Исследование "Семь чудес света"
Оценка 4.7

Исследование "Семь чудес света"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
МХК
10 кл
05.01.2017
Исследование "Семь чудес света"
Введение………………………………………………………………………….........................3 1.Египетские пирамиды…………………………………………………………………………4 2.Сады Вавилона…………………………………………………………………………………5 3.Храм Артемиды Эфесской…………………………………………………………………….6 4.Галикарнасский мавзолей……………………………………………………………………..8 5.Колосс Родосский……………………………………………………………………………...9 6.Александрийский маяк……………………………………………………………………….11 7.Статуя Зевса Олимпийского…………………………………………………………………12 Заключение……………………………………………………………………………………...13 Список литературы…………………………………………………………………………….. Семь чудес света - это семь памятников, созданных мастерами наиболее развитых и культурных стран древности. Каждый из них воплотил наивысшие достижения культуры своего времени. Чудес семь: Пирамида Хеопса, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосски, Александрийский маяк, храм Дианы Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, висячие сады Семирамиды.
семь чудес света.docx

Содержание

стр.

Введение………………………………………………………………………….........................3

1.Египетские пирамиды…………………………………………………………………………4

2.Сады Вавилона…………………………………………………………………………………5

3.Храм Артемиды Эфесской…………………………………………………………………….6

4.Галикарнасский мавзолей……………………………………………………………………..8

5.Колосс Родосский……………………………………………………………………………...9

6.Александрийский маяк……………………………………………………………………….11

7.Статуя Зевса Олимпийского…………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семь чудес света - это семь памятников, созданных мастерами наиболее развитых и культурных стран древности. Каждый из них воплотил наивысшие достижения культуры своего времени.

Чудес семь: Пирамида Хеопса, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосски, Александрийский маяк, храм Дианы Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, висячие сады Семирамиды.

Число их определялось магией цифры семь, ограниченными возможностями человеческой памяти, пределами античного мира и  устойчивостью традиций. Когда примерно и третьем веке до нашей эры провозгласили именно это семицветие эталоном чудес, часть человечества, обитающая вокруг Средиземного моря, подчинилось авторитету, и лишь некоторые местные патриоты, не  оспаривая самого принципа, старались внести поправки в частности.

Через тысячу лет после падения Рима, когда вновь у людей возродился интерес к происходящему за пределами их маленького мирка, о чудесах света вспоминали и сила античного авторитета была такова, что упомянутые семь чудес воспринимали уже как незыблемое целое, хотя некоторые из них полностью исчезли с лица земли, сохранившись  лишь в древних рукописях и преданиях.

Вскоре одно за другим чудеса стали исчезать. Уже римскому путешественнику не удалось бы увидеть все семь. А до наших дней дожило лишь одно из чудес, как ни парадоксально, самое древнее: египетские пирамиды.

Цель работы: Изучить семь чудес света.

Задачи:

1.      Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2.      Изучить и рассмотреть историю возникновения чудес света.

3.      Выявить особенности архитектуры и строительства «чудес света».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Египетские пирамиды

Египетские пирамиды - самые известные на земле сооружения. Гигантские усыпальницы фараонов четвертой египетской династии - Хуфу (Хеопса) и Хафры (Хефрена) - возведены пяти тысяч лет назад. 137-метровая громада (раньше она достигала 147 метров, но вершина пирамиды обвалилась) сложена из 2300000 обработанных глыб известняка, весом более двух тонн. Практически без всяких механизмов, с помощью лишь клиньев и кувалд, глыбы вырубали в каменоломнях на берегу Нила, обрабатывали на месте, затем перетаскивали папирусными канатами к воде, волокли на строительную площадку и по отлогому склону холма, который рос вместе с пирамидой, втаскивали на вершину. Строили пирамиду двадцать лет, занято на строительстве было сто тысяч человек, которые менялись каждые три месяца [4].

До середины 19 века пирамида Хеопса считалось самым большим сооружением на нашей планете.

Каждый этап строительства был запечатлен художниками и в наши дни подтвержден археологами. Мы воспринимаем египетские пирамиды как факт, не задумываясь о их происхождении. Мы можем объяснить их с точки зрения экономики: накапливался прибавочный продукт, общество в лице правителей не видело лучшего ему применения, чем возвеличивание земной и небесной власти. Мы можем объяснить их происхождение психологически: фараон, живой бог, должен был получить место упокоения, полностью подавляющее воображение человека.

Рис.1. Пирамиды Египта

Пирамида Хафра (Хефрена) почти не уступает пирамиде Хеопса. Она немного меньше 215 м в длину и 143 в ширину, но из-за того, что располагается на более крутых склонах, она кажется больше. В ней захоронен Хефрен - это сын Хеопса. Недалеко от этой пирамиды располагается легендарный Большой Сфинкс, который тоже входит в состав погребального комплекса. Размер фигуры немаленький: высота ее 20, а длина 57 метров.

Высеченная из цельной скалы фигура изображает лежащего льва с человеческой головой. Пирамида Хуфусо дошла до наших времен в хорошем состоянии по сравнению с другими пирамидами: она единственная сохранила известковую облицовку на своей верхушке. Пирамида Менкаура (Микерина) - это самая маленькая из легендарных пирамид. Она почти в 10 раз меньше, чем пирамида Хеопса. Ее высота всего 66,4 метра. Предназначалась пирамида для внука Хеопса.

 

2.Сады Вавилона

Висячие сады Вавилона моложе пирамид. Они строились в те времена, когда уже существовала ”Одиссея” и возводились греческие города. Сады знаменуют собой закат ассиро-вавилонской державы, современницы древнего Египта, соперницы его. И если пирамиды пережили всех и живы сегодня, то висячие сады оказались недолговечными и пропали вместе с Вавилоном - величественным, но не прочным гигантом из глины.

Навуходоносор, создавший эти сады, любил свою молодую жену - мидийскую принцессу, тосковавшую в пыльном и лишенном зелени Вавилоне по свежему воздуху и шелесту деревьев. Царь вавилонский не перенес столицу к зеленым холмам Мидии, а сделал то, что недоступно прочим смертным. Он перенес сюда, в центр жаркой долины, иллюзию тех холмов.

На строительство садов, приюта для царицы, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков. Вавилон доказал всему свету, что может создать первый в мире монумент в честь любви. И имя царицы сказочным образом смешалось в памяти потомков с именем иной, ассирийской правительницы, а сады стали известны как сады Семирамиды.

http://selfishop.ru/uploads/selfishop.ru/img/blog/travel/visachie-sadi-semiramidi.jpg

Рис.2. Сады Семирамиды

Сады, созданные строителями Вавилона, были четырехъярусными. Своды ярусов опирались на колонны высотой двадцать пять метров. Платформы ярусов, сложенные из плоских каменных плит, были устланы слоем камыша, залитого асфальтом и покрытого листьями свинца, чтобы вода не просочилась в нижний ярус. Поверх этого был насыпан слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти большие деревья. Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими пологими лестницами, выложенными цветной плиткой [6].

Над стометровыми стенами Вавилона, настолько широкими, что на них могли разъехаться две колесницы, поднималась зеленая шапка деревьев сада. С верхнего яруса, нежась в тенистой прохладе, слушая журчание водяных струй - день и ночь рабы качали воду из Евфрата,- на много километров вокруг царица видела зеленую землю своей державы.

Со смертью Александра Македонского Вавилону не пришлось вновь стать столицей мира. Он захирел, жизнь постепенно ушла из него. Наводнение разрушило дворец Навуходоносора, кирпичи построенных садов оказались недостаточно обожженными, рухнули высокие колонны, обвалились платформы и лестницы. Деревья и цветы погибли куда раньше: некому было день и ночь качать воду из Евфрата [2].

 

3.Храм Артемиды Эфесской

Эфес был одним из крупнейших городов в Ионии, самой развитой и богатой области греческого мира, обогащенного здесь культурой Востока. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии.

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причем по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн [6].

http://ktoikak.com/uploads/hram-artem.jpg

Рис.3. Храм Артемиды Эфесской

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму.

Строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чем есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчетах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они увязали. Херсифрон нашел простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колеса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков [3].

Нервы архитектора после нескольких лет труда, борьбы с недобросовестными подрядчиками, отцами города, толпами туристов и коллегами были на пределе.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Храм был закончен в 450 году до нашей эры.

Как он был украшен, какие стояли в нем статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем.

Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии.

Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 - в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причем часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас.

Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но еще более великолепными были картины этого храма.

В храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погруженных в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна [7].

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял еще половину тысячелетия. Римляне ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм все еще стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А еще через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось [3].

 

4.Галикарнасский мавзолей

Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени. В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приемы, несет в себе влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока [5].

Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шел фриз - битва эллинов с амазонками - “Амазономахия” работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников. Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжелым и статичным, как персидские гробницы,- в нем больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.

Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.

http://krasivijmir.ru/wp-content/uploads/2015/04/gelikarnas1.jpg

Рис.4. Галикарнасский мавзолей

По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.

До нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов “наоборот” - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось [1].

 

5.Колосс Родосский

Колосс Родосский - современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии.

В знак избавления города решено было возвести статую Гелиоса - покровителя Родоса. Родосцы верили, что остров поднят со дна моря по просьбе этого бога.

Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь в даль. Такая поза не соответствовала канонам, на Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперед.

Основой тридцатишестиметровой статуи послужили три массивных каменных столба, скрепленные железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы.

Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец.

Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нем распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение “колосс на глиняных ногах”. Родосцы пытались поднять колосса. Известны благородные попытки соседей помочь им в этом деле. Так и лежал на берегу бухты колосс - главная туристская достопримечательность острова. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи [7].

Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.

http://krasivijmir.ru/wp-content/uploads/2015/05/rodos.jpg

Рис.5. Версия. Колосс Родосский

6.Александрийский маяк

Последнее из классических чудес, связанных с именем Александра Македонского,- Александрийский маяк.

Александрия, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила, на месте Египетского городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи эллинизма, сооруженных по единому плану. Гавань Александрии, самая деловитая и оживленная во всем мире, была неудобной. Нил несет массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии. В 285 году до нашей эры остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет: Александрия была передовым техническим центром и самым богатым города тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни и достижения мусейонских академиков.

Маяк получился в виде трехэтажной башни высотой 120 метров (первый и самый опасный “соперник” египетским пирамидам). В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесенной колоннами башне, вечно горел громадный костер, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу. На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы [3].

http://www.i-kiss.ru/w/1/3/13cde75a05dc92276abc5d58d24c828c.jpg

Рис.6. Александрийский маяк

 

7.Статуя Зевса Олимпийского

Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке. Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл [6].

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия. Так погибло и седьмое чудо света.

http://opakyl.ru/img/zeus_olymp.jpg

Рис. 7. Статуя Зевса Олимпийского

Заключение

В результате работы над темой исследования изучены семь чудес света. Проанализирована литература по проблеме исследования. Изучена и рассмотрена история возникновения чудес света. Выявлены особенности архитектуры и строительства «чудес света».

К моменту изобретения долговечной формулы “семь чудес” (III век до нашей эры) все они еще существовали, в большинстве своем еще не тронутые временем и людьми, были легкодоступны.

Античный мир Средиземноморья, ставший особенно тесным и исхоженным после создания империи Александра Македонского и рождения эллинизма, позволял любознательному путешественнику обозреть все семь чудес максимум за несколько месяцев - благо, что ни одно из них (за исключением Вавилона) не было далеко от моря. Да и к Вавилону вело множество обжитых торговых путей.

               Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней.
               И то немногое, что сохранилось до наших дней, дает возможность представить себе все семь чудес и дает нам право гордиться великими мастерами прошлого, где вы они ни творили.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список литературы

1.Гуляницкий Н.Ф. - История архитектуры. Москва Стройиздат, 1978. – 257с.

2.Любимов Л. Д. - Искусство древнего мира. М.: Просвещение, 1971 г.- с.319.

3.Можейко И.“7 из 37 чудес”, М.: Детская литература. 1983.  – 232с.

4.Путешествие к семи чудесам света” В. Замаровский. Москва. “Детская литература” 1980. – 275с.

5.Семь чудес света” А. А. Нейхардт, И. А. Шишова. Санкт-Петербург. 1960. – 284с.

6.Черняк В.З. - Семь чудес и другие. М.: Знание 1990. – 220с.

7.Шебек Ф. - Пирамиды, дворцы, панельные дома. М., 1968. – 210с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Содержание стр. Введение…………………………………………………………………………

Содержание стр. Введение…………………………………………………………………………

Введение Семь чудес света - это семь памятников, созданных мастерами наиболее развитых и культурных стран древности

Введение Семь чудес света - это семь памятников, созданных мастерами наиболее развитых и культурных стран древности

Египетские пирамиды Египетские пирамиды - самые известные на земле сооружения

Египетские пирамиды Египетские пирамиды - самые известные на земле сооружения

Пирамида Менкаура (Микерина) - это самая маленькая из легендарных пирамид

Пирамида Менкаура (Микерина) - это самая маленькая из легендарных пирамид

Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими пологими лестницами, выложенными цветной плиткой [6]

Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими пологими лестницами, выложенными цветной плиткой [6]

Печальный опыт прежнего строительства в

Печальный опыт прежнего строительства в

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными

Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников

Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников

В знак избавления города решено было возвести статую

В знак избавления города решено было возвести статую

Александрийский маяк Последнее из классических чудес, связанных с именем

Александрийский маяк Последнее из классических чудес, связанных с именем

Статуя Зевса Олимпийского Статуя

Статуя Зевса Олимпийского Статуя

Заключение В результате работы над темой исследования изучены семь чудес света

Заключение В результате работы над темой исследования изучены семь чудес света

Список литературы 1.Гуляницкий

Список литературы 1.Гуляницкий