Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Оценка 4.9

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Оценка 4.9
Лекции
doc
чтение
1 кл
20.01.2018
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
В данной статье рассматриваются принципы здоровьесберегающих технологий. Описана система методов и приемов в обучении и организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий. Приводятся примеры упражнений для глаз, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика,массаж активных точек лица для профилактики близорукости, комплекс гимнастических упражнений для формирования правильной осанки.
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.doc
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то  во всяком случае, поддержать  у него высокий уровень  здоровья вполне возможно. Н.М. Амосов По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это   состояние   полного   физического,   психологического   и   социального благополучия.   Забота   о   сохранении   здоровья   учащихся   –   важнейшая обязанность   школы,   отдельного   учителя,   педагогического   коллектива   и самого ребенка.  Здоровье   –   основа   формирования   личности,   и   в   этой   связи   уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас   в   том,   что   примерно   у   85%   всех   неуспевающих   учеников   главной причиной   отставания   в   учебе   является   плохое   состояние   здоровья,   какое­ нибудь недомогание или заболевание». С   начала   учебного   года   у   большинства   детей   проявляются поведенческие   особенности:   страхи,   истерические   реакции,   повышенная слезливость, стресс. Поскольку стрессовые ситуации сопровождают человека всю жизнь, то бесполезно стараться оградить от них ребенка, гораздо полезнее научить   школьника   их   преодолевать.   Сегодня   ребенка   важнее   научить защищаться   от   стресса.   Для   разрешения   данной   проблемы   возникла необходимость   создания   системы   педагогических   методов   и   приемов   в обучении   и   организации   уроков   с   использованием  здоровьесберегающих технологий, основанной на следующих принципах:  принцип   двигательной   активности   (разработка   уроков   в   режиме двигательной   активности   –   проведение   большей   части   урока   в свободной форме);  принцип   оздоровительного   режима   (организация   обучения   в   режиме динамических поз: чередование сидения, стояния и передвижения по классу);  принцип   формирования   правильной   осанки   и   навыков   рационального дыхания (для формирования правильной осанки на уроке включаются упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса;  для профилактики   заболеваний   верхних   путей   формируется   привычка правильно дышать через нос ­  глубоко, ровно ритмично.);  принцип   психологической   комфортности   (созданий   ситуаций   успеха, способствующей   повышению   самооценки   учащихся,   развиваются доброжелательные взаимоотношения в классе.);  принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка (при этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, испытывает к учебе); 1  принцип профилактического эффекта: a) человек самодостаточен, в нем есть все необходимое для жизни, т.е. здоровье в человеке заложено, его надо только сохранить; b) человек по средствам управления своей психикой способен влиять на состояние своего организма; c) психическое здоровье первично относительно физического. Система педагогических методов и приемов в обучении и организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.  Комфортное   начало   и   окончание   урока,   что   обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: a) использование   положительных   установок   на   успех   в деятельности: «У меня все получится!», «Я справлюсь!» и т.д.; b) умение   настроить   себя   на   положительную   волну:   упражнения «Солнышко», «Улыбнись самому себе» и т.д.; c) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.  Проведение   на   уроке   разнообразных   валеологических   пауз, дыхательной   гимнастики,   самомассажа,   упражнения   направленные   на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности:  a) упражнения на релаксацию:  1.   «Д и р и ж е р » .   Встаньте,   потянитесь   и   приготовьтесь  слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку   ­   каждый   из   вас   представит   себя   дирижером,   который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда   он   слышит   все   инструменты   и   ведет   их   к   чудесной  общей гармонии.   Если   хотите,   можете   слушать   с   закрытыми  глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком... Пусть в то время, как вы дирижируете, музыка течет   через   все   тело.   Дирижируйте   своим   телом   и   реагируйте   на слышимые вами звуки каждый раз по­новому. Вы можете гордиться тем,   что   у   вас   такой   хороший   оркестр!   Сейчас   музыка   кончится. Откройте  глаза   и  устройте  себе   самому  и   своему   оркестру  бурные аплодисменты за столь превосходный концерт. 2. « П у т е ш е с т в и е   на облаке».  Сядьте удобнее и закройте глаза. Два­три раза глубоко вдохните и выдохните... Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка   удобно   расположились   на   этой   большой   облачной   подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее 2 небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя  совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что­нибудь чудесное и волшебное... Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас   покатало.   Теперь   понаблюдайте,   как   оно   медленно   растет   в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и. внимательными. b) гимнастика для глаз:  1. «Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксируйте голову за подбородок. Возьмите в левую руку карандаш или ручку и вытяните ее в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым   нельзя   было   видеть   предмет  в   левой   руке.   После   этого начинайте делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрите на карандаш в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (7 сек). (Упражнение выполняется 3 раза. Затем карандаш нужно взять в правую руку и упражнение повторить.)   Нарисуйте 2.  «Горизонтальная   восьмерка».  Вытяните   перед  собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный   пальцы   вытянутыми.  в   воздухе горизонтальную   восьмерку   как   можно   большего   размера.   Рисовать начинайте   с   центра   и   следите   глазами   за   кончиками   пальцев,   не поворачивая   головы.   Затем   подключите   язык,  то   есть   рисуйте восьмерку не только пальцами, но и одновременно языком, хорошо выдвинутым изо рта, продолжая следить глазами за движением пальцев. 3.  «Глаз­путешественник ».   Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение ­ стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.  Использование тренажеров:  «Ракетка ­ 2» , Используем   для   тренировки   возможностей   человека   видеть   от себя   в   глубину.   Вначале   вырежем   одну   из   ракеток,  на   котором имеется рисунок яблока. Поставим ракетку перед собой, держа ее и правой руке. А теперь установим ее в положение комфортного видения, т.е. так, как бы Вы читали книгу. После этого подвигайте ее к себе, пока рисунок яблока станет  чуть­чуть "расплываться". Как только это произошло, подвинем ракетку обратно до момента четкого видения и повторим все снова.  Так делать несколько раз. 3 10 раз для двух глаз и по 10 раз дли каждого в отдельности. При этом понадобится прикрывать глаз любой  другой ракеткой. Глаза должны быть открыты во всех случаях. Дозировка: первоклассника ­ 1.5 .   В каждом последующем классе  добавляется  по одному движению. «Видеоазимут»     Этот тренажер   нужен для   укрепления глазодвигательных мышц,   которые помогают   глазу следить за   передвигающимися   предметами   в   горизонтальной   плоскости   перед человеком. В обычных условиях эти мышцы бездействуют и "ржавеют", становясь   тонкими   и  слабыми.   Укрепив   эти   мышцы,   мы   сможем улучшить   снабжение  оболочки   глаза   кислородом   и   питанием   через систему   кровообращения.  Склера,   приобретя   природную   крепость, вернет форму сферы глазу, и хрусталик приблизится к сетчатке. Глаз снова начнет видеть хорошо. Тренажер перед Вами как раскрытая книга. Он может лежать на столе или парте. Вы можете держать его как книгу с опорой о парту. Попробуйте пробежать взором рисунок прямоугольника по часовой стрелке. Головой двигать нельзя ­ нужно работать только  глазами. "Рисовать" придется без остановок несколько раз. Затем  все делается в обратную сторону. Закончив   "рисовать"   глазами  прямоугольники,  начинаем  делать следящие   движения   глазами   по  диагонали   одной   и   затем   по   другой. Перейдем   на   просмотр   вертикали   и   горизонтали.   Важно   выполнять непрерывно, скорость устанавливается максимальная для Вас, старайтесь фиксировать угловые точки­ориентиры небольшой задержкой внимания на них. Вам помогут это сделать фигурки или рисунки. Первый  класс ­ 12 раз, с добавлением  по одной траектории на каждый последующий: 2­ой ­ 13. 3­ий ­ 14 и т.п. Массаж активных точек лица для профилактики близорукости c) 1. « С в е дыхательная гимнастика Упражнения:  ч ». Исходное положение   ­ а     4 сидя   за   партой.   Представьте,   что   перед   вами   стоит   большая   свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А   теперь  представьте   перед   собой   5   маленьких   свечек.   Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 2.  « Д ы ш и м   носом».  Исходное положение ­ лежа на  спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только  через правую ноздрю   (при   этом   правую   ноздрю   закрываете  большим   пальцем правой   руки,   остальные   пальцы   смотрят  вверх,   левую   ноздрю закрываете мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. 3.« Ны ря льщ и к ».  Исходное положение ­ стоя. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, при этом закройте нос пальцами. Присядьте, как бы нырнув в воду. Досчитайте до 5 и вынырните, откройте нос и сделайте выдох.  d) упражнения для развития мелкой моторики:  1. «Колечко ».  Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец  и (последовательно) указательный,  средний, безымянный и мизинец. (Упражнения нужно выполнять, начиная с указательного   пальца,   и   в   обратном   порядке   от  мизинца   к указательному.   Выполнять   нужно   каждой   рукой  отдельно,   затем обеими руками вместе.) 2.  « К у л а к   ­  ре бр о   ­  л а д о н ь » .   На столе, последовательно сменяя положения рук выполняйте следующее: ладонь а плоскости, ладонь, сжатая в кулак, и ладонь ребром на столе. Сделайте 8­10 повторений. (Упражнения выполняются каждой  рукой отдельно, затем двумя руками вместе.) 3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец  отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука  прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу  левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук  в течение 6­8 раз. e) комплекс   гимнастических   упражнений   для   формирования правильной осанки. Упражнение  1. Встань у стены, прислонившись затылком, плечами, ягодицами и пятками, подтяни живот. Слегка напряги все мышцы и  постой 15 секунд. Затем, сохраняя эту позу, походи по комнате. Снова подойди к стене и проверь, удалось ли тебе сохранить правильное положение тела. Запомни его и постарайся сохранять в течение всего дня. Упражнение 2. Встань   прямо,   положи   на   голову   какой­нибудь   предмет,   на­ пример, кубик, учебник, мешочек с песком. Разведи руки в стороны, 5 поднимись на носки и постарайся удержаться в этом положении 20­25 секунд. Попробуй с кубиком на голове ходить по комнате на носках. Упражнение 3. Ляг на коврик на спину и прими такое же положение, как в упражнении 1. Повернись на живот, затем снова на спину. Повтори пять раз. Дыхание старайся не задерживать. Упражнение 4. Возьми   гимнастическую   палку,   ляг   на   живот,   руки   с   ^алкой выпрями   перед   собой.   Сгибая   руки,   положи   палку   на   лопатки   и постарайся   немного   прогнуться.   Затем   снова   ляг,   руки   выпрями. Повтори это упражнение 5 раз. Упражнение 5. Встань, поставь ноги врозь. Руками держи палку сзади. Поднимайся на носках и сгибай руки, переведи палку на поясницу и  прогнись. Снова вернись в исходное положение. Повтори это  движение 6 раз. Поднимаясь на носки, делай вдох, опускаясь на всю ступню ­ полный выдох. Упражнение 6. Положи на пол коврик и ляг на него на спину. Подними ноги кверху и, поддерживая себя согнутыми руками за поясницу, попытайся сделать «березку». Сразу упражнение может не получиться. Попроси папу или маму помочь тебе, придерживая за ноги. Обязательно научись делать упражнение самостоятельно.   Упражнение 7. Теперь попытайся сделать кувырок назад. Присядь, руки вытяни вперед. Оттолкнись руками, перекатываясь на спину, подтяни колени к груди,   а   голову   сильно   наклони   вперед.   Когда   голова   коснется коврика, поставь руки за головой, отталкиваясь ими, встань на ноги. Это сложное упражнение, поэтому не огорчайся, если оно сразу не получится.     как  Объяснение   нового   материала   с   опорой   на   субъективный   опыт учащихся, технологии личностноориентированного   обучения.   В   результате   использования этого   метода   дети   учатся   обращаться   к   своему   личному   опыту, предъявлять   свою   собственную   позицию,   искать   и   находить   свои оригинальные способы деятельности. предлагается это   в        Упорядочение   системы   домашних   заданий,   их   дозировка,   выбор, творческий характер. Это помогает ребенку осознать, что у него, как и у любого человека всегда есть право выбора. Объем домашних зданий и   степень   их   сложности   соизмеряются   с   возможностями   каждого ребенка. Детям предлагаются разноуровненые задания. 6  Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка.  Организация   саморефлексии.   Каждый   день   начинается   и заканчивается   фиксацией   на   специальном   месте   «настроения» состояния   детей   и   изменений,   произошедших   в   самочувствии   в процессе   урока   и   даже   дня.   Умело   проведенная   рефлексия   дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке.  Личный пример учителя.   Игровые методы психокоррекции – это игры на всех этапах урока, когда выполнена учебная программа, а именно игры на:   развития внимание (активного, произвольного);  развитие памяти и восприятия;  развитие сообразительности, самодисциплины, самоорганизации;  развитие мышления и речи. Учитывая   то   обстоятельство,   что   наибольшая   утомляемость   детей связана с их длительным сидением за партой, не нужно требовать от учеников   сохранения   неподвижной   позы   в   течение   всего   урока   и поэтому   рекомендуется   придерживаться   следующей   формы организации деятельности учащихся на уроках:  работа в группах;  работа в парах сменного состава;  фронтальный опрос с использованием предмета;  хлопанье в ладоши;  использование сигнальных карточек;  деятельность с элементами соревнования и пр. Наличие   в   образовательном   процессе   системы   здоровьесберегающих технологий   и   средств   укрепления   здоровья   в   младшем   школьном   возрасте обеспечивает успешность обучения на долгие годы. 7

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018