«Использование визуальных
источников на уроках истории
и во внеурочное время»
Учитель истории и
обществознания
МАОУ СОШ №18
Дуна О.Н.
Вещественные исторические источники это
любые материальные остатки, от
археологических памятников и предметов
быта до архитектурных сооружений и
современного оборудования.
Изобразительнохудожественные
источники произведения
изобразительного искусства,
художественная фотография,
художественные кино и видеоматериалы .
Работая с вещественными источниками на
уроке
вопервых, решаю определённые задачи социального
воспитания школьников, помогаю им знакомиться и
овладевать социальным опытом прежних поколений;
вовторых, даю возможность проявлять активность и
взаимодействовать между собой;
втретьих, работа с предметом даёт возможность школьникам
реализовать потребность в физическом движении.
тема «Культура, быт города и деревни»
ТЕМА «СССР НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВТОРОЙ
МИРОВОЙ ВОЙНЫ»
ВИЗУАЛЬНЫЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ) ИСТОЧНИКИ
К НИМ ОТНОСЯТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА, КАРТИНЫ, РИСУНКИ, МИНИАТЮРЫ, ПЛАКАТЫ,
ИЛЛЮСТРАЦИИ,КАРИКАТУРЫ , ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ,
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КИНО И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ .
Работа с плакатом.
Плакат (нем. Plakat) вид графики,
броское изображение на крупном листе с кратким
пояснительным текстом, выполняемое в агитационных,
рекламных, информационных или учебных целях.
ПАМЯТКА РАБОТЫ С ПЛАКАТОМ
1. Что это? (какой вид источника?)
2. Время создания.
3. В связи с какими событиями создан?
4. Кто изображен?
5. Что хотел показать автор?
6. Что я узнал из плаката? В чём ценность?
Тема в 9 классе « Социалистическая индустриализация»
«Жить стало лучше , жить стало веселее».
Тема урока в 9 классе «Духовная жизнь в СССР в 1920е гг.»
плакат «Женщина! Учись грамоте!»
Работа с карикатурой
КАРИКАТУРА рисунок, комически или сатирически
изображающий кого либо, чтолибо.
ПАМЯТКА РАБОТЫ С КАРИКАТУРОЙ
1.Что изображено? (кто?).
2.Какова главная идея карикатуры?
3.Что высмеивает данная карикатура?
4.Если на карикатуре изображён политик или группа
людей. Унижает ли его достоинство данная
карикатура?
5.Определите, сторонником, какой политической
идеологии является автор. Свой ответ
аргументируйте.
6.Выразите своё отношение к главной идее данной
карикатуры.
7.С какой целью была создана эта карикатура?
Карикатура на «новый курс» Ф.Рузвельта
Рассмотрите карикатуру на "новый курс" Ф. Рузвельта и
определите, какому крылу оппозиции она принадлежит. К
ответу вас приведет историческое расследование по
примерному плану:
1. Какова, на ваш взгляд, главная идея карикатуры?
2. Что означают надписи на спине осла "Деспотизм "нового
курса"" и на воротах "Конституция США"?
3. Что в "антикризисной программе" Ф. Рузвельта высмеивает
эта карикатура?
4. Подумайте, с какой целью могла быть создана эта
карикатура (оскорбить президента США / указать на его
политические ошибки / возбудить общественное недовольство
/ использовать трудности социальноэкономического
положения в стране для избирательной кампании) ?
5. Сторонником какой политической идеологии является
художник?
6.Какую полезную информацию из карикатуры вы узнали?
Тема в 9 классе «Холодная война» карикатура
«План Маршалла»
1.Что заставило правительство США оказывать
обширную экономическую помощь странам Западной
Европы, пострадавшим от войны? Почему СССР и
страны Восточной Европы от неё отказались?
2. Какие черты плана Маршала отражены в обеих
карикатурах?
3.Кого из участников высмеивают карикатуры:
правительство США? Страны Западной Европы,
принявшие помощь? Страны Восточной Европы,
отказавшиеся от помощи? Своё мнение обоснуйте.
4. Определите примерно место создания карикатуры
(США, СССР, одна из стран Западной Европы).
5. Какую информацию вы извлекли из карикатуры?
Тема в 7 классе « Франция в XVIII веке»
карикатура« Парижский люд обеспокоен»
Работа с иллюстрациями
Иллюстр ция
аа
рисунок, фотография, гравюра или
другое изображение, поясняющее текст.
3Д иллюстрации из книги «Великие
битвы мировой истории от античности
до современности»
Тема в 5 классе « Нашествие персидских войск»
иллюстрация « Битва при Саламине»
1.Надеть 3д очки.
2. Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
3. Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что
изображено на переднем плане иллюстрации, затем – что находится
на заднем плане, слева и справа.
4. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие
детали.
5. В чём ценность информации, которую несёт в себе данная
иллюстрация?
РАБОТА С МИНИАТЮРОЙ
Миниатюра (от лат. minium — красные краски,
применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в
изобразительном искусстве живописные, скульптурные
и графические произведения малых форм.
ТЕМА В 6 КЛАССЕ «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX XI»
1.Как называется миниатюра ?
2. Кто изображен на миниатюре?
3.Что вы знаете об этом человеке, о его деятельности?
ТЕМА « СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД»
МИНИАТЮРА « КУПЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ»
Рассказать о торговле в Европе
ТЕМА В 6 КЛАССЕ « СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД»
ТЕСТ № 1
ЗАДАНИЕ: КАКОЙ ПРОЦЕСС ИЗОБРАЖЁН НА ДАННОЙ МИНИАТЮРЕ?
1)СТИРКА БЕЛЬЯ
2)ОКРАСКА МАТЕРИИ
3)ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ
4) ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ
Тест № 2
Задание: Соотнесите изображения людей с родом их деятельности: А.
Астрономия. Б. Переписывание книг. Ж. Ювелирное дело. В. Живопись. З.
Медицина. Г. Торговля. И. Портновское дело. Д. Банковское дело.
Е.Кузнечное дело.
ТЕМА « КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ»
МИНИАТЮРА « ХРИСТОС ВО ГЛАВЕ
КРЕСТОНОСЦЕВ»
????КАК И ПОЧЕМУ НАЧАЛИСЬ КРЕСТОВЫЕ
ПОХОДЫ?
ТЕМА В 6 КЛАССЕ « РЫЦАРСТВО»
ЗАДАНИЕ: ОЖИВИТЬ МИНИАТЮРУ
« РЫЦАРЬ ПРЕДЛАГАЕТ ДАМЕ СВОЕ СЕРДЦЕ»,
«РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР»
ПРИ РАБОТЕ С МИНИАТЮРОЙ РЕШАЕТСЯ ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЖИВОПИСИ,
ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ: ПРЕКРАСНОЕ, БЕЗОБРАЗНОЕ, ВОЗВЫШЕННОЕ,
НИЗМЕННОЕ, ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ. ПАРАЛЛЕЛЬНО ФОРМИРУЮТСЯ НЕПРИЯТИЕ
ВОЙНЫ, УВАЖЕНИЕ К НРАВСТВЕННЫМ КАЧЕСТВАМ ЧЕЛОВЕКА (ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ К
БЛИЖНЕМУ), ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ТРУДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
В помощь учителю
Тексты и иллюстрации по истории искусства
Средневековья :
http:artclassic.edu.ru
Иллюстративный материал по Истории России:
http: rusmuseum.ru
http://www.runivers.ru/
КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ « ПАТРИОТ»
КОМПЛЕКТЫ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ « ВЕЛИКАЯ
ПОБЕДА» ИЗДАТЕЛЬСТВО « ТЦ СФЕРА»
Комплекты:
« Города герои»
« Герои войны»
« Награды войны»
« Дети войны»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ ИСТОРИИ И ВО
ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ НАПРАВЛЕНО НА
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УРОКА,
ПРИМЕНЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ПОЛУЧЕННЫХ
ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА,
УСПЕШНУЮ СДАЧУ ЭКЗАМЕНОВ.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ:
« ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ ,ЧЕМ ОДИН РАЗ
УСЛЫШАТЬ!»