Общая целевая направленность современного образовательного процесса на целостное развитие личности как субъекта культуры и на создание условий для ее наиболее полной самореализации уже по своей сути предполагает максимальную индивидуализацию обучения. Наиболее общими целями индивидуализации в системе обучающих, развивающих и воспитательных целей являются:
-оптимальное для каждого учащегося совершенствование уровня базовых знаний и умений, исходя из его возможностей и способностей;
-развитие интеллекта и общих познавательных способностей каждого ученика в «зоне его ближайшего развития»;
-максимальное (интенсивное) развитие одаренных детей;
-улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, полаОбщая целевая направленность современного образовательного процесса на целостное развитие личности как субъекта культуры и на создание условий для ее наиболее полной самореализации уже по своей сути предполагает максимальную индивидуализацию обучения. Наиболее общими целями индивидуализации в системе обучающих, развивающих и воспитательных целей являются:
-оптимальное для каждого учащегося совершенствование уровня базовых знаний и умений, исходя из его возможностей и способностей;
-развитие интеллекта и общих познавательных способностей каждого ученика в «зоне его ближайшего развития»;
-максимальное (интенсивное) развитие одаренных детей;
-улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола
Использование технологии дифференцированного физкультурного
образования в учебном процессе
пола,
физического развития,
Общая целевая направленность современного образовательного процесса на
целостное развитие личности как субъекта культуры и на создание условий
для ее наиболее полной самореализации уже по своей сути предполагает
максимальную индивидуализацию обучения. Наиболее общими целями
индивидуализации в системе обучающих, развивающих и воспитательных
целей являются:
оптимальное для каждого учащегося совершенствование уровня базовых
знаний и умений, исходя из его возможностей и способностей;
развитие интеллекта и общих познавательных способностей каждого ученика
в «зоне его ближайшего развития»;
максимальное (интенсивное) развитие одаренных детей;
улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
Совершенствование урока физической культуры и повышение его
эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного
обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом
состояния здоровья,
двигательной
подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к
работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся
предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года
выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и
состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров).
Представление о степени подготовленности учащихся в овладении
определённым двигательным действием получить с помощью наблюдения за
умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с
заданной амплитудой.
Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся,
как с низкими, так и с высокими результатами в области физической
культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной
из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А
учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на
среднего ученика.
Помимо деления обучающихся на основную,
подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно
можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):
совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;
дети, временно перешедшие в подготовительную группу изза болезни;
плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание
заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа
освоения программного материала, и оценки достижений.
СХЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ТДФО
ОБУЧЕНИЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫМ
ДЕЙСТВИЯМ
РАЗВИТИЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ
КАЧЕСТВ
ИЗМЕНЕНИЕ
ВЕЛИЧИНЫ
НАГРУЗКИ
ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПА
ДВИЖЕНИЙ И
ИНТЕНСИВНОСТИ
ИЗМЕНЕНИЕ
ВРЕМЕНИ
РАБОТЫ И ОТДЫХА
Р
Е
Ж
И
М
Т
Р
Е
Н
И
Р
У
Ю
Щ
И
Й
Р
Е
Ж
И
М
Т
О
Н
И
З
И
Р
У
Ю
Щ
И
Й
Р
Е
Ж
И
М
Щ
А
Д
Я
Щ
И
Й
МЕТОД ЦЕЛОСТНОГО
УПР-НИЯ
С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ
ИНТЕГРАЦИЯ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТЕМПОВ
ОБУЧЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАН
ИЕ
ДВИГАТЕЛЬНОГО
ДЕЙСТВИЯ
Е
И
Н
Е
Н
Е
М
З
И
В
О
Р
Т
Е
М
А
Р
А
П
Е
И
Н
Е
Н
Е
М
З
И
ФОРМИРОВАНЕ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ
ВЫЯВЛЕНИЕ
УРОВНЯ
ОБУЧЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
«РАЗВЕДЕНИЕ»
СОДЕРЖАНИЯ
ПРОГРАММЫ
«РАЗВЕДЕНИЕ
ЗАДАЧ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕМЫ
О
Б
У
Ч
Е
Н
Н
О
С
Т
И
П
О
У
Р
О
В
Н
Ю
И
П
О
Г
Р
У
П
П
А
М
П
О
Д
Г
О
Т
О
В
Л
Е
Н
Н
О
С
Т
ОТМЕТКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФК
ПРИРОСТ
РЕЗУЛЬТАТА
МАКСИМАЛЬНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ЗНАНИЯ
ТЕХНИКА
ВЫПОЛНЕНИЯ
ДВИГ. ДЕЙСТВИЯ
УМЕНИЕ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
ФИЗК. ОЗДОР.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИЛЕЖАНИЕ
И здесь надо остановиться на технологии дифференцированного
физкультурного образования (ТДФО), которая является основной в учебном
процессе (Схема). Под дифференцированным физкультурным образованием
понимается целенаправленное физическое формирование человека
посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО это способ
реализации содержания дифференцированного физкультурного образованияпосредством системы средств, методов и организационных форм,
обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание
ТДФО это совокупность педагогических технологий дифференцированного
обучения двигательным действиям,
развития физических качеств,
формирования знаний и методических умений и технологий управления
образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического
совершенства. По уровню дифференциации ТДФО является внутриклассной.
Обучение двигательным действиям проводится целостным методом с
последующей дифференциацией (выделением деталей техники и
"разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих
частей разными способами в зависимости от уровня технической
подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения
упражнения. Обучающиеся сильных групп внутри класса осваивают учебный
материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников.
Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью
дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому
двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением
изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития
физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся
слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения
по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.
Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным
действиям служит изменение качества успеваемости по технической
подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их
объединения суть дифференцированного обучения двигательным действиям.
Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития
соответственных координационных способностей на уроке многократно
используются специальноподготовительные упражнения, целенаправленно и
часто изменяющиеся отдельные параметры движения, их сочетания, условия
выполнения этих упражнений.
Очень эффективным в основной части урока является групповой метод
работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к
освоению конкретного раздела программы. Распределение учащихся по
группам обычно производится
в зависимости от их физической
подготовленности, а также успешности в данном виде спорта.
В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно
сделать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в
победу команды. Тогда слабые будут стремиться достичь более высоких
результатов.
зависимости от этапа обучения.
Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.
Организация учеников в основной части может быть различной вЗанятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают
одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные
учителем. Объяснение и показ новых упражнений проводится в начале
основной части урока. Это дает возможность сразу увидеть качество
выполнения учениками упражнений и личные особенности каждого.
Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала.
Давать разные учебные задания каждой группе следует рационально: одной –
подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых
условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие
в целом, но в облегчённом варианте и т.д.. Например, кувырок вперёд: слабо
подготовленныё ученики выполняют его на наклонной плоскости в
облегчённых условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах
в обычных условиях. Прыжки в высоту: оборудуется прыжковая яма, вдоль
каждой стороны на стойках устанавливается планка на разной высоте,
поэтому работать могут одновременно группы разной подготовленности,
планка повышается для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные
условия обучения для всех школьников. Сейчас очень многие школьники по
состоянию здоровья отнесены к подготовительной медицинской группе. Для
таких учащихся следует обязательно систематически организовывать
дополнительные занятия. Уроки с ними проводятся по общей программе с
учетом их особенностей, индивидуализируя подбор упражнений и дозируя
нагрузку при обучении технике программных упражнений, особенно по
гимнастике, легкой атлетике, устанавливая для них сниженные нормативы
(для каждого индивидуально) и осуществляя в этом отношении особый
контроль.
Третий этап – совершенствование двигательного действия.
Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее
слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили
учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и
несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения
в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях
(применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так
же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга.
Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.
На занятиях по гимнастике разрешается детям добавлять в комбинации свои
элементы. Комбинация может содержать как простые акробатические
упражнения, так и технически более сложные, в которой предусмотрено
углубленное изучение техники акробатических и других упражнений.
Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует
сохранению физического,
нравственного и социального здоровья
обучающихся.Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной
подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и
разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в
результате чего уровень физической подготовленности обучающихся
существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В этом случае
широко применяется метод круговой тренировки, это позволяет повысить
моторную плотность урока, а также дает возможность видеть работу всех
учащихся, дать консультации детям, помочь им выполнять сложные задания,
обучать новым движениям, страховать их. Одним из методов является
задания по карточкам. Например: весь программный материал раздела
«Гимнастика» можно разделить на маленькие порции дефисзадания. Эти
задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и
нормативные требования данного раздела программы записываю на
карточках. По объему материала и сложности задания карточки могут быть
неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и
спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить
материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с
выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть хорошо
подготовиться к ответу. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими
первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой
методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать
доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и
улучшает эмоциональное состояние.
В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них
остаётся больше времени для отдыха и восстановления. Однако такое
распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому,
чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за
которым тянулись бы остальные ученики. Ученик должен испытывать от
результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего
удовлетворения.
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для
воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного
психологического настроя,
необходимого для достижения успеха.
Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической
подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с
указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.
Упражнения карточекзаданий соответственно с возрастом усложняются.
Обязательно контролировать физические нагрузки по частоте сердечных
сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения
функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок
различного характера не только сравнивать величину сдвигов пульса с
характером и величиной нагрузок, но и прослеживать быстроту
восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед уроком ЧССвыше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставить на
левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей можно
сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять
индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу,
бег трусцой и т.д. (островок здоровья).
В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но для
более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их
объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более
простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать
более частыми и длительными паузы отдыха.
В практике физкультурнооздоровительной работы широко применяются
соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только
проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и
социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка
проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на
мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от
сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно
влияет на здоровье.
При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме
слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена
этих игроков, каждый ученик вносит свой вклад в победу команды, стремится
достичь более высоких результатов. В эстафетах более подготовленные
школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают
два повторения.
Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для
слабых детей.
Особое внимание на уроке уделяется детям с избыточным весом и слабым
детям, которые не желают заниматься изза своей неловкости. Хорошие
результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать
при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе,
затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают
стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься
на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно
включаются в регулярные занятия. Двигательный режим со слабыми детьми
осуществляется при частоте пульса до 130150 уд/мин. На этом этапе режим
занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим,
тонизирующим или щадящим.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры
необходимо учитывать психологический тип школьника.
у
неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и
частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный
характер усвоения материала. Совсем подругому идет работа у спокойного,
уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от
Так,урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный
ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Выделяют три характерные группы школьников:
1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую
подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по
всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние
показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры.
Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии
и отклонениях в состоянии здоровья.
В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все
ученики выполняют одинаковые упражнения.
Формирование знаний и методических умений школьников по организации
самостоятельных форм занятий физическими упражнениями.
Технология дифференцированного формирования знаний и методических
умений предполагает: 1) выявление уровней обученности школьников в
области знаний и методических умений с помощью диагностического теста
(проводится в конце каждой темы и служит основанием для деления
учащихся на группы разной подготовленности). 2) "разведение" задач
изучения темы по уровням обучености школьников и группам разной
подготовленности; 3) "разведение" содержания программы.
Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию,
объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады,
проектная деятельность (презентации), составление комплекса разминки.
Достаточно времени на уроках в 14 классах уделяю профилактике
плоскостопия, формированию правильной осанки. В ходе выполнения
упражнений знакомлю обучающихся с тем, на что влияет то или иное
физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращаю внимание на
технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений;
даю общий анализ выполнения упражнений и обращаю внимание на
технические ошибки.
В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то,
чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на
занятиях,
Важно, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших
перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой,
возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии
нагрузки даже оказываются ниже исходного.
При дифференцированном выставлении отметки по физической и
технической подготовленности обучающихся учитываются как максимальный
результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения
и быстрее происходило восстановление организма.(т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. Результаты
тестирования и контрольных упражнений заносятся в книгу многолетнего
учета. Учащиеся имеют возможность сравнивать свои показатели. При
выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические
знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и
умение осуществлять физкультурнооздоровительную деятельность. Широко
применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо
убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других –
сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует
у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт
основу для общественной активности.
Все отметки обязательно
аргументируются.
Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках:
помогают в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны
посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для
организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в
допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с
техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих
больших энергетических затрат,
могут выполнять упражнения
рекомендованные врачом. Данная работа также оценивается.
Постоянно ориентирую сильных детей на то, что они обязаны помогать
слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному
выполнению упражнения и ставлю за это высокую оценку.
При оценивании деятельности обучающихся, ориентируюсь не только на
усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его
мотивационной сферы гигиенического поведения в реализации усвоенных
знаний и представлений. Оценка повышается и за участие во внутришкольных,
городских
спортивных мероприятиях, участие в судействе этих
соревнований, регулярном посещении спортивных секций, занятий в ДЮСШ.
Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных
позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих
причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике
дифференцированного обучения.
Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик
подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из
которых и формируется нужное действие. От богатства упражнений, форм и
методов их применения уроки становятся более разнообразными, а процесс
обучения более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом
воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно,
испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их
физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокоймоторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и
инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся
навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями всё
это важнейшие требования современного урока физической культуры.