Исследовательская деятельность учащихся, как метод обучения литературе
Исследовательский метод справедливо занимает стержневое место в проблемном обучении школьников на уроках литературы. Суть такого обучения исследователь И. Я. Лернер видит в следующем: «учащийся под руководством педагога участвует в решении новейших для него практических и познавательных проблем в обусловленной системе, которая соответствует образовательно-воспитательным целям российской школы»[1]. Мы считаем, что в данном определении дается неточное толкование роли ученика в проблемном обучении: ученик не только участвует в решении проблем педагогом, но и, в первую очередь, самостоятельно их решает (под руководством педагога или с его помощью). Исследовательский метод предполагает порядок процесса обучения схоже с процессом научного исследования, реализацию важнейших этапов исследовательского процесса, естественно, в упрощенной, доступной ученикам форме.
Проблемное обучение основывается на принципе проблемности, реализуемого посредством различных типов учебных проблем.
Наличие разных типов учебных проблем обеспечивает поисковую либо частично-поисковую деятельность учащегося в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала педагогом.
В таких обстоятельствах исследовательский метод становится только одним из способов самостоятельной познавательной деятельности ученика, который исключает инициативную деятельность учителя по изложению учебного материала и его объяснению.
Исследовательский метод обучения является организацией поисковой, познавательной деятельности учащихся посредством постановки учителем задач познавательного и практического характера, которые требуют самостоятельного созидательного решения. Суть исследовательского метода обучения определена его функциями. Он организует созидательный поиск и использование знаний, обеспечивает усвоение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является обстоятельством создания интереса, надобности в творческой деятельности, в самообразовании.
Значимая особенность исследовательского метода заключается в том, что в процессе решения одних проблем неизменно появляются новые.
В современной дидактике исследовательский метод толкуется таким образом: «Он призван снабдить, во-первых, творческое использование знаний, во-вторых, постижение методов научного познания в процессе поиска данных методов и употребление их. В-третьих, он развивает… черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием развития интереса, надобности в подобного рода деятельности, поскольку вне этой деятельности мотивы, которые проявляются в интересе, и надобности не возникают. Одной деятельности для этого мало, однако без нее такая цель невыполнима. В следствии всего сказанного, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осмысленные, оперативные и гибко применяемые знания и развивает опыт творческой деятельности»[2].
Необходимо отметить, что исследовательская деятельность учащихся в особенности глубоко проанализирована в книге исследователя М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы». Автор считает, что «исследовательскую деятельность на уроках литературы разумно разбирать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников»[3]. Автор книги, в том числе, понимает исследование как основу творческой интерпретации литературного произведения. Не меньший смысл имеют дискуссионные проблемы школьного литературного исследования. Учебное исследование становится истинным, когда мы сможем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Речь идет о поэтапном осваивании исследовательского подхода к темам, о работе, которая требует настойчивости в скапливании знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к созидательному труду. В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не означает, что ученик и педагог не открывают совершенно ничего нового. Конечный результат заключается в собственной интерпретации литературного материала (темы, проблемы), новом взгляде на художественные произведения. Сложно не согласиться с исследователем М.Г. Качуриным: «Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде»[4].
Скачано с www.znanio.ru
[1] Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.
[2] Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.
[3] Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.
[4] См. там же
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.