Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
Оценка 4.9

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
11.03.2019
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
Проект по здоровьесбережению- это комплексная система воспитания дошкольника с ОВЗ, направленная на укрепление физического и разностороннего развития. Для детей с ОВЗ, сохранение и укрепление здоровья особенно важно! Поэтому педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи и помогает использование здоровьесберегающих технологий. Многие дошкольные учреждения применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии, однако видимых результатов по сохранению здоровья дошкольников с ОВЗ, не удалось добиться практически никому. Реализация проект нашего ДОУ уже приносит свои результаты: активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; нормализуется речевое дыхание; улучшается ритмико-интонационная сторона речи; повышается речевая активность детей; повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей; улучшаются соматические показатели здоровья дошкольников. Аналогов данному проекту в нашем регионе пока не существует.
Проект Если хочешь быть здоров.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Ладушки». Педагогический проект «Если хочешь быть здоров!»  Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения. Воспитатель: Тарасова А.В. Г.о.г.Бор 2017­2018г. Актуальность проекта:      В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед  работниками детского сада, является сохранение здоровья детей в процессе  воспитания и обучения.      Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,  своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст  является решающим в формировании фундамента физического и  психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный  путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в  этот период идет интенсивное развитие органов и становление  функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,  отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей  базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную  потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленной на  укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии». Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность  сохранения здоровья за период пребывания в ДОУ, сформировать  необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни и  научить использовать полученные знания в жизни. Проект «Если хочешь быть здоров!» ­ это комплексная система  воспитания дошкольника с нарушением зрения, направленная на укрепление  физического и разностороннего развития. В последнее время пристальное внимание уделяется  вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых  детей, по данным Научно­исследовательского института гигиены и  охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза. Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно  только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Реализация проекта  рассчитана не просто на укрепление и  развитие здоровья детей, но и на более глубокое и прочное усвоение знаний,  умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему  перегрузки и переутомления детей. Зрение – великая ценность, ухудшение его происходит незаметно и  безболезненно. Педагоги и родители должны внимательно присматриваться к  поведению детей и помнить, что основной задачей является профилактика и  сохранение зрения у детей 4­7 лет. Цель проекта:  Внедрение принципов здоровьеразвивающего обучения даёт возможность  создать целостную систему воспитания детей дошкольного возраста и внести  следующие коррективы в существующий воспитательно­образовательный  процесс: • Увеличить занятия физической культурой: подвижные игры, упражнения, танцы под музыку. • Работа по профилактике плоскостопие, нарушение осанки. • Проводить досуги, соревнования, эстафеты, игры­путешествия. • Использовать зрительные тренажеры. • Музотерапия. • Оздоровительные минутки, психогимнастика, релаксация. • Точечный массаж, самомассаж. • Дыхательная гимнастика. • Пальчиковый игротренинг. Время проведения: в течение года. Тип проекта: коррекционно­развивающий. Задачи проекта: 1. Создание условий для полноценного и всестороннего развития детей на базе педагогических охранительных режимов, совершенствования предметно­ развивающей среды. 2. Укрепление жизнеспособности детского организма через привитие  культуры здоровья, укрепляющих потребностей и расширение возможностей  их практической реализации. 3. Формирование представлений у детей о глазах и способах сохранения  зрения. 4. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение  и укрепление зрения в повседневной жизни. Участники проекта: Дети с нарушением зрения, воспитатель, родители, музыкальный  руководитель, педагог­психолог, тифлопедагог. Рабочий план реализации проекта: 1. Обеспечение     здорового образа жизни:   • организация микроклимата и стиля жизни группы; • увеличение двигательной активности. 2. Физические упражнения: • прием на улице и утренняя гимнастика; • подвижные, динамические и народные игры; дыхательная гимнастика; • физкультурно­оздоровительные занятия; • музотерапия; • упражнения для развития осанки; • профилактическая гимнастика, дыхательная, звуковая; • прогулки на свежем воздухе; • экскурсии; • корригирующая гимнастика; • точечный массаж, самомассаж; • бег на ближние дистанции; • дозированная ходьба; 3. Гимнастические и водные       процедуры    : • умывание, обширное умывание; • обливание рук до плеч; • обливание ног; • промывание носика; • полоскание горлышка; • растирание варежкой; • игры с водой; • обеспечение чистой среды. 4. Свето­воздушные ванны: • проветривание; • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха; • прогулки на свежем воздухе. 5. Арома­ и фитотерапия: • ароматизация помещений; • витаминотерапия. 6. Активный отдых: • развлечения, праздники; • игры­забавы; • народные игры; • спортивные эстафеты; • спортивный досуг; • каникулы. 7. Диетпитание: • рациональное питание; • фитонциды, лук, чеснок. 8. Свето­ и цветотерапия: • обеспечение светового режима; • цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса. 9. Музотерапия: • музыкальное сопровождение режимных моментов; • музыкальное оформление фона занятий; • музыкально­театральная деятельность; • музотерапия и прием пищи. 10. Аутотренинг и психогимнастика: • игры и упражнения на развитие эмоциональной среды; • игры­тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие  невротических состояний; • коррекция поведения; • учебная гимнастика; • психогимнастика, релаксация. 11. Спецзакаливание: • босоножье, занятия в носочках; • воздушные ванны; • обширное умывание; • дыхательная гимнастика; • облегченная одежда в группе;     арт­терапия — лечение искусством, творчеством увлекает детей,  отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы  организма. Работа с природными материалами — глиной, песком, водой, красками. Арт­ терапевтические техники, помогающие снять нервное  напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка, таких как:  красочная живопись с помощью пальцев рук и ног, красочная живопись с  помощью ног, живопись с помощью пальцев рук на песке, крупе (манка,  овсянка, горох и т.д.),. отпечатки ладошек на прохладном, тёплом песке;    сказкотерапия ­ для терапевтической и развивающей работы. Сказка  ­ любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое  содержание понятий "любовь, добро и счастье», переходящее от одного  поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она  даёт первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном  и  безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует  героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, тем самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты ­ предощущение  будущего. Становится неким духовным оберегом детства;     технология музыкального  воздействия — создание такого  музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало  бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные  проблемы в развитии, в процессе их двигательно­игровой деятельности;     технология воздействия цветом — необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета  снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка;      технология коррекции поведения — игры с правилами, игры­  соревнования, раскрепощающие психотехнические игры (специальные  игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула  поведения), психотехнические освобождающие (направлены на ослабление  внутренней агрессии, приобретение эмоциональной и поведенческой  стабильности), режиссерские (ребенок самостоятельно распределяет все роли  между игрушками), народные (обаяние игровых персонажей);     психогимнастика — для обучения элементам техники  выразительных движений, использования выразительных движений в  воспитании эмоций и высших чувств и приобретения навыков в  саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в  общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает  возможность самовыражения.    Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения — норма  и правило жизнедеятельности. Необходимо уделять внимание  проведению игрового самомассажа  кистей рук, являющегося мощным биологическим стимулятором,  воздействующим на функции кожи, ypовень снабжения организма кислородом и питательными веществами, а также средством  повышения иммунитета,  поскольку на ладонях pасположены нервные окончания. Известно, что если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние  внутренних органов.  Игровой самомассаж ­  уникальная тактильная  гимнастика,  благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов,  расположенных  на коже, одновременно в кору головного мозга (в  речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает  информация, тонизирующе воздействующая  на ЦНС. Игровой   самомассаж  способствует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности,  коррекции гиперактивности.         Массаж стоп, стимулируюший активные точки, расположенные  на подошвах ног. Для этого  используются «дорожки здоровья "­, ходьба по  коврикам с разными поверхностями, валики, шипованные островки, мячики. Одной из действенных  закаливающих процедур в повседневной жизни  наших детей считается прогулка, на которой дети играют в подвижные  игры.  Подвижная игра, физические упражнения на свежем воздухе  способствуют развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным  факторам внешней среды — катание на велосипеде, самокате, зимой на лыжах и санках, игра в футбол. Здоровьесберегающие компоненты: 1. Элементы здоровьесберегающей технологии академика  В.Ф.Базарного. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети  проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется  позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3­5  минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия. 2. Схемы зрительных траекторий используем для разминок и  упражнений на зрительную координацию. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз, при этом можно использовать лазерную указку. 3. Метка на стекле (по Аветисову) Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.  Способствует профилактики близорукости. 4. Развитие общей моторики. Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. 5. Су Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам,  расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп  осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с  пуговицами и т.д. 6.Упражнение «Пальминг» Прикрыть глаза разогретыми ладонями. Медленно произнести: «Мне хорошо,  я лечу на ковре ­самолете, небо черное ­черное. Тепло моих рук передается  глазам, они становятся теплыми. Мне хорошо и спокойно. Я сейчас улыбнусь  и все ясно увижу». Можно использовать фонограммы. Взаимодействие с родителями:      Особенное место в  проекте должна занимать организации системы  просветительской и методической работы с родителями. Детский сад и семья  – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья  детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно­ оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без  взаимодействия  всех заинтересованных сторон.  Заключение: Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и  приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: активнее  развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация  движений; нормализуется речевое дыхание; улучшается ритмико­ интонационная сторона речи; повышается речевая активность детей;  повышается познавательная активность, улучшается психо­эмоциональное  самочувствие и здоровье детей; улучшаются соматические показатели  здоровья дошкольников. Таким образом, внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих  образовательных технологий, способствует качественному обучение,  развитию и воспитанию детей, не причиняет ущерб их здоровью, а наоборот  способствуют его укреплению. Список литературы 1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до  школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: 2003 3. Базарный В. Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. ­Новосибирск: Наука, 1991. 54 с. 4. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.­N2.­С.171­187. 5. Э. С. Аветисов. "Охрана зрения у детей". Издательство "Медицина", 1975 Приложение № 1 Комплексы игровых упражнений для глаз детей дошкольного возраста Игровое упражнение «Чьи глаза тебе помогут?» (рекомендую проводить  после беседы «Чем отличается зрение животных от зрения человека») Цель: закрепить знания детей об особенностях зрения живых организмов Описание игры. Воспитатель предлагает ребенку ситуацию (пройди по темной пещере, посчитай бисер, достань с морского дна жемчужину и т.п.), для решения проблемы он имеет право «использовать» глаза любого животного. Игровое упражнение «Вижу я, видишь ты». Цель: активизировать внимание детей на индивидуальных особенностях зрительного восприятия. Описание игры. Детям предлагается ряд картинок для выявления  индивидуальных особенностей восприятия (молодая или старая женщина,  заяц или утка и т. п.) Игровое упражнение на развитие глазомера. Цели: развивать глазомер детей; учить соотносить величину предметов, длину отрезков и т.п. Описание игры. Детям предлагается выполнить ряд заданий (одновременно  могут выполнять несколько детей): ­ пометь карандашом центр круга; ­ раздели прямоугольник пополам; ­ проведи линию такой же длины; ­ отрежь полоску такого же размера; ­ выложи такую же фигуру. Затем педагог помогает проверить, насколько верно и точно выполнено  задание и по необходимости дает рекомендации. Игровое упражнение "Рисование носом" Цель: укрепить глазные мышцы. Описание игры: Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по  теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным,  что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент.  Открыть глаза, посмотреть на табличку. Приложение № 2 Глазная гимнастика для детей дошкольного возраста 1."Снежинки" Мы снежинку увидали, Со снежинкою играли. Снежинки вправо полетели, Дети вправо посмотрели. Вот снежинки полетели, Дети влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал… Дети смотрят вверх и вниз. Все на землю улеглись. Глазки закрываем, Глазки отдыхают. 2.«Лучик солнца» Лучик, лучик озорной, Поиграй­ка ты со мной. Моргают глазами. Ну­ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо. 3.«Закрываем мы глаза…» Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают оба глаза, Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. Продолжают стоять с закрытыми глазами. А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Открывают глаза, взглядом рисуют мост. Нарисуем букву о, получается легко. Глазами рисуют букву о. Вверх поднимем, глянем вниз, Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Вправо, влево повернем, Глаза смотрят вправо­влево. Заниматься вновь начнем. 4. Бег по дорожкам. Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой  предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии  справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам ­ движение  «восьмерка». Каждое движение выполняется 4­6 раз. 5. "Ветер" Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками. Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево­вправо. Ветер тише, тише, тише... Медленно приседают, опуская глаза вниз. Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх. Приложение № 3 Опыты для детей дошкольного возраста Опыт № 1. Цель: определить реакцию зрачков на различную степень освещенности. Описание. Детям предлагается рассмотреть зрачки друг у друга сначала в  освещенной комнате, а потом задергивают шторы чтобы создать полумрак.  Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки  сужены, а после пребывания в комнате без света, в течении нескольких минут  зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того чтобы уловить как можно  больше света и восстановить способность различать предметы в сумерках.  Педагог подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать  предметы, но не могут различить их цвет. Это обусловлено работой  светочувствительных клеток­палочек. Опыт № 2. "Слепое пятнышко" в глазу (опыт Мариотта). Цель: показать, что при попадании изображения на «слепое пятно» человек  перестает видеть данное изображение. Описание. Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крестик в левом углу  карточки, второй глаз закрыть ладошкой.Держите рисунок на расстоянии 30  см от глаза. Медленно приближайте рисунок к глазу, не прекращая смотреть  на крестик. Непременно наступит момент, когда чёрный круг справа  бесследно исчезнет, хотя обе окружности будут отчётливо видны. Опыт №3. «Дырка в рукаве». Цель: развитие объемного зрения. Описание. Сверните в тонкую трубочку лист бумаги (из тетради) и дайте ребенку  посмотреть в нее правым глазом на свою руку. Левый глаз тоже должен  оставаться открытым! Опыт продолжать пару секунд... Через пару секунд  ребенок увидит, что в его руке дырка! В чем дело? Каждый глаз видит свою  картинку, а мозг старательно совмещает их. Таким образом формируется  объемное зрение, и мы можем различать на каком расстоянии от нас  находятся разные предметы. Левый глаз видит окружающие руку предметы,  правый ­ видит только маленький участок твоей руки, а мозг сопоставляет эти картинки. Вот и дырка в руке. В заключение я хочу сказать, что используя, ведущий для ребенка, игровой  вид деятельности, мы можем подарить ему здоровье, делая это интересно,  весело и на всю жизнь.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019