«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой,
повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века
использовать неэффективные, устаревшие технологии
воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие
больших временных затрат и не гарантирующие
качество воспитания...»
М. Поташник
Я хочу зачитать слова педагога-новатора М. Поташника «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...».«Учить всегда, учить везде,
До дней последних до конца!
Учить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца»
«Использование современных педагогических технологий в организации и проведении
воспитательной работы»
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой,
повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века
использовать неэффективные, устаревшие технологии
воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие
больших временных затрат и не гарантирующие
качество воспитания...»
М. Поташник
Я хочу зачитать слова педагогановатора М. Поташника «Общеизвестно, что
нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе
XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания,
изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не
гарантирующие качество воспитания...».
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать
самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в
любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески
ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации
образования придает воспитательной работе особое значение.
Перед классным руководителем стоит одна из важнейших задач — создание
благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного
общего развития личности каждого школьника и развитие творческой личности.
Классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:
забота о развитии каждого ребенка;
помощь в решении возникающих проблем;
организация разнообразной деятельности в классе.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив посвоему. Передо мной часто возникал
вопрос «Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру
божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать
этот интерес до окончания школы?». И решение пришло само собой – надо приобщать
детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями,
исполнителями, но и творцами.
В век развитых технологий, противоречивости социальноэкономического
развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования
предъявляются принципиально новые духовнонравственные и социально
экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на
практике для решения разнообразных проблем;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и
искать пути их преодоления;
четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть
применены в окружающей действительности; грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельным, контактным;
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления
содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии
становятся ведущими в образовании.
Классный руководитель каждый раз думает: почему бы не использовать
инновационные технологии и в воспитательной работе. Причин для размышления
можно назвать несколько:
Как поддержать интерес учащихся к классным часам?
Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли
желание посещать школу?
Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и
воспитать чемуто ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных
технологиях лучше, чем классные руководители?
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного
Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология это
интереса в систему воспитательной работы необходимо вводить информационно
коммуникационные инновационные технологии.
продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий
для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных
педагогических технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в
широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений,
не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал
педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высоко квалифицированным педагогом
нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Необходимо начинать с применения самых простых технологий:
здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, которые просто необходимы для
сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам
сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила
здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение
двигательной активности: пешие и велосипедные походы, посещение катка, семейные
спортивные праздники и тд.).
Я использую игровые технологии при проведении классных часов и при
проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я читающая (дружная, национальная,
спортивная, читающая)семья», Новогодние представления и праздники к 8 Марта
совместно с родителями)
Внимание классного руководителя привлекает технология личностно
ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка,
обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитываетсяобогащение жизненного опыта ребенка, индивидуальноличностное значение
усваиваемой информации, развитие творческих способностей.
В следующую группу можно объединить технологию сотрудничества и групповые
формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и
другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в
разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и
культурных связей. Особенны любимы такие приёмы, как «аквариум», «вертушка»,
«пила», «мозговой штурм». Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают
цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология педагогических мастерских и педагоги, разрабатывающие сценарии
классных часов или родительских собраний вызывают уважение. Педагогическая
мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия
для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем
самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и
пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника
нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он
активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний
считается технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках
информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать
прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать»
второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в
познаваемом объекте. На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные
неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова,
тонкие и толстые вопросы. На 2 ой стадии осмысление происходит сама работа с
текстом: чтение с маркировкой, составление таблиц, ведение дневника, фишбоун. На
этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его
либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима
данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания»,
«Компьютер: за и против».
В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в
воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер
и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных
технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше
начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной
составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить
интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме применение
информационнокоммуникационных технологий в воспитательном процессе не
замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки
какихлибо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией
презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсовдля достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же,
учащиеся не только смотрят научнопопулярные фильмы, предлагаемые педагогом, но
и сами включаются в поиск информации (презентации детей о погибших в
Афганистане, Героях СССР) В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у
этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.
Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее
при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий в
основном использовались печатные материалы и средства ТСО, то сегодня есть
возможность использовать электронные энциклопедии, Internetресурсы, можно
заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над, чем работают они.
Сегодня мы способны свободно, уместно использовать современные технологии в
своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам,
тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Внимание классных
руководителей привлекли обучающие и познавательные программы на CD,
Интерактивные игры («Не тормози»). Красочность и увлекательность компьютерных
программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой,
творческий, естественный процесс (можно заниматься в одном классе с одним
компьютером или каждый ребёнок индивидуально). Одним из главных помощников для
учителя является Интернет. Итак, самое простое применения Интернета – это
использовать его как источник дополнительных материалов. Возможности
использования Интернет ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт
условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации,
находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам
собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе,
будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые
произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих,
художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Интернет
можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство
развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный
руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и
родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru
Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование
подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций,
Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель
способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют
и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в
себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые
эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания,
интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей. Я вижу целый
ряд преимуществ презентации Power Point в:
∙ сочетании разнообразной текстовой аудио и видеонаглядности;
∙ возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного
материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на
бумаге и пр.);∙ возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и
гиперссылок;
∙ возможности использовать разнообразные формы организации познавательной
деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
∙ активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса
обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и
запоминания нового материала;
∙ экономии учебного времени;
∙ развитие креативных способностей в организации учебной деятельности
Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе интерактивная
доска. Благодаря чудодоске по гиперссылкам можно очень быстро выйти в интернет
на нужный сайт, выделить цветом необходимую информацию в любом документе,
скрыть информацию, открыть, перетащить.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный
процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства,
развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и
мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь
только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении
методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить
качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у
учащихся, и у их родителей.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и,
по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель,
воспитатель, классный руководитель будет в классе солнышком. И пусть вашим
лозунгом будет:
«Учить всегда, учить везде,
До дней последних до конца!
Учить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца»