Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
Оценка 4.6

Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
14.11.2022
Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
исследование памяти.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского с.п.

Комсомольского муниципального района

Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

 

Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила Антонова Анна Сергеевна

Педагог-психолог

 

 

 

 

2022 г.

Введение

Глава І. Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

1.1 Организация и проведение исследования

1.2 Аналшиз результатов исследования

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава І. Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

1.1 Организация и проведение исследования

 

Цель исследования: изучить особенности памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

          Задачи исследования:

1.     Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2.     Исследовать особенности памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и при норме.

3.     Выявить особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития.

База исследования: исследование проводили на базе коррекционном 3 классе Муниципального образовательного учреждения средне образовательной школы № 31 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза» в количестве 10 испытуемых.

В качестве диагностических методик использовали методику «Смысловая память», методику «10 картинок», методику «Заучивание 10 слов».

Методика «Смысловая память» направлена на изучение особенностей логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

 Исследование проводили индивидуально. Испытуемым предлагали серии заданий:

 СЕРИЯ А                

Пары слов для запоминания: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Испытуемым зачитывали слова, предлагали запомнить их попарно. Затем прочитывали только первое слово каждой пары, и просили испытуемых записывать второе слово.

При проверке медленно читали пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставили знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставили « - ».

СЕРИЯ Б

Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.

Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А. После проведения опыта сравнивали количество запомнившихся слов по каждой серии и испытуемые отвечали на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли установить связь между словами серии Б?»

При анализе результатов по каждому опыту подсчитывали количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.

Методика «Заучивания 10 слов» направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсро­ченного их воспроизведения. Исследование проводили индивидуально. Испытуемым предлагали протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим между собой никакой связи: лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

Исследование состоит из нескольких этапов. Испытуемому давалась инструкция.

Инструкция: состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».Слова зачитывали испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяли без инструкций. Перед следующими 3 прочтением просто говорили: «Еще раз». После трёх кратного повторения слов, говорили испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняли протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставили крестик. Если испытуемый называл «лишнее» слово, оно фиксировалось в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводил, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксировались в протоколе кружочками.

Методику «10 картинок» мы использовали с целью оценки уровня развития зрительной памяти. Исследование проводили индивидуально. Испытуемым предлагали 10 картинок с изображениями предметов. Просили ребёнка посмотреть на картинки внимательно и запомнить. Для запоминания давали испытуемому 30 секунд. Затем убирали картинки и предлагали назвать те, которые он запомнил.

Предлагали такие картинки для запоминания: машина, вишня, флажок, цветок, огурец, шарик, платье, арбуз, шапка, яблоко.

 

2.2 Анализ результатов исследования

Рассмотрим результаты исследования, полученные с помощью методики «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

Таблица 1

Показатели объёма слухоречевого запоминания

 

 

 

Уровень объёма слуховой кратковременной памяти

высокий

низкий 

абс.

%

абс.

%

4

40

6

60

 

Известно, что у нормально развивающихся детей младшего школьного возраста число в каждом повторении носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов. Следуя из данных таблицы 1, можно увидеть, что у 4 (40%) испытуемых объём кратковременной памяти имеет высокий уровень, а 6 (60%) испытуемых с задержкой психического развития воспроизвели меньшее количество слов, что свидетельствует о меньшем объёме памяти.  Это проявляется неспособности испытуемых запомнить и воспроизвести достаточное количество слов, предъявляемых им.

Также по результатам исследования мы выявили, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдается понижение скорости запоминания стимульного материала. Им требовалось увеличение времени на запоминание слов. Возможной причинной снижения скорости и объёма запоминания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития может служить то, что они не умеют рационально организовать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.

Таблица 2

Показатели объёма отсроченного воспроизведения

Уровень объёма слуховой долговременной памяти

высокий

низкий

абс.

%

абс.

%

3

30

7

70

 

Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно для детей с нормальным развитием. Из таблицы 2 следует, что объем отсроченного воспроизведения у 7 (70%) испытуемых младшего школьного возраста с задержкой психического развития находиться на более низком уровне, и только у 3 (30%) испытуемых объём долговременной памяти соответствует высокому уровню. Низкий уровень объёма отсроченного воспроизведения проявляется в том, что испытуемые через один час не смогли воспроизвести предъявляемые им слова.

Таким образом, проведя методику «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурии мы выявили, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются нарушения объема и скорости слухоречевого запоминания, а также объема отсроченного воспроизведения.

Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики «Смысловая память».

Таблица 3

Особенности развития логической памяти детей с задержкой психического развития

Уровень развития логической памяти

высокий

низкий

нет результата

абс.

%

абс.

%

абс.

%

1

10

8

10

1

10

 

Анализируя особенности развития логической памяти учащихся с задержкой психического развития (таб.3), можно выделить, что 1 (10%) испытуемый показал высокий уровень развития логической памяти. Низкий уровень развития логической памяти показали 8 (80 %) испытуемых, это проявляется в том, что испытуемые не смогли выделить логических взаимосвязей и провести аналогии.  Так же 1 (10%) испытуемый не показала никакого результата.

Изучение логической памяти показало, что данный вид памяти страдает у детей с задержкой психического развития во многом за счёт недостаточности смысловой переработки получаемой информации.

Таблица 4

Особенности развития механической памяти учащихся с задержкой психического развития

Уровень развития механической памяти

высокий

низкий

нет результата

абс.

%

абс.

%

абс.

%

4

40

5

50

1

10

 

Анализируя особенности развития механической памяти учащихся с задержкой психического развития(таб.4), можно увидеть, что 4 (40%) испытуемых имеют высокий уровень развития механической памяти. Низкий уровень развития механической памяти показали 5 (50%) испытуемых. Это проявляется в том, что испытуемые не смогли запомнить и воспроизвести пары слов, не согласованных между собой логической связью.  Не показал никакого результата 1 (10%) испытуемый.

Таким образом, проведя методику «Смысловая память» мы выявили, что у детей с задержкой психического развития преобладает низкий уровень развития логической и механической памяти.

Рассмотрим результаты полученный с помощью методики «10 картинок».

Таблица 5

Особенности развития зрительной памяти учащихся с задержкой психического развития

Уровень развития зрительной памяти

высокий

средний

низкий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

7

70

2

20

1

10

 

Из таблицы 5 видно, что большинство (70%) испытуемых младшего школьного возраста с задержкой психического развития показали высокий уровень развития зрительной памяти. Это проявляется в том, что испытуемые отлично запомнили предъявляемые картинки и смогли их воспроизвести.

Также у 2 (20%) испытуемых наблюдается средний уровень развития зрительной памяти и у 1(10%) испытуемого низкий уровень развития зрительной памяти.

Таким образом, проведя методику «10 картинок» мы выяснили, что дети с задержкой психического развития младшего школьного возраста показали высокий уровень развития зрительной памяти.

В результате проведённого исследования нами были выявлены особенности памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Было выявлено снижение объём слухоречевого запоминания, это проявляется в неспособности испытуемых запомнить и воспроизвести достаточное количество слов, предъявляемых им. Также было выявлено снижение скорости слухоречевого запоминания и снижение объёма отсроченного воспроизведения, это проявляется в том, что дети не смогли воспроизвести слова через один час. Также выявлено, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития низкий уровень развития механической памяти, это проявляется в неспособности запомнить и воспроизвести пары слов, не согласованных между собой логической связью.  Выявлено, что уровень развития логической памяти также имеет низкий уровень, это проявляется в том, что испытуемые не смогли выделить логических взаимосвязей и провести аналогии.    Было выявлено, что развитие зрительной памяти находится на высоком уровне, это проявляется в том, что испытуемые отлично запомнили предъявляемые картинки и смогли их воспроизвести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведённого исследования, мы достигли поставленной цели -изучили особенности памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

 В соответствии с целью и гипотезой курсовой работы были решены поставленные ранее задачи: мы проанализировали литературу по проблеме исследования, исследовали особенности памяти  у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также и нормально развивающихся детей и выявили особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития.

Проведённое исследование подтверждает ранее поставленную гипотезу: память у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуется рядом специфически особенностей. Было выявлено снижение объёма слухоречевого запоминания, это проявляется в неспособности испытуемых запомнить и воспроизвести достаточное количество предъявляемых им слов. Также было выявлено снижение скорости слухоречевого запоминания и снижение объёма отсроченного воспроизведения, это проявляется в том, что дети не смогли воспроизвести слова через один час.

Также выявлено, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития низкий уровень развития механической памяти, это проявляется в неспособности запомнить и воспроизвести пары слов, не согласованных между собой логической связью. Выявлено, что уровень развития логической памяти также имеет низкий уровень, это проявляется в том, что испытуемые не смогли выделить логических взаимосвязей и провести аналогии.  

 Было выявлено, что развитие зрительной памяти находится на высоком уровне, это проявляется в том, что испытуемые отлично запомнили предъявляемые картинки и смогли их воспроизвести.

Результаты исследования могут найти свое практическое применение в школьной деятельности педагога, психолога для разрешения проблем младших школьников с отставанием в психическом развитии.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Введение Глава І. Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста 1

Введение Глава І. Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста 1

Глава І. Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста 1

Глава І. Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста 1

Испытуемым зачитывали слова, предлагали запомнить их попарно

Испытуемым зачитывали слова, предлагали запомнить их попарно

Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас

Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас

Уровень объёма слуховой кратковременной памяти высокий низкий абс

Уровень объёма слуховой кратковременной памяти высокий низкий абс

Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно для детей с нормальным развитием

Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно для детей с нормальным развитием

Так же 1 (10%) испытуемый не показала никакого результата

Так же 1 (10%) испытуемый не показала никакого результата

Особенности развития зрительной памяти учащихся с задержкой психического развития

Особенности развития зрительной памяти учащихся с задержкой психического развития

Выявлено, что уровень развития логической памяти также имеет низкий уровень, это проявляется в том, что испытуемые не смогли выделить логических взаимосвязей и провести аналогии

Выявлено, что уровень развития логической памяти также имеет низкий уровень, это проявляется в том, что испытуемые не смогли выделить логических взаимосвязей и провести аналогии

Заключение В результате проведённого исследования, мы достигли поставленной цели -изучили особенности памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Заключение В результате проведённого исследования, мы достигли поставленной цели -изучили особенности памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Результаты исследования могут найти свое практическое применение в школьной деятельности педагога, психолога для разрешения проблем младших школьников с отставанием в психическом развитии

Результаты исследования могут найти свое практическое применение в школьной деятельности педагога, психолога для разрешения проблем младших школьников с отставанием в психическом развитии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022