Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского с.п.
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
Выполнила Антонова Анна Сергеевна
Педагог-психолог
2022 г.
Введение
Глава І. Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
1.1 Организация и проведение исследования
1.2 Аналшиз результатов исследования
Заключение
Глава І. Исследование особенностей памяти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
1.1 Организация и проведение исследования
Цель исследования: изучить особенности памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и при норме.
3. Выявить особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития.
База исследования: исследование проводили на базе коррекционном 3 классе Муниципального образовательного учреждения средне образовательной школы № 31 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза» в количестве 10 испытуемых.
В качестве диагностических методик использовали методику «Смысловая память», методику «10 картинок», методику «Заучивание 10 слов».
Методика «Смысловая память» направлена на изучение особенностей логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Исследование проводили индивидуально. Испытуемым предлагали серии заданий:
СЕРИЯ А
Пары слов для запоминания: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
Испытуемым зачитывали слова, предлагали запомнить их попарно. Затем прочитывали только первое слово каждой пары, и просили испытуемых записывать второе слово.
При проверке медленно читали пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставили знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставили « - ».
СЕРИЯ Б
Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.
Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А. После проведения опыта сравнивали количество запомнившихся слов по каждой серии и испытуемые отвечали на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли установить связь между словами серии Б?»
При анализе результатов по каждому опыту подсчитывали количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.
Методика «Заучивания 10 слов» направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Исследование проводили индивидуально. Испытуемым предлагали протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим между собой никакой связи: лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.
Исследование состоит из нескольких этапов. Испытуемому давалась инструкция.
Инструкция: состоит из нескольких, этапов;
а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».Слова зачитывали испытуемому четко, не спеша.
б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Далее опыт повторяли без инструкций. Перед следующими 3 прочтением просто говорили: «Еще раз». После трёх кратного повторения слов, говорили испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняли протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставили крестик. Если испытуемый называл «лишнее» слово, оно фиксировалось в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводил, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксировались в протоколе кружочками.
Методику «10 картинок» мы использовали с целью оценки уровня развития зрительной памяти. Исследование проводили индивидуально. Испытуемым предлагали 10 картинок с изображениями предметов. Просили ребёнка посмотреть на картинки внимательно и запомнить. Для запоминания давали испытуемому 30 секунд. Затем убирали картинки и предлагали назвать те, которые он запомнил.
Предлагали такие картинки для запоминания: машина, вишня, флажок, цветок, огурец, шарик, платье, арбуз, шапка, яблоко.
2.2 Анализ результатов исследования
Рассмотрим результаты исследования, полученные с помощью методики «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.
Таблица 1
Показатели объёма слухоречевого запоминания
Уровень объёма слуховой кратковременной памяти |
|||
высокий |
низкий |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
4 |
40 |
6 |
60 |
Известно, что у нормально развивающихся детей младшего школьного возраста число в каждом повторении носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов. Следуя из данных таблицы 1, можно увидеть, что у 4 (40%) испытуемых объём кратковременной памяти имеет высокий уровень, а 6 (60%) испытуемых с задержкой психического развития воспроизвели меньшее количество слов, что свидетельствует о меньшем объёме памяти. Это проявляется неспособности испытуемых запомнить и воспроизвести достаточное количество слов, предъявляемых им.
Также по результатам исследования мы выявили, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдается понижение скорости запоминания стимульного материала. Им требовалось увеличение времени на запоминание слов. Возможной причинной снижения скорости и объёма запоминания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития может служить то, что они не умеют рационально организовать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.
Таблица 2
Показатели объёма отсроченного воспроизведения
Уровень объёма слуховой долговременной памяти |
|||
высокий |
низкий |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
3 |
30 |
7 |
70 |
Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно для детей с нормальным развитием. Из таблицы 2 следует, что объем отсроченного воспроизведения у 7 (70%) испытуемых младшего школьного возраста с задержкой психического развития находиться на более низком уровне, и только у 3 (30%) испытуемых объём долговременной памяти соответствует высокому уровню. Низкий уровень объёма отсроченного воспроизведения проявляется в том, что испытуемые через один час не смогли воспроизвести предъявляемые им слова.
Таким образом, проведя методику «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурии мы выявили, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются нарушения объема и скорости слухоречевого запоминания, а также объема отсроченного воспроизведения.
Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики «Смысловая память».
Таблица 3
Особенности развития логической памяти детей с задержкой психического развития
Уровень развития логической памяти |
|||||
высокий |
низкий |
нет результата |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
1 |
10 |
8 |
10 |
1 |
10 |
Анализируя особенности развития логической памяти учащихся с задержкой психического развития (таб.3), можно выделить, что 1 (10%) испытуемый показал высокий уровень развития логической памяти. Низкий уровень развития логической памяти показали 8 (80 %) испытуемых, это проявляется в том, что испытуемые не смогли выделить логических взаимосвязей и провести аналогии. Так же 1 (10%) испытуемый не показала никакого результата.
Изучение логической памяти показало, что данный вид памяти страдает у детей с задержкой психического развития во многом за счёт недостаточности смысловой переработки получаемой информации.
Таблица 4
Особенности развития механической памяти учащихся с задержкой психического развития
Уровень развития механической памяти |
|||||
высокий |
низкий |
нет результата |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
4 |
40 |
5 |
50 |
1 |
10 |
Анализируя особенности развития механической памяти учащихся с задержкой психического развития(таб.4), можно увидеть, что 4 (40%) испытуемых имеют высокий уровень развития механической памяти. Низкий уровень развития механической памяти показали 5 (50%) испытуемых. Это проявляется в том, что испытуемые не смогли запомнить и воспроизвести пары слов, не согласованных между собой логической связью. Не показал никакого результата 1 (10%) испытуемый.
Таким образом, проведя методику «Смысловая память» мы выявили, что у детей с задержкой психического развития преобладает низкий уровень развития логической и механической памяти.
Рассмотрим результаты полученный с помощью методики «10 картинок».
Таблица 5
Особенности развития зрительной памяти учащихся с задержкой психического развития
Уровень развития зрительной памяти |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
7 |
70 |
2 |
20 |
1 |
10 |
Из таблицы 5 видно, что большинство (70%) испытуемых младшего школьного возраста с задержкой психического развития показали высокий уровень развития зрительной памяти. Это проявляется в том, что испытуемые отлично запомнили предъявляемые картинки и смогли их воспроизвести.
Также у 2 (20%) испытуемых наблюдается средний уровень развития зрительной памяти и у 1(10%) испытуемого низкий уровень развития зрительной памяти.
Таким образом, проведя методику «10 картинок» мы выяснили, что дети с задержкой психического развития младшего школьного возраста показали высокий уровень развития зрительной памяти.
В результате проведённого исследования нами были выявлены особенности памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Было выявлено снижение объём слухоречевого запоминания, это проявляется в неспособности испытуемых запомнить и воспроизвести достаточное количество слов, предъявляемых им. Также было выявлено снижение скорости слухоречевого запоминания и снижение объёма отсроченного воспроизведения, это проявляется в том, что дети не смогли воспроизвести слова через один час. Также выявлено, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития низкий уровень развития механической памяти, это проявляется в неспособности запомнить и воспроизвести пары слов, не согласованных между собой логической связью. Выявлено, что уровень развития логической памяти также имеет низкий уровень, это проявляется в том, что испытуемые не смогли выделить логических взаимосвязей и провести аналогии. Было выявлено, что развитие зрительной памяти находится на высоком уровне, это проявляется в том, что испытуемые отлично запомнили предъявляемые картинки и смогли их воспроизвести.
Заключение
В результате проведённого исследования, мы достигли поставленной цели -изучили особенности памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой курсовой работы были решены поставленные ранее задачи: мы проанализировали литературу по проблеме исследования, исследовали особенности памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также и нормально развивающихся детей и выявили особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития.
Проведённое исследование подтверждает ранее поставленную гипотезу: память у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуется рядом специфически особенностей. Было выявлено снижение объёма слухоречевого запоминания, это проявляется в неспособности испытуемых запомнить и воспроизвести достаточное количество предъявляемых им слов. Также было выявлено снижение скорости слухоречевого запоминания и снижение объёма отсроченного воспроизведения, это проявляется в том, что дети не смогли воспроизвести слова через один час.
Также выявлено, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития низкий уровень развития механической памяти, это проявляется в неспособности запомнить и воспроизвести пары слов, не согласованных между собой логической связью. Выявлено, что уровень развития логической памяти также имеет низкий уровень, это проявляется в том, что испытуемые не смогли выделить логических взаимосвязей и провести аналогии.
Было выявлено, что развитие зрительной памяти находится на высоком уровне, это проявляется в том, что испытуемые отлично запомнили предъявляемые картинки и смогли их воспроизвести.
Результаты исследования могут найти свое практическое применение в школьной деятельности педагога, психолога для разрешения проблем младших школьников с отставанием в психическом развитии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.