперимент),   по   мнению   П.Г.Саморуковой,   —   это   наблюдение, проводимое в специально организованных условиях В.И.Логинова считает, что опыт — это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов,   установления   связей   между   ними,   причин   их   изменения Н.Н.Поддьяков  отмечает, что детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя.   Изучение   им   особенностей   данной   деятельности   дают основание   для   формулировки   следующих   положений:   детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой   наиболее   ярко   выражены   процессы   целеобразования,   процессы возникновения   и   развития   новых   мотивов   личности,   лежащих   в   основе самодвижения, детском дошкольников; саморазвития в         экспериментировании   наиболее   мощно   проявляется   собственная активность   детей,   направленная   на   получение   новых   сведений,   новых знаний, на получение продуктов детского творчества — новых построек, моделей, рисунков, сказок и т.п. (познавательная и продуктивная формы экспериментирования); детское экспериментирование является стержнем любого   процесса   детского  творчества;    в  детском  экспериментировании наиболее   органично   взаимодействуют   психические   процессы дифференциации детское интеграционных процессов;         экспериментирование   является   всеобщим   способом   функционирования психики,   пронизывает   все   сферы   детской   жизни,   все   виды   детской деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позднее деятельности экспериментирования, но затем приобретает статус второй ведущей деятельности. Значение элементарных опытов заключается в   следующем:   ­   проявляется   сознательная   деятельность   детей, направленная   на   лучшее   познание   природы,   выявление   зависимостей   и связей   между   предметами   и  явлениями,  между   деятельностью   людей   и состоянием   природы;   ­   опыты   оказывают   положительное   влияние   на развитие   логического   мышления   дошкольников,   т.к.   им   необходимо обнаружить   и   объяснить   причину   его   появления.   Дети   учатся: анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения   задачи;     у   детей   развивается   наблюдательность,   пытливость, познавательные интересы;  опыты способствуют развитию речи, поскольку детям необходимо четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы,   суждения,   выводы;     в   опыте   ребенок   получает   знания   не   как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности. Обучать ребенка, говорил П.П.Блонский, это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей. В   основу   классификации   экспериментов   могут   быть   положены   разные принципы. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с объектами неживой природы;  опыты с растениями;  опыты с животными; опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, на поле и т.д.   По количеству детей:     групповые   (5—10   детей);   индивидуальные   (1—4   ребенка);   коллективные   (вся   группа).     По   причине   проведения:   случайные; запланированные;  поставленные в ответ на вопрос ребенка.  По характеру включения   в   педагогический   процесс:   эпизодические   (проводимые   от случая   к   случаю);   систематические. кратковременные   (5—10   минут);   длительные.     По   продолжительности:   По   месту   в   цикле:   первичные;     повторные;   заключительные   и   итоговые.     По   характеру мыслительных операций:  констатирующие (позволяющие увидеть какое­то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);  обобщающие (эксперименты, в которых   прослеживаются   общие   закономерности   процесса,   изучаемого ранее по отдельным этапам). По способу применения в групповой комнате: демонстрационные   (при   которых   в   группе   имеется   всего   один   объект, находящийся   в   руках   педагога).   Воспитатель   сам   проводит   опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами; фронтальные (у   детей   имеется   раздаточный   материал   на   столах   для экспериментирования).   Особенности   детского   экспериментирования. Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования   школьников   и,   от   научно­   тем   более, исследовательской   работы   взрослых.   Главным   отличием   можно   назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием   предметами,   служащими   у   детей   наиважнейшими способами   познания   мира.   Рассмотрим   его   некоторые   особенности. Детское   экспериментирование   свободно   от   обязательности.   Нельзя заставить ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.   Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес   к   эксперименту   не   возник   или   быстро   пропал,   его   можно прекратить   ранее   запланированного   срока.   Исключение   составляют   те опыты,   в   которых   прекращение   работы   наносит   вред   животным   и растениям.   Так,   всегда   надо   доводить   до   конца   посадку   и   пересадку растений, уход за животными уголка природы, возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие старшие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано.  Работа   с  живыми   объектами   дает   для   этого   богатейшие   Особая   роль   в   экологическом   образовании   детей возможности.   принадлежит   экскурсиям,   которые   являются   одной   из   организационных форм обучения в ДОУ. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить   дошкольников   с   природными   объектами   и   явлениями,   с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимную связь явлений. В образовательном смысле экскурсии ценны тем, что являются одной   из   лучших   форм   наглядного   ознакомления   с   природой.   На экскурсиях   дети   имеют   дело   непосредственно   с   живыми   объектами   в естественной   среде   обитания,  и   никакие   пособия,   книги,  фотографии   и рисунки, искусственные модели и коллекции не заменят их. Экскурсии в природу   позволяют   значительно   глубже   и   полнее   изучить   многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь   организмов   друг   с   другом   и   с   условиями   среды   (основы экологического воспитания). Эти знания в большинстве случаев конкретны и точны, поскольку дети воспринимают предметы такими, какие они есть в действительности.   На   экскурсиях   дошкольники   получают   также   навыки самостоятельной   исследовательской   работы   и   наблюдений.   Старших дошкольников   можно   включить   в   природоохранительные   акции   – социально   значимые   мероприятия,   которые,   могут   быть   проведены   в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии   родителей.   Акции   можно   приурочить   к   каким   либо   датам,   Дети   старшего сообщениям,   имеющим   общественное   значение. дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, например, относятся   «Зеленая   елочка   –   живая   иголочка»   ­   акция   по   сбережению живого   дерева,   против   бессмысленной   массовой   их   вырубки   к   Новому году. Доступные  и понятные  для  детей  акции можно  провести к  таким значительным международным событиям, как День воды, День земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, и значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей. Экологическая тропа — это   тоже   одна   из   современных   форм   обучения.   Это   специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы ­ обучение детей на   примере   конкретных   природных   объектов,   общение   с   природой, воспитание бережного отношения к ней. Создание мини – фермы, фито ­ поляны,   «уголка   нетронутой   природы»   и   других   «экологических пространств»   позволит   проводить   с   дошкольниками   разнообразную эколого­педагогическую работу в летний период. Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является   экологический   театр,   который   способствует   развитию   чувства коллективизма,   формирует   опыт   нравственного   ответственности, поведения,   влияет   на   духовно­нравственное   развитие   личности.   Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать   окружающий   мир,   но   и   жить   в   гармонии   с   ним.   Задачи экологического театра: ­ привлечение внимания к проблемам окружающей среды;   ­   развитие   творческих   способностей   детей;   вовлечение   детей   в активную   природоохранную   деятельность.   В   рамках   экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.). Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы   вызвать   у   детей   положительный   эмоциональный   отклик   на природное   содержание.   Эмоции   рождают   отношение,   воздействуют   на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (но не чаще одного раза в два месяца.   В заключение следует отметить, что современные   технологии   экологического   образования   —   это   целостная система   экологического   воспитания   детей.   Ее   реализация   на   практике поднимает   уровень   экологической   культуры   воспитателя,   обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии   требует   от   воспитателя   вдумчивого   подхода.   Не   меняя   ее стержня   и   учитывая   свой   опыт,   уровень   развития   детей,   конкретное природное   окружение,   воспитатель   может   привнести   свои   приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.

Использование современных образовательных технологий в экологическом образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2017