Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Оценка 4.7

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.10.2019
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Материал содержит описание основных направлений применения здоровьесберегающих технологий в школе. Именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.
Здоровьесберегающие технологии.docx
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики    Здоровье – это не всё,  но всё без здоровья – ничто Сократ В   настоящее   время   педагогическая   общественность   все   больше   осознает,   что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно   в   школе   учащиеся   проводят   значительную   часть   дня,   и   не   помочь   им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.  Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.  Учеба   –   тяжелый   труд,   который   должен   быть   организован   в   оптимальном режиме   сочетания   умственной   активности   и   разрядки,   смены   видов   деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Изучение   предмета   информатика   кроме   учебника,   ручки   и тетради предусматривает   использование   компьютера,   общаясь   с   которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Как   известно,  основными   вредными   факторами,   влияющими   на   состояние здоровья школьников, работающих за компьютером являются:  сидячее положение в течение длительного времени;   утомление глаз, нагрузка на зрение;   перегрузка суставов кистей;    стресс при потере информации.  загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола; Появившееся   в   последние   годы   понятие  здоровьесберегающие   технологии предполагает   консолидацию   всех   усилий   школы,   нацеленных   на   сохранение,   Здоровьесберегающие формирование   и   укрепление   здоровья   учащихся. образовательные   технологии   решают   задачи   сохранения   и   укрепления   здоровья сегодняшних   учащихся,   что   позволит   им   вырастить   и   воспитать   здоровыми собственных детей.  Понятие   технологии   здоровьесбережения   слишком   широко   и   в   моем выступлении будет сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах   и   приемах   преподавания,  выполняя   которые   можно   создать   условия   для максимального сбережения здоровья ребенка. Что   должен   сделать   учитель   информатики   для   обеспечения   безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?   В первую очередь  это условия работы и соблюдение санитарно­гигиенических норм. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель. Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики 1. Компьютерные классы необходимо часто проветривать, 2. Желательна установка кондиционеров с увлажнением. 3. На одно рабочее место с компьютером должно приходится не менее 6 кв. м. площади помещения. 4.   Расстановка   рабочих   мест   учащихся   в   кабинете   информатики   должна обеспечить электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту. 5. Освещение должно быть яркое, но без бликов. 6. На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья. Таким образом, строгое соблюдение санитарно­гигиенических условий обучения в   значительной   мере   предотвращает   влияние   неблагоприятных   факторов   учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.  Во – вторых, для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения. В – третьих, хочу отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может   быть   несколько,   но   приоритетным,   для   меня,   остается   выполнение   таких условий:   разнообразие   видов   деятельности,   работа   на   компьютере   не   больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают   избежать   усталости   и   сделать   общение   детей   с   компьютером   более безопасным для здоровья.  Очень   интересными,   на   мой   взгляд,   является   проблемный   метод.   Он всегда ориентирован   на   самостоятельную   деятельность   учащихся   через   организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации.   Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. В – четвертых, контроль за позой учащихся во время занятий.  С первых дней учебы в школе уделяю внимание формированию правильной позы школьников, обучаю детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. В – пятых, проведение физкультминуток на уроках Проведение   физкультминуток   ­   это   эффективный   способ   поддержания работоспособности   учащихся,   поскольку   во   время   ФМ   обеспечивается   отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из­за длительного сидения за партой. Для того чтобы физкультминутка оказывала   универсальный   профилактический   эффект,   она   должна   включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Комплексы   упражнений,   входящие   в   ФМ   должны   меняться,   иначе   они   становятся фактором усиления монотонности. В – шестых, это регулирование умственной  нагрузки. Всем   известно,   что   потеря   информации   во   время   работы   за   компьютером   в результате   действия   вирусов,   поломки   носителей,   сбоях   программ,   а   также замедление работы компьютера может вызвать   нервозность, повышение давления и ухудшение сна у ребенка. Такого рода проблемы мной предупреждаются во время первых   уроков,   с   помощью     профилактических   бесед,   до   появления   критической ситуации. Основной упор  делаю  на несовершенство  современного ПО  и устройств компьютера, которые приводят к этим нежелательным последствиям.  Все   выше   перечисленные   факторы   и   многие   другие   приводят   к   тому,   что   на сегодняшний   день   нам   педагогам   бесспорна   необходимость   здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры   отношения   к   своему   здоровью,   формированию   потребности   умения   и решимости творить свое здоровье. В   заключение   хотелось   бы   напомнить,  здоровье   нельзя   улучшить,  его   можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников! ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ   ТЕХНОЛОГИИ   В   РАБОТЕ   УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ.  Педагогический опыт преподавания информатики в школе, общения с учащимися и родителями свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен   Интенсивная здоровью   и   психике   школьников,   изучающих   информатику. информатизация учебного процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения   Ученые с   использованием   информационно­коммуникационных   технологий. убедительно доказали: часы проведенные перед экраном монитора, рано или поздно, отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся на детородной   функции   организма.   Зарубежные   ученые   давно   выделили   признаки интернет­аддикции и даже говорят о следующих физических симптомах этого недуга: •   синдром   карпального   канала   (туннельное   поражение   нервных   стволов   руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); • сухость в глазах; • головные боли по типу мигрени; • боли в спине; • расстройство сна. Не менее значителен подрыв не только физического, но и морального здоровья молодежи, которому способствуют: • доступ   к   порнографии   (в   том   числе   и   детской);   •   Web­сайты   с   деструктивным содержанием   (материалы   расистского,   человеконенавистнического   содержания, вредоносные программы­вирусы­шпионы, атаки мошенников­хакеров и др.); • сетевые игры   с   элементами   насилия,   способствующие   повышению   агрессивности. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами   и   видовым   составом   информации,   доступ   к   которой   осуществляется посредством   телекоммуникационных   сетей,   возможной   некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации. Кроме того можно выделить   проблемы   здоровьесбережения,   возникающие   в   результате   обучения:   • увеличение   физической   и   эмоциональной   нагрузки   на   школьников,   •   расширение содержания и теоретизация обучения, • усложнение изучаемых средств и технологий, •   система профилизацией   школьного   курса   информатики. здоровьесбережения   при   обучении   информатике   должна   стать   неотъемлемым   Таким   образом, компонентом единой здоровьесберегающей среды школы.  С   целью   реализации   здоровьесберегающих   технологий   сочетаю   фронтальные, индивидуальные   и   групповые   формы   работы   с   ученическим   коллективом,   что разнообразит   ход   урока,   позволяет   дифференцировать   и   индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Для сохранения высокой   работоспособности,   исключения   снижения   переутомления   школьников провожу   динамические   паузы,   чередую   виды   деятельности,   слежу   за   осанкой учеников, за выполнением ими санитарно­гигиенических норм, что в конечном итоге благотворно   влияет   как   на   организм,   так   и   обучаемость   в   целом.   С   момента подключения Internet в школе контролирую и учитываю посещения учащимися сети Internet , о чем свидетельствует журнал учета использования Интернет . С учащимися провожу   работу   по   развитию   критического   мышления.   Все   учащиеся   на   первом занятии в компьютерном классе подробнейшим образом знакомятся с правилами по технике безопасности, им демонстрируются и разучиваются комплексы упражнений, даются   рекомендации   по   снижению   негативного   воздействия   ПК   (о   проведенной работе с учащимися свидетельствуют записи в журналах). О продуктивности данной работы свидетельствует тот факт, что во время учебных занятий и индивидуальной работы   с   учащимися   не   произошло   ни   одного   несчастного   случая.   Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону   повышения   эффективности   учебного   процесса,   то   есть   осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение   для   современной   общеобразовательной   школы.   В   настоящее   время проводится модернизация российского образования, в ходе которой ставится перед учителями   задача   внедрения   новых   образовательных   технологий,   в   том   числе здоровьесберегательных технологий, повышение качества образования. Приоритетный национальный   проект   "Образование"   в   Саратовской   области   имеет   одно   из направлений ­ ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ.  Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить   взгляд   вдаль   на   несколько   секунд.   После   нескольких   уроков   у   них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.  При   подведении   итога     урока     я   руководствуюсь   правилом   –   выставлять оценку   по   итогу   урока,   а   не   только     за   практическую   работу   на   компьютере.   В некоторых случаях активность ребенка на уроке может сыграть убедительное влияние на выставляемую отметку.  Хочу отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть  несколько, но  приоритетным, для  меня, остается   выполнение  таких  условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени   и   доброжелательная   обстановка   на   уроке.   Эти   три   условия   помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ   УЧАЩИХСЯ   НА   УРОКАХ   ИНФОРМАТИКИ   И ИКТ Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   (ЗОТ)   –   совокупность   всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих   здоровье   учащихся   и   педагогов   от   неблагоприятного   воздействия факторов   образовательной   среды,   но   и   способствующих   воспитанию   у   учащихся культуры здоровья.  Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках информатики, являются следующие:   создание   организационно   ­   педагогических,   материально   –   технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;   создание   материально   –   технического,   содержательного   и   информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.  Для реализации данных целей учителю информатики ежеурочно необходимо решить следующие задачи:  отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;   нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствиями с требованиями;   давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся;   осваивать   новые   методы   деятельности   в   процессе   обучения   школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ   ТЕХНОЛОГИИ   В   РАБОТЕ   УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ  И ИНФОРМАТИКИ  Педагогический   опыт   преподавания   информатики   в   школе,   общения   с учащимися и родителями  свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику. Интенсивная   информатизация   учебного   процесса   ставит   задачу   обеспечения безопасности   обучения   с   использованием   информационно­коммуникационных технологий.  Ученые убедительно доказали: часы проведенные перед экраном монитора, рано или поздно, отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся на детородной функции организма.  Зарубежные   ученые   давно   выделили   признаки   интернет­аддикции   и   даже говорят о следующих физических симптомах этого недуга:  синдром   карпального   канала   (туннельное   поражение   нервных   стволов   руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);  головные боли по типу мигрени;   сухость в глазах;    боли в спине;   расстройство сна.  Не   менее   значителен   подрыв   не   только   физического,   но   и   морального   здоровья молодежи, которому способствуют:  доступ к порнографии (в том числе и детской);   Web­сайты   с   деструктивным   содержанием   (материалы   расистского, человеконенавистнического   содержания,   вредоносные   программы­вирусы­ шпионы, атаки мошенников­хакеров и др.);   сетевые   игры   с   элементами   насилия,   способствующие   повышению агрессивности.  Психическому   здоровью   школьников   может   быть   нанесен   вред,   связанный   с большими   объемами   и   видовым   составом   информации,   доступ   к   которой осуществляется   посредством   телекоммуникационных   сетей, некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.      возможной Кроме   того   можно   выделить   проблемы   здоровьесбережения,   возникающие   в результате обучения: ∙       увеличение физической и эмоциональной нагрузки на школьников,  ∙       расширение содержания и теоретизация обучения,  ∙       усложнение изучаемых средств и технологий,  ∙        профилизацией школьного курса информатики.  Таким   образом,   система   здоровьесбережения   при   обучении   информатике должна   стать   неотъемлемым   компонентом  единой   здоровьесберегающей   среды школы.   С   целью   реализации   здоровьесберегающих   технологий   сочетаю   фронтальные, индивидуальные   и   групповые   формы   работы   с   ученическим   коллективом,   что разнообразит   ход   урока,   позволяет   дифференцировать   и   индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное  время. Для сохранения высокой   работоспособности,   исключения   снижения   переутомления   школьников провожу   динамические   паузы,   чередую   виды   деятельности,   слежу   за   осанкой учеников, за выполнением ими  санитарно­гигиенических норм, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и обучаемость в целом.   С момента подключения Internet в школе контролирую и учитываю  посещения учащимися   сети   Internet,   о   чем   свидетельствует   журнал   учета   использования Интернет. С учащимися провожу работу по развитию критического мышления. Все учащиеся   на   первом   занятии   в   компьютерном   классе   подробнейшим   образом знакомятся   с   правилами   по   технике   безопасности,   им   демонстрируются   и разучиваются комплексы упражнений, даются рекомендации по снижению негативного воздействия   ПК   (о   проведенной   работе   с   учащимися   свидетельствуют   записи   в журналах). О   продуктивности   данной   работы   свидетельствует   тот   факт,   что   во   время учебных   занятий   и   индивидуальной   работы   с   учащимися   не   произошло   ни   одного несчастного случая.  Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления   комплексного   подхода   к   проблеме   и   имеет   прямое   отношение   к обучению.  Разработка   эффективных   мер   по   укреплению   здоровья   детей   и   подростков имеет   исключительное   значение   для   современной   общеобразовательной   школы.   В настоящее время проводится модернизация российского образования, в ходе которой ставится перед учителями задача внедрения новых образовательных технологий, в том числе здоровьесберегательных технологий, повышение качества образования.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2019