Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области
Оценка 4.6

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
обществознание
10 кл
13.08.2018
Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области
Проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, т. к. именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Молодежь формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Сегодня необходимо стимулировать рост общей культуры молодёжи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе нравственных критериев.
Исследование на конференцию.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П. НИКОЛАЕВКА» ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ История и обществознание      Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области Выполнила: Гайнулина Анастасия, ученица МБОУ СОШ №2 п. Николаевка ЕАО 9 а класс Руководитель: Янцен О. Д.  учитель истории и обществознания  МБОУ СОШ №2 п. Николаевка ЕАО 1 Николаевка 2017 Содержание Ведение                                                                                                            стр. 3 I. Избирательное и право и выборы как основа конституционного  строя Российской Федерации.                                                   стр.4­5 1. Сущность   и   содержание   избирательного   права   и   избирательного процесса;                                                                                              стр.4 1.1. Выборы – механизм реализации избирательных прав граждан    стр. 5 II. Исследование уровня избирательной грамотности и правовой  культуры учащихся МБОУ СОШ №2.                                          стр. 6­8 II.1Анкетирование учащихся и его результаты;                             стр. 6­7      2.2 Рекомендации по устранению правовой неграмотности учащихся и  повышению их уровня правовой культуры                                            стр. 8            Заключение                                                                                            стр. 9     Приложение 2 Введение       Проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных,  т. к. именно  эта возрастная  группа  людей  представляет  собой наиболее социально активную часть населения. Молодежь формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё   более   актуальными.   Сегодня   необходимо   стимулировать   рост   общей культуры молодёжи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе   нравственных   критериев.   Молодёжь,   как   особая   социально­ демографическая группа, требует повышенного внимания общества. Именно она   сегодня   формирует   и   несёт   в   себе   образ   будущего.   Необходимо стремиться к тому, чтобы молодые люди несли в себе большой потенциал правовой   культуры,   которая   предполагает,   прежде   всего,   правовую образованность,   то   есть   знание   основ   законодательства,   умение   ими пользоваться в конкретных жизненных обстоятельствах. Объект   исследования:  учащиеся   8­11   классов   МБОУ   СОШ   №2   п. Николаевка Еврейской АО.  Предмет исследования: правовая культура и избирательная активность будущих избирателей.   Цель   исследования:  выявить   уровень   правовой   культуры   и избирательной   активности   учащихся   МБОУ   СОШ   №2   п.   Николаевка Еврейской АО.  Задачи исследования: 1. Познакомиться с понятием избирательного права и избирательного процесса; 2. Выяснить,   как   реализуется   избирательное   право   через   механизм выборов; 3. Провести   анкетирование   учащихся   с   целью   выяснения   их   уровня избирательной грамотности; 4. Дать рекомендации по результатам исследования.             Методы исследования: 1. анкетирование; 2. метод логического анализа; 3 3.анализ документов I. Избирательное и право и выборы как основа конституционного  строя Российской Федерации. 1.Сущность и содержание избирательного права и избирательного процесса             Становление и развитие прав человека характеризуют тип цивилизации, этап   её   развития,   поскольку   отношения   человека   и   государства   служат важнейшим признаком, определяющим природу той или иной цивилизации, а государство – как правовое или не правовое. Права человека – охраняемая, обеспечиваемая   государством,   узаконенная   возможность   человека   что–то делать,  осуществлять;   то,  что   соответствует   его   природе   и   что   разрешено законами.   Права   человека   определяют   полноценность   жизни   на   планете   и служат   неотъемлемой   частью   культуры   нации,   высшим   проявлением нравственно   –   правовых   идеалов   человечества.   Поэтому   среди   духовных ценностей современного мира общепризнанные права человека занимают одно из   наиболее   важных   мест.  Становление   системы   политической  демократии изначально   предполагает   активное   и   ответственное   участие   граждан   в формировании   и   контроле   за   деятельностью   публичных   институтов государственной власти и местного самоуправления.       Избирательное право составляет сегодня органичную часть современной правовой   системы   Российской   Федерации.   Избирательное   право   в объективном   смысле   есть   совокупность   правовых   норм,   регулирующих избирательные отношения. Избирательное право в субъективном смысле есть право   гражданина   избирать   и   быть   избранным   в   органы   государственной власти   и   органы   местного   самоуправления.   Это   публичное   политическое право, связанное с политическим процессом воспроизводства и легитимации публичной   власти.   Право   избирать   и   быть   избранным   в   органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. 4 Итак, избирательное право является совокупностью правовых норм, то есть  юридической формой выражения избирательной системы. I.1Выборы – механизм реализации избирательных прав граждан      Одним из элементов функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных   граждан,   а   объектом   —   политико­государственная   власть. Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти   и   управления   обществом   с   помощью   выражен   политической   воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов   формируются   центральные   и   местные   представительные   органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента   или   главы   правительства   до   руководителей   местного самоуправления).   парламентские, муниципальные, очередные, внеочередные, дополнительные.   Выборы   бывают: президентские,           Выборы   являются   механизмом   реализации   конституционного   права граждан избирать и быть избранными. Любое конституционно закреплённое право человека должно иметь свой механизм реализации. Выборы являются формой   народовластия,   механизмом   формирования   органов   государства. Выборы являются наиболее действенным механизмом, с помощью которого гражданское общество в лице избирателей осуществляет регуляцию и влияние на государственные и другие политические структуры. Значение выборов в условиях   разных   политических   режимов   неодинаково:   в   одних   странах выборы отсутствуют вообще, в других носят эпизодический и малозначимый характер, в­третьих – играют центральную роль в механизме политического властвования.   Выборы   в   изначальном   смысле   этого   слова   –   возможность выбирать между несколькими или по крайней мере двумя кандидатами или партиями.  5 Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы   права   и   обязанности   участников   электорального   процесса. Ответственный,   взвешенный   политический   выбор   предполагает   наличие адекватных   представлений   об   основных   принципах   функционирования государства, его институтов, о компетенции выборных властных органов. На основании этих знаний у избирателя формируется позитивное отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, местного сообщества. Он уделяет больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период, не ограничиваясь лишь традиционным  посещением избирательного участка в день выборов II. Исследование уровня избирательной грамотности учащимися 8 ­ 11  классов «Средней общеобразовательной школы №2 п. Николаевка» Еврейской АО. 2.1. Анкетирование учащихся и его результаты          В ходе проведения исследования были выделены следующие критерии избирательной грамотности молодежи: Осведомленность об основах избирательного права и процедуре проведения выборов, которая складывается на основании информированности учащихся, ее интересе к чтению публицистических материалов; просмотру телепередач на общественно­политические темы.          Исследование было проведено на базе школы №2 п. Николаевка ЕАО, среди учащихся 8­11 классов, будущих избирателей. Общее количество детей, принявших   участие   в   анкетировании   74   человека.   Из   них:   8­е   классы   29 человек,   9   класс   25   человек,   10   класс   7   человек,   11   класс   13   человек. Учащимся   8­11   классов   была   предложена   анкета   «Ваше   отношение   к выборам». Учащимся 9­11 классов была предложена дополнительная анкета на тему «Анализ знаний избирательного права».       По результатам анкетирования первой анкеты положительно относятся к выборам 33  человека,  отрицательно 5  человек,  нейтрально 36  человек.  На следующий вопрос «Испытываете ли вы недостаток информации о выборах?» 12 человек ответило утвердительно, 22 человека ответило «нет» и 40 человек ответили «не знаю». Вопрос №3 «Что на ваш взгляд, нужно для того, чтобы повысить избирательную активность молодежи?» 5 человек ответили «Надо проводить больше встреч с кандидатами», 18 человек ответили «Привлекать молодёжь к избирательным кампаниям» и 51 человек «Выдвигать молодых кандидатов с интересными программами». «Если в ближайшее воскресенье будут   выборы,  пойдете  ли   вы   голосовать?» 16  человек   ответили  «Да», 42 6 человека «Нет» и 16 человек «Не знаю». На последний вопрос «Хотели бы вы принять   участие   в   мероприятиях,   посвященных   правовой   культуре   и избирательному праву?» 16 человек ответили «Да, мне это интересно», 30 человек «Нет, мне это не интересно», 28 «Затрудняюсь ответить».      По результатам второй анкеты «Анализ знаний избирательного права» (без вариантов)   для   9­11   классов,   на   первый   вопрос   «По   достижении   какого возраста   гражданин   РФ   имеет   право   избирать?»   40   человек   ответили правильно с 18 лет и 34 человека ответили неверно.           На   второй   вопрос   «Когда   прекращается   предвыборная   агитация кандидатов»   (за   три   дня   до   начала   голосования)   правильно   ответили   11 человек. На следующий вопрос «Назовите документы, на основании которых выдается избирательный бюллетень?» 39 человек ответили верно (паспорт).      Следующий вопрос был «Укажите время начала и окончания голосования на выборах», на этот вопрос никто из учащихся правильно ответить не смог.       Вопрос 5: «Вы пришли на свой избирательный участок в день голосования, но член участковой избирательной комиссии не обнаруживает вашу фамилию в списке избирателей. Как в таком случае следует поступить?». На данный вопрос никто из опрошенных не смог ответить правильно.           На   шестой   вопрос   «Что   делать,   если   вы   при   проведении   выборов Президента   РФ   или   депутатов   Государственной   Думы   РФ   не   имеете возможности прибыть в помещение для голосования на том избирательном участке, где вы внесены в список, в день голосования?» никто из учащихся не дал правильного ответа.       Ответ на вопрос «Электорат – это» знают 13 учащихся.      На вопрос, «В каком возрасте вы можете стать кандидатом на должность президента Российской Федерации?» правильно ответили 17 человек.      Функции избирательных комиссий никто из опрошенных назвать не смог.           Вопрос   №10 «Какой   процент   избирателей   должен   принять  участие   в голосовании   на   выборах   Президента   РФ,   чтобы   выборы   были   признаны состоявшимися?». На этот вопрос никто из опрошенных не дал ответа.        На вопрос «Можете ли вы заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?» 36 опрошенных ответили верно.             И на последний вопрос, «В каком году состоятся следующие выборы Президента РФ?» 16 человек ответили правильно.  В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:  1. Отношение к выборам у будущих избирателей в целом положительное или нейтральное; 2. Уровень знаний учащихся о процедуре проведения выборов и процедуре 3. голосования низкий;  Активность у будущих избирателей на низком уровне, которая вызвана недостатком   или   отсутствием   достаточной   информации   о   процедуре проведения выборов и голосовании, в целом.  4. Необходимо   проводить   среди   учащихся   (будущих   избирателей) 7 мероприятия, посвященные правовой культуре и избирательному праву. II.2 Рекомендации по устранению правовой неграмотности  учащихся и повышению их уровня правовой культуры.        Так как в ходе исследования было выявлено, что учащиеся школы мало осведомлены о процедуре проведения выборов, возникает необходимость в проведении   ряда   мероприятий,   направленных   на   повышение   правовой культуры учащихся и активизации их интереса к избирательному праву.      В школе возможно проведение таких мероприятий как: 1.Конкурс докладов («Выборы наше будущее», «История выборов в ЕАО», «Выборы –  будущее России»); 2.Конкурсы рисунков, сочинений, лекций, презентаций; 3.Выпуск  тематических газет, составление «Словаря избирателя»; 4.Создание   учащимся   кроссвордов,   ребусов,   головоломок   на   темы, посвященные выборам и правовой культуре; 5.Проведение виртуальных интернет­викторин; 6.Проведение для учащихся экскурсий в ЦИК; 7.Игра «Я – молодой избиратель; 8.Конкурс плакатов и листовок; 8 9.Выставка тематических книг в школьной библиотеке; 10.Тематические   классные   часы   и   диспуты  («Что   такое   выборы?», «Учись быть избирателем», «Нам голосовать»); 11.Тематическая дискотека «День молодого избирателя»; 12.Конкурс рефератов «Молодежь и выборы»; 13.Флэш­моб «Будь избирателем смолоду»; 14.Проведение анкетирования и социальных опросов в молодежной среде; 15.Встреча   будущих   избирателей   с   представителями   территориальных избирательных комиссий; 16.По   итогам   мероприятий   можно   провести   тестирование   на   знание   основ избирательного права.            Предложенные мероприятия можно проводить в рамках недели истории и обществознания в школах или месячника «Правовая культура и избирательная грамотность»,   или   можно   как   самостоятельные   мероприятия   на   классных часах и внеклассных занятиях в школах.           Проведение подобных мероприятий позволит повысить избирательную грамотность учащихся и повысит их интерес к правовой культуре. 9 Заключение       Итак, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными. Выборы ­ это форма народовластия, механизм   формирования   органов   государства.   Избиратель   должен   знать, какими   законами   регламентированы   выборы,   каковы   права   и   обязанности участников электорального процесса. Незнание основ правовой культуры и избирательного   права   приводит   к   политической   пассивности   населения,   и работу   над   этими   проблемами   нужно   проводить   уже   в   средней   школе, прививая учащимся знания основ избирательного права.            Проведенное   нами   исследование   показало,   что   уровень   грамотности учащихся   в   вопросах   избирательного   права   и   правовой   культуры,   среди учащихся   школы   №2   п.   Николаевка   ЕАО,   достаточно   низкий.   Низкая активность   будущих   избирателей   вызвана   недостатком   информации   о 10 процедуре проведения выборов. Однако у половины учащихся есть некоторый интерес, и они согласны узнать об этом больше.              В школе, особенно в старших классах, необходимо регулярно проводить различные   мероприятия,   направленные   на   разрешение   этих   проблем, повышать   у   будущих   избирателей   ответственное   отношение   к   выборам   и избирательному праву.  ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1. Анализ знаний основ избирательного права. 10­11 классы Вопросы По достижении какого возраста  гражданин РФ имеет право  голосовать? Когда прекращается предвыборная  агитация кандидатов? Назовите документ, на основании  которого выдается избирательный  бюллетень Укажите время начала и окончания  9 класс 23 10 класс 4 11 класс 13 ­ 4 ­ ­ 13 ­ 1 22 2 11 голосования на выборах Вы пришли на свой избирательный  участок в день голосования, но член  участковой избирательной комиссии  не обнаруживает вашу фамилию в  списке избирателей. Как в таком  случае поступить? Что делать, если при проведении  выборов Президента РФ или  депутатов Государственной Думы  РФ вы не имеете возможности  прибыть в помещение для  голосования на том избирательном  участке, где вы внесены в список в  день голосования? Электорат – это… В каком возрасте вы можете стать  кандидатом на должность  Президента Российской Федерации? Функции избирательных комиссий Можете ли вы заполнить бюллетень,  не заходя в кабину для голосования? В каком году состоятся следующие  выборы Президента РФ?  ­  ­ 6 3 ­ 20 10  ­  ­ ­ 1 ­ 4 2 ­ ­ 7 13 ­ 12 4 Таблица 2. Социологический опрос для 8­11 классов «Ваше отношение к выборам» Вопрос 8 «а» кл. 8 «б»  9 кл. 10 кл. 11 кл. 1.Ваше отношение к  выборам? а) положительное Б) отрицательное В) нейтральное 11 1 4 11 ­ 14 2 ­ 5 5 1 7 кл. 4 3 6 12 4 5 16 3 3 10 4 14 7 5 10 10 ­ 4 3 ­ 5 2 1 4 2 1 2 4 2 4 7 ­ 6 7 5 6 2 5 3 5 2.Испытываете ли вы  недостаток информации о  процедуре проведения  выборов? а) да б)нет в) не знаю 3.Что на ваш взгляд, нужно для того, чтобы повысить  избирательную активность  молодежи? а) проводить больше  встреч с кандидатами б) привлекать молодежь к  избирательным кампаниям в) выдвигать молодых  кандидатов с интересными  программами 4.Представьте, что в  ближайшее воскресенье  будут выборы, вы пойдете  голосовать? а) да б) нет в) не знаю 5.Хотели бы вы принять  участие в мероприятиях,  посвященных правовой  культуре и избирательному праву? а) да, мне это интересно б)нет, мне это не  интересно в)затрудняюсь ответить 4 5 7 1 2 2 4 7 1 2 13 10 1 11 4 3 5 8 5 7 1 2 10 1 13

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка Еврейской Автономной области

Исследование уровня избирательной грамотности учащихся МБОУ СОШ №2 п. Николаевка  Еврейской Автономной области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018