Сегодня среди важных задач, стоящих перед учебными заведениями профессионального образования – является подготовка обучающего-исследователя, способного применять современные методы поиска, владеющего творческими способностями решения проблем и умеющего пополнить багаж знания путем самообразования.
Исследовательская компетенция, является предметом многочисленных научных изысканий. Понятие исследовательская компетентность должно быть конкретным и четким, а для этого необходимо рассмотреть следующие понятия: исследование, компетенция и компетентность.
Исследование, по нашему мнению, в настоящее время является не только деятельностью сугубо научных работников, но и неотъемлемой частью современного человека, как стиль его всесторонней деятельности.
В педагогической литературе, отмечается, что «новый-современный» человек должен быстро и качественно решать сложные проблемы, предлагая нестандартные варианты решения задачи, уметь их видеть и решать.
Исследование (следование изнутри) – это сложный процесс выработки новых научных знаний или процесс изучения объекта, явления, который способствует определению закономерностей его развития и протекания, это один из видов познавательной деятельности обучающихся с использованием современных методов и завершается формированием новых знаний. Исследование также может быть определено, как совершенствование имеющихся знаний или периодическое расследование с целью получения новых данных [9].
В образовании исследование подразумевает особую организацию процесса обучения, при которой обучающиеся знакомятся с определенными методиками проведения исследования, используемыми в области изучаемых дисциплин, подбирают необходимые методы для проведения исследования, используют умения самостоятельно получать новые знания [14].
В практике отечественной педагогики и психологии часто используют понятие «ориентировочная деятельность». В учении М. И. Лисиной применяют термин «познавательная активность». Принято считать, что в порядке отношений оно схоже с такими понятиями, как любознательность, познавательная активность, исследовательское поведение и исследование [5].
Исследование, наряду с исследовательским поведением, становится обязательной частью поведения любого индивидуума, а также условием его развития, а любознательность становится главным стимулом исследовательской инициативы. [2]
В научной литературе часто встречаются следующие термины: «научно-исследовательская работа» и «учебно-исследовательская работа», которые понимаются по-разному. Под научно-исследовательской – понимается деятельность обучающегося, которая опирается на проведение самостоятельного творческого исследования темы. Под учебно-исследовательской работой понимается овладение технологией творчества, знакомство с методикой проведения опыта, техникой эксперимента, с научной литературой и правилами ее использования. Следовательно, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа обучающихся взаимодополняют друг друга. Очевидно, что основным различием между этими понятиями является степень самостоятельности выполнения исследовательского задания обучающимся и новизна полученного результата [3].
А. В. Леонтович, А. Л. Тряпицына и Н. П. Харитонов, в своих работах, также разделяют понятия «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская» деятельность обучающихся и считают, что исследование в сфере образования должно быть учебным. По мнению авторов, основной целью учебно-исследовательской деятельности является приобретение обучающимися умений и функциональных навыков проведения исследования, которое является универсальным способом освоения действительности, а также развитие исследовательского типа мышления, наряду с активизацией личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретённых субъективно новых знаний [13].
Следовательно, к исследовательскому обучению, нужно применять следующие понятия: исследовательский метод обучения, проектно-исследовательская технология обучения и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Далее следует разобрать понятия «компетенция» и «компетентность». Под компетенцией понимается способность индивидуума применять полученные знаниям, умения и опыт, которые обеспечивают способности для решения поставленных задач или осуществления конкретной деятельности. Она опирается на приобретенные знания и навыки. Компетентность – это системное понятие, которое представляет собой свойство конкретного человека, определяет круг полномочий, объем компетенций, сформированных в результате приобретенного опыта или обучения и его способности к выполнению видов деятельности и конкретных задач [8].
Анализируя научную литературу, мы видим, что схожие два понятия: «компетентность» и «компетенция» имеют в своем содержании различия.
Так И. С. Сергеев и В. И. Блинов под компетентностью понимают –уровень образованности, опытности, которых должно быть достаточно для успешного выполнения какой-либо функции, профессиональной или социальной. Под компетенцией – особый результат образования, который выражается в готовности к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости [6].
Например, Э. Ф. Зеер, в своих работах определяет компетентность как подструктуру субъекта деятельности. Опираясь на данные толковых словарей, он понимает под компетентностью «эрудированность, осведомленность», относит это понятие к профессиональной сфере и под профессиональной компетентностью понимает способы осуществления профессиональной деятельности, а также совокупность знаний, умений [4].
Исследователи И. Ю. Малкова и Н. Н. Абакумова под компетенцией понимают качество интегративного комплекса знаний, умений и навыков, которые обеспечивают, способность человека реализовывать компетентность в процессе своей деятельности. Кроме того, в компетентность они включают как результаты обучения, так и системы ценностных ориентаций и привычек [7].
Д. А. Иванов, анализируя содержание понятий «компетентность» и «компетенция» считает, что обязательно нужно учитывать значение английских слов «competence» и «competent». Первый их них обозначает «способность, знание, умение», второй термин – «компетентность» имеет следующее значение – «полноправный, установленный, законный и правомочный» [5].
Уровень компетентности можно определить следующим набором критериев:
- уровень качества знаний и умений;
- наличие и глубина знаний и умений;
- уровень выполнения специальных заданий;
- способность организовывать и планировать работу;
- способность использования знаний в ситуациях адаптации [11].
Следовательно, одно понятие вытекает из другого и дополняет его и выявляется взаимосвязь понятий «компетенция» – «компетентность»: данное – освоенное; возможное – популярное.
Таким образом, компетенция очерчивает круг задач и предназначений, которые необходимо решать, а компетентность – это результат владения обозначенными предназначениями и решенными задачами.
В большинстве научно-исследовательских работ исследовательская компетентность обучающихся рассматривается, как результат грамотно и правильно спланированной деятельности исследователя (постановка эксперимента, анализ полученных результатов, написание и оформление исследовательской работы).
Так, А. В. Хуторской под исследовательской компетенцией понимает совокупность знаний и исследовательских умений в определенной области науки (постановки проблемы, выдвижения и обоснованности гипотезы, формулировании цели, планировании деятельности, осуществления сбора и анализа необходимой информации, подбора наиболее эффективных методов исследования, постановки и проведения эксперимента, формулирования результатов исследования), а также наличие способности применить эти знания и умения в конкретной сфере деятельности [15].
Исследователь А. В. Леонтович, считает, что исследовательская деятельность – это творческая деятельность обучающих, связанная с решением поставленной ими исследовательской задачи, результат которой заранее неизвестен и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: формулировку проблемы, изучение и анализ литературных источников, соответствующих данной тематике, подбор оптимальных методик исследования и способность применить их на практике, сбор экспериментального материала, его обобщение и анализ, формулировку результатов и выводов.
Для формирования и развития исследовательской компетентности у обучающихся, А. В. Леонтович рекомендует использовать: учебно-исследовательский эксперимент, внеаудиторные задание, носящие творческий исследовательский характер, групповое и индивидуальное учебное исследование, экспериментальные задания творческой направленности [10].
В своем исследовании, С. И. Осипова, предлагает за исследовательскую компетентность принимать интегральное личностное качество, которое выражается в способности и готовности самостоятельно получать и применять новые знания в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, которое базируется на имеющихся знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.
Ученый выделяет три основные элемента в исследовательской компетентности обучающихся, которые выражаются в следующих способностях исследователя:
• выделение цели деятельности;
• определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных действий;
• рефлексия, анализ результатов деятельности (соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью) [12].
Мы считаем, что указанные способности обучающихся, в большей степени отражают компетентность в осуществлении ими исследовательской деятельности, чем в учебной.
Исследователь А. В. Воробьева, дает определение для исследовательской компетентности как совокупности знаний, способностей, навыков и опыта, необходимых для проведения исследования, получении нового определенного знания, нового продукта интеллектуального труда, создания проекта, нового, оригинального решения проблемы, а также качества и умения, которые человек должен показать в ходе проведения эффективного исследования в любой области [1].
Автор обращает внимание на том, что исследовательская компетентность обучающегося – это его способность и готовность самостоятельно получать новые знания, осваивать их, выдвигать идеи, гипотезы в результате постановки проблемы, уметь работать с различными источниками знаний, закладывать опыт (наблюдения, эксперимент, и т.д.), предлагать несколько путей решения одной проблемы и поиск наиболее рациональных вариантов ее решения.
В структуре исследовательской компетентности обучающихся, на основе трудов И. А. Зимней определяются следующие компоненты взаимосвязанные между собой:
- мотивационный компонент – это готовность обучающегося к проявлению компетентности в деятельности и поведении. Подразумевает наличие системы мотивов, лежащей в основе адекватного, положительного отношения к учебно-исследовательской деятельности. Этим компонентом характеризуется потребность в осуществлении исследовательской деятельности, познавательная активность обучающегося, его способность к преодолению трудностей, проявление самостоятельности в обучении и принятии решения. Данный компонент, определяет структуру и содержание компетенции личностного самосовершенствования и социально-трудовой компетенции;
- ценностно-смысловой компонент – это отношение к содержанию исследовательской компетентности и объекту ее приложения. Характеризует отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской компетентности. Под этим компонентом понимается способностью видеть, понимать и принимать научные знания как ценности, уметь гармонично адаптироваться в современном мире, в том числе и научном, выбирать ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий исследовательского характера, самостоятельно выявлять противоречия и принимать решения. От этого во многом зависит дальнейшая исследовательская деятельность людей, их самоопределение и саморазвитие. Более того, ценностно-смысловой компонент свойствен всем компетенциям;
- когнитивный компонент – это владение системой знаний о содержании исследовательской деятельности. Характеризуется системой знаний, касающихся разнообразных областей и направлений науки, усвоение и реализация которых формирует отношение к научной картине мира. Кроме того, способствует овладению диалектическим подходом к познавательной деятельности. В отношении к исследовательской деятельности это в основном знание основных методов проведения исследования, их сущности, способность воспринимать окружающий мир, формулировать вопросы, находить ответы, анализировать результаты и формулировать выводы. Также достаточно важной частью когнитивного компонента является формирование и развитие умения и способностей работать с имеющимися информационными ресурсами. Содержание данного компонента, определяет структуру информационной, учебно-познавательной и общекультурной компетенций.
- деятельностный компонент – это опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, а также использования знаний как системы общих интеллектуальных и исследовательских умений и навыков. Данный компонент характеризуется такими качествами, которые необходимы для проведения полноценного исследования. Рассматривая компонент в общих чертах, видим его как способность исследователя адекватно формулировать цели учебной деятельности и пояснять их, способность к реальному творчеству в рамках своей исследовательской работы. Если более узко – это четкое видение проблемы, постановка конкретных, узких вопросов, выдвижение гипотезы, умение классифицировать имеющиеся и приобретенные данных, умение проводить наблюдение, способность постановки экспериментов, умение формулировать, доказывать, а также защищать собственные идеи. Очевидно, что на основе характеристик данного компонента формируется содержание учебно-познавательной и коммуникативной компетенции;
- эмоционально-волевой компонент – это эмоционально-волевая регуляция процесса исследования и результата проявления исследовательской компетентности. Компонент характеризуется мобилизационной готовностью субъекта исследования проявлять эту компетентность в условиях внутренней регуляции, выявлять в поведении собственно личностную направленность. Компонент проявляется в получении удовольствия, удовлетворения, переживании радости при следовании правилам, нормам, руководствовании требованиями соблюдения этикета, проявлении собственной инициативы, контролировании собственного поведения при проявлении той или иной компетентности, а также способности контролировать, поддерживать, регулировать различные эмоционально-волевые состояния;
- интеллектуально-творческий компонент отвечает за изменение уровня интеллекта обучающегося, а также за развитие учебных навыков и познавательных процессов. В первую очередь, интеллект в данном компоненте, рассматривается как способность обучающегося к творчеству, а затем как уровень знаний, умений пользоваться имеющимся у себя словарным и понятийным запасом. Творческие качества обучающегося определяют его готовность к решению проблем и усовершенствованию действительности, следовательно, данный компонент развивает аспекты учебно-познавательной компетенции [11].
Исследование в настоящее время следует рассматривать как неотъемлемую часть деятельности любой направленности, как стиль современного, «нового» человека, а не как узкоспециальную деятельность научных работников.
Значимость и актуальность данного вопроса, указывает на многообразие подходов в определении сущности исследовательской компетентности, но, скорее всего, в силу новизны понятия, отсутствует единое понимание. Очень часто под исследовательской компетенцией понимается совокупность умений и навыков проведения учебного исследования.
А. А. Ушаков в исследовательской компетентности выделяет следующие компетенции:
- уметь ставить цель и организовать ее достижение, уметь объяснять цель исследования;
- уметь организовать и спланировать свою исследовательскую деятельность, провести анализ, организовать рефлексию, выполнить самооценку;
- задавать вопросы к фактам и объяснять их, выявлять причины явлений;
- уметь работать с различными информационными источниками, находить необходимую для проведения исследования информацию, уметь систематизировать ее, анализировать и выделять главное, а также ориентироваться в информационных потоках;
- формулировать задачи исследовательской работы и выдвигать гипотезы; подбирать условия проведения эксперимента; выбирать необходимое оборудование и приборы, владеть навыками фиксации измерений, уметь работать с инструкциями;
- применять статистические и вероятностные методов; уметь описывать результаты и формулировать выводы;
- устно и письменно представлять результаты своего исследования с помощью современных компьютерных технологий [13].
Таким образом, изучив различные, предлагаемые научным сообществом варианты трактовок следующих понятий, мы считаем, что исследовательская компетенция – это личностное умение обучающегося, которое формируется в процессе исследовательской деятельности и направленно на самостоятельное решение проблем, на познание неизвестного, а исследовательская компетентность – это комплексное личностное качество обучающегося, которое проявляется в его готовности и способности к самостоятельной, осознанной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений и навыков.
1. Воробьева, А.В. Исследовательские компетенции современного школьника / А.В. Воробьева // Политематический журнал научных публикация «Дискуссия» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=157.
2. Гончаренко, В. В. Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации креативности / В. В. Гончаренко // СПО. - 2012. - Прил. №: 3. - C. 87-94.
3. Залуцкая, В. И. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов / В. И. Залуцкая // Молодой ученый. – 2016. – №17 (1). – С. 12-16.
4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – Москва: Аккадемия. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
5. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. – Москва: Чистые пруды, 2007. –32 с.
6. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / под ред. А. С. Обухова. – Москва: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 51-58.
7. Клаус, И. М. «Развитие исследовательских компетенций обучающихся как необходимое условие реализации Федеральных государственных образовательных Стандартов» [Электронный ресурс], https://www.metod-kopilka.ru/razvitie_issledovatelskih_kompetenciy_ obuchayuschihsya_kak_neobhodimoe_uslovie_realizacii-40491.htm
8. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // Москва.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
9. Комардина И. В. «Развитие навыков исследовательской деятельности обучающихся СПО в условиях теоретического обучения» [Электронный ресурс], http://www.informio.ru/publications/id3679
10. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей [по проблемам теории и практики исследовательской деятельности учащихся] / А.В. Леонтович. – Москва: [б.и.], 2002. – 110 с.
11. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. – Томск: изд-во: ТГПУ. – 2003. – С. 180-182.
12. Осипова, С. И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей [Электронный ресурс], – ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» www.fkgpu.ru/conf/17.doc
13. Ушаков, А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Майкоп. – 2008. – 22 с.
14. Харламова, Н. А. Организация и проведение исследовательской деятельности студентов в Минусинском медицинском техникуме / Н. А. Харламова // СПО. - 2013. - Прил. №: 2. - C. 27-30.
15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/conf/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.