В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учёбе, на культивировании у учащихся по вопросам здоровья.В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учёбе, на культивировании у учащихся по вопросам здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологии на
уроках физической культуры
В настоящее время к здоровьесберегающим
образовательным технологиям относятся технологии,
которые основаны на возрастных особенностях
познавательной деятельности детей, обучении на
оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности
методов и форм обучения, оптимальном сочетании
двигательных и статических нагрузок, обучении в малых
группах, использовании наглядности и сочетании различных
форм предоставлении информации, создании эмоционально
благоприятной атмосферы, формировании положительной
мотивации к учёбе, на культивировании у учащихся по
вопросам здоровья.
Целевые установки:
- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми
- учить школьников ощущать радость от каждого прожитого
дня
- показать им, что жизнь- это прекрасно
- вызывать у школьников позитивную самооценку
Моя деятельность учителя в аспекте реализации
здоровьесберегающих технологий на уроках физической
культуры включает знакомство с результатами
медицинских осмотров детей, их учет в учебно-
воспитательной работе; помощь родителям в
построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи
в целом. Устанавливая взаимосвязь с медицинским
работником школы, зная результаты осмотра детей,
учитываю показания медработников в листе здоровья
школьников на пути достижения цели, считаю:
- формирование благоприятного морально –
психологического климата в ученическом коллективе, снятие
по возможности всех стресообразующих факторовобразовательного процесса, создание на уроке атмосферы,
расковывающей детей;
- оптимизацию уровня образовательной нагрузки каждого
ученика. В одном классе, как правило, занимаются дети с
разной степенью физической подготовленности и состояния
здоровья, поэтому для каждого ученика на уроке
определяется своя доза физической нагрузки;
- проведение системы лечебно – оздоровительных
мероприятий с учащимися, использование малых форм
физического воспитания( проведение походов, экскурсий,
спортивных игр на свежем воздухе)
- реализация системы лечебно – оздоровительных
мероприятий. Это могут быть проведение о здоровом образе
жизни, проведение тематических классных часов с
приглашением специалистов – медиков;
Основой здоровьесберегающей технологии на уроках
физической культуры является соблюдение следующих
принципов:
- учёт возрастных индивидуальных особенностей;
- учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных
психофизических особенностей при выборе форм, методов и
средств обучения;
- Структура урока на три части в зависимости от уровня
физической работоспособности учащихся (вводная часть,
основная и заключительная);
- использование здоровьесберегающих действий для
сохранения работоспособности и расширения
функциональных возможностей организма учащихся.
Здоровьесберегающие действия:
- оптимальная плотность урока;
- количество видов учебной деятельности;
- смена длительности и чередования физических нагрузок;- отвлечение от учебной работы (дыхательная гимнастика,
минутки релаксации и т.д.)
- вовлечение детей имеющих желание, в работу секций и
кружков.
На протяжении восьми лет мною проводятся занятия в
лыжной секции и кружка «Юный патриот». Двери кружка и
секции открыты для каждого. Главное во внеклассной работе
– это психологическая комфортность, которая способствует
укреплению эмоционального состояния воспитанников, а
значит, и повышению их работоспособности и творческой
активности.
Урочные занятия имеют чёткую структуру:
подготовительную часть, основную и заключительную.
Подготовительная часть составляет 15 минут. Физические
упражнения, используемые в подготовительной части урока,
активизируют функциональные системы для выполнения
последующей физической работы в течение занятия и
оказывают непосредственный лечебно-профилактический
эффект. Основными в подготовительной части являются:
упражнения в движении, направленные на профилактику
плоскостопия, беговые упражнения не высокой
интенсивности, дыхательные упражнения, игры с
элементами дыхательной гимнастики. В основной части
урока у детей формирую навыки и умения, обеспечивающие
мотивацию на здоровье. Создаю такие условия, чтобы у
ребёнка « появился аппетит» заниматься физической
культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений
для своего здоровья. В заключительной части (5-7мин)
используются игры на внимание, упражнения в движении в
сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющие в
медленном темпе, объясняется домашнее задание.
Для повышения интереса и эмоционального настроя на
своих уроках удачно комбинирую игровой, соревновательный
и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю
возрастные особенности учащихся, не допускаюпереутомления, направляю их действия и контролирую
нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений
показываю последовательность действий наглядно. В своей
практике применяю методы разбора упражнений,
подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю
физическое развитие и уровень физической
подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы
убеждения и поощрения оказывают на детей особое
воздействие.
Учу сознательно оценивать физическое развитие
собственного тела и составлять комплексы упражнений.
Ученики сами следят за собственным состоянием
самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы
упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность
специальных упражнений и последовательность их
выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе
занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и
желание работать над собой самостоятельно.
Создание комфортных условий на уроке.
температура и свежесть воздуха;
рациональное освещение зала;
исключение монотонных звуковых раздражителей;
влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
наличие аптечки;
спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший
возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи от 1кг до 3 кг);
наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной
формы для занятий на уроке физической культуры в зале и
соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осеньвесна,
зима).Учёт динамики работоспособности на уроке.
1 фаза врабатывание 810 минут.
2 фаза оптимальной работоспособности 1520 минут.
3 фаза преодолеваемого утомления
Индивидуальнодифференцированный подход.
1. Работа в индивидуальном темпе.
2. Использование источников информации.
3. Возможность обратиться за помощью.
4. Отсутствие страха ошибиться.
5. Положительная мотивация, сознательное отношение к учебной
деятельности.
6. Высказывание и аргументирование своего мнения.
7. Контрольные испытания, задания, тестирования должны лишь давать
исходную информацию для разработки индивидуальных заданий.
Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с
другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим
собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать
лучше, чем сегодня
Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации
процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную
напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников
образовательного процесса, таким образом, реализуя основы
здоровьесберегающих технологий при организации учебновоспитательного
процесса.
Оздоровительные моменты.
2. Сочетание нагрузки с восстановлением
1. Дыхательные упражнения.
3. Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе.-