XII республиканская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»
Секция «Ювента»
Номинация: «История и краеведение »
Название работы: «Имя моей улицы»
Автор работы: Бадирова Зулейха Ахмедовна
Ученица 4 «Б» класса
Место выполнения работы: с. Ульяновское
Яшалтинский район Р.Калмыкия
Муниципальное казенное образовательное учрежде-
ние
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: Старшова Анна Викторовна
Учитель начальных классов
2019 г.
I. Введение …………………………………………………………………….3-4
II. История моей улицы……………………………………………………….5-6
2.1. Жизнь и деятельность В.Т. Бифельда
2.2. Подвиг великого героя
III. Мои исследования………………………………………………………….6
3.1 Опрос среди одноклассников
3.2 Настоящее улицы Бифельда и ее перспективы…………………………..7
IV. Заключение…………………………………………………………………8
4.1 Мои выводы
4.2 Мои предложения
V. Литература…………………………………………………………………..9
Если человек не любит старые улицы, старые дома, значит у него нет любви к родному городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории, он, как правило, равнодушен к своей стране. Д.С.Лихачев.
Если быть предельно честными, то, наверное, мало кто знает, в честь кого названы большие улицы и небольшие улочки. Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших городов?
Улицы - немые свидетели и хранители истории наших сёл, городов. Названия улиц не безъязыки, они о многом могут рассказать человеку. Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, коммунистических деятелей, знаменательных дат и праздников, героев гражданской и Великой Отечественной войн.
Я люблю своё село, где родилась, село, где живут мои самые близкие люди – мои родители. Мы с друзьями часто гуляем по улицам нашего села. Я живу на улице, которая носит имя Вильгельма Теодоровича Бифельда. Когда я спросила у мамы: «Кто это?», то она посоветовала узнать самой о этом знаменитом человеке нашего края. Посоветовавшись с учительницей, мы решили провести исследовательскую работу на тему «Имя моей улицы».
Любовь к Отечеству зарождается с малого - с любви к своему дому, улице, селу, краю. В настоящий момент в нашей стране стоит большая проблема – как воспитать патриота и гражданина Родины? Думаю, что эту задачу можно решить через воспитание обучающихся на примере героического прошлого нашего села, края, улиц. Надеюсь, что, изучив боевое прошлое нашей малой Родины, у многих молодых современных людей проявится патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, уважение к старшему поколению.
Актуальность нашей работы заключается в том, что каждый житель нашего поселка должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.
Объект исследования: улица Вильгельма Теодоровича Бифельда села Ульяновское Яшалтинского района Республика Калмыкия Российской Федерации
Предмет исследования: жизнь и подвиг Вильгельма Теодоровича Бифельда
Гипотеза исследования:
Если каждый житель села Ульяновское, с детских лет будет интересоваться и знать историю своего посёлка, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Цель работы:
собрать и изучить информацию об истории названия улицы Бифельда в селе Ульяновское.
Задачи работы :
1. Изучить историю названия моей улицы.
2. Познакомиться с биографией Вильгельма Теодоровича Бифельда.
3. Узнать о подвиге героя.
4. Рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.
Сроки исследования. Сентябрь – январь 2019 года.
Методы исследования:
- опрос учащихся, жителей поселка
- чтение литературы, поиск информации в сети Интернет
- знакомство с газетными статьями прошлых лет
- обращение в библиотеку
- работа с источниками в школьном музее об истории посёлка
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Исследование велось по направлениям: история, краеведение.
Одной из задач моего исследования было знакомство с литературой о жизни В.Т. Бифельда. Вот что мне удалось узнать от жителей села. Вильгельм Теодорович Бифельд- герой Великой Отечественной Войны. В парке на площади нашего села на высоком постаменте стоит бронзовая фигура «Солдата- освободителя» на гранитном постаменте высечены имена героев победителей погибших в Великой войне. Среди них есть имя Вильгельма Бифельда.
Но этой информации для моего исследования оказалось мало и я решила обратиться в библиотеку. При чтении исторических книг я узнала, что Вильгельм Теодорович Бифельд был уроженцем села Немецко – Хагинка Медвеженского уезда Ставропольской губернии (ныне село Ульяновское Яшалтинского района Республики Калмыкия), родился в 1918 году. Выпускник Калмыцкого педагогического училища, которое окончил в 1938 году. Вместе с женой, Ксенией Корнеевной, он работал учителем немецкого языка в начальных классах Яшалтинской (ныне Соленовской) средней школы. В ряды Красной Армии был призван в 1940 году, его направили на учебу в Урюпинское военно – пехотное училище Сталинградской области, которое он окончил перед началом войны. А войну лейтенант Бифельд встретил на западной границе СССР в июне сорок первого…
Его направили в распоряжение 103 стрелкового полка 85 стрелковой дивизии. В расположение части Вильгельм прибыл 21 июня.
О подвиге героя Великой Отечественной войны, мне рассказал учитель истории Маняхин Андрей Васильевич. Андрей Васильевич предложил мне пройти в наш школьный музей, в котором есть небольшой стенд, посвященный Вильгельму Теодоровичу Бифельду. И вот что он мне рассказал. В последнем письме, которое получили родители 9 июня 1941 года, он говорил, что стал офицером и скоро придет в отпуск. Началась война. Сразу же Вильгельм Теодорович попал на линию огня. Осенью 1941г в одном из боев он был окружен и попал в плен. Гитлеровцы обрадовались, что советский офицер-немец из Поволжья, мечтая, что он будет им помогать выявлять в концлагере коммунистов. Они даже разрешили носить советскую форму. Но не сбылись их мечты. Бифельд не стал предателем, он был патриотом своей Родины, тайно организовывал побеги, доставал документы. С его помощью 290 человек бежало из лагеря, которые ушли в партизанские отряды на Смоленщине. Вместе с Бифельдом в концлагере был Ленинградский писатель Сергей Голубков, который в своей книге «За колючей проволокой» рассказал о подвиге нашего земляка. В начале 1942 года Вильгельма арестовали, на второй день расстреляли. Бифельд держался мужественно. Спокойно снял, сложил свою форму, перед дулом автомата крикнул: «Будь проклят Гитлер!» Герой войны, наш земляк Вильгельм Бифельд похоронен в братской могиле села Глубокое Смоленской области.
В нашем музее хранится копия извещения родителям о том, их сын попал в плен и был расстрелян немцами за патриотическую деятельность в плену. В 1995 году одна из улиц нашего села была названа его именем.
В ходе исследовательской работы мы провели опрос среди одноклассников, жителей улицы и учителей школы. Предлагались следующие вопросы:
1. В честь кого названа улица Бифельда?
2. Всегда ли она носила такое название?
3. Какое название она носила раньше?
4. В каком году была переименована в улицу Бифельда?
Опрошены |
В честь кого названа улица Бифельда? |
Всегда ли она носила такое название? |
Какое название она носила раньше? |
В каком году была переименована в улицу Бифельда?
|
||||
Ответили (да) Не ответили (нет) |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Одноклассники (18 человек) |
|
17 |
|
17 |
|
17 |
|
17 |
Жители улицы (20 человек) |
12 |
8 |
12 |
8 |
12 |
8 |
12 |
8 |
Учителя (15 человек) |
15 |
|
15 |
|
15 |
|
12 |
3 |
Но главным вопросом был: Знаете ли вы, в честь кого названа улица Бифельда?
Результаты получились любопытными.
В моем классе 18 учеников: опрошены были все, но правильного ответа на все вопросы не дал никто. Этот факт очень печален. Посоветовавшись с моим научным руководителем Анной Викторовной, мы решили провести классный час на тему: «Подвиг великого героя». Я рассказала своим одноклассникам о жизни и подвиге Вильгельма Теодоровича Бифельда. В конце классного часа всем раздали буклеты по теме классного часа.
Также я опросила учителей, учителя ответили на все вопросы верно, трое затруднялись в ответе на четвертый вопрос «В каком году была переименована улица?» ответили примерно в девяностые годы. А во жители села затруднялись отвечать на вопросы и это очень печально.
Также в ходе своего исследования я беседовала со своей бабушкой – старожилом нашего села. В ходе беседы мы выяснили, что каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, а тем более историю улицы, на которой он проживает. Знание и понимание истории своей улицы позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.
В настоящее время улица Бифельда– это тихая улица, насчитывает 53 дома. В которых проживают в основном многодетные семьи, поэтому на нашей улице всегда весело и не скучно, есть с кем поиграть.
В будущем улицу Бифельда, я представляю обновлённой, заасфальтированной, с удобными пешеходными дорожками, вдоль которых тянутся клумбы с издающими аромат цветами.
Нам, молодым, которым жить и творить в 21 веке, не безразлична судьба нашей Родины.
И хотелось бы обратиться ко всем людям словами А.Е.Ферсмана: «Познайте свою гору и речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое».
Подводя итог нашей работы мы можем сделать следующие выводы:
• Давно отгремела Великая Отечественная война. Восстановлены города, сёла, возведены памятники героям – солдатам, которые победили фашизм. Нельзя вернуть погибших на фронте и в тылу, нельзя залечить раны в душе ветеранов, но увековечить память об этих героях можно – в названиях улиц.
• Если каждый житель селя Ульяновское с детских лет будет интересоваться и знать историю своего города, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любовь к нему.
• Теперь я с гордостью могу ходить по родной улице.
Изучение исторического прошлого города, края, улицы играет огромное значение для воспитания будущего поколения. Наша исследовательская работа способствовала формированию у обучающихся нравственных и патриотических качеств человека, уважения к героическому прошлому наших предков. Знание и понимание истории своего края, города, улицы позволяет осознать, какие процессы происходят в непосредственной близости, и помогает каждому учащемуся почувствовать себя частичкой малой и большой Родины.
4.2 Мои предложения:
1. Предлагаю каждому ученику провести небольшое исследование об истории названия его улицы.
2. Предлагаю провести классный час, на котором все обучающиеся нашего класса получат возможность познакомиться с жизнью и подвигом
Вильгельма Теодоровича Бифельда
1. Большая Советская энциклопедия
2. Вильгельм Бифельд. Возвращенный из небытия.
3. Солдаты Победы 1941-1945.
4. Сайт shalkar/ru
5. Школьные материалы.
6. Архивные данные.
7. Герои Советского Союза.
8. Краткий библиографический словарь. Т. 1. М., 1987; Т. 2. М., 1988.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.