Открытый урок по обучению грамоте. Тема урока : звуки [x], [x`]. Буквы Х, х "

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок проведен в качестве открытого на методическом семинаре для учителей начальных классов и получил много положительных отзывов. Цели урока: 1) Обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания. 2) Воспитывающие – воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитывать чувство ответственности. 3) Развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас
Иконка файла материала Звуки [x], [x`]. Буквы Х, х .doc

МОУ СОШ с. Смышляевка

 

 

 

 

 

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе

 

 

«Звуки(х) и (х ). Буквы Х, х».

 

 

 

 

 

                                                  Учитель начальных классов

                                                 высшей категории Казанчева Л.Н.

 

 

 

 

2012 г.

Цели урока:

1)                                                                   Обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания.

2)                                                                   Воспитывающие – воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитывать чувство ответственности.

3)                                                                   Развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.

Оборудование:

1)                                                                   Рисунок царевича Каравая.

2)                                                                   Рисунок девочки Гали.

3)                                                                   Серия рисунков о том, как выращивают хлеб.

4)                                                                   Корзинка с «баранками» (вырезаны из картона, на обратной стороне стихи, загадки и пословицы о хлебе).

5)                                                                   Плакат для физминутки для глаз.

6)                                                                   Схемы к словам ПАСТУХ, ПАСТУХИ.

Ход урока:

1.                                                                    Орг. Начало.

Прозвенел звонок веселый,

Нам урок начать пора,

Встали дружненько все, ровно,

Вижу, можно начинать.

 

2.                                                                    Повторение изученного материала. (на панно в кармашек буквыГг вложено письмо с загадкой)

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки (Гусь)

Проводится слого-звуковой анализ слова ГУСИ.

- Сколько слогов в слове гуси? (два)

- Какой слог ударный? (первый)

- Сколько звуков в первом слоге? Какие это звуки?

- Сколько звуков во втором слоге? Какие это звуки?

 

3.                                                                    Изучение нового материала.

Учитель: Для вас, ребята, сегодня я приготовила новый веселый стишок:

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!

Хи-хи-хи да бух-бух!

Хо-хо-хо да хе-хе-хе!

Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!

 

- Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Давайте вместе с ним посмеёмся.(ха-ха-ха)

- Какой первый звук вы слышите в этом слоге? (х)

- Определите место звука (х) в следующих словах:

а) отгадайте загадку:

Ходит по лусе зверек –

Хитрый маленький… (хорёк)   (С.Я. Маршак)

(на доске выставляю картину с изображением хорька)

Определите положение звука (х) в слове-отгадке ХОРЁК.

б) А что это за насекомое?

Жужжит она у уха.

Назойливая … (муха).

- определите позицию звука (х) в слове МУХА

в) Вот ещё одна загадка:

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят…. (черепахи). (Показ картинки на которой нарисована черепаха).
- Где находится звук (х) в слове ЧЕРЕПАХИ?

- Какой он твердый или мягкий? (мягкий)

 

4.                                                                    Работа с учебником:

- открой учебник на странице 163. Посмотрите на рисунок:

- Кто пасёт стадо? (пастух)

- Разберём слово пастух по слогам, звукам и буквам:

      ПАС – ТУХ

·                                                      Назовите первый слог (-пас-)

·                                                      Назовите второй слог (-тух-)

·                                                      Какой слог ударный? (второй)

·                                                      Назовите первый звук в первом слоге. Дайте его характеристику.

·                                                      Назовите второй звук в первом слоге. Охарактеризуйте его.

·                                                      Назовите третий звук в первом слоге. Дайте его характеристику.

·                                                      Назовите первый звук во втором слоге. Дайте его характеристику.

·                                                      Назовите второй звук во втором слоге. Дайте его характеристику.

·                                                      Назовите третий звук втором слоге. Дайте его характеристику.

(после характеристики каждого звука учащиеся называют букву, которой обозначают данный звук)

(п) – согласный, твердый, глухой.

(а) – гласный, безударный

(с) – согласный, твердый, глухой

(т) – ударный, согласный

(х) – согласный, твердый, глухой

 

Подведем итоги:

1)Сколько в слове пастух слогов?(два)

2)  Какой слог ударный? (второй)

3) Сколько в слове звуков? (шесть)

4) Сколько в слове букв? (шесть)

- Измените слов ПАСТУХ так, что бы оно указывало на множественность предмета:

   ПАС – ТУ – ХИ

(Звуко-буквенный разбор слова. Алгоритм работы)

1)                                                                   Разделить слово на слоги.

2)                                                                   2) обозначить ударение.

3)                                                                   Выделить третий слог и в нем изучаемый звук, дать ему характеристику.

5.                                                                    Артикуляция звуков. При произнесении звуков (х-х) губы приоткрыты, между зубами щель, кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка чуть приподнята, воздушная струя направлена на кончик языка.

Характеристика звуков. Звуки (х –х) -  согласные бывают твердыми и мягкими.

6.                                                                    Знакомство с новыми буквами.

а) на что похожа буква Х? (выслушиваются ответы детей)

Учитель: ( показываю рисунок)

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка  (В. Степанов).

7. Чтение слогов по учебнику стр. 163

8. прочитайте слоги на одном выдохе:

Ха-ха-ха   хи-хи-хи

Хе-хе-хе  ха-ха-ха

Хи-хи-хи  хо-хо-хо

9. Чтение и наблюдение над словами.

А сейчас я расскажу вам сказку.

   Жила была одна девочка. Она была маленькая и в школу ещё не ходила. И больше всего она любила… А что она любила – прочитайте (запись на доске)

Груша

Апельсин

Лимон

Яблоко

- Назовите одним словом (Фрукты)

- Скажите первые буквы и вы узнаете её имя  (Галя).

- однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусочек хлеба. А Галя раскапризничалась, ведь она была маленькая и в школу не ходила:» Небуду есть этот невкусный хлеб!». И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной молодой царь.

 Прочитайте как его зовут:

   КАРАВАЙ (открываю рисунок)

Рассердился Каравай на Галю и сказал» Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!»

- Поможем Гале вернуться домой?

- Тогда давайте поможем её выполнить следующее задание.

1 задание: прочитайте названия жителей его страны:

Булки, пироги, калачи, баранки, лепешки, пряники, батоны.

- Назовите одним словом (хлеб)

- Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего.

(эти слова оканчиваются на –и; -Ы, они означают много предметов)

Вывод: В русском языке на множественность предметов указывают окончания –и; -ы.

- Образуйте слова, обозначающие много предметов от слов: река, книга, слон, лес, море, поле.

- Какие ещё окончания встречаются в словах, указывающих на множественность предмета? (-а; -я)

2 задание:

а) прочитайте слова:

Хлеб

Хлебушек

Хлебороб

Хлебница

Нахлебник

- можно ли эти слова назвать родственными?9да, у них есть общая часть, общее значение)

б)Разбор значения слов:

Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец.

Хлебница – тарелка или коробка для печенного хлеба.

Нахлебник – 1.человек, который за плату получает питание в чужой семье.2. Человек, который живет на средства чужой семьи или тот, кто живет за чужой счет.

10. Физминутка.

1) Представьте себе, что вы 

маленькие зернышки и                                                    дети приседают

 вас посадили в землю 

 

2)Из зернышка вырастает колосок                  вытягивают руки вверх

 

3)Что бы вырос колосок землю                          имитируют движение

 Боронуют

 

4)Удобряют и защищают от                                    изображают самолет

Вредителей с самолета

 

5)Хлеб созрел, его убирает                                       изображают комбайн

 Комбайн.

6)Везут на мукомольный завод

И обмолачивают

7)Из муки замешивают тесто

8) хлеб в печке становится пышным и румяным. ( имитируют все движения)

 

11. Чтение и озаглавливание текста на стр. 163 учебника.

     А) первичное чтение рассказа учителя

    Б) оценка качества первичного восприятия рассказа учащимися:

- о чем этот рассказ?( Скоро зима, надо убирать хлеб)

- Какие стали дни? (дни стали короткими).

-  как можно озаглавить текст? ( «Уборка урожая»  и др.)

    В) Выборочное чтение рассказа учащимися:

- что появилось в мелких озёрах? ( в мелких озерах появился ледок)

- почему ледок, а не лед? ( в озерах появился ледок а не лед потому, что морозы ещё слабые, это только начало осени)

- почему дрожат осины? (дрожат осины от холода)

- Кто еще может дрожать? ( дрожать от холода могут люди)

- когда нужно убирать хлеб? ( до зимних холодов надо убрать хлеб).

     г) Повторное чтение( цепочкой по одному предложению, а потом хором).

 

д) Беседа о том, как трудно выращивать хлеб. Работа по иллюстрации учебника (стр.163)

 

е) Чтение и анализ пословиц (стр.162)

 

За обедом хлеб всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда!

 

Вывод: Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой живет, тепло родного очага и материнских рук – без всего этого жить невозможно!!!

 Прочитайте пословицу и объясните её значение: не велик кусок пирога, а стоит много труда.

 

12. Закрепление изученного материала. Итоги урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Что на уроке вам больше всего понравилось?