Исследовательская деятельность учащихся, как метод обучения литературе
Оценка 4.6

Исследовательская деятельность учащихся, как метод обучения литературе

Оценка 4.6
docx
12.01.2021
Исследовательская деятельность учащихся, как метод обучения литературе
Исследовательская деятельность учащихся, как метод обучения литературе.docx

Исследовательская деятельность учащихся, как метод обучения литературе



Исследовательский метод справедливо занимает стержневое место в проблемном обучении школьников на уроках литературы. Суть такого обучения исследователь И. Я. Лернер видит в следующем: «учащийся под руководством педагога участвует  в решении новейших для него практических и познавательных проблем в обусловленной системе, которая соответствует образовательно-воспитательным целям российской школы»[1]. Мы считаем, что в данном определении дается неточное толкование роли ученика в проблемном обучении: ученик не только участвует  в решении проблем педагогом, но и, в первую очередь, самостоятельно их решает (под руководством педагога или с его помощью). Исследовательский метод предполагает порядок процесса обучения схоже с процессом научного исследования, реализацию важнейших этапов исследовательского процесса, естественно, в упрощенной, доступной ученикам форме.

Проблемное обучение основывается на принципе проблемности, реализуемого посредством различных типов учебных проблем.

Наличие разных типов учебных проблем обеспечивает поисковую либо частично-поисковую деятельность учащегося в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала педагогом.

В таких обстоятельствах исследовательский метод становится только одним из способов самостоятельной познавательной деятельности ученика, который исключает инициативную деятельность учителя по изложению учебного материала и его объяснению.

Исследовательский метод обучения является организацией поисковой, познавательной деятельности учащихся посредством постановки учителем задач познавательного и практического характера, которые требуют  самостоятельного созидательного решения. Суть исследовательского метода обучения определена его функциями. Он организует созидательный поиск и использование знаний, обеспечивает усвоение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является обстоятельством создания интереса, надобности в творческой деятельности, в самообразовании.

Значимая особенность исследовательского метода заключается в том, что в процессе решения одних проблем неизменно появляются новые.

В современной дидактике исследовательский метод толкуется таким образом: «Он призван снабдить, во-первых, творческое использование знаний, во-вторых, постижение методов научного познания в процессе поиска данных методов и употребление их. В-третьих, он развивает… черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием развития интереса, надобности в подобного рода деятельности, поскольку вне этой деятельности мотивы, которые проявляются в интересе, и надобности не возникают. Одной деятельности для этого мало, однако без нее такая цель невыполнима. В следствии всего сказанного, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осмысленные, оперативные и гибко применяемые знания и развивает опыт творческой деятельности»[2].

Необходимо отметить, что исследовательская деятельность учащихся в особенности глубоко проанализирована в книге исследователя М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы». Автор считает, что «исследовательскую деятельность на уроках литературы разумно разбирать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников»[3]. Автор книги, в том числе, понимает исследование как основу творческой интерпретации литературного произведения. Не меньший смысл имеют дискуссионные проблемы школьного литературного исследования. Учебное исследование становится истинным, когда мы сможем подготовить к этому  уровню работы и себя, и учеников. Речь идет о поэтапном осваивании исследовательского подхода к темам, о работе, которая требует настойчивости в скапливании знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к созидательному труду. В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не означает, что ученик и педагог не открывают совершенно ничего нового. Конечный результат заключается в собственной интерпретации литературного материала (темы, проблемы), новом взгляде на художественные произведения. Сложно  не согласиться с исследователем М.Г. Качуриным: «Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде»[4].


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.

[2] Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.

[3] Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

[4] См. там же

Исследовательская деятельность учащихся, как метод обучения литературе

Исследовательская деятельность учащихся, как метод обучения литературе

Исследовательский метод обучения является организацией поисковой, познавательной деятельности учащихся посредством постановки учителем задач познавательного и практического характера, которые требуют самостоятельного созидательного решения

Исследовательский метод обучения является организацией поисковой, познавательной деятельности учащихся посредством постановки учителем задач познавательного и практического характера, которые требуют самостоятельного созидательного решения

Не меньший смысл имеют дискуссионные проблемы школьного литературного исследования

Не меньший смысл имеют дискуссионные проблемы школьного литературного исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021