Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."
Оценка 4.8

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
14.08.2018
Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."
Данный урок разработан в технологической карте. Соответствует всем требованиям ФГОС. Содержит все этапы характерные для урока изучения нового материала. Использованы технологии критического мышления такие как: кластер, технология "Войти в картину", работа в группах, синквейн. Использовано оборудование:компьютер, интерактивная доска, документ-камера,репродукция картины И.И.Шишкина "Зима в лесу"Урок по литературному чтению 3 класс на тему: "Чародейкою Зимою.." Ф.Ю. Тютчев
Булгакова М.П..docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №9 г.о. Чапаевск Предмет: литературное чтение Класс:  3 Тема урока: «Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе  при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок  в теме:  «Зимы ждала, ждала природа…) Технологии: Кластер, технология « Войти в картину», работа в группах, синквейн Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, документ – камера, портрет Ф.И.  Тютчева; репродукция картины И.И.  Шишкина «Зима в лесу », диск с музыкальной пьесой Чайковского «Январь»  (фрагменты  классической музыки); звукозапись стихотворения, снежинки из белой бумаги, темного цвета лист картона, зубная паста, цветные  карандаши. литературное чтение 3 класс ( 2 часть). Автор: Э. Э. Кац издательствоАстрель,2013г. Учебник   Рабочая тетрадь №2 к учебнику Э.Э. Кац Тема урока  Автор урока Тип урока  Цель  «Использование технологий развития критического  мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при  изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою»     Булгакова Марина Петровна, учитель начальных классов  урок новых знаний  Создание условий для проведения анализа  поэтического  произведения  Подведение детей к пониманию, что выразить красоту зимней природы   можно   разными   средствами:   поэтическим   словом,   музыкой, картинами. Задачи  Образовательные: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева о зиме,   учить анализу стихотворного текста,   закрепить знания о средствах художественной  изобразительности (метафоре, эпитете, олицетворении);  Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного,  выразительного чтения; Развивающие: развивать творческое воображение учащихся,  умение видеть прекрасное, умения исследования текста; Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к  поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать красоту слова,  прививать любовь к русской природе  формировать навык работы учащихся при работе в группах; Формы урока   фронтальная, индивидуальная, групповая Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД I. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­ значимом уровне. ­ Добрый день, ребята! На столах  Выбирают смайлик и  у вас по три смайлика, выберите тот,  который соответствует вашему  настроению. демонстрируют своё настроение. ­ Как много улыбок засветилось.  Спасибо! ­ А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами.  Удачи! II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового  знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ­ Прослушайте строчки из  стихотворений, назовите автора и  название стихотворения: Разгулялась  вьюга, Наклонились ели                              До земли. Мороз и солнце; день чудесный!     Еще ты дремлешь, друг прелестный –     Называют  (Сергей Есенин «Разгулялась  вьюга..») ( А.С.Пушкин «Зимнее утро») Самоопределение,  смыслообразование  (ЛичностныеУУД)   Целеполагание (Регулятивные  УУД) Планирование учебного  сотрудничества (Коммуникативные  УУД) Выражение своих мыслей полно и  точно; формулирование и аргументация  своего мнения, учёт разных мнений По дороге зимней, скучной            Тройка борзая бежит,.. ­ Как вы думаете,  какой теме  будет посвящён наш урок. (Зиме) ­ Какие ассоциации возникают у  вас, когда вы слышите слово «зима»? ( А.С. Пушкин «Зимняя дорога») (Коммуникативные УУД) Формулируют тему урока (зима) Составляют КЛАСТЕР по теме  Зима                         ЗИМА Снег       Мороз     Холод      Метель       Буран      Вьюга   Горка   Лед Пушистый, Мокрый ;Крепкий,  Сильный; Санки, Лыжи, Коньки    Снежная баба, игра в снежки, Снежные крепости Распределяют слова и  осуществляют самопроверку Дают ответ Уметь ориентироваться в своей  системе знаний. Уметь анализировать с  целью выделения существенных  признаков. (Познавательные УУД) Осуществляют действия по  реализации плана (Регулятивные УУД)  II. Объяснение нового материала   Цель этапа ­ Подвести детей к пониманию, что выразить красоту зимней природы можно  разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.  Наша цель: увидеть и понять,  что красоту природы можно передать  не только  словом, но  и красками, и  звуками. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА.  (технология     « Войти в картину») Рассмотрите внимательно картину  «Зима в лесу» И. Шишкина, давайте  перешагнем за рамку, представьте, что  мы стоим среди этих деревьев. Что мы  видим? ­ Что мы слышим? Выражение своих мыслей с  полнотой и точностью; формулирование  и аргументация своего мнения; учёт  разных мнений (Коммуникативные  УУД) ­ Что чувствуем? ( носом, чувства) ­ Автор назвал «Зима в лесу»   ­А как ты бы ее назвал? И то  верно: что может быть чудесней русской  зимы, когда небо чисто и воздух  прозрачен.   Поляна сверкает, словно её разукрасил  добрый волшебник. Снег белый, мягкий,  пушистый. Трудно поверить, что он  холодный. Иногда он кажется не белым, а розовым, тёплым. Сине – голубые тени  ложатся вокруг деревьев. Красив лес!  Длинные ветки одеты в нарядные  кружевные платья. В такой день хочется  бродить по лесу, вдыхать чистый  морозный воздух, любоваться природой и каждый раз видеть в ней что – то новое). Свободные высказывания  учащихся:    Я согласен с поэтом, потому  что… ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…» – Вы познакомились с картиной  И. Шишкина «Зима в лесу». А теперь  посмотрим, как изобразил зиму поэт Ф.И. Тютчев – певец русской природы.  Но сначала проведем Словарную  разминку: Подбери синонимы к словам :  Чары; очаровать, чародейка. –Прочитайте стих­ие ( маленьким  язычком) шепотом. ( Жужжащее чтение) Анализ текста. ­ О чем это стихотворение? ­ Каким увиден зимний мир поэтом?) Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором «волшебной  лексики» ­ Приведите, пожалуйста, примеры  соответствующие «волшебной лексике» Подбирают синонимы: колдовство, заколдовать, заворожить, покорить;  волшебница, колдунья.         Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;  саморегуляция в ситуации затруднения  (Регулятивные УУД) Отвечают на вопросы Застывшим, затаившимся,  загадочным, взглядом сказочника чародейка ­ Зима, лес околдован,  очарован, опутан, чудная жизнь, сон  Выражение своих мыслей с  полнотой и точностью; формулирование  и аргументация своего мнения; учёт  разных мнений (Коммуникативные  УУД) ­ О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении ­ Почему Зима названа поэтом  чародейкой? ­ Подберите слова, которыми можно  заменить слово «чародейка». ­ Найдите однокоренное слово в  стихотворении. ­ Какой корень в этих словах, что  обозначает это слово «чары»?  ­Значит, эти слова связаны между собой.  А каким образом? ­ Чем очарован зимний лес? ­ Какой волшебный сон снится зимнему лесу? ­ Как вы думаете, что такое чудная жизнь  зимнего леса? ­ От какого слова произошло это слово?      ­ А что обозначает это слово? ­ Подберите слова­ синонимы к слову чудная ­ Можно заметить чудную жизнь леса?  ­  Почему она является невидимой, скрытой? ­ У каких предметов бывает бахрома?  ­Что из себя представляет бахрома? ­ А снежная бахрома у леса? Что это? волшебный, краса ослепительная О сказке. О сказочном описании зимнего  леса Чарует своей сказочной красотой Волшебница, колдунья.        Чародейка, очарован        ЧАР, волшебство, обаяние    Зима выступает как чародейка,  волшебница. Она заколдовала лес, и теперь  он под влиянием её волшебной силы, её чар  стоит заколдован, а значит, и очарован Волшебным сном  Чудо Что­то очень красивое, необычное Прекрасная, удивительная, волшебная Нет Под снежной бахромой произвольные ответы детей Бахрома для отделки платков, шарфов и т. п. получают выдергиванием (осыпкой)  нитей на краях изделия. Покрытые снегом ветви деревьев ­ Какие эпитеты подбирает автор к слову бахрома? ­ Как вы понимаете значение слова  «немая»? ­В каком значении употреблено это слово в  стихотворении?  ­ Почему так охарактеризована снежная  бахрома, а через неё и весь лес? Индивидуальная работа с  толковым словарем: значение слова  «бахрома».  Проверка индивидуального  задания:  ­ Зачитайте значение слова из словаря ­ Как вы думаете, какой смысл вложил  Тютчев в слово бахрома? ­ Обратите внимание на вторую строфу  стихотворения ­ Какое необычное, на ваш взгляд,  сочетание слов там есть? ­ Что такое цепь? Какой она обычно  бывает? ­ Какой названа цепь у Тютчева? тихая, безмолвная произвольные ответы детей Бахрома­ (тюрк ., от араб. махрама ­ платок),  гладкая тесьма с висящими с одной стороны  нитями; украшение к занавесям, мебели,  абажурам.  произвольные ответы детей окован легкой цепью пуховой произвольные ответы детей железная, серебряная пуховой, устаревшая форма слова пуховый Поиск и выделение необходимой  информации.(Познавательные УУД) ­Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая? Снег легкий, как пух, но он сверху донизу  опутывает каждое дерево ­Кроме устаревшей формы слова  «пуховой» Тютчев использует еще 2  устаревших слова, найдите их в  стихотворении Мещет ,косой Уметь анализировать с целью  выделения существенных признаков.          (Познавательные УУД) метать – кидать, бросать  зимой солнце низко над горизонтом, поэтому  лучи падают сбоку   Произвольные высказывания детей Красота ослепительная подчеркнуть торжественность момента тихий, певучий ­ Что это слово обозначает? ­ Что мещет солнце? ­Почему луч солнца косой? ­ Как преображается лес, когда на него  солнце мещет луч косой? Опишите  подробно, что происходит. ­ Что такое краса?  ­ Какой эпитет подобрал Тютчев к этому  слову? ­Как вы понимаете значение этого  слова? ­ Можете сделать вывод, зачем Тютчев  использует устаревшие слова в  стихотворении? ­ Вы, наверное, обратили внимание, что  мы его еще не читали вслух. Как вы  думаете, какой темп чтения будет  соответствовать этому стихотворению?  Зависит ли темп от содержания? ­ А вы не заметили ничего особенного в  построении стихотворения? Из скольких  строк состоит каждая строфа в  стихотворении? ­ Есть ли что­то общее для всех трех  строф стихотворения в постановке знаков препинания? ­ Пока мы не знаем, когда в сложном  предложении ставится тире, но, может  быть, попробуем сами сделать вывод. Прослушивание звукозаписи  стихотворения  Но двойную жизнь природы (внешнюю –  видимую и внутреннюю – угадываемую)  помогает показать не только построение строфы, но и наличие метафор, эпитетов,  олицетворения. ­ Найдите их и объясните смысл. Олицетворения:          Метафора:  Эпитеты:  лес околдован Чародейкою­ Зимою, сном волшебным очарован,  блестит чудной жизнью… под снежной бахромою окутан  цепью легкой пуховой (цепью),  неподвижная, немая (бахрома) выполняют упражнения  физкультминутки Минутка отдыха «Волшебный сон» (Физкультминутка) ­ Сядьте так, как вам удобно.  Сейчас мы с вами немного отдохнём.  (Звучит тихая музыка)  Реснички опускаются…  Глазки закрываются…  Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)  Сном волшебным засыпаете.  Ваши руки отдыхают,  Ноги тоже отдыхают,  Отдыхают… засыпают… (2 раза)  Шея не напряжена  И рас – слаб – лен – на  Дышится легко,  Свободно, глубоко (длительная пауза)  Вы спокойно отдыхали,  Сном волшебным засыпали.  Хорошо вам отдыхать!  Но пора уже вставать!  Крепче кулачки сжимайте,  Их повыше поднимайте…  Потянуться! Улыбнуться!  Всем открыть глаза и встать!  Веселы, бодры вы снова!  И к занятиям готовы! Нравственно ­ этическая  ориентация (Личностные УУД) Работа в рабочей тетради. С.9­11 Самостоятельная работа №1:  Объедини близкие по смыслу  слова: чудесный, удивительный,  странный, прекрасный, непонятный,  восхитительный.(Взаимопроверка) Работа с документ ­ камерой  Ответы спроектированы на  интерактивную доску: чудесный­  прекрасный; странный – непонятный;  удивительный – восхитительный.      (если справился «+», нет «­») Фронтальная работа: №3.  ­ В первых пяти строчках  рифмуются слова: ­ Выпиши рифмы из других частей  стихотворения: ­ О зимнем лесе говорят, что он  молчит. А поэт подметил, что «…Стоит  он околдован, сном волшебным  очарован…» Как ты понимаешь это?  ­ Созвучны ли стихи Тютчева картине  Шишкина? ­ Что общего в этих  произведениях?  ­ Чем они различаются?  ­ Какое настроение звучит в этом  стихотворении?  ­ Каким чувством хочет поделиться с  нами Тютчев?                   Работа в группах Взаимоконтролируют процесс  выполнения задания.(Регулятивные  УУД) Зимою – бахромою – немою; Стоит – блестит. околдован – очарован – окован Живой – пуховой. Произвольные высказывания  детей Уметь анализировать с целью  выделения существенных признаков.          (Познавательные УУД) Выражение своих мыслей с  полнотой и точностью; формулирование  и аргументация своего мнения; учёт  разных мнений (Коммуникативные  УУД) ­ А сейчас вы поработаете  группами по интересам под звуки  музыкальной пьесы П.И. Чайковского  «Январь» (Дети делятся на группы сами, кому  чем интереснее заниматься)        Первая группа  получает задание: выполнить рисунок на тему: «Зима».        Вторая группа  работает над  выразительностью чтения  стихотворения, постановкой пауз  (короткая пауза, пауза, длинная пауза ).      Третья группа  дополняет текст  образными словами и выражениями.      Четвёртая группа пишет сочинение –  миниатюру «Зима в лесу» рисуют на темном фоне зубной  пастой  зимние пейзажи. Уметь ориентироваться в своей  системе знаний. Уметь анализировать с  целью выделения существенных  признаков. (Познавательные УУД) Выражение своих мыслей с  полнотой и точностью; формулирование  и аргументация своего мнения; учёт  разных мнений (Коммуникативные  УУД)               Волшебница – зима. В лес пришла………..зима. Сосны и ели  она нарядила в…………..шубы. На  верхушки деревьев до самых бровей  надела ……….. шапки. На рябинку   накинула………. покрывало. Веточки  берёз украшены …….. инеем. Раздвинуло  солнышко тучку. Под его лучами  ……..снег. …………картина кругом! Вопросы: ­Как выглядит лес зимой ? ­Как украсила зима деревья? ­Как выглядит иней на ветках берёз и  осинок? ­На что похожи маленькие ёлочки? ­Какое чувство вызывает у вас зимнее  убранство леса? Можно использовать  слова, словосочетания или фразы из  стихотворения. Представление работ  Обобщающая беседа ­ Что общего в произведениях  Тютчева, Шишкина и Чайковского?  ­ Ну а теперь, как настоящие  исследователи сделайте вывод по нашей  работе на уроке. Легко ли понять  стихотворение? Всегда ли смысл  стихотворения лежит на поверхности? Только внимательное чтение,  вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно  понять стихотворение, понять  замысел художника, который он  передает через чувства, настроение,  скрытое описание, художественные  образы. III.  Итог урока. Составление Синквейна.  Выводы. Рефлексия. Цель этапа: осознание уч­ся своей учебной деятельности, самооценка результатов  деятельности своей и всего класса Аргументация своего мнения и позиции в  коммуникации; учёт разных мнений  (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей  системе знаний. Уметь анализировать с  целью выделения существенных  признаков. (Познавательные УУД) Составление Синквейна. Рефлексия. Я снова возвращаюсь к  строкам  стихотворению написанного на доске  «Чародейкою Зимою Околдован лес стоит….» Поставьте знак, передавая свое  отношение к стихотворению: . – ровное, спокойное настроение ! – стих­ние вызвало чувство,  очень понравилось Чародейка Неподвижная, немая Околдовывать, очаровывать,  опутывать Легкой цепью пуховой ЗИМА  Анализ объектов с целью  выделения признаков и синтез как  составления целого из частей;  (Познавательные УУД) ставят знаки на снежинках,  которые лежат у них на партах Самооценка; адекватное  понимание причин успеха или неуспеха в  УД; следование в поведении моральным  нормам и этическим требованиям  (Личностные УУД) ? – Не почувствовали красоту  стих­ия ­ Если вам было интересно и  комфортно на уроке, то закрасьте свои  снежинки голубым цветом, а если было  скучно, однообразно и неуютно, то  закрасьте свои снежинки фиолетовым  цветом.  IV. Домашнее задание (на выбор) 1 Выучите стихотворение  наизусть. 2 Попробуйте создать  поэтическую миниатюру «Зимняя сказка» 3 Создайте презентацию «Мороз и солнце, день чудесный…», используя  картины художников и стихотворения  русских и современных поэтов, а также  собственные фотографии зимнего  леса (парка).  V. Организованное окончание  урока  Вы, ребята, молодцы! Спасибо за урок!

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою Зимою.."

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения  Ф. Ю. Тютчева "Чарадейкою  Зимою.."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018