Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС
Оценка 4.9
Лекции +1
docx
администрации
Взрослым
09.04.2017
Выступление на школьном методическом совете с целью повышения уровня знаний о технологии проблемного диалога, использовании данной технологии в учебном процессе образовательной организации. Подробно описана основа технологии проблемного диалога как элемента развивающего обучения. Даны сравнительные характеристики традиционного урока и урока с использованием проблемного диалога.
проблемн. диалог.docx
Выступление на методическом школьном совете.
Учитель: Пономарева Анастасия Евгеньевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В
РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования
как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить
учиться». Современный ученик должен овладеть к концу обучения не только
определенными знаниями, умениями и навыками, но и уметь организовывать
собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Перед
педагогом встает необходимость использовать новую организацию совместной
деятельности.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими
технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одна из
хорошо известных технологий – это технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения получила распространение в 20–30‐х. годах
в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических
положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее
время эта технология называется проблемно‐развивающей, авторами которой
являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.
Проблемнодиалогическая технология базируется на системе принципов
развивающего обучения и реализует современные образовательные технологии
деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована
Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т.А.,
Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д.
Д., Мельниковой Е. Л.
В основе проблемнодиалогической технологии лежит деятельностный
подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам
в процессе собственной учебнопознавательной деятельности. Вместо объявления
темы урок начинается с создания проблемной ситуации – ученикам предъявляются
два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а
вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование
учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия.
Постановка проблемы является первым звеном творчества, которое мы можем
назвать сотворчеством, именно оно и может сподвигнуть учащихся к организации
диалогического взаимодействия. «Творчество» ключевое понятие технологии.
Творчество есть создание нового и значимого продукта.
Технология проблемного диалога это технология, обеспечивающая
творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного
учителем диалога.
На уроке, организованном с применением технологии проблемного диалога,
учащиеся могут пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и
1 поиск решения. Методы постановки и поиска решения проблемы включают:
побуждающий диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с
мотивирующим приемом.
Побуждающий диалог позволяет ученикам угадать
противоречие и проблему, выдвинуть и проверить гипотезы. Подводящий диалог
опирается на логическое мышление учеников. Подводящий диалог прокладывает к
теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
На традиционном уроке способы объяснением нового материала выглядят
совсем иначе. Постановка учебной проблемы сводится к объявлению темы, а поиск
решения редуцирован до изложения новых знаний в готовом виде. При этом
деятельность учеников неизбежно носит репродуктивный характер.
Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного диалога
развивает самостоятельную деятельность,
познавательную и творческую
способность, формирует умения и навыки активного речевого общения, а также
способствует росту познавательной активности, выстраиванию различного рода
коммуникаций.
Применение проблемного диалога на уроках показало свою результативность.
Оно направлено на творческое усвоение знаний: основ литературоведения, приемов
анализа произведений и приемов художественного отражения действительности; на
формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий; на
воспитание навыков самостоятельного умения, сравнивать те или иные события,
давать им оценку, делать вывод, анализировать прочитанное.
Этапы проблемного диалога на уроках:
1) формулирование проблемного
вопроса; 2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы,
обоснование путей решения; 3) доказательства выдвинутых предположений с
опорой на текст художественного произведения; 4) решение проблемного вопроса,
выводы, обобщение результатов.
Психологическими характеристиками учебного диалога являются равноправие
участников диалога, «наличие вне себя другого равноправного и ответно
равноправного сознания», поиск согласия и взаимопонимания, его конструктивный
и созидательный характер проявления, альтруизм и эмпатия, умение слушать
других и проговаривать себя, доверие и чуткость к партнеру, доверие и терпимость
к другому.
На мой взгляд, можно выделить существенные характеристики урокадиалога:
Общение одного субъекта с другим субъектом, «постоянное разрешение
внутренних противоречий в сознании в поисках конструктивных решений при
сохранении напряжения творческой активности».
Партнерство, сотрудничество, сотворчество учителя и учеников, которые в
пространстве диалога присваивают и отстаивают определенные позиции, роли.
Многоплановость разные виды деятельности учащихся, связанные с восприятием,
оценкой, интерпретацией художественных явлений, литературнотворческой
деятельностью, и может осуществляться, создаваться в разных жанрах и
организационных формах.
2 Использование технологии проблемного диалога позволяет реализовать
системнодеятельностный подход не только на различных предметах. Применяя
проблемный диалог на уроке, я исключаю возможность пассивности, все учащиеся
вовлечены в активную и что важно речевую деятельность.
3
Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС
Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС
Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.