Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Оценка 5

Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
14.11.2022
Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
исследование слухового восприятия.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского с.п.

Комсомольского муниципального района

Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила Антонова Анна Сергеевна

Педагог-психолог

 

 

 

 

2022 г.

 

 

Содержание

Глава І. Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

1.1 Организация и проведение исследования

1.2 Анализ результатов исследования

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава І. Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

 

1.1 Организация и проведение исследования

 

Целью исследования явилось изучение особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Задачами исследования выступили:

1.      Исследование особенностей слухового восприятия старших дошкольников со стертой дизартрией.

2.      Выявление особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Исследование проводили на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 25 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с диагнозом «стертая дизартриия» в количестве 10 испытуемых.

В качестве диагностических методик использовали методику «Что звучит?», методику «Внимательные ушки», методику «Угадай, чей звук».

Методику «Что звучит?» мы использовали с целью определения уровня форсированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.

Исследование проводили индивидуально.

Сначала испытуемому показывали игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, погремушку, бубен, называли предмет и просили повторить название. Затем предлагали послушать, как они звучать и еще раз назвать игрушку. Далее мы поставили ширму и за ней испытуемому предлагали последовательно прослушать все звуки. После каждого прослушанного инструмента, испытуемому предлагали называть свой вариант того, что он слышал.

При анализе результатов подсчитывали количество правильно воспроизведенных названий инструментов.

Методику «Внимательные ушки» мы использовали с целью изучения особенностей сформированности фонематического восприятия.

Исследование проводилось индивидуально.

Испытуемому предлагали просмотреть пять картинок с изображением груши, банана, шапки, сушки, птенца. Далее диагност перечислял правильно и неправильно произнесенные слова. Испытуемому нужно было выбрать правильно произнесенные слова.

Предъявляемы слова:

·        Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

·        Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

·        Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

·        Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.

Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

При анализе результатов подсчитывали количество правильно показанных картинок.

Методику «Угадай, чей звук» мы использовали с целью определения слухового восприятия на этапе звукоподражаний.

Исследование проводилось индивидуально.

Испытуемому предлагали посмотреть на картинки и назвать, что на них изображено. Испытуемому предъявлялись на слух различные звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках звуков речи: «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му». После каждого прослушанного звука, испытуемому нужно было называть вариант того животного, которого он слышал.

Был возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий данный звук.

При анализе результатов подсчитывали количество правильно воспроизведенных названий предметов и животных.

 

1.2 Анализ результатов исследования

 

После проведения исследования мы проанализировали, обобщили и систематизировали полученные результаты.

Количественный анализ результатов исследования уровня форсированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек по методике «Что звучит?» у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией представлен в таблице 1.

                                                                                                                Таблица 1

Показатели уровня развития слухового восприятия неречевых звуков старших дошкольников со стертой дизартрией

Уровень развития слухового восприятия неречевых звуков

высокий

средний

низкий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

2

20

5

50

3

30

 

Как видно из таблицы 1, ряд испытуемых - 2 (20%) продемонстрировали высокий уровень развития слухового восприятия неречевых звуков. Это проявляется в том, что дети назвали правильно все услышанные звуки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень форсированности слухового восприятия неречевых звуков соответствует нормативному развитию.

Как видно из таблицы 1, у большинства испытуемых - 5 (50%) наблюдается средний уровень развития слухового восприятия неречевых звуков. Это проявляется в том, что испытуемые не всегда могли определить, какой предмет прозвучал. Испытуемые путали звук колокольчика и погремушки. Полученные данные свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень форсированности слухового восприятия неречевых звуков незначительно снижен.

Низкий уровень развития слухового восприятия неречевых звуков продемонстрировали 3 испытуемых, что соответственно составляет 30 % от числа всех испытуемых детей. Это проявляется в том, что диагностируемые не смогли дифференцировать звучание игрушек и имели трудности в названии звучащих игрушек. Полученные данные свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень форсированности слухового восприятия неречевых звуков значительно снижен.

Таким образом, согласно анализу полученных результатов исследования, у исследуемых нами старших дошкольников со стертой дизартрией преобладает средний уровень развития слухового восприятия неречевых звуков, что свидетельствует о том, что у данных испытуемых уровень форсированности слухового восприятия неречевых звуков незначительно снижен.

Количественный анализ результатов исследования с целью изучения особенностей сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, полученный с помощь методики «Внимательные ушки» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Показатели уровня развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Уровень развития фонематического восприятия

высокий

средний

низкий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

1

10

3

30

6

60

 

Следуя из данных таблицы 2, можно увидеть, что у 1 (10%) испытуемого выявлен высокий уровень развития фонематического восприятия. Это проявляется в то, что диагностируемый правильно выполнил все задания. Полученные данные свидетельствуют о том, что у данного испытуемого уровень развития фонематического восприятия соответствует нормативному развитию.

Из талицы 2 видно, что ряд испытуемых - 3 (30%) продемонстрировали средний уровень развития фонематического восприятия. Это проявляется в том, что у дынных испытуемых наблюдались ошибки при показе картинок.  Полученные данные свидетельствую о том, что у испытуемых уровень развития фонематического восприятия незначительно снижен.

 и у 6(60%) испытуемого низкий уровень развития фонематического восприятия. Наблюдались ошибки при показе картинок, а также искаженное произнесение слов и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова. Полученные данные свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития фонематического восприятия значительно снижен.

Таким образом, согласно анализу полученных результатов исследования, у исследуемых нами старших дошкольников со стертой дизартрией преобладает низкий уровень развития фонематического восприятия, что свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития фонематического восприятия значительно снижен.

Количественный анализ результатов исследования с целью определения слухового восприятия на этапе звукоподражаний у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, полученный с помощью методики «Угадай, чей звук» представлен в таблице 3.

 

 

 

 

Таблица 3

Показатели уровня развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Уровень развития слухового восприятия

высокий

средний

низкий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

2

20

5

50

3

30

 

Из таблицы 3 видно, что 3 испытуемых, что соответственно составляет 30 % от числа всех испытуемых детей, показали высокий уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания. Это проявляется в том, что испытуемые правильно назвали источник звука. Эти данные свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания соответствует нормативному развитию.

Также по результатам исследования мы выявили, что у 5 (50%) испытуемых старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией наблюдается средний уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания. Во время проведения исследования испытуемые имели трудности в выполнении предложенных заданий. Дети путали звуки «бум-бум» и «тук-тук». Эти данные свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания незначительно снижен.

Как видно из талицы 3, низкий уровень развития слухового восприятия продемонстрировали 3 (30%) испытуемых. Эти данные свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания значительно снижен.

Таким образом, согласно анализу полученных результатов исследования, у исследуемых нами старших дошкольников со стертой дизартрией преобладает средний уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражаний, что свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания незначительно снижен.

Таким образом, по результаты проведённого исследования нами были выявлены особенности слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Было выявлено, что у данной категории детей наблюдается преобладание среднего уровня развития слухового восприятия неречевых звуков, что свидетельствует о том, что у данных испытуемых уровень форсированности слухового восприятия неречевых звуков незначительно снижен. Это проявляется в том, что испытуемые не всегда могли определить, какой предмет прозвучал. Также было выявлено снижение уровня развития фонематического восприятия. Это проявляется в том, что дети не смогли правильно показать картинку, а также искажали произнесенные слова и не показывали картинки при правильном произнесении слова, что свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития фонематического восприятия значительно снижен. Было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией преобладает средний уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражаний, что свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания незначительно снижен. Это проявляется в том, что испытуемые имели трудности в выполнении предложенных заданий. Во время проведения исследования испытуемые имели трудности в выполнении предложенных заданий.

 

 

 

Заключение

В результате проведённого исследования, мы достигли поставленной цели - изучили особенности слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с диагнозом стертая дизартрия.

В соответствии с целью и гипотезой курсовой работы были решены поставленные ранее задачи: мы проанализировали литературу по проблеме исследования, исследовали особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста со, а также и нормально развивающихся детей, выявили особенности слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

 Проведенное исследование подтверждает ранее поставленную гипотезу: слуховое восприятие детей старшего школьного возраста со стертой дизартрией характеризуется рядом специфических особенностей.

Было выявлено, что у данной категории детей наблюдается преобладание среднего уровня развития слухового восприятия неречевых звуков, что свидетельствует о том, что у данных испытуемых уровень форсированности слухового восприятия неречевых звуков незначительно снижен. Это проявляется в том, что испытуемые не всегда могли определить, какой предмет прозвучал.

Также было выявлено снижение уровня развития фонематического восприятия. Это проявляется в том, что дети не смогли правильно показать картинку, а также искажали произнесенные слова и не показывали картинки при правильном произнесении слова, что свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития фонематического восприятия значительно снижен.

Было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией преобладает средний уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражаний, что свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания незначительно снижен. Это проявляется в том, что испытуемые имели  трудности в выполнении предложенных заданий. Во время проведения исследования испытуемые имели  трудности в выполнении предложенных заданий.

Результаты исследования могут найти свое практическое применение в деятельности психолога для разрешения проблем сопровождения старших дошкольников с диагнозом «стертая дизартрия».


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Содержание Глава І. Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 1

Содержание Глава І. Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 1

Глава І. Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 1

Глава І. Исследование особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 1

При анализе результатов подсчитывали количество правильно воспроизведенных названий инструментов

При анализе результатов подсчитывали количество правильно воспроизведенных названий инструментов

При анализе результатов подсчитывали количество правильно воспроизведенных названий предметов и животных

При анализе результатов подсчитывали количество правильно воспроизведенных названий предметов и животных

Испытуемые путали звук колокольчика и погремушки

Испытуемые путали звук колокольчика и погремушки

Следуя из данных таблицы 2, можно увидеть, что у 1 (10%) испытуемого выявлен высокий уровень развития фонематического восприятия

Следуя из данных таблицы 2, можно увидеть, что у 1 (10%) испытуемого выявлен высокий уровень развития фонематического восприятия

Таблица 3 Показатели уровня развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Таблица 3 Показатели уровня развития слухового восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Таким образом, согласно анализу полученных результатов исследования, у исследуемых нами старших дошкольников со стертой дизартрией преобладает средний уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе…

Таким образом, согласно анализу полученных результатов исследования, у исследуемых нами старших дошкольников со стертой дизартрией преобладает средний уровень развития слухового восприятия речевых звуков на этапе…

Заключение В результате проведённого исследования, мы достигли поставленной цели - изучили особенности слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с диагнозом стертая дизартрия

Заключение В результате проведённого исследования, мы достигли поставленной цели - изучили особенности слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с диагнозом стертая дизартрия

Во время проведения исследования испытуемые имели трудности в выполнении предложенных заданий

Во время проведения исследования испытуемые имели трудности в выполнении предложенных заданий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022