Семинары и семинары – практикумы. |
Семинар – форма групповых занятий по предмету или теме, какая проходит при активном участии всех педагогов. На семинарах освящаются актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения. Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта. Характерными чертами семинара являются: Ø обязательная работа учителей по самообразованию; Ø коллективное обсуждение ее результатов; При проведении семинара происходит переход информативной функции от руководителя методического объединения до участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на первое место выступает регулятивная и организаторская функции. Эффективность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении. Эти организационные меры включают: Ø выделение специального времени для подготовки участников; Ø обеспечение участников списком литературы; Ø скрупулезный отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения; Ø при формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории. Практикум – вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия в перспективе способствуют приобретению новых теоретических знаний. Практикум включает следующие этапы: Ø организационный; Ø постановка цели; Ø актуализация знаний; Ø инструктаж; Ø деятельность, направленная на практику работы; Ø подведение итогов. Теоретический семинар. Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с современными достижениямипедагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых, специалистов органов управления образованием, руководителей учреждения образования, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, содержания современных образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения. Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех раз в год во избежание перегрузки учителей. Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар, который активно используется в общеобразовательных учреждениях республики. На нем в первую очередьрассматриваются вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой такого семинара специалист-психолог. Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре учителя знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой), проводимой в течение определенного времени под руководством ученого-консультанта или же специалиста управления (отдела) образования. В центре внимания семинара-практикума находятся не толькотеоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но ипрактические умения и навыки, что особенно ценно для ростапрофессионального уровня учителей. Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру. Научно-практическая конференция - это форма совместной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главная ее цель обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы,формирование собственной, исследовательской позиции, навыковведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности педколлектива. проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: многочисленный состав участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, научных учреждений); всестороннее освещение проблемы. Практическая часть конференции реализуется в секциях и состоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования учебных занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее актуальными проблемами педагогики, психологии и связана с практической деятельностью учреждения образования.
Методический фестиваль.Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Как правило, фестиваль — это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива. Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей. Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшимвысокие результаты методической работы за год, а также подведением итогов рейтинговой оценки методической деятельности иопределением победителей. Методический мост является разновидностью дискуссии ипроводится с участием педагогических коллективов других учебных заведений, сотрудников управления (отдела) образования, НИО, ИПК, АПО, родителей учащихся. Цель данной работы- обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определение путей их успешного разрешения. Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению, совершенствованию профессиональной подготовки учителей, по преодолению сложностей в решении задач учебно-воспитательного процесса. Методический ринг как групповая форма работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции. Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму — до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.