Использование технологии критического мышления на уроках.
Оценка 4.8

Использование технологии критического мышления на уроках.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
4 кл
09.05.2017
Использование технологии критического мышления на уроках.
В 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Основными направлениями совершенствования системы начального обучения является внедрение в практику новых технологий обучения .Особое место в работе с детьми младшего возраста должно занимать развитие критического мышления. Работая по Программе, и применяя на уроках технологию критического мышления, я заметила, что учащиеся приобретают не только общеучебные умения, навыки и способы деятельности, но и умения и желания учиться, потребность в самообразовании, в самосовершенствовании. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
доклад.docx
Доклад учителя начальных классов  Карповой Н.Н. По теме: «Использование технологии критического мышления в начальной школе» (Слайд) Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о  предмете.   Л. Выгодский  Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление. Д. Дьюи Критическое ­ не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер Актуальность. В 1­4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное  развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться.  Основными направлениями совершенствования системы начального обучения является внедрение в практику новых технологий обучения .Особое место в работе с детьми младшего возраста должно  занимать развитие критического мышления. Работая по Программе, и применяя на уроках  технологию критического мышления, я заметила, что учащиеся приобретают не только  общеучебные умения, навыки и способы деятельности, но и умения и желания учиться, потребность в самообразовании, в самосовершенствовании.  КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность  вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою  позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.  Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и  всесторонне проверять все предположения и выводы.  Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном  режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в  процессе постоянного поиска. Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём­то. Передо мной стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти  главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он  сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным,  уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему­то новому,  отвергать неуместную и ненужную информацию. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт  возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес,  побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность  ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. (Слайд) Задачи ТРКМ • • • • • • • • • • • Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача.   (Слайд) Цель ТРКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни.  (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать) Формирование нового стиля мышления • Развитие базовых качеств личности (Помочь личности осознать происходящие в ее  психике процессы развития;  вызвать их мотивацию; научить ребенка осознанно управлять ими,  ставить цели своего развития.Развитие аналитического мышления  Основные направления • Теоретическое изучение основ технологии • Использование моделей  уроков в учебновоспитательном процессе (Слайд) Что же  такое критическое мышление? Это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в  нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать  самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер. Критическое мышление есть мышление самостоятельное Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые  нужно решить Критическое мышление стремится к убедительной аргументации Критическое мышление есть мышление социальное это отправная точка для развития творческого мышления это способность анализировать информацию это способность задавать вопросы Роль учителя в ТКМ: • направляет усилия учеников в определенное русло • сталкивает различные суждения • создает  условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений • дает учащимся возможность  самостоятельно делать выводы • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже  существующих  Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а  • умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по  формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого  восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по  данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти  знания и где их можно применить.  (Слайд) Структура урока в технологии РКМ 1 этап   1. Вызов•Актуализация знаний •Побуждение интереса к получению новой информации  •Постановка учеником собственных целей обучения– задачи (функции)которого: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;    пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои  мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала. Приемы: • • • • • Верные, неверные высказывания Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Дерево предсказаний Структура урока в технологии РКМ 2 этап Осмысление  •Получение новой информации •Корректировка поставленных учеником целей обучения – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности;  теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:     получение новой информации; ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если  учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или  записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят  мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. Приемы: Инсерт Зигзаг Таблицы • • • Структура урока в технологии РКМ 3 этап Рефлексия­Рождение нового знания •Постановка учеником новых целей обучения    выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями  между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала;  выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная  проблематизация (новый «вызов»). Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн • • • (Слайд) Приемы технологии РКМ Верные, неверные высказывания Детям предлагается несколько утверждений по ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт Игра «Верите ли вы?» Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные  предположения, а другая анализирует их. Дерево предсказаний Где ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по  двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно»( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Корзина идей Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Кластер  В  центре  находится  ключевое   понятие.   Последующие   ассоциации   ученики   логически связывают   с   ключевым   понятием.   В   результате   получается   подобие   опорного   конспекта   по изучаемой теме. Н­р: имя сущ Инсерт Здесь отметим, что необходимо заранее ознакомить учащихся с маркировкой. Маркировка на доске *V* ­ я это знаю * ­ * ­ я думал иначе *+* ­ это новое для меня *?* ­ я не понял Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею.  Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям,  вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество  значков увеличится.   Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков  маркировки:  «V» поставьте « V » (да) на  полях, если то, что вы  читаете, соответствует  тому, что вы знаете, или  думали, что знаете;  «+» поставьте «+»  (плюс) на полях,  если то, что вы  читаете, является  для вас новым;  « – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы  читаете, противоречит  тому, что вы уже знали,  или думали, что знаете;  «?» поставьте «?» на полях,  если то, что вы читаете,  непонятно, или же вы  хотели бы получить более  подробные сведения по  данному вопросу. Таблица ЗХУ К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала,  так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети  самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового  какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки  одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с  дополнительной литературой. Толстые и тонкие вопросы В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы,  требующие более сложного, развернутого ответа      •  Синквейн В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь  идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной  стратегии на уроке чтения. При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем  определить значение слова сказка на основе составления синквейна. Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка. Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая. Описание действия. Читать, пересказывать, учить. Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек. Слово — синоним. Фантазия, выдумка. Мозговой штурм. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из  ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее  сортируются по степени выполнимости и эффективности. Непригодные отбрасываются,  перспективные берутся на вооружение. Метод «Думательных шляп» Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая  шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже  знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Красная шляпа    :эмоциональная. Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого  вопроса.  Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения. Желтая шляпа:позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств,  преимуществ рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют  кластер, синквейн. Синяя шляпа: аналитическая. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.          Вопросы можно написать на шляпах! Прием «Уголки» Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики  одного из героев какого­либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит  доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая —  об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется  после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит  детей диалогу, культуре общения. Прием «Написание творческих работ» Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,   все с удовольствием делают эту работу. Прием РАФТ: Учитель: Определим четыре параметра будущего текста. Р – роль (любой человек нашей планеты) А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера) Ф ­ форма – рассказ Т – тема « Учитель предлагает ученикам: ­Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей  планеты Венера. Ученики в течение 3­5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их. Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание  условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои  методические приёмы. Их достаточно много.  Например:   На уроке русского языка  При закреплении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ , затем ребята, в течении 1­2 минут фиксируют всё, что им известно об  имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения,  факты, не повторяя ранее сказанного. Всё фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает  всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом. Таким образом,  составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера ( пучок, созвездие), который  показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся  свободно и открыто думать по поводу какой­либо темы. Кластер охватывает большее количество  информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию .   1 группа сравнивает одушевленные существительные с неодушевленными, 2 группа сравнивает  собственные имена существительные с нарицательными, 3 группа сравнивает им.сущ.  единственного числа с им.сущ. множественного числа. При сравнении ученики определяют  различия между им.сущ., а также делают вывод об их сходстве в том, что они все относятся к  одной части речи.  На стадии «осмысления» по теме «Род существительных» проводится словарным диктант с  заданием: распределить слова, подставляя к ним словосочетания «он мой, она моя, оно мое».  Ученики видят, что слова поделились на три группы. В этом случаи, можно использовать прием  «Толстых и тонких вопросов»:  Толстые Тонкие Объясните, почему? Кто?  Почему вы так думаете? Что?  Предположите, что будет если? Верно ли?  По всем высказываниям учениками делается вывод и подтверждается правилом из учебника.  На стадии «рефлексии» ученики выполняют упражнения, где определяют род им.сущ­х. А также в  завершении урока можно применить метод «Фишбоун», заполняем скелет рыбы. Пример опроса по теме « Части речи» ­ Что такое Имя существительное? ­ Что такое глагол? ­ На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ­ Для чего служит предлог? ­ Какую роль выполняет местоимение? ­ Назовите морфологические признаки ИС. ­ В чем различие между именем существительным и предлогом ? ­ Предположим, что из нашей речи исчезли глаголы, имена прилагательные ­ это уже «толстый» вопрос, требующий от учащихся  размышления, позволяет выразить собственное мнение. Предлагаю после проведения подобного опроса организовать творческую работу в парах. «Попробуйте построить диалог в парах на тему « Я играю в футбол». « Я пришел в магазин» без  применения имен прилагательных и глаголов. Далее можно предложить детям самостоятельно  сделать вывод о значении в нашей речи прилагательных и глаголов. При изучении темы « Текст» (Русский язык. 3 ­ 4 класс) «Верные и неверные высказывания» 1. Текст состоит из предложений. + 2. К тексту нельзя придумать название.  ­ 3. Все предложения в тексте имеют свои границы. + 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. ­ 5. В тексте всегда о чем ­ то или о ком ­ то говорится. + 6. Текст можно разделить на части. + 7. Каждая часть текста записывается с красной строки. + Подведение итогов урока – « Составление мудрого дерева» ( учащиеся пишут на стикерах свои  впечатления, результаты урока , что узнали нового , что повторили и обобщили). При письменных  ответах пользуемся рефлексивным экраном ( на доске). сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… я научился… у меня получилось … Читая книгу М.И.Оморокова «Совершенствование чтения младших школьников» я узнала, какие  приемы КМ могут быть использованы на уроках в начальной школе с применением групповой  работы. Прием « Обучение сообща» ( работа в группе над общим заданием) ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ: Каждая группа получает постер под названием « Части текста». Задание – подписать все части  текста – начало, основная часть, заключение (концовка). Далее, используя свой кластер, собрать  разрозненные части текста из предложенной учителем карты с текстом. Группа обсуждает,  составляя правильный вариант. Далее, при оценивании работы группы, учитывается вклад каждого  участника в общую работу. « Высказывания». Данный прием позволяет учащимся самостоятельно определить знания по  данной теме , учит анализировать собственный уровень усвоения материала. Например: ­ Текст можно делить на части ­ Текст имеет заголовок ­ Я умею составить текст – рассуждение самостоятельно ­ Когда я пишу сочинение , я составляю текст ­ Текст можно составить по опорным словам. И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся.  Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.  Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут,  обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь  каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии Вывод Эти и другие методы ТРКМ можно использовать на всех этапах урока в начальных классах.  Делая вывод, я хочу сказать, что в процессе применения на своих уроках технологии критического  мышления, я могу перечислить лишь положительные стороны. По той причине, что именно приемы  и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при  этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с  различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления  в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить  свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает  развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.  В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только  ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только  критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую  личность. Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые  возникают при овладении этой технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого  другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в  группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много  ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще  достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со  стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я  уверена, что со временем большинство проблем будет решено . Ведь недаром говорил казахский поэт­просветитель Абай:  «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как  правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не  только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет» В заключении… Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, ­ достоин быть учителем.  Конфуций  Список использованной литературы   1.  И. О. Загашев, С. И. Заир­Бек, И. В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» ­ СПб  издательство «Речь» 2003г. 2.  И. О. Загашев, С. И. Заир­Бек «Критическое мышление – технология развития» ­ СПб  издательство «Скифия» 2003г. 3.  Ю. Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» ­ Москва издательство «Просвещение» 1995г. 4.  И. С. Якиманская «Знания и мышление школьника» ­ Москва издательство «Просвещение»  1998г. 5.  Ш. А. Амонашвили «Гуманно­личностный подход к детям» ­ Москва – Воронеж 1998г. 6. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель  и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд­во  «Бонфи», 2002. – 239 с. 7. Заир­Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.:  Просвещение, 2004. – 236 с. 8. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред.  И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с. 9. М.И.Оморокова «Совершенствование чтения младших школьников» ­М 2001 10.  Технологии открытого образования: Сборник научно­методических материалов Московского  открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.

Использование технологии критического мышления на уроках.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017