Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС

Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС

Лекции +1
docx
администрации
СCУЗ, ВУЗ
09.04.2017
Выступление на школьном методическом совете с целью повышения уровня знаний о технологии проблемного диалога, использовании данной технологии в учебном процессе образовательной организации. Подробно описана основа технологии проблемного диалога как элемента развивающего обучения. Даны сравнительные характеристики традиционного урока и урока с использованием проблемного диалога.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

проблемн. диалог.docx
Выступление на методическом школьном совете. Учитель: Пономарева Анастасия Евгеньевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как   общекультурное,   личностное   и   познавательное   развитие   учащихся, обеспечивающие   такую   ключевую   компетенцию   образования,   как   «научить учиться».   Современный  ученик   должен   овладеть   к   концу   обучения   не   только определенными   знаниями,   умениями   и   навыками,   но   и   уметь   организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Перед педагогом   встает   необходимость   использовать   новую   организацию   совместной деятельности.  Поэтому   учителям   необходимо   овладевать   педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одна из хорошо известных технологий – это технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения получила распространение в 20–30‐х. годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время   эта   технология   называется   проблемно‐развивающей,   авторами   которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.  Проблемно­диалогическая   технология  базируется   на   системе   принципов развивающего   обучения   и   реализует   современные   образовательные   технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили   Ш.   А.,   Леонтьевым   А.   А.,   Бондыревой   С.   К.,   Ладыженской   Т.А., Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л.   В   основе   проблемно­диалогической   технологии   лежит   деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности.  Вместо объявления темы урок начинается с создания проблемной ситуации – ученикам предъявляются два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы   учителя   ориентируют   учеников   на   самостоятельное   формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. Постановка проблемы является первым звеном творчества, которое мы можем назвать со­творчеством, именно оно и может сподвигнуть учащихся к организации диалогического взаимодействия. «Творчество» ­ ключевое понятие     технологии. Творчество есть создание нового и значимого продукта. Технология   проблемного   диалога   ­   это   технология,   обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. На  уроке, организованном   с применением   технологии  проблемного  диалога, учащиеся   могут   пройти   два   творческих   звена:   постановку   учебной   проблемы   и 1 поиск   решения.   Методы   постановки   и   поиска   решения   проблемы   включают: побуждающий   диалог;   подводящий   к   теме   диалог;   сообщение   темы   с мотивирующим   приемом.  Побуждающий   диалог   позволяет   ученикам   угадать противоречие и проблему,  выдвинуть и проверить гипотезы.  Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. Подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.   На   традиционном   уроке   способы   объяснением   нового   материала   выглядят совсем иначе. Постановка учебной проблемы сводится к объявлению темы, а поиск решения   редуцирован   до   изложения   новых   знаний   в   готовом   виде.   При   этом деятельность учеников неизбежно носит репродуктивный характер.  Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного диалога развивает   самостоятельную   деятельность,   познавательную   и   творческую способность, формирует умения и навыки активного речевого общения, а также способствует   росту   познавательной   активности,   выстраиванию   различного   рода коммуникаций. Применение проблемного диалога на уроках показало свою результативность. Оно направлено на творческое усвоение знаний: основ литературоведения, приемов анализа произведений и приемов художественного отражения действительности; на формирование   основных   понятий   этики,   морали,   социальных   понятий;   на воспитание навыков самостоятельного умения, сравнивать те или иные события, давать им оценку, делать вывод, анализировать прочитанное. Этапы проблемного диалога на уроках:  1) формулирование   проблемного вопроса;   2)   выдвижение   гипотез,   предположений   о   путях   решения   проблемы, обоснование   путей   решения;   3)   доказательства   выдвинутых   предположений   с опорой на текст художественного произведения; 4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов. Психологическими характеристиками учебного диалога являются равноправие участников   диалога,   «наличие   вне   себя   другого   равноправного   и   ответно­ равноправного сознания», поиск согласия и взаимопонимания, его конструктивный и   созидательный   характер   проявления,   альтруизм   и   эмпатия,   умение   слушать других и проговаривать себя, доверие и чуткость к партнеру, доверие и терпимость к другому. На мой взгляд, можно выделить существенные характеристики урока­диалога:  ­   Общение   одного   субъекта   с   другим   субъектом,   «постоянное   разрешение внутренних   противоречий   в   сознании   в   поисках   конструктивных   решений   при сохранении напряжения творческой активности».  ­   Партнерство,   сотрудничество,   сотворчество   учителя   и   учеников,   которые   в пространстве диалога присваивают и отстаивают определенные позиции, роли. ­ Многоплановость ­ разные виды деятельности учащихся, связанные с восприятием, оценкой,   интерпретацией   художественных   явлений,   литературно­творческой деятельностью,   и   может   осуществляться,   создаваться   в   разных   жанрах   и организационных формах. 2 Использование   технологии   проблемного   диалога   позволяет   реализовать системно­деятельностный  подход  не только  на  различных  предметах.   Применяя проблемный  диалог на уроке, я исключаю возможность пассивности, все учащиеся вовлечены в активную и что важно речевую деятельность.  3
скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)