Исследование правильности списания наличности и своевременности сдачи ее в учреждение банка (банков), в котором (которых) предприятие имеет счета

  • docx
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л1-1087.docx

Исследование правильности списания наличности и своевременности сдачи ее в учреждение банка (банков), в котором (которых) предприятие имеет счета

Прежде всего, напоминаем, что в соответствии с пунктами 4.4 и 4.5 Инструкции об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 19.02.2001 г.. №69, лимит остатка наличных денег в кассе для каждого предприятия (независимо от того имеет оно самостоятельный баланс или нет) устанавливают коммерческие банки по месту открытия счета с учетом режима и специфики работы предприятия, и сообщают ему об этом в письменной форме.

Всю наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в порядке и сроки, установленные учреждением банка для зачисления на их счета. В случае если лимит остатка наличных денег в кассе предприятия вообще не установлен, вся имеющаяся в его кассе на конец дня наличность должна быть сдана в банк (независимо от причин отсутствия лимита кассы).

Пунктом 2.9 Положения №72 разрешено оставлять в кассе сумму наличности в размере одного необлагаемого минимума доходов граждан. Однако этим же Положением отменен 5-процентный объем разменной монеты в кассе. С другой стороны, торговые предприятия, которые не выдали гражданам сдачи из-за отсутствия или недостаточного количества разменной монеты на этих предприятиях в течение рабочего дня, являются нарушителями кассовой дисциплины. За это к ним могут применяться штрафные санкции, предусмотренные статьей 164-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

В случае если полученная в банке наличность используется для выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, командировок, дивидендов (дохода), предприятия имеют право хранить ее в течение трех рабочих дней сверх установленного лимита, включая день получения наличных в учреждениях банка. А отдаленные предприятия железнодорожного транспорта и предприятия морских портов могут хранить полученную в банке наличность в течение пяти рабочих дней, включая день получения наличных в кассу предприятия.

Наличность, полученную в банке на другие потребности, чем перечисленные выше, предприятие должно выдавать своим работникам в день ее получения в учреждении банка.

Предприятия имеют право хранить в кассе наличные для выплат, связанных с оплатой труда, осуществляются за счет выручки, сверх установленного ему лимита кассы в течение трех рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат в сумме, указанной в переданных в кассу платежных ведомостях. Но при наличии налогового долга выплаты, связанные с оплатой труда (кроме выплат на экстренные (неотложные) потребности), за счет полученной выручки не допускаются. К экстренным (неотложных) потребностей относятся социальные выплаты гражданам на погребение, помощь при рождении ребенка, пособие одиноким и многодетным матерям, помощь на лечение в случае болезни, компенсация лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы.

Комиссия при инвентаризации должна проверить, соблюдаются кассиры установленного банком лимита.Наряду с этим комиссия проверяет соответствие использования денежных средств целям, которые были зафиксированы в чеке на получение наличных, и соответствие таких расходов действующему законодательству Украины. Превышение лимита кассы и несоблюдение порядка использования наличности является грубым нарушением кассовой дисциплины, влечет за собой штрафные санкции и не может замалчиваться при инвентаризации, а лица, которые допускают такие нарушения, заносятся в акт инвентаризации с последующими предложениями о мере наказания.

Наличные деньги под отчет из кассы предприятий выдают при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам.

Если из кассы предприятия его работнику одновременно выдана наличность на командировку и средства под отчет для решения в этой командировке производственных или хозяйственных вопросов (в том числе и для закупки сельскохозяйственной продукции и заготовки вторичного сырья, кроме металлолома), то подотчетное лицо, независимо от срока командировки в течение трех рабочих дней после возвращения из командировки должно подать в бухгалтерию предприятия одновременно отчет о сумме, которая была ей выдана для решения производственных (хозяйственных) вопросов, и авансовый отчет о средствах, потраченных непосредственно на командировку.

Если работник предприятия потратил на хозяйственные нужды предприятия или на командировку собственные средства, то отчет об их использовании он сдает в бухгалтерию в таком же порядке.

При проверке авансовых отчетов об использовании полученной под отчет наличности для решения хозяйственных вопросов комиссия уделяет особое внимание соблюдению установленных сроков составления и представления в бухгалтерию соответствующих отчетов, своевременность возврата в кассу предприятия остатков неиспользованной наличности (одновременно с авансовым отчетом), наличия оригиналов подтверждающих документов, их погашению, целевому расходованию подотчетных сумм и т.

При этом учитывается то, что представление авансовых отчетов об использовании подотчетных сумм с нарушением установленных сроков может разрешаться только в связи с временной потерей подотчетным лицом трудоспособности или другими важными обстоятельствами, при условии их документального подтверждения.

Сумма платежа наличными одного предприятия в расчетах с другим предприятием (индивидуальным предпринимателем) не может превышать 3 тыс. Грн в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам. В то же время количество предприятий (индивидуальных предпринимателей), с которыми проводятся расчеты в течение дня, не ограничивается.

За превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности и за выдачу наличных средств под отчет без полного отчета по ранее выданным средствам, за расходование наличных денег из выручки на выплаты, связанные с оплатой труда, при наличии налоговой задолженности, а также неполучение при осуществлении наличного платежа платежного документа от получателя, к предприятиям применяются финансовые санкции в соответствии с действующим законодательством.

В случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (индивидуальными предпринимателями) сверх установленной предельной суммы (3 тыс. Грн) средства в размере превышения указанной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличности в кассе плательщика однократно (в тот день, когда была осуществлена такая операция) с последующим сравнением полученной суммы с утвержденным лимитом кассы.

Тройную внимание нужно уделять обращения наличной иностранной валюты. Ведь по ней Законом Украины от 06.06.95 г.. №217 / 95-ВР "Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей" предусмотрены штрафы в сумме, эквивалентной тройной сумме (стоимости) указанных валютных ценностей, пересчитанной в валюту Украины по обменному курсу Национального банка Украины на день погашения задолженности.

Как видите, за нарушение порядка ведения кассовых операций предусмотрено суровые штрафные санкции, поэтому комиссия просто не может не контролировать этот вопрос, а тем более члены комиссии не имеют морального права быть в нем некомпетентными.