Использование технологических карт в обучении умственно отсталых школьников.
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
дефектология
Взрослым
15.04.2017
В статье обсуждается тема целесообразности использования технологических или предметно – технологических карт на уроке трудового обучения умственно - отсталых школьников, выбор способа оформления карты, составления плана работы над изделием, .составление в совместной деятельности словесного отчета, работа по воспитанию адекватной самооценки.Текстовый материал.
тех.карты.docx
Использование технологических карт в обучении умственно отсталых
школьников.
На уроках трудового обучения и изобразительного искусства при работе с
умственно отсталыми
учащимися целесообразно использовать
технологические или предметно – технологические карты. В данной статье
речь пойдёт уроках трудового обучения. Наиболее полезны технологические
карты на основном этапе работы с изделием. Если на доске вывешена карта
или предметы , отражающие последовательность работы учащемуся будет по
силам справиться с заданием, придерживаться составленного плана.
Вначале изделия выполняются по образцу (требования программы), затем по
натуральному предмету и игрушке, по рисунку, описанию по представлению
и, наконец, по замыслу.
Изготовление изделия по образцу легче, чем по рисунку, т.к. он сделан из
определенных материалов, имеет соответствующую форму и все нужные
детали, на нем видны способы и места соединения. Это помогает составить
план. Рисунок, плоское изображение натурального предмета, только в
некоторой мере помогает предварительному планированию и сборке изделия.
Ученик видит изображение предмета, который предстоит воссоздать. Но ни
материалов, ни способов соединения рисунок не подсказывает. Он отражает
лишь общие очертания формы, строение и пропорции предмета, но в тоже
время требует от учащихся умения ориентироваться в пространстве при
выполнении объёмного изделия и сложность работы повышается. Таким
образом, образец является хорошим ориентиром при составлении плана и
изготовлении изделия. мере
с
По
древесиной, металлоконструктором) учитель в большей степени оказывает
новых
видов
(работа
ввода
труда
помощь в состалении плана, работе по технологической карте, при
самостоятельной работе и анализе изделия.
Словесный отчет помогает учащимся осознанно подходить к составлению
плана (однотипное изделие), выполнению порядка действий, развивает речь (в
том числе формирует словарь специальных понятий). Возможно ученик
найдёт для себя более рациональный путь действия, который после с
помощью учителя отразит в словесном отчёте о проделанной работе.
Насколько логично действовал ученик, осознано ли он изменил ход работы,
будет видно из сравнения практической деятельности и отчета о ней.
У умственно отсталые учащиеся страдает процесс самооценивания. Они
неадекватно оценивают результаты своего труда, больше ориентируясь на
процесс выполнения, а не на результат. Иногда поставленная оценка вызывает
у них отрицательную реакцию. Следовательно, необходимо учить детей
правильно относиться к качеству выполненного изделия.
Начинать эту работу следует с первого урока. Учитель просит ответить,
нравится или не нравится ученику его работа, как она сделана, не требуя
объяснения оценки. В дальнейшем следует просить детей уточнить качество
поделки, указав ее достоинства и недостатки, попытаться объяснить причины
недостатков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Предлагая
учащихся сравнить свое изделие с образцом, учитель помогает им критически
рассмотреть результаты своего труда, а также обсуждать качество не только
своих работ, но и работ товарищей, сравнивать изделия между собой и с
образцом. При планировании уроков, необходимо опираться на выделенные Г. М.
Дульневым умственные действия, которые входят «в состав трудовой
деятельности, проявляются в различных умениях, в частности:
1. В умении пользоваться различного рода инструкциями (устные,
письменные, технологические карты, рисунки и чертежи, образцы и модели
изделий и т. п.)
2. В умении спланировать порядок рабочих операций, иначе говоря,
определить технологический процесс изготовления изделия.
3. В умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления.
4. В умении постоянно контролировать свою работу (непосредственный
контроль, например глазомерный; опосредованный с помощью контрольных
инструментов).
5. В умении устанавливать различные причинные зависимости в процессе изго
товления изделия (например, установление причины брака в изделии, причин
неполадок в работе машинного оборудования, установление возможности
ускорения хода работы и т. п.)
Закончить хочется словами Г. М. Дульнева «Степень согласованности между
практической и речевой деятельностью определяет правильность организации
процесса труда и уровень самостоятельности в нем, а у учащихся определяет
возможности обучения труду».
Литература. Дульнев Г. М. Речь и трудовая деятельность умственно
отсталого ребенка (рукопись), 1966. Дульнев Г. М. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми
школьниками// Специальная школа, вып. 4.
Использование технологических карт в обучении умственно отсталых школьников.
Использование технологических карт в обучении умственно отсталых школьников.
Использование технологических карт в обучении умственно отсталых школьников.
Использование технологических карт в обучении умственно отсталых школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.