Использованию игровых технологий при обучении финансовой грамотности
Оценка 4.9

Использованию игровых технологий при обучении финансовой грамотности

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
другое
1 кл—11 кл
16.01.2021
Использованию игровых технологий при обучении финансовой грамотности
Выступление
Использованию игровых технологий при обучении.docx

  Использованию игровых технологий при обучении

финансовой грамотности

(слайд 1)

Свое выступление я хочу начать со слов

(слайд 2)

           «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

Максим Горький

Для достижения образовательных результатов целесообразно

использование образовательных технологий активного и интерактивного

обучения. Активные или практические методы обучения направлены на

активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что

обеспечивает:

 принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс

обучения;

 стимулирование учебной деятельности;

 взаимодействие между учениками и преподавателем;

 самостоятельное принятие учащимся решений, что благоприятно

сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно

выполненной деятельности.

Интерактивный подход в обучении возник в начале 90-х годов XX в. и

активно используется в педагогике в настоящее время. Интерактивные

методы направлены на решение следующих задач:

 создание комфортных условий для учащихся;

 обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;

 формирование профессиональной компетенции и мнения;

 преодоление конфликтов и разногласий в процессе обучения.

Одной из педагогических технологий интерактивного обучения,

направленных на достижение результатов образования, является игровая

технология в образовательном процессе.

Согласно Российской педагогической энциклопедии: «Игра – это один

из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий

взрослых и отношений между ними… одно из средств физического,

умственного и нравственного воспитания»

(СЛАЙД 3)

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие

функции:

развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения, усвоение

социально-культурных ценностей;

самореализации;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей,

возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей;

социализации: социальное взаимодействие человека с другими

людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными

организациями и общественными институтами), приобретение

обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей,

норм и правил общественного поведения.

(СЛАЙД 4)

Таким образом, понятие «игра» можно определить следующим

образом:

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

Учебная игра – это образовательная технология, основанная на

моделировании конкретных ситуаций, через проживание которых учащиеся

осваивают определенные педагогом (модератором) способы деятельности.

Учебная игра по финансовой грамотности – это игра, в которой

моделируются ситуации в сфере личных финансов и взаимоотношений

людей с финансовыми, государственными и иными организациями с целью

формирования или развития у игрока финансовых компетенций.

(Слайд 5)

Актуальность – «Состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами»

Цель ; Формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета через игровую деятельность .

(СЛАЙД 6)

 Задачи:

          пропедевтическое формирование у детей устойчивого понимания основных финансовых понятий

         принятие простых решений по поводу повседневных расходов

         умение выбирать участников, предоставляющих услуги и финансовые продукты

         умение составлять личный финансовый план и делать необходимые расчеты

         воспитание у детей трудолюбия

(СЛАЙД 7)

Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую

группу методов и приемов организации учебного процесса в форме

педагогических игр.

    (СЛАЙД 8)

Применение игровых технологий при изучении финансовой грамотности способствует финансовой адаптации и социализации школьников, развитию их собственного желания к ответственному финансовому поведению, вовлечению молодежи в социальную активность, формированию навыков самоконтроля финансового поведения.

(СЛАЙД 9 - 10)

В современной педагогике возможно использование игр, которые

могут быть дифференцированы по различным критериям, например, по виду

деятельности, по характеру педагогического процесса, по характеру игровой

методики и т.д.

(СЛАЙД 11)

Классификация игровых технологий обучения при изучении финансовой  грамотности

По характеру педагогической деятельности и ее целям:

1. Обучающие (например, оформление договора вклада)

2. Тренинговые (например, выбор страховой компании)

3. Обобщающие (например, разработка долгосрочного финансового плана)

4. Контролирующие (например, презентация проектов собственного

бизнеса)

По характеру игровой методики:

1. Настольные (например, игра «Не в деньгах счастье»)

2. Интеллектуальные соревнования

а) предметно-знаниевые (например, «Что? Где? Когда?»)

б) УУД3

-ые (например, коммуникативные бои)

3. Деловые (например, разработка идеальной модели пенсионной системы)

4. Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми

организациями в меняющихся условиях): кейс-игра для профильной смены

5. Станционные

Применение игровых технологий в образовательной деятельности

Подбор педагогической игры осуществляется в зависимости от цели и

имеющихся условий игровой технологии и/или конкретной игры. Игры

должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом

подготовленности учащихся, их возрастных и психологических

особенностей.

Можно выделить следующие требования к подбору игр:

 Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным

задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам,

требованиям стандарта.

 Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с

учетом подготовленности учащихся и их психологических

особенностей.

 Игры должны базироваться на определенном дидактическом

материале и методике его применения.

(СЛАЙД 12 )

На слайде вы видите Структуру финансовой грамотности.

(СЛАЙД 13)

Модель формирования финансовой грамотности младших школьников.

Использование игр на занятиях по финансовой грамотности в

младшем школьном возрасте.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и

непосредственность восприятия, лѐгкость вхождения в образы. Дети

свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую,

самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с

предметами, игрушками. В игровой модели учебного процесса проблемная

ситуация создаѐтся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию

участники проживают в еѐ игровом воплощении, основу деятельности

составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в

условно-игровом плане..

(Слайд 14)

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры,

способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря,

связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений,

обучение счѐту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от

систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности

программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

(СЛАЙД 15 - 18)

Игровая технология строится как целостное образование,

охватывающее определѐнную часть учебного процесса и объединѐнное

общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неѐ последовательно

включаются игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,

характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр

на обобщение предметов по определѐнным признакам; группы игр, в

процессе которых у младших школьников развивается умение отличать

реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение

владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и

др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному

содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать

учебные элементы.

(СЛАЙД 20 – 41)

Использование игр на занятия по финансовой грамотности в среднем и

старшем школьном возрасте

Особенность игровых технологий в среднем и старшем школьном

возрасте, используемых педагогом в образовательном процессе, заключается

в том, что игры подростков нацелены на самоутверждение в обществе,

развитие коммуникативных навыков.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте имеют

следующие цели:

 мотивация учащихся на обучение, побуждение интереса к теме

учебного занятия;

 развитие у подростков коммуникативных навыков, их социализация и

самореализация в обществе, развитие самоконтроля;

 осуществление диагностики возможных отклонений в развитии и

проведение своевременных коррекционных мероприятий.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

направлены на создание ситуаций, способствующих расширению кругозора

подростка, получение им определенного практического опыта, в рамках

которого в последующем складывается и совершенствуется самостоятельное

управление собственным поведением.

По характеру игровой методики для обучающихся средней школы

наиболее интересны интеллектуальные соревнования, деловые,

имитационные и станционные игры.

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это:

педагогический метод моделирования различных управленческих и

производственных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей

и их групп принятию решения;

особое отношение к окружающему миру;

субъективная деятельность участников;

социально заданный вид деятельности;

особое содержание усвоения;

социально-педагогическая «форма организации жизни».

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения

нового, закрепления материала, развития творческих способностей,

формирования общеучебных умений, даѐт возможность учащимся понять и

изучить учебный материал с различных позиций.

Имитационные игры – осуществление имитации определенной

деятельности в рамках учебного процесса. Например, осуществление

имитации делового совещания, выбор видов страхования семьи и др.

Содержание имитационной игры – сюжет, события, описание структуры и

обязательное указание назначения процессов и объектов, которые будут

имитировать учащиеся.

Пример имитационной игры представлен в УМК по финансовой

грамотности для 5-6 классов. Игра «Семейный совет по составлению

бюджета». Цель игры: освоение школьниками практического опыта

взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной

игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и

образовательную цель и проходит по определѐнным правилам, которые

сообщаются участникам. Правила определяют действия каждого участника

игры и их взаимодействие. В рамках игры учащиеся выполняют следующие

действия:

1) выбирают игровые роли, например, членов семьи (мама, папа,

бабушка, дедушка, сын, дочь), продумывают «свои» желания, потребности,

поступки в соответствии с ролью;

2) совершают игровые действия, например, обсуждают с «членами

семьи» доходы «семьи» в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию,

начал учебу в вузе на платной основе и т. д., возможности получения новых

источников доходов; расходы «семьи» в разных ситуациях (предстоящий

совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки и т. д.);

налоги «семьи» (как подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей,

способы контроля за уплатой налогов, что и каким образом семья получает за

счѐт выплачиваемых налогов и т. д.);

3) участвуют в групповой работе по игровому заданию, на-пример,

изучают источники информации по средним заработным платам в регионах

РФ, ценам на различные товары и нормам их потребления, по различным

видам и объѐмам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг и

т. д.; проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги могут быть в

условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; участвуют в

межгрупповой дискуссии; готовят выступления от имени «семей» с

представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы;

4) взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли:

«родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей»,

аргументируют свои решения; «дети» руководствуются своими желаниями,

эмоциями;

5) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам

бюджета.

Педагог перед началом игры проводит инструктаж, объясняет

особенности поведения каждой роли: как должны вести себя родители в роли

детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель,

какие ситуации предстоит проиграть.

В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? что стало

личным образовательным достижением участия в игре? как можно

представить результаты игры в своѐм портфолио? Производится самооценка

и взаимооценка участия в игре.

Большую популярность в современной педагогике приобрели

станционные игры. Станционная игра – игра, которая предполагает:

 наличие нескольких станций (локаций), размещенных в игровом

пространстве;

 пребывание на станции ограничено по времени;

 игроки перемещаются между станциями, на которых необходимо

выполнить задание;

 задания на станциях проверяют и оценивают ведущие (игротехники,

модераторы), которые начисляют игровые очки, выдают игровые

деньги и т.д.

Станционные игры по финансовой грамотности направлены на

формирование установок, которые помогут обучающимся при принятии

финансовых решений.

Как может быть организована станционная игра? При подготовке

станционной игры педагогу необходимо определить следующие правила:

Модель станционной игры

В станционную игру могут быть включены такие типы заданий, как:

творческие, например, придумать стихотворение, синквейн, используя

финансовые термины;

интеллектуальные, на эрудицию, например, указать 5 признаков

финансовой пирамиды; назвать город, изображенный на купюре номиналом

5000 рублей;

аналитические, например, прочитать небольшой текст и ответить на

вопросы, собрать паззл или финансовое словосочетание;

на коммуникацию, например, объяснить финансовый термин своими

словами, не применяя однокоренных слов.

(СЛАЙД  43-45)

Игры, разработанные компанией КАК-ПРОЕКТ

Ссылка: https://happy-finance.ru/

Учебные игры:

- «Счастье 9+» - настольная игра

- «Счастье 14+» - настольная игра

- «Умное счастье» - интеллектуальная игра (УУД) с

использованием мультимедиа

Игры, разработанные компанией ПАКК

Ссылка: http://edu.pacc.ru/fincamp2016/

Учебные игры:

- «Услуги финансовых организаций» (деловая, имитационноролевая игра)

- «Семейный план» (деловая, имитационно-ролевая игра)

- «По следам монополии» - (деловая, настольная игра)

- «Ремонт» (деловая игра)

- «Расходы семьи» (имитационно-ролевая игра)

- «Побег из долговой ямы» (станционная игра)

Игры, разработанные компанией Casegames

Ссылка: https://casegames.ru/chempionat, https://casegames.ru/games

1) Учебные игры, которые могут быть использованы на уроках и

занятиях: Коммуникативные и финансовые бои (УУД)

2) Учебные игры, которые могут быть использованы в пришкольных

лагерях или как образовательное событие:

- «Азбука финансовой грамотности» (имитационно-ролевая игра)

- «Международная торговля» (деловая игра)

- «Битва фирм» (деловая игра)

- «Титаны бизнеса» (деловая игра)


 

Использованию игровых технологий при обучении финансовой грамотности (слайд 1)

Использованию игровых технологий при обучении финансовой грамотности (слайд 1)

Одной из педагогических технологий интерактивного обучения, направленных на достижение результатов образования, является игровая технология в образовательном процессе

Одной из педагогических технологий интерактивного обучения, направленных на достижение результатов образования, является игровая технология в образовательном процессе

СЛАЙД 4) Таким образом, понятие «игра» можно определить следующим образом:

СЛАЙД 4) Таким образом, понятие «игра» можно определить следующим образом:

СЛАЙД 7) Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр

СЛАЙД 7) Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр

Настольные (например, игра «Не в деньгах счастье») 2

Настольные (например, игра «Не в деньгах счастье») 2

На слайде вы видите Структуру финансовой грамотности

На слайде вы видите Структуру финансовой грамотности

В неѐ последовательно включаются игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определѐнным признакам;…

В неѐ последовательно включаются игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определѐнным признакам;…

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте направлены на создание ситуаций, способствующих расширению кругозора подростка, получение им определенного практического опыта, в рамках которого в…

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте направлены на создание ситуаций, способствующих расширению кругозора подростка, получение им определенного практического опыта, в рамках которого в…

Пример имитационной игры представлен в

Пример имитационной игры представлен в

Педагог перед началом игры проводит инструктаж, объясняет особенности поведения каждой роли: как должны вести себя родители в роли детей, как должны вести себя дети в…

Педагог перед началом игры проводит инструктаж, объясняет особенности поведения каждой роли: как должны вести себя родители в роли детей, как должны вести себя дети в…

Станционные игры по финансовой грамотности направлены на формирование установок, которые помогут обучающимся при принятии финансовых решений

Станционные игры по финансовой грамотности направлены на формирование установок, которые помогут обучающимся при принятии финансовых решений

Счастье 14+» - настольная игра - «Умное счастье» - интеллектуальная игра (УУД) с использованием мультимедиа

Счастье 14+» - настольная игра - «Умное счастье» - интеллектуальная игра (УУД) с использованием мультимедиа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2021