Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
история
6 кл—11 кл +1
31.10.2024
Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"
Работа содержит исследование боевого путь членов экипажа самолёта ПЕ-2, разбившегося и сгоревшего 23 февраля 1944года в поле села Плоского Свердловского района Орловской области. В братской могиле села Плоского покоится прах членов экипажа самолёта ПЕ-2 2-ой Воздушной Армии 219 Бомбардировочной авиационной дивизии 6-го Бомбардировочного авиационного полка (далее 6-ой БАП): лейтенант Усачёв Борис Николаевич, командир лётной группы, лейтенант Кузьменко Николай Стенпанович, штурман, старший сержант Дерзаков Пётр Иосифович, воздушный стрелок, радист и старший сержант Куприянов Иван Константинович, механик авиационный звена 6-го ПАБ. Работа основана на изучении и сопоставлении документов, карт, схем, взятых с сайта ЦАМО.
Исслед. Боевой путь.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Плосковская основная общеобразовательная школа»

Свердловского района Орловской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

"Боевой путь членов экипажа самолёта ПЕ-2"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:  

Куренкова Л. А.,

учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Плоское, 2024

 

 

Введение.

В братской могиле села Плоского Свердловского района Орловской области покоится прах членов экипажа самолёта ПЕ-2  2-ой Воздушной Армии 219 Бомбардировочной авиационной дивизии 6-го Бомбардировочного авиационного полка (далее 6-ой БАП).

Из воспоминаний жителей села мы знаем, что 23февраля 1944года со стороны Орла летели бомбардировщики. Вдруг один из них стал падать, как выяснилось позже, из-за технической неисправности мотора. Упал самолёт на поле недалеко от фермы. Это был советский бомбардировщик ПЕ-2. Самолёт долго горел. На месте падения жители села нашли сохранившиеся документы и останки лётчиков. Документы они передали в Плосковский сельский совет, а останки собрали в один гроб и захоронили возле церковной ограды. Благодаря найденным документам установили имена погибших  членов экипажа разбившегося самолёта: лейтенант Усачёв Борис Николаевич, командир лётной группы, лейтенант Кузьменко Николай Стенпанович, штурман, старший сержант Дерзаков Пётр Иосифович, воздушный стрелок, радист и старший сержант Куприянов Иван Константинович, механик авиационный звена 6-го ПАБ.

      Позже останки членов экипажа разбившегося самолёта вместе с останками других бойцов, погибших при освобождении нашего села, перезахоронили в Братской могиле. При перезахоронении присутствовали родственники лейтенанта Кузьменко Н.С.

     Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о членах экипажа самолёта ПЕ-2, захороненных в Братской могиле села Плоского. А хочется узнать о них побольше. Кто они, где родились, кто их родственники? В каких боевых операциях они участвовали? Какой вклад внесли в общую победу? И, наконец, откуда и куда летели в тот последний день своей жизни? Вот вопросы, на которые я попробую найти ответы в ходе своей исследовательской работы.

Гипотеза: предполагаю, что боевой путь членов экипажа самолёта ПЕ-2, разбившегося и сгоревшего в поле села Плоского, начался задолго до момента их трагической гибели.

Объект исследования: 6-ой Бомбардировочный авиационный полк 219-ой Бомбардировочной авиационной дивизии частей 2-ой Воздушной Армии.

Предмет исследования: боевой путь членов экипажа самолёта ПЕ-2 под командованием Усачёва.

Целью своей исследовательской работы поставила изучение боевого пути   членов экипажа самолёта ПЕ-2  частей  2-ой Воздушной Армии 219-ой Бомбардировочной авиационной дивизии 6-го Бомбардировочного авиационного полка.

Задачи:

- найти  и изучить документы, карты, схемы, в которых упоминается 6-ой БАП  219 Бомбардировочной авиационной дивизии 2-ой Воздушной Армии, фамилии членов экипажа конкретного известного нам самолёта ПЕ-2;

- систематизировать документальные источники;

- сопоставить и проанализировать содержащуюся в них информацию;

- составить представление о жизни и боевом пути членов экипажа самолёта ПЕ-2.

1. Места деслокации. Курская оборонительная операция.

На сайте pamyat-naroda.ru я нашла карту дислокации 2 ВА на 18.6.1942 г. Это село Аргамач-Пальна Елецкого района Липецкой области. (Приложение__ ).  Это место и время указано началом боевого пути 6-ого БАП на другой карте, «Боевой путь 6-ого БАП». (Приложение__ ).

Далее на карте отмечено следующее место и высвечивается дата 7.06.1943 года.  Смотрим карту дислокации 2 ВА на 7.06.1943 года. Это село Останино Мантуровского района Курской области. (Приложение__ ).

Также указано участие 2ВА в Оборонительном периоде битвы под  Курском с 5 по23 июля 1943года. Значит, предположительно, Усачев, Кузьменко, Дерзаков и Куприянов тоже принимали участие в боях под Курском.

Журнал боевых действий 6-го БАП, найденный на сайте pamyat-naroda.ru, описывает период с 22.06.1941 по 23.07.1945 г. (Приложение__ ).

 

Но одна из знакомых нам фамилий, Усачёв, впервые встречается в записях от  12 июля 1943 года стр. 33, где сказано: «Командир Усачёв со штурманом Блиновым и стрелком Яснопольским  в 5-11 совершили вылет с целью уничтожить артиллерию противника в районе цели № 12, что юго-восточнее 2 км деревни Дубна. Экипаж находился на задании 1час 53 минуты. Вернулся в 7-04. Поставленная задача выполнена». (Приложение__ ).

 

2. Спас-Деменская наступательная операция.

Следующая запись в журнале от 7 августа 1943г. стр. 34, где фигурируют уже все три известные нам фамилии: Усасчёв (командир группы), Кузьменко, Дерзиков.   «В 12-22 экипаж совершил вылет с целью бомбардировкой уничтожить артиллерийские позиции в районе Курьяново-Сежиново. Экипаж находился на задании 1час 28 минут. Вернулся в 13-50. Задача выполнена. Бомбы перекрыли цель. В лесу, что западнее 1,5 км Сежиново возник пожар».

Изучив записи журнала, по названиям населённых пунктов и датам вылетов я поняла, что 6-БАП оказывал авиационную поддержку во время Смоленской стратегической наступательной операции. Это операция войск Калининского и Западного фронтов, проведённая с 7 августа по 2 октября 1943 года. Получила кодовое название «Суворов».  Ее целью были разгром левого крыла группы армий «Центр», освобождение Смоленска и недопущение переброски немецких войск на юго-западное стратегическое направление. По ходу боевых действий и характеру выполняемых задач смоленская наступательная операция состояла из трех этапов. Первый этап с 7 по 20 августа,  Спас-Деменская наступательная операция, которая началась со штурма знаменитой высоты 233,3 Гнездиловской. (Приложение__ ).

      Гнездиловская высота штурмовалась 7, 8 и 9 августа частями 22 гвардейской стрелковой дивизии совместно с 23 танковой бригадой, но немецкими контратаками они были остановлены у подножья высоты.         Все эти дни экипажи 6-го БАП оказывали авиационную поддержку нашим войскам.

      Из журнала: «8 августа 1943г. экипаж в составе Усасчёв, Кузьменко, Дерзаков  в 18-25 совершил вылет с целью бомбардировкой уничтожить скопление войск противника в роще, что северо-западнее 1км пункта Гнездилово. Экипаж находился на задании 1час 45 минут. Вернулся в 20-10.Задача выполнена. Бомбы легли точно в цель».

 

     «9 августа 1943г.  Усасчёв, Кузьменко, Дерзаков  в 8-09 совершили вылет с целью бомбардировкой уничтожить скопление войск противника в пункте Гранкино. Экипаж находился на задании 1час 33 минуты. Вернулся в 9-42.

Задача выполнена. Бомбы перекрыли цель. После бомбардировки  возник крупный очаг пожара».

 

      10 августа после 50-минутной артподготовки в 8:50 части 22-й гвардейской стрелковой дивизии вновь пошли в наступление на высоту Гнездиловскую. В 15:10 к штурму высоты подключились бойцы 29 гвардейской стрелковой дивизии. Им на помощь приходят 9 экипажей 6-го БАП, в их числе и самолёт ПЕ-2 Усасчёва, Кузьменко и  Дерзакова.  В 15-38 они совершили вылет с целью бомбардировкой уничтожить артиллерию и узлы сопротивления противника в районе высоты, что 1км южнее  Гнездилово. Экипаж находился на задании 1час 42 минуты. Вернулся в 17-20. Задача выполнена. Бомбы перекрыли цель. (Приложение__ ).

       Думаю, что воздушная поддержка  6-го БАП была существенной и благодаря слаженным действиям лётных групп, в том числе и группе лейтенанта Усачёва, к исходу дня немецкие войска сдали высоту 233,3.

      Завершилась Спас-Деменская наступательная операция боями за менее известную, но не менее важную для наших войск высоту 243,2, на западном склоне которой раскинулась деревня Починок, а за речкой Иловец — Алферово. 17 августа 1943 г. 21 армия силами 51, 62 и 119 стрелковых дивизий в 2.00 часа перешла в наступление в направлении Нестеры, Горки, однако из-за сильного огня противника и многочисленных контратак продвинуться вперед не смогла.

 

       Из записей в журнале боевых действий 6-го БАП понятно, что в этот же день, 17 августа 1943г.,  в 6.20 экипаж Усасчёва, Кузьменко, Дерзакова и ещё 8 экипажей 6-го бомбардировочного авиационного полка  совершили вылет с целью выполнения боевого задания - нанести бомбардировочный удар по живой силе и артиллерии противника в пункте Иловец. Экипажи вернулись через полтора часа и отчитались фотоснимками об успешном выполнении задания. (Приложение__ ).

          19 августа 1943г.  10 экипажей полка и  команда Усасчёва, Кузьменко, Дерзакова  в 17.32 совершили вылет для нанесения бомбардировочного удара по железнодорожной станции Бетлица. Экипаж Усачёва находился на задании 1 час 25 минут. Вернулся в 18.57. По отчёам лётчиков и фотоснимкам, бомбы легли точно в цель - на ж-д станцию Бетлица. Возникло несколько очагов пожара. Высота взрыва и дыма доходила до 600 метров. (Приложение__ ).

       За успешные боевые действия при освобождении города Спас-Деменск  в период с 7 по 19 августа 6-ому бомбардировочному авиационному полку 219 БАД 2-ой Воздушной Армии объявлена благодарность командующим 1-й Воздушной Армии и маршалом авиации товарищем Новиковым. (Приложение__ ).

 

3. Ельнинско-Дорогобужская наступательная операция.

      28 августа начался второй этап операции «Суворов». Это Ельнинско-Дорогобужская наступательная операция войск Западного фронта, проведённая с целью разгрома ельнинской группировки противника и развития наступления на Смоленск, которая  продлилась  до 6 сентября 1943года.

    На этом этапе Смоленской операции экипажи 6-ого БАП тоже оказывали поддержку с воздуха.

    Из журнала, стр. 82:  «28 августа 1943г.  в 8.43 15 экипажей, в том числе экипаж Усасчёва, Кузьменко и Дерзакова,   совершили вылет с целью нанести бомбардировочный удар по  скоплению войск и артиллерии противника на опорном пункте в районе Борок, Широково, цель №7, №8. Экипаж Усачёва находился на задании 1 час 22 минуты, вернулся в 10.05.  Задача выполнена. Бомбы легли точно в цель».

     Стр. 84: «В 12.54 того же дня 9 экипажей, в том числе экипаж Усасчёва, Кузьменко и Дерзакова,   вылетели на задание нанести бомбардировочный удар по  опорному пункту противника Хотеевка.  Экипаж находился на задании 1 час 11 минут, вернулся в 14.05. Боевая задача выполнена. Бомбы легли в районе цели на скопление войск и артиллерии противника в  Хотеевке».

   В 17.22  снова потребовалась воздушная помощь.  9 экипажей, в том числе экипаж Усасчёва, Кузьменко и Дерзакова,   совершили вылет с целью нанесения бомбардировочног удар по  скоплению войск и артиллерии противника 1 километром севернее пункта Уварова.  «Задача выполнена. Бомбы легли точно в цель. Самолёты находились в воздухе 1час 22 минуты. Во время операции прямым попаданием противника был подожжён самолёт ПЕ-2 Неделина. Лётчик совершил вынужденную посадку юго-западнее станции Теренино. Экипаж не пострадал. Самолёт сгорел. Экипаж Усачёва успешно выполнил поставленную задачу и вернулся в 18.34».

    За участие в освобождении города Ельня всему составу полка объявлена благодарность Верховным Главнокомандующим Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным.

    Итого за август месяц 1943 года уничтожено живой силы и артиллерии противника  в п.п Курьяново-Сежиново, Гнездилово, Гранкино, Иловец, Алферьево, Борок, Широково, Уварова, опорный пункт Хотеевка и ж-д станции Бетлица, Теренино. Все боевые задачи выполнены. Результаты подтверждают фотопланшеты. Потеряно 3 самолёта ПЕ-2. (Приложение_ )

 

4. День гибели экипажа.

Следующая страница журнала боевых действий 90 содержит записи от 15 и 22 апреля 1944 года. В это время члены экипажа  самолёта ПЕ-2 Усасчёв, Кузьменко, Дерзаков и  механик Куприянов уже погибли. Отсутсвие страниц и записей не позволяет проследить действия экипажа  с 29.03 43года до 23 февраля 1944года, дня гибели экипажа.  Так как записи отсутствуют, нельзя установить, куда и с какой целью  летела группа Усачёва 23 февраля 1944года.

   Без подробностей об этом узнаём из именного списка безвозвратных потерь сержантского и рядового состава 219 Бомбардировочной авиационной дивизии с 20 февраля по 29 февраля 1944года и  именного списка  безвозвратных потерь офицерского состава  219 Бомбардировочной авиационной дивизии частей 2-о Воздушной Армии с 01.02.44г. по 20.02.44г. : «23.02.44. на самолёте ПЕ-2 при выполнении задания на разведку Орёл - Прилуки(предположительно Калужской области) в районе 30-ти км южнее Орла самолёт потерпел катастрофу; самолёт сгорел, экипаж погиб. (Приложение__  )

 

5. Личные данные членов экипажа самолёта ПЕ-2.

    Из этих же документов узнаём личные данные членов экипажа:

Кузьменко Николай Степанович 1920 года рождения, уроженец хутора Кузьменки Решетиловского района Полтавской области (Украина), лейтенант, штурман звена 6-го ПАБ; мать – Татьяна Григорьевна Кузьменко, проживала там же;

Усачёв Борис Николаевич, 1920 г.р., родился в селе Урусово Лев-Толстовского района Воронежской области, лейтенант, командир звена 6-го ПАБ; мать – Гробова Ольга Фёдоровна, проживала в городе Ряжске по ул. Советская, д.13;

Дерзиков Пётр Иосифович, родился в деревне Малая Зеньковка Винницкого района Каменец-Подольской области (Украина) в1920 году, старший сержант, воздушный стрелок, радист звена 6-го ПАБ; отец – Иосиф Владимирович Дерзаков, адрес такой же;

Куприянов Иван Константинович, родился в деревне Каменка Каменского (сейчас Теплинского) района Винницкой области, Украина, старший сержант техслужбы, механик авиационный звена 6-го ПАБ; отец – Константин Куприянов, проживал там же.

Вывод.

Боевой путь членов экипажа самолёта ПЕ-2, сгоревшего в поле села Плоское, начался задолго до момента их трагической гибели. Они внесли большой вклад в общую победу над фашистской Германией. И если бы не тот трагический случай 23 февраля 1944 года, произошедший в небе над селом, то лейтенант  Усачёв, лейтенант Кузьменко, и старшие сержанты Дерзаков и Куприянов ещё много бы принесли пользы Родине. Ведь до окончания войны оставался ещё долгий год и три месяца. Им не пришлось встретить победу, как и миллионам других военнослужащих и мирных жителей. Но мы обязаны помнить их самоотверженное служение своему Отечеству. Мы не должны забывать ни одного  имени людей, подаривших нам мир и свободу. Светлая им память...

 

Библиографические данные:

1. Интернет-ресурсы:

https://pamyat-naroda.ru

obd-memorial.ru

Supernovum.ru > Сражения > Смоленская операция 1943 года.

ru.wikipedia.org›Смоленская операция (1943)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Плосковская основная общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Плосковская основная общеобразовательная школа»

Введение. В братской могиле села

Введение. В братской могиле села

ПЕ-2. 1. Места деслокации. Курская оборонительная операция

ПЕ-2. 1. Места деслокации. Курская оборонительная операция

Гнездиловской. (Приложение__ )

Гнездиловской. (Приложение__ )

Иловец. Экипажи вернулись через полтора часа и отчитались фотоснимками об успешном выполнении задания

Иловец. Экипажи вернулись через полтора часа и отчитались фотоснимками об успешном выполнении задания

За участие в освобождении города

За участие в освобождении города

Вывод. Боевой путь членов экипажа самолёта

Вывод. Боевой путь членов экипажа самолёта

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"

Исследовательская работа "Боевой путь экипажа самолёта ПЕ-2"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2024