Итоговый индивидуальный проект
на тему:
«Экстремизм и терроризм в современном обществе»
Оглавление
Введение……………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ………….
1.1. Понятия и виды экстремизма …………………
1.2. Понятия и виды терроризма …………………
1.3. Схожесть и различия экстремизма и терроризма…………………………..
ГЛАВА II. АНКЕТИРОВАНИЕ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ…..
2.1. Анкетирование и анализ данного вопроса…………………………..
2.2. Способы профилактики …………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………
Введение
За последние 15 лет на территории Ближнего востока, США, России и Западной Европы произошло более 6000 крупных терактов. Яркими примерами международных террористических организаций являются «Аль-Каида» и запрещенная в России радикальная группировка ИГИЛ (Исламское государство). Ответственность за самые масштабные теракты в истории человечества на себя взяли члены этих запрещённых организаций. Самый крупный по количеству жертв теракт произошло 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда угнанные пассажирские авиалайнеры были направлены в здания всемирного торгового центра (башни-близнецы). По официальным данным, 2977 человек погибли. Самыми громкими террористическими актами в России считаются теракт 1 сентября 2004 года в Средней школе №1 г. Беслан, в результате которого погибло около 340 человек, большинство из которых дети, а также теракт на Дубровке (23-26 октября 2002 года, захват заложников из числа работников, зрителей и актёрского состава мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра), теракты в Московском метро 29 марта 2010 года. Кроме этого, были совершены и другие террористические акты.
Исходя из данной информации, я и решила глубже разобраться в проблеме терроризма, как одной из разновидностей глобальных проблем. Именно отсюда и следует выбор моего проекта.
На мой взгляд, актуальность данной темы заключается в том, что:
· в современном мире возросла угроза общественной безопасности в связи с увеличением количества террористических актов и их жертв. Поэтому для эффективной борьбы с терроризмом необходимо знать его причины возникновения.
Объектом моего исследования являются проблемы, связанные теорией и практикой путей экстремизма и терроризма, как в рамках глобальных проблем современного общества, так и на примерах одной, отдельно взятой страны.
Предмет исследования: понятия экстремизма и терроризма, а также меры направленные на борьбу с этими явлениями
Цель: определить основные причины терроризма и экстремизма в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.
Задачи:
1. Собрать и систематизировать материал
2. Изучить понятие, сущность и виды.
3. Проанализировать причины возникновения.
4. Выделить основные средства борьбы.
Таким образом, работая над темой моего проекта, я выдвигаю следующую гипотезу: я думаю, что проблема экстремизма и терроризма касается всего человечества и может привести к большим разрушениям во всем мировом сообществе, и поэтому бороться с этой проблемой необходимо совместными усилиями всего современного общества.
Методы: Сбор и изучение доступной учебной, справочной и научной информации из различных источников и Интернет – сетей, изучение нормативной документации, сбор социологической информации, анкетирование и анализ полученных данных.
ГЛАВА 1.Терроризм и экстремизм – что это в современных условиях?
1.1. Понятия и виды экстремизма.
Для начала определимся с понятием «экстремизм».
Экстремизм - это насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации. В статье 13 Конституции РФ запрещаются действия, «направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований.
А если мы обратимся к нормативно-правовым документам, то в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" понятие экстремизма объясняется рядом признаков они перечислены как:
· насильственная смена положений Конституции и попытка нарушения целостности государства;
· публичное оправдание террористических актов;
· пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
· распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
· нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
· препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
· воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
· пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
· массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов;
· публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
· публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности; финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.
В зависимости от различных критериев (направленность, мотив, цель и т.п.) выделяются основные виды экстремизма, выделяемые по направленности – это религиозный и национальный экстремизм, политический экстремизм. А также помимо основных видов популярность набирает молодежный экстремизм.
Религиозный экстремизм- это отрицание системы традиционных для общества ценностей, норм морали и права, а также агрессивная пропаганда "идей", действующая под видом влечения к религии.
Примером религиозного экстремизма может послужить Антисемитские беспорядки в аэропорту Махачкалы , случившие 29 октября 2023 года .Их причиной признан исламский антисемитизм. Прибытие рейса из Тель-Авива на фоне призывов изгнать евреев из региона послужило поводом к массовому выступлению местных мусульман в международном аэропорту.
Национальный экстремизм проявляется в сфере межнациональных отношений – в разжигании ненависти между нациями и народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах, акциях геноцида, выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав и интересов, отвергая подобные права других национальных и этнических групп.
Этот вид экстремизма наглядно демонстрирует движение скинхедов, которое зародилось в Англии в 60-е годы и первоначально выступало за запрет использования дешёвой рабочей силы из стран третьего мира, а затем- за идею «расовой чистоты». Это движение быстро получило поддержку в других странах мира, в том числе в России, где существует по сегодняшний день.
Политический экстремизм – использование радикальных форм и методов борьбы с действующей властью, достижение политических целей крайними методами, вплоть до террористических актов.
В качестве примера можно привести распространение нео-нацистской идеологии украинским движением «Азов». Украинское движение «Азов» сформированное в 2014 и существующее по сей день, использует Facebook для вербовки новых членов, организации насилия и распространения своей ультраправой идеологии по всему миру.
Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью, отсутствием четкой идеологической основы. Действия молодых экстремистов более жестоки, так как в силу своего возраста они не боятся смерти, тюрьмы, физических травм. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.
В последнее время не только в нашей стране, но и во всем мире, к сожалению, увеличились случаи проявления экстремизма именно среди молодежи: это и беспорядки, устраиваемые футбольными фанатами, это и насильственные действия против лиц другой национальности. Современная молодежь наиболее уязвима для экстремизма.
В доказательство того что молодежь уязвима для экстремизма наглядно демонстрировал Алексей Навальный, скандальный блогер, решивший продолжить свою пиар-кампанию массовыми беспорядками и подстрекательством несовершеннолетних к экстремизму, пользуясь неграмотностью подрастающей молодежи. Он рассказывал им о том, что распространение заведомо экстремистских материалов является нормальным и общественно полезным действием.
Соответственно, на мой взгляд, основными причинами возникновения молодежного экстремизма явились следующие:
· родители, которые придерживаются радикальных убеждений;
· сверстники, являющиеся приверженцами экстремистских взглядов;
· авторитетные лица, с которыми тесно общаются подростки: преподаватели, руководители спортивных или творческих секций, лидеры молодежных организаций;
· стресс, повлекший за собой недопонимания происходящего в обществе;
· собственные представления и моральные установки;
· агрессивность, внушаемость молодых людей;
· психическое напряжение.
На мой взгляд, предупреждение экстремизма должно проводиться среди всего общества, но есть такие категории молодежи, которые больше подвержены влиянию всего негативного.
К группе риска относятся:
· дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованности, склонностью к алкоголизму, насилию и употреблению наркотиков;
· «золотая молодежь», которая чувствует себя вседозволенной и безнаказанной, и которая воспринимает экстремизм, как развлечение;
· подростки с различными психологическим проблемами, склонностью к агрессии и неадекватной реакции на те или иные события;
· участники неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением;
· члены политических движений и религиозных объединений, проводящие опасную для общества деятельность, под воздействием определенных идей и убеждений.
Первым шагом на пути к членству в молодежной экстремистской организации зачастую становится вовлечение в асоциальные неформальные молодежные субкультуры (например, футбольные фанаты, сатанисты).
Конечно, не все субкультуры оказывают негативное воздействие на личность подростка, но тем не менее – именно они играют одну из важнейших ролей в процессе социализации личности молодого человека.
Поэтому и важно, проводить ту государственную политику, которая направляет свои усилия для воспитания подрастающего поколения.
1.2. Понятия и виды терроризма.
Терроризм - крайняя форма экстремизма. Это одно из наиболее тяжких преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными обще-опасными способами: а именно, поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, вооружённое нападение, нападение на компьютерные сети.
В Федеральном законе от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением мирного населения и/или иными формами противоправных насильственных действий».
Эксперты в данное время насчитывают около 200 видов терроризма, но основными видами выделяют:
· Политический терроризм. Он выступает против государственной системы в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических и неугодных террористам государственных служащих. Этот вид терроризма своей целью считает завоевание политической власти и разрушения государственного устройства, существующего в данный момент в стране. Он существует благодаря поддержке и сочувствию со стороны общественного мнения, и основную ставку делают террористы при этом на прессу.
Например этими методами пользуются «эскадроны смерти» (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации) в Латинской Америке, «Японская красная армия» (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации).
· Религиозный терроризм. Он проявляется в крайней степени нетерпимости и насилии, между представителями различных религиозных взглядов, конфессий и вероисповеданий. Этот вид также используется в политических целях, и проявляется в борьбе религиозных экстремистов против светского государства, а также в завоевании власти представителями одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.
Примерами данного направления терроризма являются всеми известные «Аль-Каида» (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации), «Аум Синрикё» (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации), движение «Талибан» (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации) в Афганистане.
· Криминальный терроризм. Его используют уголовные элементы или криминальные группы с целью достижения определённых уступок от властей, запугивания власти и населения страны с помощью насилия и устрашения, взятых из практики террористических организаций.
Формами проявления данного вида терроризма являются заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками и т. п.
· Националистический терроризм. Им считаются террористические действия группировок, которые стремятся добиться независимости от государства или обеспечить превосходство одной нации над другой. Для осуществления этого националисты добиваются нарушения территориальной целостности страны для создания своего собственного националистического государства.
Примером является многолетняя деятельность Ирландской республиканской армии (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации), стремящейся отделить Северную Ирландию от Великобритании.
Можно выделить ряд факторов и социальных явлений, помогающих террористам вовлекать людей в их преступную деятельность. К ним относятся:
1. Рост неудовлетворённости в обществе из-за большого разрыва в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными;
2. Безработица, снижение уровня жизни населения, приводит к незащищённости жизненно важных интересов людей от внешних и внутренних угроз. Это способствует формированию в обществе социальной отчуждённости, усилению эгоизма, апатии и иждивенчества со стороны значительной части населения;
3. Влияние преступности на обострение и усиление противоречий в обществе, втягивает некоторую часть населения в криминальные отношения;
4. Упадок духовной жизни общества, разрушение традиций народов России, приводит к недоверию в способность государства защитить своих граждан, снижает значимость понятий, долг, достоинство, честь и верность Отечеству;
5. Использование современных средств коммуникаций, распространение через СМИ и Интернет технологических приемов организации и проведения актов устрашения расширяет возможности по пропаганде идей терроризма.
Таким образом, я делаю промежуточный вывод:
- терроризм приводит к гибели ни в чём
не повинных людей, к нарушению нормальных условий жизнедеятельности людей, сеет
страх и панику в обществе.
Таким способом террористы добиваются своих преступных политических целей.
1.3. Схожесть и различие экстремизма и терорризма.
Экстремизм и терроризм – схожие понятия, но имеющие четкие различия.
Схожесть экстремизма и терроризма заключается в том, что эти виды деятельности являются уголовным преступлением. Эти деяния - два проявления одного врага, ненависти к окружающим.
Оба явления представляют угрозу для общественной безопасности и стабильности. Оба направлены на дестабилизацию общества и использование насилия для достижения своих целей.
Различие заключается в следующем:
· Методы и масштабы действий. Терроризм нацелен на применение насилия и психологическое устрашение общества в целом. Экстремизм может проявляться в агитации, пропаганде и манипуляции общественным мнением, то есть ненасильственными методами.
· Цели.
v Терроризм преследует политические, религиозные или социальные цели путём насильственного воздействия и создания страха.
v Экстремизм может иметь различные мотивы и цели, которые не всегда связаны с политикой или религией.
· Степень радикальности.
Терроризм — это более крайнее и насильственное проявление экстремизма.
При этом экстремизм может служить основой для терроризма: радикальные идеологические убеждения и экстремистская деятельность могут эволюционировать в терроризм, когда группа или индивид начинают использовать насилие для достижения своих целей.
ГЛАВА II. Анкетирование и способы профилактики.
2.1 Анкетирование и анализ данного вопроса.
Осуществляя работу над этим проектом, я разработала анкеты и решила провести анкетирование среди своих одноклассников.
Моей цель стало выяснение того, что знают окружающие о терроризме и экстремизме, из каких источников узнали эту информацию, как относятся к этим проблемам.
В анкетировании приняли участие 22 человека.
Результаты анкетирования можно увидеть на (диаграмме, в таблице) Нужно сделать.!!!
Оно показало, что большинство участников знают, что такое терроризм и экстремизм, и опасность распространения этой проблемы в мире очень велика.
Многие сочувствуют жертвам терактов и опасаются оказаться в подобной ситуации, полагая что террористы – это люди, осознанно идущие на преступление по своим религиозным убеждениям, и чтобы не стать жертвой террористов, подавляющее большинство считает, что люди должны внимательно соблюдать меры безопасности в общественных местах.
Большая часть опрошенных, к счастью не сталкивалась с проявлениями экстремизма в повседневной жизни, не участвовала в конфликтах на национальной почве и искренне сочувствует беженцам, не испытывая неприязни по отношению к представителям другой национальности.
Многие осуждают действия экстремистских организаций и считают, что необходимы радикальные способы борьбы с ними.
Проанализировав данные анкет, я пришла к выводу, что проблемы экстремизма и терроризма, безусловно, существуют в настоящее время в России, но большая часть современной молодежи не поддерживает террористов и экстремистов и дружат между собой не зависимо от национальности и вероисповедания.
2.2 Способы профилактики.
На государственном уровне предлагается множество способов профилактики данной проблемы, например……
Но я считаю, что …..
На основе полученных результатов, необходима разработка рекомендаций и проведение мероприятия с целью воспитания толерантности и терпимости между людьми разных национальностей и религий.
На сегодняшний день отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим, я считаю, что профилактика экстремизма среди людей разных возрастов должна проводиться по следующим направлениям:
1. тесный контакт между родителями и образовательными учреждениями, (школами, институтами, колледжами);
2. увеличение воспитательных программ, по нравственному воспитанию детей и молодежи, а именно профилактика правонарушений, насилия и беспризорности;
3. анализ процессов, происходящих в среде и мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
4. обеспечение доступности для людей культурных и спортивных центров;
5. организация условий для самореализации и самовыражения;
6. организация досуга людей через вовлечение в волонтерскую и патриотическую деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотрев данную тему я могу сделать следующие выводы:
1. Термины «экстремизм» и «терроризм» характеризуются множеством определений, суть которых в одном: угроза, устрашение.
2. И экстремизм, и терроризм за несколько десятилетий не пошли на убыль, а наоборот превратились в глобальную проблему.
3. Международный терроризм занимает ведущее место среди глобальных угроз.
Анализируя информацию, полученную при выполнении исследовательской работы, я выяснила, что мировое сообщество не остается равнодушным к проблемам экстремизма и терроризма. Каждый из нас может стать жертвой террористов.
Международный терроризм – это прямой путь к началу новой мировой войны.
И решать эту проблему необходимо переговорными и мирными методами.
Поэтому, на мой взгляд, для того что бы начать решать эту проблему, раз и навсегда, человечество должно объединиться, используя при этом имеющийся у него различный потенциал: в политической, экономической, религиозной, культурной, социальной, национальной сферах, а также в простом взаимодействии людей.!
Таким образом, я считаю, что выдвинутая мной гипотеза подтвердилась.
И в заключение я хочу сказать, если мы вместе сообща не будем бороться с этой проблемой, то мировой терроризм поглотит мирное общество. Будет страшно и опасно выходить на улицу, просто не будем знать, что ждет нас за углом нашего дома: захват в заложники или заложенная кем-то бомба.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. https://мвд.рф/что-такое-экстремизм?ysclid=m1gj1h8p47926687128
2. Васина Е. И. Экстремизм в молодежной среде, СМИ и интернет // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1322-1325.
3. https://moluch.ru/archive/114/30144/ (дата обращения: 02.11.2019).
4. http://ugolovnyi-expert.com/ekstremizm-statya-282-uk-rf/
5. http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html (Режим доступа - 10.10.2018)
6. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс.
7. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]
8. Ответы mail.ru [электронный ресурс]
9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 //Собрание законодательства РФ. 1996.
10. №25. Ст.2954.
11. Гончаров С.А. Особенности терроризма в России //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 1997. – C.181-185
12. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб., 2002.
13. Конституция Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета по терроризму и экстремизму
1. Знаете ли Вы что такое экстремизм?
а) Терроризм – это насильственный способ достижения собственных целей.
б) Терроризм – это политика, основанная на систематическом запугивании населения
в) Терроризм – это устрашение общества
2. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины существования экстремизма?
а) В многонациональности населения, проживающего на территории России.
б) В низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей.
в) В недостаточном количестве центров досуга и специальных досуговых программ для подростков и взрослых.
3. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?
а) Сталкивался несколько раз.
б) Сталкивался однажды.
в) Не приходилось сталкиваться.
4. Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?
а) Осуждаю подобные действия
б) Одобряю подобные действия
в) Затрудняюсь ответить
5. Знаете ли Вы, куда следует обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
6. Откуда, по Вашему мнению, исходит основная информация об экстремизме?
а) СМИ (средства массовой информации)
б) Литература
в) Окружение
7. Знаете ли Вы что такое терроризм?
а) Да.
б) Нет.
в) Затрудняюсь ответить.
8. Опасен ли терроризм для общества? Выберите один вариант ответа.
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
9. Выберите наиболее близкую для Вас формулировку.
а) Терроризм – это насильственный способ достижения собственных целей.
б) Терроризм – это политика, основанная на систематическом запугивании населения
в) Терроризм – это устрашение общества
10. Отметьте все характеристики, которые, на Ваш взгляд, подходят к определению терроризма.
а) насилие
б) нарушение закона
в) борьба за власть
г) борьба за свободу
д) проявление жестокости
е) стремление сделать мир лучше
ё) нетерпимость
ж) приверженность к крайним взглядам
з) устрашение
11. Сочувствуете ли Вы жертвам теракта? Выберите один вариант ответа.
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
12. Опасаетесь ли Вы, что Вы или кто-то из Ваших близких может стать жертвой теракта?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
13. Когда Вы узнаете об очередном террористическом акте, совершенном на территории Российской Федерации, испытываете ли Вы эмоциональное беспокойство? Выберите один вариант ответа.
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
14. Можно ли договориться с террористами? Выберите один вариант ответа.
а) Полностью да
б) Скорее да
в) Затрудняюсь ответить
г) Скорее нет
д) Полностью нет
15. Стоит ли вести переговоры с террористами? Выберите один вариант ответа.
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
16. Считаете ли Вы, что террористы являются преступниками? Выберите один вариант ответа
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.