«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»
Оценка 5

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +1
Взрослым
14.02.2018
«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»
Как использовать визуальные источники на уроках истории и во внеурочное время.
работа.docx
«Использование визуальных   источников на уроках истории  и во  внеурочное время»                        Подготовила:  Дуна О.Н.                  учитель истории                        и обществознания МАОУ СОШ №18 г. Балаково 2018год                                  «Не для школы, а для жизни                                                             учимся мы»    (Античный  афоризм).  Слайд1 Трудно представить урок истории без наглядности, ведь благодаря современным средствам коммуникации, прежде всего Интернету, стали доступны различные визуальные источники (картины, фотографии, кинофильмы  и т.д.), информация  о них. Сегодня каждый кабинет оснащен компьютером и интерактивной доской и это дает возможность донести найденное до каждого ученика. Все это создает условия для организации исследовательской деятельности учащихся и дает возможность организовать работу с визуальными источниками от простой реконструкции образов прошлого и анализа, до осуществления различных типов проектной деятельности.        В системе обучения,  изучаемый учебник не может удовлетворить разные интересы и потребности   учащихся   класса,   учесть   индивидуальные   способности   каждого   ребёнка. Поэтому,   когда   я   планирую   урок,   стараюсь   разнообразить   его   не   только   интересным материалом,   которого   нет   в   учебнике,   но   и   выбираю   такую   технологию   работы,   при которой все дети  вовлечены в практическую деятельность. Достичь значимых результатов можно только в том случае, если ученик становится главным субъектом   деятельности,  поэтому   считаю   работу   с   (изобразительно­художественные и вещественные) на уроках истории очень важной. Слайд2   визуальными     источниками   Вещественные исторические источники ­ это любые материальные остатки, от  археологических памятников и предметов быта до архитектурных сооружений и  современного оборудования.  Изобразительно­художественные источники (произведения изобразительного искусства,  художественная фотография, художественные кино­ и видеоматериалы) Слайд3 Практика показывает, что большинство учителей чаще работают с письменными источниками (так как работа с документом является составной частью олимпиадных заданий, заданий ЕГЭ и,   наконец,   этого   требует   программа),   реже   используется   наглядность   и   очень   редко   – вещественные источники.  Я считаю, что, работая с вещественными источниками на уроке, во­первых, решаю  определённые задачи социального воспитания школьников, помогаю им знакомиться и овладевать социальным опытом прежних поколений; во­вторых, даю возможность проявлять активность и взаимодействовать между собой;   в­третьих, работа с предметом даёт возможность школьникам реализовать потребность в физическом движении (потрогать, повертеть в руках и.т.д.).   Слад4     На изучение  темы  «Культура,  быт  города и  деревни»   в  разные  исторические  периоды программа отводит очень мало учебного времени. Чтобы уроки были запоминающимися и дети   как   можно   больше   полезного   извлекли   для   себя,   часто   сопровождаю   свой   рассказ показом вещественных источников­ предметов из школьного краеведческого уголка :  (  ухват, серп, прялка, веретено, горшок, керосиновая лампа и.т.д.) Дети   имеют   возможность   потрогать   предметы,   определить,   из   какого   материала   они изготовлены, какого цвета, как применялись раньше, можно ли пользоваться ими сейчас.    Слайд5   В старших классах в курсе истории России при изучении темы «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны», говоря о 9 мае Дне Победы, предоставляю уникальную возможность старшеклассникам поработать с   печатным изданием   газетой  «Комсомольская   Правда», «Красная звезда» выпуск 9мая 1945г.  Эти вещественные (письменные) источники помогают учащимся   увидеть,   какая   информация   помещена   в   газете,   сравнить   с   современными изданиями. В результате исследования, учащиеся делают вывод: основной материал газеты – политического содержания.  Слайд6        Важнейшим обучающим средством считаю использование  визуальных (изобразительно­ художественных)   источников.  К   ним   относятся  картины,   рисунки,   карикатуры, плакаты, фотографии,миниатюры, иллюстрации .     В учебной деятельности все они выступают носителями исторических знаний. И, если дети, знакомясь   с   текстом   параграфа,   выступают   больше   в   роли   неких   «поглотителей» информации, то, работая с визуальными источниками, они становятся исследователями. Активное   включение   изобразительных   материалов   в   процессе   обучения   обеспечивают современные   компьютерные   технологии.   Использование   компьютера   позволяет   учащимся создавать презентации по различным темам. Слайд7   Приведу несколько примеров работы с некоторыми художественными источниками. Работа с плакатом.  Плакат ­ (нем. Plakat) ­ вид графики, броское изображение на крупном листе скратким  пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных,информационных или  учебных целях. Плакаты, как правило, играют агитационную роль, воспитательную и обязательно несут в себе какую­либо информацию. Слайд8    Применяя памятки, учащиеся отвечают на поставленные вопросы: 1. Что это? (какой вид источника?) 2. Время создания? 3. С какими событиями создан? 4. Кто изображен?  5. Что хотел показать автор? 6. Что я узнаю из плаката? В чём его ценность? Слайд9 Во время изучения темы в 9классе  « Социалистическая индустриализация» Обращаю внимание детей на плакат «Жить стало лучше , жить стало веселее». Спрашиваю:  « В чем смысл этого лозунга?» Слайд10 Ещё пример. При изучении темы «Духовная жизнь в СССР в 1920­е гг.»     Е.Кругликовой «Женщина! Учись грамоте!». работаю с плакатом   Вопросы задаю от простых к более сложным: 1. Что это? (жанр). 2. Опишите обстановку в доме и кто изображён. 3. Что   вы   можете   сказать   о   социальном   положении   героев   и   их   взаимоотношениях? (крестьяне или рабочие, слово «маманя» и.т.д.). 4. Какие различия между героями вы заметили? 5. Каково назначение плаката? 6. С кем из героев солидарен автор? (с дочерью как символом нового времени, символом стремления к грамоте). Надпись делится на 2 части: верхняя – официальный лозунг, призыв, а нижняя – реплика ребёнка, которая помогает усилить действенность этого призыва. Таким образом, если, например, в фотографии авторская субъективность может быть нулевой, то рисунок всегда заключает в себе авторскую оценку. Слайд11 Следующий вид визуального источника – карикатура. КАРИКАТУРА­Рисунок, комически или сатирически изображающий кого­ либо, что­либо.   Опыт использования карикатур в школьных курсах истории, в основном нового и новейшего времени   сводится   к  иллюстрированию  ими   материалов   по   истории   культуры,   быта   и демонстрации во время рассказа учителя и познавательным заданиям на составление диалогов между персонажами карикатуры.         Однако   возможности   карикатур  в   качестве  источников  исторической   информации многократно   увеличиваются   в   тех   случаях,   когда   школьники   могут   исследовать изображение.  Слайд12   Работа с карикатурой   Я применяю работу с карикатурой в основном в старших классах.        Чтобы работа с карикатурой не носила   описательный характер, предлагаю детям использовать следующий план: 1. Что изображено? (кто?). 2. Какова главная идея карикатуры? 3. Что высмеивает данная карикатура? 4. Если на карикатуре изображён политик или группа людей. Унижает ли его достоинство данная карикатура? 5. Определите, сторонником, какой политической идеологии является автор. Свой ответ аргументируйте. 6. Выразите своё отношение к главной идее данной карикатуры. 7. С какой целью была создана эта карикатура? Хочу на примере показать, как я работаю с учащимися. Слайд13  Карикатура на «новый курс» Ф.Рузвельта  (9 класс, новейшая история, параграф 11,стр. 89). При закреплении нового материала дети работают в группах с карикатурой на «новый курс Ф.Рузвельта». Рассмотрите карикатуру на "новый курс" Ф. Рузвельта и определите, какому крылу оппозиции она принадлежит. К ответу вас приведет историческое расследование по примерному плану: 1.Какова, на ваш взгляд, главная идея карикатуры? 2. Что означают надписи на спине осла "Деспотизм "нового курса"" и на воротах  "Конституция США"?   3. Что в "антикризисной программе" Ф. Рузвельта высмеивает эта карикатура?   4. Подумайте, с какой целью могла быть создана эта карикатура (оскорбить президента  США / указать на его политические ошибки / поднять общественное недовольство /  использовать трудности социально­экономического положения в стране для избирательной  кампании) ? 5. Сторонником какой политической идеологии является художник?   6.Какую  информацию из карикатуры вы узнали? Слайд14 Ещё   пример.   При   работе   над   темой   «Холодная   война»   учащиеся   исследуют  карикатуру «План  Маршалла»  (9   класс,   новейшая   история,   параграф   23,   стр.   166)     по   следующим вопросам: 1.Что заставило правительство США оказывать обширную экономическую помощь странам Западной Европы, пострадавшим от войны? Почему СССР и страны Восточной Европы от неё отказались? 2. Какие черты плана Маршала отражены в обеих карикатурах?                      3.Кого из участников (или неучастников) высмеивают карикатуры: правительство США? Страны Западной Европы, принявшие помощь? Страны Восточной Европы, отказавшиеся от помощи? Своё мнение обоснуйте. 4. Определите примерно место создания карикатуры (США, СССР, одна из стран Западной Европы). 5. Какую информацию вы извлекли из карикатуры? Слайд15 При  изучении темы « Франция  в XVIII веке » в 7 классе использую карикатуру « Парижский люд обеспокоен» , рассказываю о событиях того времени  В итоге ребята понимают, что это карикатура на сословное государство, в котором все тяготы на который кормит дворянство и духовенство. несет       себе   крестьянин,   Использование карикатур на уроке истории открывает большие возможности для развития методического   творчества   учителя.   Ряд   приемов   использования   карикатур   способствует развитию   творчества   учеников   (создание   проблемной   ситуации   при   помощи   карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур   учащимися).   Главное   в   этой   работе   то,   что   школьники   должны   ухватить   в карикатуре образное выражение основного содержания событий или явлений определенной эпохи. Слайд16 Работа с иллюстрациями  Иллюстр цияаа поясняющее текст.  — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение,  При правильном подборе рисунки в учебнике представляют собой неотъемлемую  органическую часть его содержания. В одних случаях они непосредственно служат наглядной  иллюстрацией к тексту. Например рисунки «Охота на мамонта» (в учебнике 5  класса»Древний мир»авторА.А.  Вигасин) или «Пирамиды   в Египте» (в том же учебнике)  представляют собой наглядные изображения того, о чем повествует текст учебника. В этих  случаях учитель, излагая соответствующий материал, вместе с учащимися разберет и  рисунок, относящийся к этому материалу. В других случаях иллюстрация дополняет и конкретизирует текст учебника. Например, в  учебнике VI класса ( История России с древнейших времен до XVIвека  автор  И.Л. Андреев)  кратко сказано о тяжести дани, наложенной на Русь монгольскими завоевателями. А из  рисунка «Баскаки» учащиеся знают, как происходил сбор дани, что уплачивалось в качестве  дани, чем грозила неоплата дани, и т.п. Поскольку иллюстрации в учебнике составляют его органическую часть содержания,  очевидно, во­первых, все без исключения иллюстрации, помещенные в учебнике, должны быть  привлечены и использованы либо на уроке, либо в домашнем задании. Во­вторых, необходимо, чтобы под руководством учителя учащиеся  каждый раз извлекали  полностью весь познавательный материал, содержащийся в иллюстрации. Наконец, очень  важно, чтобы была реализована воспитательная сторона иллюстраций. Таковы основные  требования методики использования иллюстраций учебника. Слайд17 В своей работе я использую 3Д иллюстрации  из книги «Великие битвы мировой истории от античности до современности» Это издание освещает величайшие сражения в мировой истории,   такие   как   битвы     при   Фермопилах,   при   Каннах,   Ледовое   побоище   ,   и   др. Эффективные 3­д иллюстрации делают сражение реальным, почти осязаемым и дополняют захватывающие описание битвы. Слайд18 При изучении темы в 5 классе « Нашествие персидских войск» п35 использую иллюстрации «  Саламинское сражение».  На уроке  учащиеся были организованы в группы  по 6 человек.  Каждая  группа получила задание, являющееся подзаданием  темы « Нашествие персидских  войск», над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и  всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Одна из групп готовила сообщение  по теме «Саламинское сражение» , с описанием  иллюстрации по памятке: ПАМЯТКА 1.Надеть  3­д очки 2. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. 3. Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем  плане иллюстрации, затем – что находится на заднем плане, слева и справа. 4. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали. 5. В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация? Слайд19  Работа  с  книжной миниатюрой  В  6 классе  в учебнике История средних веков. Авторы / В.А. Ведюшкин, В И. Уколова/  очень многоразнообразных иллюстраций, миниатюр. Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных  книг) — в изобразительном  искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также  искусство их создания. Существуют различные  приёмы работы со средневековой миниатюрой. Слайд20  Тема  «Западная Европа в IX­ XI» п 9 В качестве закрепления материла, задание для учащихся Рассмотрите миниатюру и  опишите  по плану     ПЛАН 1) Как называется миниатюра ? 2) 3) Что вы узнали об этом человеке, о его деятельности?  Кто изображен на миниатюре? Ответы:1)Оттон III 2)  Оттон 3­германский король и император Священной Римской империи в окружении своей свиты. 3)Хотел объединить под своей властью весь христианский мир в X веке.  При нем были разработан пышный придворный церемониал, были созданы  знаки и  императорской власти : корона,скипетр,держава. Слайд21 После изучении темы « Средневековый город»  для учащихся можно  дать домашнее  задание на основе миниатюры  « Купец и покупатель» составить устный рассказ о  торговле  в Европе, используя текст параграфа 14 Слайд22 Изучив тему « Средневековый город»п 14 можно дать задание выполнить  тест  Тест № 1Задание: Какой процесс изображён на данной миниатюре? 1.Окраска материи . 2. Стирка белья3. Изготовление бумаги. 4. Изготовление ткани. Слайд23 Тест № 2Задание: Соотнесите изображения людей с родом их деятельности: А.  Астрономия. Б. Переписывание книг. Ж. Ювелирное дело. В. Живопись. З. Медицина.  Г. Торговля. И. Портновское дело. Д. Банковское дело. Е. Кузнечное дело. Слайд24 При изучении Темы « Крестовые походы» п 16 учитель во время изучения нового материала использует миниатюру « Христос во главе крестоносцев» рассказывает учащимся о том как и почему начались крестовые походы. Слайд25    Творческое задание   При изучении темы « Рыцарство» п12  предлагаю ребятам  оживить миниатюру  « Рыцарь предлагает даме свое сердце», «Рыцарский турнир» Слайд26 Таким образом при работе   с миниатюрой  решается задача развития интереса к живописи, формирования   эстетических   категорий:   прекрасное,   безобразное,  возвышенное,  низменное, трагическое   и   комическое.   Параллельно   формируются   неприятие   войны,   уважение   к нравственным качествам человека (доброта, любовь к ближнему), понимание значения труда в жизни общества. человека и        В помощь учителю: Тексты и иллюстрации по истории искусства Средневековья  http:artclassic.edu.ru По истории России http: rusmuseum.ru (русмузей) http   ://   www   .  runivers    .  ru   /  Электронная энциклопедия и библиотека     Руниверс   Слайд27 На кружковых занятиях  « Патриот»по предмету  история  я использую  Комплекты наглядных пособий « Великая Победа» Издательство « ТЦ Сфера» Патриотическое воспитание­это сложная комплексная тема, сочетающая разные направления воспитания   и   обучения(   воспитание   воли,   выносливости,   смелости,   поэтического мировосприятия,   погружение     в   историческую   хронологию,   познание   традиций,   изучение трудовых и боевых подвигов)  Использую комплекты во время проведения  экскурсионной работы . Ребята активисты  кружка « Патриот» проводят экскурсии  в начальных классах, используя комплекты наглядных пособий « Великая Победа». Экскурсии для ребят 1­6 классов: « Города­ герои» « Герои войны»  « Награды войны»  « Дети войны» Комплект « Награды войны» посвящен знакам отличия, которыми награждались солдаты и офицеры  в годы Великой Отечественной войны(1941­1945)  Лаконичные тексты картинок содержат:  Краткую историю создания ордена или медали; Описание награды и заслуг, за которые она вручалась;  Фамилии героев Войны, получивших эту награду.   Информация   разбита   на   удобные   блоки.   Знания   даются   сжато,   но     в   достаточном     для ребенка 7­11 лет(1­6 классы) объеме. Демонстрационные картинки, беседы  комплекта « Герои войны» посвящены 16 отважным и мужественным   людям,   совершившим   подвиг   ради   своей   страны   и   отдавшим   все   силы   на борьбу   с захватчиками в годы Войны. В объеме комплекта представлены самые известные Герои Советского Союза. Комплекты наглядных пособий  помогают воспитать учащихся в духе патриотизма, любви к своей   Родине,   приобщить   к   прошлому   и   настоящему   через   связь   поколений,   воспитать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны.   Слайд28 Таким образом, использование  визуальных  источников информации на уроке Истории и во внеурочное время  направлено на повышение эффективности и качества урока, применение школьниками полученных знаний на практике, расширение кругозора, успешную сдачу экзаменов.  Вспомним народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» Слайд29 Спасибо за внимание!

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»

«Использование визуальных источников на уроках истории и во внеурочное время»

«Использование визуальных  источников на уроках истории  и во внеурочное время»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018