Использование занимательного материала на уроках русского языка
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
doc
русский язык
Взрослым
22.06.2017
Данная работа написана по теме «Использование занимательного материала на уроках русского языка».
Целью данной работы является изучение видов занимательного материала, его особенностей применения на уроке.
Предмет исследования – методика применения занимательного материала на уроках русского языка.
Практическое значение данной работы заключается в применении полученных знаний в учебных целях.
Составленные конспекты уроков могут использоваться в школьной практике.
В соответствии с целью и задачами исследования работа состоит из введения, одной теоретической главы, одной практической главы и заключения.
Теоретической базой решения поставленных в курсовой работе задач послужили теоретические выкладки трудов таких известных методистов и ученых, как Арсирий А.Т., Волина В.В., Розенталь Д.Э., Шанский Н.М., Петрановская Л., Баранова М.Т. и других.
Данная тема актуальна и требует к себе пристального внимания, т.к. последнее время все сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Не секрет, интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащему изучению. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю порой бывает трудно.
На помощь приходит занимательный материал, который используется на уроках довольно успешно.Данный файл содержит методическую разработку по русскому языку.
Занимательный материал как одно из средств обучения.doc
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..с. 3
Глава I. Занимательный материал как одно из средств обучения.
§ 1.1. Занимательный материал: цели, задачи использования…………...с. 5
§ 1.2. Формы занимательного материала……………………...………….с.13
Глава II. Примерные конспекты уроков, включающие занимательный
материал
§ 2.1. Примерный конспект урока русского языка по теме:
«Вопросительноотносительные местоимения».……………………..…с.23
§ 2.2. Примерный конспект урока русского языка по теме:
«Определительные местоимения»…………………………………….….с.30
Заключение………………………………………………………………...с. 35
Список литературы…………………………..…………………………….с.36
2 Введение
Данная работа написана по теме «Использование занимательного
материала на уроках русского языка».
Целью данной работы является – изучение видов занимательного
материала, его особенностей применения на уроке.
Предмет исследования – методика применения занимательного материала
на уроках русского языка.
Задачи, решаемые в ходе работы, сводятся к следующему:
изучить методическую литературу по этому вопросу,
рассмотреть виды занимательного материала,
ознакомиться с его ролью и местом, временем применения на уроке,
создать конспекты урока по нескольким видам занимательного
материала.
Практическое значение данной работы заключается в применении
полученных знаний в учебных целях. Составленные конспекты уроков могут
использоваться в школьной практике.
В соответствии с целью и задачами исследования работа состоит из
введения, одной теоретической главы, одной практической главы и заключения.
Методы, применяемые при работе:
методы теоретического исследования – изучение и анализ методической
литературы; учебных пособий
составление конспектов
Теоретической базой решения поставленных в работе задач послужили
теоретические выкладки трудов таких известных методистов и ученых, как
3 Арсирий А.Т., Волина В.В., Розенталь Д.Э., Шанский Н.М., Петрановская Л.,
Баранова М.Т. и других.
Данная тема актуальна и требует к себе пристального внимания, т.к.
последнее время все сложнее складываются отношения школьников с родной
речью, родным языком. Не секрет, интерес к изучению родного языка пропадает
у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и
сложностью материала, подлежащему изучению. Увлечь их, заставить полюбить
русский язык учителю порой бывает трудно.
На помощь приходит занимательный материал, который используется на
уроках довольно успешно.
4 Глава I. Занимательный материал как одно из средств
обучения.
§ 1.1. Занимательный материал: цели, задачи
использования
Занимательный материал – один из важнейших средств в обучении –
разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского
языка на всех этапах развития школьного образования.
Введение элементов занимательности в работу по русскому языку
является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения. Ребенок не
может так же быстро, как и взрослый, с такой же последовательностью и
упорством включаться в учебу, отдаваться ей. Его психика требует чегото
необычного, увлекательного, близкого к привычным для детей занятиям.
Н.К. Крупская писала в свое время, что школа «недооценивает
организующей роли игры, что существующий «переход от игры к занятиям
слишком резок» (5, с. 77). Чем младше возраст, указывает она, тем интересней
должны быть занятия; методика обучения должна быть основана на интересе и
активности.
Воспитание интереса к предмету и активизация деятельности учащихся
неразрывно связаны. Максимальная активизация учебной работы позволяет
преодолеть пассивное отношение учащихся к предмету, вызвать интерес.
Занимательное, интересное в свою очередь, способствует повышению активности
в работе.
5 Увлекательное, интересное может быть заключено в самых обычных
школьных занятиях, учитель порой создает его незаметно: раскрытием
внутренних закономерностей языка, раскрытием противоречивости языковых
фактов, умелым обращением к синонимии русского языка, к орфографическим
нормам, к стилю речи. Интерес вызывается своеобразным подходом к учебному
материалу, разнообразием упражнений, свежестью примеров. Учащиеся любят
все новое, особенно если оно заставляет их думать, действовать, проявлять
сообразительность.
Интерес к предмету, который воспитывается такими естественными
путями, оказывается наиболее действенным. Но его не всегда удается
обеспечить. Тогда на помощь привлекаются элементы занимательности,
активизирующие не только мысль, но и чувства, эмоции учащихся,
мобилизующие их волю. Есть три пути, создающие атмосферу занимательности
без какоголибо ущерба образовательной и воспитательной значимости урока:
а) умелое и уместное выявление занимательности в содержании изучаемого
материала
б) использование занимательных форм в учебной работе
в) органическая связь классной работы по русскому языку с внеклассными
занятиями и мероприятиями.
Во всех указанных случаях главным при отборе и использовании
занимательного материала является следующее: из того, что нравится учащимся,
что их увлекает, брать то, что ценно по своему образовательному или
воспитательному значению.
Интересное, увлекательное всегда окружает нас, его надо только выявить
и особым образом подать детям, заставить их самих открывать интересное.
6 Власенков А.И. указывает, что занимательность может создаваться в
необычной форме. Например, в необычной для учащихся постановке вопроса,
необычной формулировке задания:
Могут ли быть словами отдельные звуки? (у, к, в)
На первый взгляд кажущиеся весьма простыми, такие вопросы развивают у
учащихся сообразительность, наблюдательность, языковое чутье.
Но занимательным на уроках русского языка чаще бывает не содержание,
а форма работы, виды заданий по материалу. Так учащихся всегда привлекают те
виды заданий, которые связаны с активной деятельностью.
Занимательность может создаваться и необычной для учащихся формой
проведения занятий тех или иных видов работы. «Одно дело – привычный
ученикам диктант – и совсем другое дело – немой диктант, при котором учитель
лишь показывает картинки на определенную тему, а учащиеся записывают
соответствующие слова». (5, с.79)
Необычной, а потому и занимательной является непосредственно такая
форма работы, как восстановление текста из отдельных предложений – это
способствует развитию речи учащихся, обогащению их речи выразительными
средствами.
Интерес к занятиям можно вызвать воображаемой игровой деятельностью.
Учитель, например, может провести такую работу по теме «Безударные
гласные»: объявить, что сначала будут действовать «разведчики» – их задача –
выявить все опасные места (т.е. найти сомнительные гласные и выделить части
слов), затем в дело вступают «саперы» – они должны обезвредить все опасные
места (т.е. применить правило к каждому из выделенных случаев). Такая работа
– игра захватывает учащихся.
Серьезную грамматическую работу можно организовать в форме игры
«Путешествие по станциям грамматики». Заранее объявляется, через какие
7 станции (темы грамматики) будут следовать «поезда». Для каждой станции
заготавливаются «билеты». Ученик заполняет «путевой лист», на котором
нужно выполнить определенные задания, и если ученик делает в задании
ошибку, то не получает «билет», т.е. «проезд для него закрыт», пока он не
выполнит задания правильно.
На уроках русского языка применяются и грамматические игры.
диктуется учетом утомляемости,
Необходимость их применения
неустойчивости интереса, эмоциональности учащихся. Важна в игре и
воспитательная сторона.
Роль игр в учебном процессе определяется следующим:
игры повышают интерес к предмету
позволяют сосредоточить внимание учащихся на языковых фактах
развивать сообразительность, внимание, выдержку, настойчивость
улучшает запоминание правил
Но на уроке игры не всегда бывают уместны. Применение их оправдано
лишь в тех случаях, когда они способствуют лучшему усвоению материала или
же помогают устранить наступившее утомление учащихся. Наиболее удобными
моментами использования игр на уроке является проверка знаний и закрепление.
Ярко выраженные игровые формы носит использование скороговорок при
изучении фонетики. «Осваивая скороговорки, тренируясь в их произношении в
школе и дома, ученик не только развлекается, но и преодолевает свои речевые
недостатки». (5, с. 83)
Интересна игра «В специальности», где учащиеся должны записать как
можно больше существительных с суффиксами чик, щик, обозначающими
профессии (грузчик, сварщик).
8 «Занимательный материал обладает высокой пропускной способностью,
эффективностью для запоминания, а также его сочетание с речью, практикой…»
(3, с.102)
Как подчеркивают специалисты, создаваемые на уроках ситуации
занимательности должны вызывать радость узнавания не побочных ярких
подробностей, деталей, а основных идей изучаемой проблемы.
Стимулирующим звеном учения можно назвать – введение в учебный
процесс занимательных фактов, примеров, опытов. Они вызывают неизменный
отклик у учеников. Часто им поручают самостоятельно подбирать такие
примеры, что позволяет проявить не только интерес, но и самостоятельность.
Для создания эмоциональных ситуаций с помощью занимательного
материала в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость,
эмоциональность.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод
познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе
«игровых ситуаций».
Известно, что игра – эффективное средство воспитания познавательных
интересов и активизации их речевой деятельности.
Игры заставляют учащихся мыслить, развивать речь, воображение,
творчество, укрепляют память, способствуют популяризации предмета.
Каждая игра преследует определенные цели. Намечая игру, учитель
должен ясно осознать, какие знания у детей он будет закреплять с помощью этой
игры, какие навыки и умения закреплять.
С помощью игры учащиеся знакомятся с разными способами передачи
информации.
9 Построены игры от простого к сложному, следовательно, раскрывают
широкий диапазон трудностей, а это позволяет ученику идти вперед,
совершенствоваться, т.е. раскрывать свои творческие способности.
Развивающие игры
могут дать «пищу» для развития творческих
способностей. Их заданияступеньки всегда создают условия, опережающие
развитие способностей. «Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего
«потолка», ученик развивается наиболее успешно» (14, с.20). Развивающие игры
могут быть разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые
игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и
творческого развития.
Занимательный материал может принести пользу лишь в том случае, если
он органически связан с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами
и заданиями. Применяя занимательный материал в процессе обучения, учитель
должен осознавать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе
урока включить занимательный материал в работу, как связать использование
занимательного материала с другими этапами урока.
Занимательный материал помогает решить такие задачи, как мобилизация
психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс,
повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного
запоминания материала, расширение объема усваиваемого материала, выделение
главного в материале урока и его систематизация.
Занимательный материал по русскому языку может использоваться
практически на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, на
этапе закрепления и формирования навыков, на этапе контроля за усвоением
знаний и формированием умений, на этапе систематизации, повторения,
обобщения материала.
10 С помощью занимательного материала организуется работа по обогащению
словарного запаса учащихся и повышению их орфографической грамотности.
Используя занимательный материал на уроках русского языка, учитель
решает такие задачи, как:
воспитание учащихся, формирование их творческой активности
развитие и совершенствование психологических качеств личности
школьников:
настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
любознательности,
инициативности,
трудолюбия,
воли,
углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка
расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии,
грамматики, стилистики, синтаксиса русского языка и формирование культуры
устной и письменной речи
выявление одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также
воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность
преодоления отставания по русскому языку
развитие логического и образного мышления
повышение работоспособности
Занимательный материал так же нужно грамотно подбирать, т.е. в
соответствии с целями и задачами урока, а также с учетом его доступности
ученикам. Если занимательный материал слишком сложен, или же слишком
облегчен, или в нем нет системы, то эффективность обучения будет снижена.
Правильно подобранный занимательный материал решает вопрос об уровне
сложности обучения, о его научности, органической связи изучения грамматики,
орфографии, пунктуации с развитием речи.
Непременное условие, которое должен выполнять занимательный
материал, заключается в том, чтобы постоянно обучать, развивать умственные
способности учащихся.
11 Но нужно помнить, что чем больше применяя занимательный материал,
тем лучше – это не всегда так. Оптимальное применение означает
целесообразное использование. Поэтому учителю необходимо выбирать и
применять в первую очередь те, которые непосредственно направлены на
решение основной задачи урока, на усвоение главных, существенных вопросов
содержания изучаемой темы.
При выборе форм занимательного материала следует учитывать и
особенности класса.
Применять занимательный материал нужно при наличии свободного
времени или при возникновении затруднений при изучении темы. При этом
необходимо помнить, что большой объем занимательного материала ведет не
только к затратам времени, но и отвлекает учеников от сути изучаемого.
Приведем функции, которые реализует занимательный материал,
применяясь на уроке:
1. способствует развитию образного мышления учащихся
2. выступает в роли средства активизации внимания при усвоении любого
учебного материала
3. содействует
активизации учебнопознавательной деятельности
школьников
4. позволяет конкретизировать изучаемые теоретические вопросы
5. расширяет сферу показа практического применения изучаемых
вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения
учеников в ходе урока
6. систематизирует и классифицирует изученные явления языка
7. выступает в роли способа стимулирования интереса к учению, создания
установки на эффективное учение
12 8. позволяет в нетрадиционной форме получать информацию о степени
усвоения учебного материала.
1.2. Формы занимательного материала.
В данной главе перейдем к формам занимательного материала.
Формы занимательного материала, используемые на уроках русского
языка, разнообразны. Рассмотрим их.
Одной из таких форм являются загадки. Большое внимание надо уделять
развитию связной речи учащихся. Этому могут способствовать именно загадки,
которые активизируют мышление и помогают успешнее решать задачи его
всестороннего, гармонического развития. «Загадки – соревнование на смекалку,
дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром,
удивительная игра,
любознательность». (Волина)
тренирующая внимание и память,
развивающая
Приведем примеры загадок. Например, загадки о знаках препинания:
Стоят три кумушки рядком.
13 Ведут беседу,
Но – тайком,
Какимито
Далекими
Туманными намеками…
(Многоточие)
Ляжет палочкой на строчку
Проходите по мосточку.
(Тире)
Всегда подслушать
Норовят то,
Что другие говорят…
(Кавычки)
Словам раскрывают
Объятья:
Ждем в гости вас,
Милые братья!
(Скобки)
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку!
(Запятая)
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
(Точка)
Загадки могут быть и другой тематики. Например, загадки с синонимами.
Я – синоним к слову гостеприимный; само значение моих корней указывает
на старинный обычай встречать гостей хлебом и солью.
14 Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года.
1) Я – антоним к слову зной
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня……(прохлада)
2) Я антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я… (зима)
3) я – антоним слову смех,
Не от радости, утех, –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …. (плачь)
Александрова Г. предлагает следующие виды загадок.
Метаграммы – загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один
звук (букву) другим. Это своеобразные «волшебные превращения слов»( .
1) Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (соль, моль)
2) С [к] я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С [п] – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою. (карта, парта)
3) Хоть и мала я, но взгляни:
15 Весь мир в себе я отражаю.
Но [к] на [ц] перемени –
Я по болоту зашагаю. (капля, цапля)
4) С [б] мучительной бываю,
С [м] одежду пожираю,
С [р] актеру я нужна,
С [с] для повара важна. (боль, моль, роль, соль)
Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а
тот хорош, кто для дела пригож?
Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается
отправиться в Братск?
Логогрифы – загадки, в которой слово может иметь различные значения в
результате добавления, пропуска или перестановки звуков.
1) Готов вас напоить водой,
Но [э] прибавьте в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, в зале. (кран, экран)
2) Несет меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня снесет. (ноша, юноша)
Как форма занимательного материала могут являться стихи о явлениях
русского языка.
Например, о знаках препинания.
Знаки препинания.
16 Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания:
Тире,
Знак восклицания,
Кавычки,
Двоеточие,
И прочее,
И прочее…
Восклицательный знак.
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет.
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!
Обычно в предложениях
Стою я для того,
Чтоб выражать волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Не зря я от рождения
Противник тишины,
Где я, то предложение
С особым выражением
Произносить должны!
Вопросительный знак.
Разные вопросы
Задаю я всем:
17 Как?
Откуда?
Сколько?
Почему?
Зачем?
Где?
Куда?
Какая?
Отчего?
О ком?
Что?
Кому?
Который?
Чья?
Каким?
О чем?
Фирсова Е.В., Петрушенкова Н.П. формам занимательного материала
относят кроссворд. Кроссворды тоже делятся по тематике.
Приведем пример одного из кроссвордов, например по синонимии.
Записать в кроссворде синонимы:
Торопиться, учить, бежать, осилить, известие, удивить, фантазировать.
С
И
Н
О
Н
П
З
Е
Д
О
Е
У
С
О
В
Ш
Ч
Т
Л
О
И
А
И
Е
С
Т
Т
С
Т
Т
Ь
Ь
Ь
Ь
Ь
18 З
И
М Е
У
Ч
М
Т
И
А
Т
Т
Ь
Ь
На уроках русского языка можно использовать головоломки, как одну из
разновидностей кроссворда.
о
о
о
о
о
к
к
к
к
к
р
р
р
р
р
Свободные клеточки учащиеся заполняют таким образом, чтобы в каждом
горизонтальном ряду получилось нарицательное существительное (корона,
корпус, корова, корень, корыто, корнет, коралл, кортик…)
Ребус – (от лат. «вещь») своеобразная загадка, в которой искомое слово
или фраза изображены комбинацией фигур, букв, цифр или рисунков. В ребусах
допускается называть буквы так, как они называются в азбуке. Кроме того, в
ребусах в составляемые слова можно вводить предлоги, указывающие на
расположение букв.
Приведем пример одного из ребусов:
Б
Б Б
Б Б
ББББББББ
Б Б
Б Б
(изба)
19 Шарады – словазагадки, в которых несколько букв слогов или частей
слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать
целое слово.
Шарады могут быть разными по тематике, а также учитывать
межпредметные связи. Например:
Корень мой находиться в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
Мое начало вы найдете в поле,
Второе с третьим вы учили в школе,
Когда был по грамматике урок:
Одно из них – союз, другое же – предлог.
Затем вы, приложив старанье,
Найдете дерева названье,
А в целом – имя городагероя,
Чьей мы гордимся славой боевой.
(Севастополь)
В игре, что требует уменья,
Мое начало ты найдешь,
К нему прибавь местоимение –
И город сразу назовешь.
(Шахты)
С помощью занимательных шарад возможно повторение такого раздела,
как словообразование.
20 Своеобразным занимательным материалом являются пословицы и
поговорки, связанные с русским языком. Работа с ними обогатит словарный
запас школьников, научит их любить меткое слово и пользоваться им, говорить и
писать образно, эмоционально.
Пословицы, как занимательный материал, могут использоваться на уроках
русского языка по теме «Числительное»:
Один в поле не воин.
Ум хорошо, а два лучше.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь раз примерь, один отрежь.
Семеро одного не ждут.
Так же занимательный материал можно использовать при формулировке
правил. Например:
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах;
На мотоцикле разъезжал
И цифр знал немало...
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
К занимательности можно отнести вопросышутки, которые и развлекают
учеников, и заставляют подумать одновременно. Например, такие:
Какое слово состоит из семи я? (семья)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и в арбузе, а в дыне нет?
(звук [р] )
21 Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест –
в число? (добавить мягкий знак).
Занимательные, шуточные стихи так же можно применять на уроках
русского языка. Например, такое стихотворение М. Яснова:
Чудетство.
В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветет ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ,
А гдето по дальним дорогам
Бредут НОМОТ С БЕГЕРОГОМ…
Мы ними в ЧУДЕТСТВО скорее войдем –
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовет нас глядетьзаглядеться:
Что там за окошком? Чу!.. Детство!
В таком стихотворении ученикам будет интересно отыскать словазагадки,
а также подобрать к ним настоящие слова.
Как одна из форм занимательности могут использоваться на уроке
русского языка
(Александрова)
лингвистические сказки.
Приведем пример сказки:
«Както король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на
который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали
танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные – с согласными. Буквы А
– Я, У – Ю, Ы – И, Э – Е, О – Ё танцевали вальс. Согласные тоже танцевали
парами, но неторопливость мешала им, они пыхтели, шипели, свистели от
усердия. Вот такие это были пары: Б – П, В –Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С.
Причем буквы Б, В, Г, Д, Ж. З звонко стучали ногами в такт музыке. А вот П, Ф,
22 К, Т, Ш, С были глухи к музыке. Но были и одинокие буквы, вовсе не
танцующие, – Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Ч, Щ, Ъ, Ь. это непарные буквы. Так и
повелось с тех пор, что парные танцуют в паре со своим партнером, а непарные
сидят отдельно».
Занимательной на уроке может быть игра. Интерес к игре в настоящее
время значительно возрос. Обращение к игре как виду занимательности
объясняется тем, что в игровой ситуации благодаря моменту условности понять,
воспроизвести материал. Игра позволяет варьировать, непринужденно и
естественно, а сверх того создает в классе атмосферу свободного общения. Цель
любого игрового задания не является абстрактной, учащийся должен добиться
реального результата, решить определенные поставленные задачи.
Для повышения интереса к урокам и успешному изучению материала
учитель может использовать на уроках такой вид занимательности, как игры.
Игра «Два – третье лишнее».
Вода, водитель, наводнение; рисовый, рисунок, зарисовать.
Горе, горец, гористый; носилки, носатый, поднос.
Гора, гореть, загорелый; столик, столетие, застольная.
Фонетическая игра: (Петрушевская, Фирсова)
Грамматические викторины – один из видов языковой игры, причем на
уроке они должны быть тематическими, т. е. вопросы викторины должны
объединяться одной грамматической темой. Приведем пример тематической
викторины:
Викторина по теме: «Местоимение»
1. Какое местоимение не имеет именительного падежа?
Себя.
2. Какое местоимение может быть частицей?
Местоимение то (както)
23 3. Какое отрицательное местоимение перешло в разряд существительных?
Ничья.
4. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым
скромным?
Я. (говорит о себе, в алфавите на последнем месте)
5. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному
местоимению, чтобы получить многомного крупных плодов?
Ты к ВЫ (тыквы).
6. Какое местоимение читают одинаково слева направо и наоборот?
Оно, тот.
7. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа
налево?
Он (но).
8. Какое местоимение может быть и глаголом?
Мой.
Таким образом, занимательный материал многообразен, достаточно широк
по наличию форм, возможных к использованию на уроке. При этом любая форма
занимательного материала имеет четкую цель использования. Это позволяет
более точно, грамотно и эффективно применять ту или иную форму
занимательного материала.
Глава II. Примерные конспекты уроков, включающие
занимательный материал
24 В главе II (практической части работы) целесообразно представить
конспекты уроков, включающие использование занимательного материала на
уроках русского языка.
2.1. Примерный конспект урока русского языка по теме:
«Вопросительноотносительные местоимения»
Тема: Местоимения. Вопросительноотносительные местоимения.
Цели:
(обучающая)
1. Познакомить с вопросительноотносительными местоимениями, их
назначением, особенностями склонения.
2. Научить отличать вопросительноотносительные местоимения от других
а также различать вопросительные и относительные
разрядов,
местоимения.
3. Учить грамотно употреблять вопросительноотносительные местоимения
во фразеологизмах, включающих их в свой состав.
(развивающая)
1. Развивать умение находить вопросительноотносительные местоимения в
предложении.
2. Развивать умение интонационно правильно произносить предложения с
вопросительноотносительными местоимениями.
3. Развивать навык грамотного письма, орфографической зоркости.
4. Развивать внимание, память, творческие способности.
(воспитывающая)
1. Прививать любовь и уважение к русскому языку.
25 2. Формировать грамотную личность.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма урока: Традиционный урок.
Методы: фронтальный опрос, объяснительный диктант на проверку знаний,
объяснение нового материала, закрепление на практике.
Средства обучения: учебник русского языка
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел, кодоскоп, карточки.
Вид доски: число, классная работа, тема урока.
Вид ученической тетради: число, классная работа, тема урока.
Ход урока
1. Оргмомент (подготовка и настрой учащихся на работу).
2. Проверка домашнего задания.
Нужно было списать, выделить определительные местоимения как члены
предложения.
1) Вот ворона на заборе.
Все (определит. мест., входит в состав подлежащего) амбары давно на
запоре.
Все (определит. мест., входит в состав подлежащего) обозы прошли, все
подводы,
Наступила пора непогоды. (Н. Рубцов)
2) Весной дождик шальной. Захочет – все (определит. мест., дополнение)
смочит, в шутку поплачет, слезами обманет,
всех (определит. мест., дополнение) подурачит и перестанет. (И.
Эренбург)
26 3) Никаким пером искусным
Описать нельзя чудес,
Про которые расскажет
Сам (определит. мест., входит в состав подлежащего) зеленый старый
лес. (А. Круглов)
3. Объяснительный диктант. Повторение орфограмм и разрядов местоимений.
Записываются словосочетания на доске под диктовку, ученик объясняет
орфограммы, определяет разряды местоимений.
Возражать ему (личное), печатать самому (определит.) себе (возврат.),
выложить (корень –лож, пишем –о перед –ж) из своей (притяж.) сумки,
расположиться (приставка рас, т.к. после нее глухой п, корень –лож,
пишем –о перед –ж, ться с ь, т.к. отвечает на вопрос что сделать?) у
него (личное), растет (корень –раст, пишем –а перед –ст) надо мной
(личное), расстилается (пишем две с на стыке приставки и корня, корень
стил, т.к. за ним суффикс –а, тся без ь, т.к. отвечает на вопрос что
делает?) перед нами (личное), прийти в себя (возврат.), тоскуешь по этим
(указател.) местам, чувствовать его (личное) боль, поется (тся без ь, т.к.
отвечает на вопрос что делается?) в моей (притяжат.) песне, со своим
(притяжат.) товарищем.
4. Фронтальный опрос с использованием вопросов занимательного характера.
Что такое местоимение?
Местоимение – часть речи, которая обозначает лицо, а также
указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их
конкретно.
Какие части речи может заменять местоимение?
Существительное, прилагательное, числительное.
27 Каким членом предложения может быть местоимение?
Подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.
Какие разряды местоимений мы уже изучили?
Личные,
возвратные,
притяжательные,
указательные,
определительные.
Какое местоимение не имеет именительного падежа?
Себя.
Какое местоимение может быть частицей?
Местоимение то (както).
Какое отрицательное местоимение перешло в разряд существительных?
Ничья.
Сколько личных местоимений в слове семья?
Семья.
Первый слог – личное местоимение 2го лица. Второй – звук, который
произносит лягушка. Вместе – название овоща.
Тыква.
Первый слог – личное местоимение 1го лица. Второй слог – название детской
болезни. Вместе – предмет, который удерживает судно.
Якорь.
За какое местоимение нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось
животное?
За – я – ц.
5. Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с вопросительноотносительными
местоимениями.
Запись темы в тетрадь.
28 Как вы думаете, почему эти местоимения называются вопросительно
относительными? (вопрос назасыпку)
Эти местоимения так называются, т.к. содержат вопрос о предмете,
его признаках, принадлежности или количестве, связывают части
сложного предложения.
6. Работа с учебником, изучение параграфа.
Ученики читают параграф, затем идет обсуждение.
Учащиеся выписывают из параграфа вопросительноотносительные
местоимения в тетрадь, сверяются с доской.
Вопросительные местоимения следует отличать от относительных.
Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса.
(Кто об этом сообщил?)
Относительными местоимениями они являются, когда употребляются без
вопроса для связи простых предложений в составе сложного.
(Я знаю, кто об этом сообщил.)
Относительновопросительные местоимения могут быть разными членами
предложения.
Какие особенности имеют местоимения кто, что?
Эти местоимения не имеют форм рода и числа, кто указывает на
одушевленность, что на неодушевленность.
Как изменяется местоимение каков?
Изменяется по родам и числам.
7. Закрепление на практике.
Работа с карточкой через кодоскоп.
Ученики списывают текст, находят вопросительные местоимения, обозначают
орфограммы. Один ученик комментирует.
29 Кто варе.. (пишем ж, т.к. проверим варежечка) пестрые вяж..т, (окончание
–ет, т.к. глагол I спряжения)
Стари(н, нн)ые (две н, т.к. суффиксы–ин, н) песни поет?
Кто сказку такую ра..скаж...т, (две с на стыке приставки и корня, окончание
–ет, глагол I спряжения)
Что снится всю ночь напролет?
Ч...и (разделительный ь после корня перед и) волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и ж..лею? (пишем а, проверим жалость)
О ком соч..нила (пишем и, запоминаем) стихи?
8. Работа у доски.
Записываются предложения, в них находятся относительные местоимения.
Кто много читает, тот много знает.
На что тем хвалиться, что в люди не годиться.
Кто всех веселит, за того весь свет стоит.
Какая сейчас теплая погода!
9. Творческое задание.
Вопросительноотносительные местоимения могут входить в состав
фразеологических оборотов. Знакомство с такими фразеологическими
оборотами.
Составить два предложения, используя любые из фразеологических оборотов.
Учащиеся самостоятельно составляют предложения, записывают в тетрадь,
затем проверка.
10. Домашнее задание.
11. Итог урока, оценки.
30 2.2. Примерный конспект урока русского языка по теме:
«Определительные местоимения».
Тема: Местоимения. Определительные местоимения.
Цели:
(обучающая)
1. Познакомить с определительными местоимениями, их назначением,
особенностями склонения.
2. Научить отличать определительные местоимения от других разрядов.
3. Учить грамотно употреблять определительные местоимения во
фразеологизмах, включающих их в свой состав.
(развивающая)
1. Развивать умение находить вопросительноотносительные местоимения в
предложении.
2. Развивать навык грамотного письма, орфографической зоркости.
3. Развивать внимание, память, творческие способности.
(воспитывающая)
1. Прививать любовь и уважение к русскому языку.
31 2. Формировать грамотную личность.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма урока: Традиционный урок.
Методы: фронтальный опрос, объяснительный диктант на проверку знаний,
объяснение нового материала, закрепление на практике.
Средства обучения: учебник русского языка
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел, кодоскоп, карточки.
Вид доски: число, классная работа, тема урока.
Вид ученической тетради: число, классная работа, тема урока.
Ход урока
1. Оргмомент (подготовка и настрой учащихся на работу).
2. Фронтальный опрос.
Что такое местоимение?
Местоимение – часть речи, которая обозначает лицо, а также указывает
на предметы, признаки, количество, но не называет их конкретно.
Какие части речи может заменять местоимение?
Существительное, прилагательное, числительное.
Каким членом предложения может быть местоимение?
Подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.
Какие разряды местоимений вы уже знаете?
Личные, возвратные, притяжательные, указательные.
3. Решение кроссворда – одной из форм занимательного материала.
В кроссворде зашифрована тема урока. Учащиеся разгадывают кроссворд и
называют тему урока – «Определительные местоимения». Записывают ее в
тетрадь.
32 Вопросы к кроссворду.
1. Личное местоимение 3 лица ед.ч. м.р. (он)
2. С какой частью речи местоимения пишутся раздельно? (предлог)
3. Разряд местоимения себя? (возвратное)
4. Местоимение он в Дат. п. (ему)
5. Личные, возвратные, указательные – это …местоимений (разряд)
6. С какой частью речи мы работаем? (местоимение)
7. Каким второстепенным членом предложения может быть местоимение?
(дополнение)
8. Личное местоимение 3 лица мн. числа (они)
9. Местоимение ты в Предл. п. (тебе)
10. Назовите возвратное местоимение (себя)
11. Разряд местоимений я, ты, он, она, мы (личные)
12. Первый слог – местоимение я, второй – детская болезнь, а вместе – предмет,
который удерживает судно.
13. Личное местоимение 3 лица ед.числа ср.р (оно)
14. Какое местоимение спряталось в слове тыква? (ты)
15. Местоимение я в Дат.п. (мне)
4. Работа с учебником, изучение параграфа.
Ученики выписывают определительные местоимения в тетрадь, сверяются с
доской.
САМ ЛЮБОЙ
САМЫЙ КАЖДЫЙ
ВЕСЬ ИНОЙ
ВСЯКИЙ
Как вы думаете, почему эти местоимения определительные?
Дают определение, характеристику предмету.
33 Указывается их значение:
Сам – указывает на лицо или предмет, который участвует в действии.
Самый – подчеркивает в предмете главное, обозначает степень качества.
Весь – определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в объеме.
Всякий, каждый – обозначает один предмет, выделенный из многих, из
совокупности предметов.
Как изменяются определительные местоимения?
Изменяются как прилагательные, т.е. по числам, родам и падежам.
Каким членом предложения могут быть определительные местоимения?
Определением, подлежащим, дополнением.
5. Закрепление на практике.
Учащиеся выполняют упражнение, списывают отрывки из басен Крылова
И.А., объясняют орфограммы, находят определительные местоимения,
подчеркивают как члены предложения.
На свете чудеса разбросаны повсюду; да не везде их всякий замечал.
Что волки жадны, каждый знает.
Иному до чего нет дела, о том толкует он охотнее всего.
Невежда в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды, не чувствуя,
что он вкушает их плоды.
6. Работа с карточкой. Комментированное письмо.
Ученики записывают предложения в тетрадь, определяют род, число, падеж
определительных местоимений.
Не всякому аттестату верь.
На каждый роток не накинешь платок.
На любое хотение есть терпение.
Дверь самая обыкновенная, комнатная.
34 7. Творческое задание.
Учащиеся выполняют упражнение, где пропущены местоимения, вставляют
подходящие по смыслу местоимения, подчеркивают как члены предложения.
Мы отправились за грибами…..нес корзину с ….припасами….маленькие шли
налегке. Мне ……досталось нести молоко и хлеб.
8. Определительные местоимения часто употребляются в речи. Но также и в
стихотворениях:
Про сома.
Все приходиться сому
С детства
Делать самому,
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам
Еду себе найди!
Сам
В беду не попади!
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся:
Сам
С усами!
(Б.Заходер)
В данном стихотворении обыгрывается местоимение сам.
А что здесь еще интересного?
Есть фразеологический оборот.
35 Запишите в тетрадь фразеологические обороты с определительными
местоимениями, которые вы знаете.
9. Итог урока, оценки, домашнее задание.
Заключение
Таким образом, занимательный материал – одно из средств, помогающих
учителю решать такие задачи, как:
воспитание учащихся, формирование их творческой активности
развитие и совершенствование психологических качеств личности
школьников:
настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
любознательности,
инициативности,
трудолюбия,
воли,
углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка
36 расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии,
грамматики, стилистики, синтаксиса русского языка и формирование культуры
устной и письменной речи
выявление одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также
воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность
преодоления отставания по русскому языку
развитие логического и образного мышления
повышение работоспособности
Занимательный материал – это звено, составляющее успешную работу, как
учителя, так и ученика. Поэтому применять занимательный материал нужно, но
при этом учитывать его место на уроке и цели его использования.
Список литературы
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб, 1997.
2. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика. – М., 1967.
3. Бабайский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. – М., 1985.
4. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М, 1989.
37 5. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. –
М., 1973.
6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
7. Волина В.В. Веселая грамматика. – М., 1995.
8. Зарецкий А.И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.,
1961.
9. Зданкевич В.Г. Русская занимательная грамматика. – Самара, 1993.
10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. занимательно о русском языке. –
Л., 1990.
11. Методика преподавания русского языка / под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990.
12. Напольнова Т.В., Пустовалов П.С. Практикум по методике русского языка.
Учебное пособие. – М., 1976.
13. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1989.
14. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. –
М., 2000.
15. Орфография с улыбкой. / под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1996.
16. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
17. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. –
М., 2000.
18. Постникова И.И., Дизенко Н.Д. Занимательные рассказы о частях речи:
Книга для учащихся. – М., 1998.
19. Развитие творческой активности школьников. / под ред. А.М. Матюшкина –
М., 1991.
20. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М., 1995.
21. Стычишина Л.П., Серебренникова А.Г. Играй, читай, запоминай! – М., 1994.
22. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студ.
высш. пед. завед. / под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2005.
38 23. Цыганкин Д.В., Приставкин Н.К. Занимательная грамматика. – Саранск,
1986.
24. Шанский Н.М. В мире слов. Книга для учителя. – М., 1985.
39
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Использование занимательного материала на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.