На уроке ребята познакомятся с биографией и творчеством писателя, с отрывком из рассказа "Приключение Незнайки и его друзей", узнают что такое рифма , научатся самостоятельно составлять рифму. На уроке используются различные виды работ : речевая разминка. словарная работа, работа с трудными словами, выразительное чтение наизусть раннее изученных стихотворений, чтение по цепочке. составление рифмы, проводится работа по развитию речи. так же проводятся различные формы работ: индивидуальная, групповая. фронтальная. В конце урока ребята анализируют свою работу, подводятся итоги.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
Урок литературного чтения
в 1 «Г» классе.
Тема урока: Н. Носов
«Приключение
Незнайки»
Классный руководитель Щека Т.Г.Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока
Образовательные:
1.Познакомить учащихся с биографией и творчеством Н.Н. Носова.
2.Познакомить учащихся с отрывком из рассказа «Приключение Незнайки и его друзей», его
идейносмысловым и художественным содержанием.
3.Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения целыми словами, над выработкой
хорошей дикции.
4. Формировать читательские умения, активизировать «вдумчивое» чтение
5. Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
1.Развивать устную речь учащихся.
2. Формировать читательскую самостоятельность.
.3. Развивать образное и логическое мышление.
4.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, расширять кругозор
детей.
5.Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать многообразие психических
процессов, фонематический слух, самооценку.
Воспитательные:
1.Воспитание норм морали и нравственности, интереса к миру детской художественной
литературы и жизни талантливых людей.
2. Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки.
3.Воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование: учебник «Капельки Солнца» 1 класс, портрет Н.Носова, выставка книг
Н.Н. Носова, программное обеспечение Microsoft Оffice Word , Microsoft Power Point, плакат с
Незнайкой, трафареты с именами героев рассказа, успешки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка рабочих мест.
Психологическая установка на урок:
Учитель: Мы друг другу повернёмся, и друг другу улыбнёмся.
Каждый день всегда ,всегда везде
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2.Актуализация знаний.
Учитель: я буду читать строчку из стихотворения, а вы должны назвать автора и название.
Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверушка
Попрыгать поиграть
Учащиеся: Юнна Мориц «Попрыгатьпоиграть»Учитель :кто знает это стихотворение наизусть?
Ученик читает стихотворение.
Учащиеся словесно оценивают чтение ученика.
Учитель:
Скажи по громче
Слово «гром»
Грохочет слово,
Словно гром.
Учащиеся: Агния Барто «Игра в слова»
Ученик читает стихотворение.
Учащиеся словесно оценивают чтение ученика.
Учитель:
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Учащиеся: Ирина Токмакова « Плим»
Ученик читает стихотворение.
Учащиеся словесно оценивают чтение ученика.
Учитель:
Диньдон. Диньдон.
В переулке ходит слон,
Старый , серый, сонный слон.
Диньдон. Диньдон.
Учащиеся: Ирина Токмакова.
Ученик читает стихотворение.
Учащиеся словесно оценивают чтение ученика
3.Изучение нового материала.
1) Постановка проблемы урока.
На доске висит плакат с Незнайкой.
Учитель: ребята, у Незнайки возникла большая проблема, он не знает как писать стихи , чтобы
они были интересные и необидные, .и просит вас о помощи.
2)Знакомство с биографией и творчеством Н.Н. Носова
Презентация.
Учитель: Николай Николаевич Носов один из любимых детских писателей. Много ребят выросло
на его юмористических, забавных, познавательных произведениях. Николай Николаевич родился в
Украине, в Киеве, в семье актёра. Высшее образование Носов получил в Московском институте, в
котором учат снимать кино. Впоследствии Николай Николаевич стал режиссёром: снимал учебные
и художественные мультфильмы. Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией,
шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным
и интересным.
Николай Николаевич Носов начал писать в1938 году, это было 68 лет назад. Первый его
рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов
Носова «Туктуктук» вышел в год окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году.Николай Николаевич Носов — автор всем хорошо известных произведений: «Мишкина каша»,
«Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю
принёсла романсказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в
Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Н.Н. Носков умер в 1976 году. Его вклад в детскую
литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы этого писателя. Они
смешные, добрые, поучительные
3)Выставка книг.
4)Первичное восприятие текста
Текст читает учитель для целостного восприятия произведения. Учебники детей закрыты.
5)Проверка первичного восприятия текста
— Что вы можете сказать о прочитанном?
— Что особенно понравилось в этом рассказе?
— Кто главные герои этого произведения?
4.Физкультминутка
Вышли уточки на луг: кря кря кря
Прилетел весёлый жук : жжж
Гуси шею выгибают
Клювом перья расправляют: гагага
Звонко квакает лягушка : ква кваква
Ветки ветер раскачал : ррр
Зашептал в реке камыш: шшш.
5.Чтение и анализ произведения
1.) Словарная работа.
Слайд 1
Учитель: Прежде, чем перечитать рассказ, уточним значение некоторых слов.
Поэтавтор стихотворных поэтических произведений.
Художникчеловек. который творчески работает в какойлибо
Срамить позорить
Рифмасозвучие концов стихотворных строк.
Бормоталговорил тихо, быстро и невнятно.
Вскипел
2)Работа над чтением трудных слов
Слайд 2
По настоящему
Одуванчиков
Сделаться
Оканчиваются
Возвращаться
Первый раз трудные слова читаются по слогам, затем — целыми словами.
3)Речевые разминки.
Для отработки дикции, скорости чтения поработаем со скороговоркой, написанной на
доске, — выполним дыхательную гимнастику:
Как у горки на пригорке
Жили 33 Егорки.
Вспоминаем правила разучивания скороговорок.
Слайд 3.
медленно↓
средняя скорость
↓
3 раза быстро
Прочитав скороговорку быстро, на вдохе начинаем отсчёт: раз Егорка, два Егорка, три
Егорка… Необходимо считать до тех пор, пока есть воздух в лёгких.
Чтение 1 раз хором слоговой таблицы.
Вевовивыва — в лесу выросла трава.
Сасисысосу — даю Саше лису.
Рарорурерирыра — начинается игра.
Арарьар—арарь — на стене висит фонарь.
4)Вторичное чтение
Учитель: Откройте учебники на странице 53. Начинаем читать рассказ по «цепочке»,
далее в парах.(По частям).
2. Анализ произведения.
Учитель при подготовке делит рассказ на смысловые части для анализа во время второго
чтения.
Вопросы к 1ой части:
— Кем решил сделаться Незнайка?
—На какой улице жил знакомый поэт Незнайки?
— Как его звали? (выборочное чтение)
— Почему он выбрал себе такое имя?
— Что попросил Незнайка у Цветика?
— Найдите и прочитайте, где Цветик объясняет, как нужно писать стихи?
Вопросы ко 2ой части:
— Прочитайте как Незнайка сочинял стихи.
— Какой стих он сочинил про Знайку?
— Почему Знайке не понравилось?
— Что ответил Незнайка на возражения Знайки? (Выборочное чтение)
Вопросы к 3ей части:
— Какой стих сочинил Незнайка про Торопыжку?
— Понравилось стихотворение Торопыжке?
— Какой стих сочинил Незнайка про Авоську?
Вопросы к 4ой части:
— Какой стих сочинил Незнайка про Пилюлькина?
—Вам понрввились стихи Незнайки? Почему?
— Чтобы вы посоветовали человеку, который решил серьёзно заняться стихами?
3)Работа в малокомплектных группах.
Учитель делит учащихся на 4 группы. Каждой группе даёт листочек со словом.
Учитель: Ребята попробуйте к слову подобрать рифму.
Ромашка, точка, кошка, палка.
Каждой ответившей команде учитель даёт трафарет с именем героя рассказа.
Учитель: Ребята. прочитайте слова на ваших трафаретах. Что это за слова? Как вы думаете ,
почему их так звали?
Учитель: Ребята, переверните кружочки, которые лежат у вас на столе. Прочитайте.
У каждого ученика лежит кружочек, на обратной стороне которого написано «молодец».
6.Итог урока.
Что было трудным на уроке?
Что было лёгким?
Что было интересным?7.Словесное оценивание учащихся.
8.Домашнее задание.
Стр. 5358 выразительно читать, вопросы (стр. 58).