Открытый урок по обучению грамоте. Тема урока : звуки [x], [x`]. Буквы Х, х "
Оценка 4.9

Открытый урок по обучению грамоте. Тема урока : звуки [x], [x`]. Буквы Х, х "

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
16.01.2017
Открытый урок по обучению грамоте. Тема урока : звуки  [x], [x`]. Буквы Х, х "
Данный урок проведен в качестве открытого на методическом семинаре для учителей начальных классов и получил много положительных отзывов. Цели урока: 1) Обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания. 2) Воспитывающие – воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитывать чувство ответственности. 3) Развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас
Звуки [x], [x`]. Буквы Х, х .doc

МОУ СОШ с. Смышляевка

 

 

 

 

 

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе

 

 

«Звуки(х) и (х ). Буквы Х, х».

 

 

 

 

 

                                                  Учитель начальных классов

                                                 высшей категории Казанчева Л.Н.

 

 

 

 

2012 г.

Цели урока:

1)                                                                   Обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания.

2)                                                                   Воспитывающие – воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитывать чувство ответственности.

3)                                                                   Развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.

Оборудование:

1)                                                                   Рисунок царевича Каравая.

2)                                                                   Рисунок девочки Гали.

3)                                                                   Серия рисунков о том, как выращивают хлеб.

4)                                                                   Корзинка с «баранками» (вырезаны из картона, на обратной стороне стихи, загадки и пословицы о хлебе).

5)                                                                   Плакат для физминутки для глаз.

6)                                                                   Схемы к словам ПАСТУХ, ПАСТУХИ.

Ход урока:

1.                                                                    Орг. Начало.

Прозвенел звонок веселый,

Нам урок начать пора,

Встали дружненько все, ровно,

Вижу, можно начинать.

 

2.                                                                    Повторение изученного материала. (на панно в кармашек буквыГг вложено письмо с загадкой)

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки (Гусь)

Проводится слого-звуковой анализ слова ГУСИ.

- Сколько слогов в слове гуси? (два)

- Какой слог ударный? (первый)

- Сколько звуков в первом слоге? Какие это звуки?

- Сколько звуков во втором слоге? Какие это звуки?

 

3.                                                                    Изучение нового материала.

Учитель: Для вас, ребята, сегодня я приготовила новый веселый стишок:

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!

Хи-хи-хи да бух-бух!

Хо-хо-хо да хе-хе-хе!

Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!

 

- Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Давайте вместе с ним посмеёмся.(ха-ха-ха)

- Какой первый звук вы слышите в этом слоге? (х)

- Определите место звука (х) в следующих словах:

а) отгадайте загадку:

Ходит по лусе зверек –

Хитрый маленький… (хорёк)   (С.Я. Маршак)

(на доске выставляю картину с изображением хорька)

Определите положение звука (х) в слове-отгадке ХОРЁК.

б) А что это за насекомое?

Жужжит она у уха.

Назойливая … (муха).

- определите позицию звука (х) в слове МУХА

в) Вот ещё одна загадка:

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят…. (черепахи). (Показ картинки на которой нарисована черепаха).
- Где находится звук (х) в слове ЧЕРЕПАХИ?

- Какой он твердый или мягкий? (мягкий)

 

4.                                                                    Работа с учебником:

- открой учебник на странице 163. Посмотрите на рисунок:

- Кто пасёт стадо? (пастух)

- Разберём слово пастух по слогам, звукам и буквам:

      ПАС – ТУХ

·                                                      Назовите первый слог (-пас-)

·                                                      Назовите второй слог (-тух-)

·                                                      Какой слог ударный? (второй)

·                                                      Назовите первый звук в первом слоге. Дайте его характеристику.

·                                                      Назовите второй звук в первом слоге. Охарактеризуйте его.

·                                                      Назовите третий звук в первом слоге. Дайте его характеристику.

·                                                      Назовите первый звук во втором слоге. Дайте его характеристику.

·                                                      Назовите второй звук во втором слоге. Дайте его характеристику.

·                                                      Назовите третий звук втором слоге. Дайте его характеристику.

(после характеристики каждого звука учащиеся называют букву, которой обозначают данный звук)

(п) – согласный, твердый, глухой.

(а) – гласный, безударный

(с) – согласный, твердый, глухой

(т) – ударный, согласный

(х) – согласный, твердый, глухой

 

Подведем итоги:

1)Сколько в слове пастух слогов?(два)

2)  Какой слог ударный? (второй)

3) Сколько в слове звуков? (шесть)

4) Сколько в слове букв? (шесть)

- Измените слов ПАСТУХ так, что бы оно указывало на множественность предмета:

   ПАС – ТУ – ХИ

(Звуко-буквенный разбор слова. Алгоритм работы)

1)                                                                   Разделить слово на слоги.

2)                                                                   2) обозначить ударение.

3)                                                                   Выделить третий слог и в нем изучаемый звук, дать ему характеристику.

5.                                                                    Артикуляция звуков. При произнесении звуков (х-х) губы приоткрыты, между зубами щель, кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка чуть приподнята, воздушная струя направлена на кончик языка.

Характеристика звуков. Звуки (х –х) -  согласные бывают твердыми и мягкими.

6.                                                                    Знакомство с новыми буквами.

а) на что похожа буква Х? (выслушиваются ответы детей)

Учитель: ( показываю рисунок)

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка  (В. Степанов).

7. Чтение слогов по учебнику стр. 163

8. прочитайте слоги на одном выдохе:

Ха-ха-ха   хи-хи-хи

Хе-хе-хе  ха-ха-ха

Хи-хи-хи  хо-хо-хо

9. Чтение и наблюдение над словами.

А сейчас я расскажу вам сказку.

   Жила была одна девочка. Она была маленькая и в школу ещё не ходила. И больше всего она любила… А что она любила – прочитайте (запись на доске)

Груша

Апельсин

Лимон

Яблоко

- Назовите одним словом (Фрукты)

- Скажите первые буквы и вы узнаете её имя  (Галя).

- однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусочек хлеба. А Галя раскапризничалась, ведь она была маленькая и в школу не ходила:» Небуду есть этот невкусный хлеб!». И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной молодой царь.

 Прочитайте как его зовут:

   КАРАВАЙ (открываю рисунок)

Рассердился Каравай на Галю и сказал» Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!»

- Поможем Гале вернуться домой?

- Тогда давайте поможем её выполнить следующее задание.

1 задание: прочитайте названия жителей его страны:

Булки, пироги, калачи, баранки, лепешки, пряники, батоны.

- Назовите одним словом (хлеб)

- Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего.

(эти слова оканчиваются на –и; -Ы, они означают много предметов)

Вывод: В русском языке на множественность предметов указывают окончания –и; -ы.

- Образуйте слова, обозначающие много предметов от слов: река, книга, слон, лес, море, поле.

- Какие ещё окончания встречаются в словах, указывающих на множественность предмета? (-а; -я)

2 задание:

а) прочитайте слова:

Хлеб

Хлебушек

Хлебороб

Хлебница

Нахлебник

- можно ли эти слова назвать родственными?9да, у них есть общая часть, общее значение)

б)Разбор значения слов:

Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец.

Хлебница – тарелка или коробка для печенного хлеба.

Нахлебник – 1.человек, который за плату получает питание в чужой семье.2. Человек, который живет на средства чужой семьи или тот, кто живет за чужой счет.

10. Физминутка.

1) Представьте себе, что вы 

маленькие зернышки и                                                    дети приседают

 вас посадили в землю 

 

2)Из зернышка вырастает колосок                  вытягивают руки вверх

 

3)Что бы вырос колосок землю                          имитируют движение

 Боронуют

 

4)Удобряют и защищают от                                    изображают самолет

Вредителей с самолета

 

5)Хлеб созрел, его убирает                                       изображают комбайн

 Комбайн.

6)Везут на мукомольный завод

И обмолачивают

7)Из муки замешивают тесто

8) хлеб в печке становится пышным и румяным. ( имитируют все движения)

 

11. Чтение и озаглавливание текста на стр. 163 учебника.

     А) первичное чтение рассказа учителя

    Б) оценка качества первичного восприятия рассказа учащимися:

- о чем этот рассказ?( Скоро зима, надо убирать хлеб)

- Какие стали дни? (дни стали короткими).

-  как можно озаглавить текст? ( «Уборка урожая»  и др.)

    В) Выборочное чтение рассказа учащимися:

- что появилось в мелких озёрах? ( в мелких озерах появился ледок)

- почему ледок, а не лед? ( в озерах появился ледок а не лед потому, что морозы ещё слабые, это только начало осени)

- почему дрожат осины? (дрожат осины от холода)

- Кто еще может дрожать? ( дрожать от холода могут люди)

- когда нужно убирать хлеб? ( до зимних холодов надо убрать хлеб).

     г) Повторное чтение( цепочкой по одному предложению, а потом хором).

 

д) Беседа о том, как трудно выращивать хлеб. Работа по иллюстрации учебника (стр.163)

 

е) Чтение и анализ пословиц (стр.162)

 

За обедом хлеб всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда!

 

Вывод: Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой живет, тепло родного очага и материнских рук – без всего этого жить невозможно!!!

 Прочитайте пословицу и объясните её значение: не велик кусок пирога, а стоит много труда.

 

12. Закрепление изученного материала. Итоги урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Что на уроке вам больше всего понравилось?


МОУ СОШ с. Смышляевка

МОУ СОШ с. Смышляевка

Цели урока: 1) Обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных…

Цели урока: 1) Обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных…

Сколько звуков во втором слоге?

Сколько звуков во втором слоге?

Вот ещё одна загадка: Кто на свете ходит

Вот ещё одна загадка: Кто на свете ходит

Подведем итоги: 1)Сколько в слове пастух слогов?(два) 2)

Подведем итоги: 1)Сколько в слове пастух слогов?(два) 2)

Ха-ха-ха хи-хи-хи Хе-хе-хе ха-ха-ха

Ха-ха-ха хи-хи-хи Хе-хе-хе ха-ха-ха

Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего

Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего

Из зернышка вырастает колосок вытягивают руки вверх 3)Что бы вырос колосок землю имитируют движение

Из зернышка вырастает колосок вытягивают руки вверх 3)Что бы вырос колосок землю имитируют движение

Кто еще может дрожать? ( дрожать от холода могут люди) - когда нужно убирать хлеб? ( до зимних холодов надо убрать хлеб)

Кто еще может дрожать? ( дрожать от холода могут люди) - когда нужно убирать хлеб? ( до зимних холодов надо убрать хлеб)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017