Исследовательская работа "Исследование возможностей влияния методов Арт-терапии на творческое и духовное развитие воспитанников школы - интерната".
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Исследование возможностей влияния методов Арт-терапии на творческое и духовное развитие воспитанников школы - интерната".

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
7 кл—9 кл
08.02.2020
Исследовательская работа "Исследование возможностей влияния методов  Арт-терапии на творческое и духовное развитие воспитанников школы - интерната".
Исследовательская работа.docx

Исследование возможностей влияния методов

 Арт-терапии на творческое и духовное развитие воспитанников школы - интерната.

 

Работа проведена воспитателем высшей квалификационной категории

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школы-интернат»

Ивановой Елены Викторовны:

 

        Объект исследования18 воспитанников, разного возраста, от 13-16 лет, занимающихся по программе дополнительного образования «Сказка – театр – дети».  (Приложение №2)

        Предмет исследованиядиагностика и коррекция духовно – творческой сферы воспитанников.

        Цель исследования -  создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребёнка, в которой должны сочетаться духовное богатство, внутренняя чистота, физическое совершенство.

       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Ø изучить литературу по теме: «Влияние коррекционно-развивающих Арт-терапевтических технологий на развитие творческого потенциала, формирование эмоционально-ценностного отношения ребёнка к жизни;

Ø определить уровень воспитанности, творчества, интеллекта, фантазии;

Ø определить отношение детей к своему самосовершенствованию;

Ø определить условия, которые влияют на всестороннее развитие личности;

Ø провести исследования;

Ø опираясь на знания и практический опыт проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

      

  Гипотеза исследования: Систематическое использование коррекционно-развивающих технологий Арт-терапии в процессе воспитания и дополнительного образования  повышают уровень личностного роста подростка.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении особенностей духовной и творческой сферы у детей, проблемы её развития и воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результатами могут пользоваться воспитатели других групп

Этапы исследования:

v диагностика уровня духовного обогащения учащихся, изучение их личностных особенностей;

v выбор приоритетов, способствующих дальнейшему формированию мировоззрения и ценностного отношения детей к жизни;

v методика организации занятий по развитию творческих способностей воспитанников;

v проведение диагностических методик с целью подтверждения гипотезы. (2014 год).

 

         Творческое развитие  ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего, условиями жизни в школе.  Именно на годы обучения ребёнка  приходится период интенсивного его развития.

                         Творческая личность, по П. Вайнцвангу, должна соответствовать 

                                                 десяти заповедям:

1.     Будь хозяином своей судьбы.

2.     Достигни успеха в том, что любишь.

3.     Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4.     Строй свои отношения с людьми на доверии.

5.     Развивай свои творческие способности.

6.     Культивируй в себе смелость.

7.     Заботься о своем здоровье.

8.     Не теряй веру в себя.

9.     Старайся мыслить позитивно.

10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

                                                                                                                                                                         

 

1.Изучение личностных особенностей  воспитанников.

Исследование проводила на базе ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат». Данные были взяты за 2013 -2014 год. Участие в  исследовании приняли воспитанники 7-8 группы: разного возраста, разнополы (6 девочек и 12 мальчиков) в количестве 18 человек.

 Для того чтобы приступить к проведению занятий по развитию познавательной сферы, изучила психическое состояние своих воспитанников:

•        1 группа олигофрения неосложнённая-8 человек;

      Меры педагогического воздействия: привлекать как организаторов, помощников. Максимум дополнительного материала по всем предметам Занятия в кружках обязательны.

      Индивидуальная работа: не захваливать, иначе будут чувствовать превосходство над другими детьми. Хвалить только за доброе, заботливое отношение к товарищам.

•        2 группа с нарушениями нейродинамики (возбудимые) - 4человека;

      Меры педагогического воздействия: больше строгого контроля, продумать распределение поручений, желательно более спокойных. Дневной сон. Сочетать  меры педагогического воздействия с лечением.

      Индивидуальная работа:  спокойный, но требовательный тон. Ограничивать в движениях, давать отвлекающие пор учения. Индивидуальные беседы с целью научить контролировать своё поведение, требовать повторить задание перед выполнением, осуждать на фоне его положительных качеств. Если сильно возбуждён - не ругать, не внушать ничего.

•        3 группа с нарушением нейродинамики (заторможенные) - 3 человека;

       Меры педагогического воздействия: садить, ставить в строй рядом с возбудимыми. Поручения давать более интенсивного характера, требующего отношений с товарищами.

      Индивидуальная работа:  вовлекать в подвижные игры, увеличивать  потребность в движении. Осуждать в доброжелательной форме, один на один, поддерживать уверенность в себе, своих силах.

•        4 группа с нарушениями анализаторов - 10 человек;

      Меры педагогического воздействия:  эти дети нуждаются в работе с логопедом, в занятиях ритмикой.

      Индивидуальная работа:  разучивать дополнительные стихи, загадки, скороговорки, поощрять речевое общение с взрослыми и детьми. Воспитывать контролирование за своей и чужой речью. Больше упражнений на развитие фонематического слуха.

•        5 группа с психопатодобными формами поведения – 4 человека;

      Меры педагогического воздействия:   не оставлять без присмотра без дела. Строгий контроль. Выявлять причины возбуждения. Устранять их. Дневной сон в любом классе, строго соблюдать охранительный режим. Лечение в начальных классах, ежегодная диспансеризация на 3 месяца. В старших классах по назначению врача. Похвала.

      Индивидуальная работа:  осуждать на фоне положительных поступков. Ограничения в движении, требовательный, спокойный тон.  Отвлекающие поручения, просьбы. Работа как  с возбудимыми. Прививать навыки санитарии. Следить за осанкой.

•        6 группа с грубыми нарушениями личности - 1 человека;

      Меры педагогического воздействия не оставлять без присмотра без дела. Строгий контроль. Выявлять причины возбуждения. Устранять их. Дневной сон в любом классе, строго соблюдать охранительный режим. Лечение в начальных классах, ежегодная диспансеризация на 3 месяца. В старших классах по назначению врача. Похвала. .

      Индивидуальная работа:  работать с ними так же как с детьми с  психоподобными формами поведения.

•        7 группа с повышенной истощаемостью – 2 человека.

       Меры педагогического воздействия: давать отдых, перерывы в работе, дневной сон по 6 класс. Предохранять от чрезмерных умственных и физических нагрузок, но дети не должны этого замечать. Нельзя проводить для них дополнительные занятия. Сажать у отопительных проборов. Не оставлять на солнцепёке. На улице ходить с покрытой головой. Меньше  интенсивных движений, работать в наклон.

       Индивидуальная работа:   проверять слова и поступки т. к. склонны к обману. В  вопросах поведения непреклонная строгость. Требовательность. Иначе дети не приучаться владеть собой, будут не сдержанными, грубыми, лживыми, слабовольными. Не оставлять безнаказанными, ни одного поступка. Бережное, щадящее отношение к вопросам трудовой и учебной нагрузке.

Краткая характеристика познавательных процессов у воспитанников (памяти, внимания, мышления, воображения) и уровня мотивации.

- память механическая, слабая, кратковременная;

- восприятие преобладает в основном зрительное, фрагментарное;

- мышление конкретное,  наглядно-образное, анализ, синтез, сравнение  и обобщение - затруднены;

- воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций;

- внимание неустойчивое, низкий уровень его  концентрации.

Оценка уровня школьной мотивации обучения:

- Хорошая школьная мотивация – 2 человека.

- Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше не учебными  сторонами – 8 человек.

- Низкая школьная мотивация – 3 человек.  

   

2.Методика организации занятий по развитию творческих способностей воспитанников.

         Занятия проводились согласно разработанной программе «Сказка – театр – дети», по развитию творческого потенциала воспитанников, которая была рассмотрена и утверждена на МО воспитателей ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат». В 2014 году обобщила опыт трех лет работы.  С данной программой приняла участие в  областном конкурсе программ внеурочной деятельности в номинации «Художественно эстетическая деятельность» на базе ГОАУ ДПО Амурского областного института развития образования. Программа отмечена сертификатом. (Приложение №2)

Эта программа рассчитана на возраст учащихся от 10 до 16 дет. Срок реализации 4 года.

Цель и задачи программы:

Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области, развитие уверенности в себе.

Эмоциональное состояние личности зависит от множества факторов окружающего мира и является почти непредсказуемым. Из-за повышенной эмоциональной чувствительности школьники часто повержены воздействию стрессов, комплексов. Стараясь защититься, дети скрывают эмоции и чувства, конфликтуют с окружающим миром, тем самым «самоутверждаясь».  Сдерживание эмоций нередко может приводить к психологическим срывам или травме. Импульсивный и неконтролируемый выброс накопившихся чувств не только отрицательно влияет на отношения с окружающими, но и часто приносит существенный вред, а вред окружающим – это и вред обществу.

Возникает естественный вопрос: что же тогда делать с эмоциями? В определённых ситуациях их необходимо контролировать и направлять в нужное русло.  А для этого  важно уметь видеть, создавать, чувствовать, выражать эмоции, как свои, так и чужие (окружающих). Достигнуть этого возможно на групповых занятиях. Одним из методов развития творческих способностей – осознанное увеличение восприимчивости всех органов чувств ко всему окружающему, а особенно ко многим «мелочам», на которые обычно человек не обращает внимания. Здесь же важна ещё и фантазия, развивая которую ребёнок обогащает себя новыми ощущениями, а значит и новой информацией, на основе которой формируется точка зрения, жизненная позиция. А это не что иное, как личностный рост. Помогая раскрыть творческие качества, научиться преодолевать стрессовые и конфликтные ситуации, эта программа оказывается актуальна не только для отдельной личности, но и для общества в целом.

    Задачи программы формируются следующим образом:

1.обучение навыкам общения;

2.активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

3.развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

4.развитие эстетических возможностей.

Сверхзадача заключается в том, чтобы гармонизировать отношение ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных конфликтов.

Актуальность программы

         - включенностью образовательного процесса школьного театра в процесс развития культурной динамики подростка, усвоения и освоения ценностей в соответствии с собственными целями, потребностями в такой форме деятельности, как  театральное мастерство;

        - включенностью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, методики коллективной творческой деятельности;

        - развитием способностей ребёнка к самостоятельному решению проблем в разных формах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта;

 

Этапы работы по методике пробуждения творческой активности. Учитывая особенности развития детей в ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» и опираясь на многочисленных авторов: С.Афанасьева, Г.Скурат, В.Мухину, Ю.Г.Тамберг и других, считаю, что одним из важных факторов, влияющим на процесс воспитания по формированию личности ребёнка,  играет творческое начало.

        Проанализировав состояние художественно-творческого потенциала детей группы, за 2011-2012 год, я пришла к выводу, что желание заниматься  творчеством  у детей есть. Но неуверенность в себе, комплексы, внутренняя неорганизованность, эмоциональная разбалансировка поведения, неумение преподнести себя зрителю мешает реализовать себя как творческую натуру.

         Взяв для исследования группу первых моих воспитанников, 18 человек, мною велись занятия, в которые внедрялись развивающие методики (беседы, дискуссии, разнообразные игры, психодраммы, пантомимы, этюды, творческие задания, упражнения, конкурсы, музыкальные и танцевальные элементы), формы и организационные подходы (физкультминутки, дыхательная и мимическая гимнастика, развитие мелкой моторики), которые позволили расширить круг положительных эмоций: радость, удивление, восхищение и т.п. и воспитать у детей пытливость, любознательность, критичность, активность, ответственность, умение преодолевать трудности, а порой и самого себя.   

                При наличии у детей  с интеллектуальной недостаточностью и психическими заболеваниями следующих нарушений:  отсутствие у них целостного образа действия; переноса способа действия;  увеличение срока развития восприятия и замедление его темпа; плохая координация движения; сложность и мозаичность двигательных нарушений и т.п. обучение этих детей навыкам трудный и длительный процесс. Дети не могут самостоятельно выйти из проблемной  ситуации, иногда даже не осознают её как проблемную и не реагируют на неуспех. Данные нарушения определяются специалистами как типичные, а нами – как существенные для театральной работы.

         Исходя из многочисленных особенностей детей, памятуя о том, что дефицит обнаруживает области актуального развития, выделим те, направления развития, в которых одновременно могут быть решены реабилитационные и творческие задачи. В данном случае это области:

                   Телесность – аффективность – социальность

         Аффективность в этой триаде занимает центральное место. Освоение своей аффективности – это вопрос жизненных перспектив ребёнка.

         Я считаю, что для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев характерна определённая эмоциональная сохранность. Именно она может стать фундаментом для театральной деятельности и его дальнейшего развития. В театральной работе возможно нахождение особого языка выражения чувств, что помогает ребёнку в дальнейшем интегрировать своё   поведение на этой основе.  С такой задачей, как правило, уже справляются дети  от полутора до трёх лет, а значит, её решение возможно и для детей с интеллектуальной недостаточностью.

         В театральной деятельности решение частных проблем развития – коррекция психических, двигательных функций, развитие речи и т. д. должно подчиняться более значимой реабилитационной цели: выработке рефлексивного типа поведения у ребёнка.

         Из чего складывается повседневная работа театральной студии? Выбор пьесы, анализ пьесы, работа с материальной частью спектакля, работа с художником, распределение ролей, работа с исполнителями в группе и индивидуально, показ спектакля. Следует учитывать, что особый театр  не может существовать сам по себе, так как он только способствует осмыслению жизни, но не может заменить её. Поэтому, я считаю, что театральную работу следует организовывать как целостный жизненный комплекс, например, совместно с работой мастерских, других образовательных программ и т.д.

         Работа с материальной частью спектакля осуществляется в ряде мастерских: столярного дела, классах швейного дела, арт-мастерской,  театрального костюма и др.  Все дети студии так или иначе принимают участие в создании материальной части спектакля (изготовление декораций, костюмов, реквизита и т.д.). С одной стороны такая работа является переключение с одного вида деятельности на другой – продуктивным отдыхом, а с другой стороны – позволяет продублировать жизнь героев в материальной культуре и таким образом ощутить спектакль как целое, пережить его в полном объёме.

         Работа с исполнителем. Её предпочтительно начинать с  коллективных форм (задание дается всей группе) и развивать в сторону поиска индивидуальных средств выразительности. Необходимо начинать с того, что получается у детей, создавать ситуации, в которых они могут пережить свою успешность. Важно выявлять, стимулировать и поддерживать собственную активность и интерес детей, и развивать их. Необходимо учитывать объективные ограничения возможностей, работать на будущее, создавать ситуации посильного напряжения, помогать детям расширять свои возможности и радоваться вместе с ними даже небольшим победам. Переживание успешности само по себе дает удивительные результаты, например, «истощаемы» дети становятся более выносливыми, изыскивают дополнительные психические и физические ресурсы.

         В театре очень важно помочь найти ребёнку своё место. Для кого-то актуальны главные роли, а для кого-то массовка (переживание себя частью коллектива).

              Работа с речью. Ребёнком с интеллектуальной недостаточностью речь часто воспринимается как эмоционально-ритмически организованное целое, поэтому большое значение приобретает слово, направленное к ребёнку. Речь педагога должна быть образной, ритмически организованной, наполненной чувствами, содержащими переживания текущего опыта.

          Учитывая возникновение и становление различных форм речевой активности в процессе их культурного и исторического развития, лучше начинать работу с игр, в которых речь слита с действием, затем следуют различные упражнения с жестовым подкреплением, использующие ритмизированную речь, распеваемую речь, диалоговую речь.

        

         Движение. Приходится отказываться от различных стандартов театрального движения, например, пантомимы бега, полёта, в пользу  адекватности детей и цельности создаваемого образа и искать доступные нашим актёрам средства выразительности.

         Дети плохо фиксируют пространственные мизансценические взаимодействия, поэтому следует избегать жесткого мизансценирования, а искать понятный детям акцент сцены, сохраняя её игровой импровизационный характер.

         Достигать пластики и точности с такими актёрами  очень сложно. Для того чтобы её добиться, можно использовать установочные образы.

         Работа с телом. В работе с телом можно достичь максимального реабилитационного и театрального эффекта. Работа с телом предполагает комплексы растяжек, тренинги по удержанию позы и др.  Создание живых картин может сделать эту работу понятнее и интереснее для детей (например, стоп-кадр, скульптура и др.) постижение пространства, например, в массовой сцене, - это построение пространственно-временной структуры. Именно такое действие способствует их (пространства и времени) представленности в сознании.

         Работа над ролью ведется посредствам тренингов с одной стороны, расширяющих возможности исполнителя, а с другой – нарабатывающих психологическую готовность к роли. В процессе импровизационных игровых заданий  в роль привносятся  индивидуальные акценты. Именно импровизационная свободная трактовка роли позволяет обнаруживать её нюансы (что «полезно» для роли), но также позволяет идти за ребёнком, ненавязчиво решать реабилитационные задачи (что полезно для ребёнка). Первоначально при выборе ролей  артисты «примеряют»  на себя все роли. Это необходимо для того, чтобы спектакль переживался всеми его участниками как целое, что особенно актуально для людей с проблемами интеллектуального и психического здоровья. Как правило, дети сами находят свою роль, если она имеет для них реабилитационную ценность.

         Так как у актёра с интеллектуальной недостаточностью имеются сложности в организации своего поведения, что особенно сказывается при продолжительной нагрузке, предпочтительнее выбирать для работы малые театральные формы. В противном случае необходимо ритмически членить действие на небольшие части: сцены, эпизоды, картины и т.д., чтобы к каждой из таких частей он мог приступать как к новому заданию.

 

Программа «Сказка – театр – дети» состоит  из 15 разделов

 

          Раздел 1  «Воображение – глаза души»  Эстетическое восприятие авторского текста – одна из основных способностей чтеца и актёра. Слушая или читая произведение, мы представляем картины действия, природу, образы героев. Почему? От чего это зависит?

          Во многом это зависит от воображения. Что такое воображение? Воображение – психический процесс, заключающийся в способности сознания перерабатывать, преобразовывать материал восприятий, впечатлений, создавать на их основе новые наглядные образы, мысли, идеи. С помощью специальных заданий, упражнений, игр, работы с образными выражениями, анализом разных впечатлений и представлений способствовать развитию воображения.

          Раздел 2  «Психогимнастика»  Занятия направлены на решение задач групповой коррекции: установлению контакта, снятие напряжения, формирование навыков передачи и получения обратной связи. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.

          Раздел 3  «Терапия движением»  Цель занятий – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, формирование навыков общения и социальных навыков, исследование чувств. Главная установка терапии движением – движения отражают черты личности.

          Раздел  4  «Сценическое перевоплощение»   Нам с детства знакомы игры в «школу», «семью», «магазин», «почту» и т.п., где дети серьёзно, правдиво (без вмешательства взрослых) играли свои роли. Менялся внешний вид, мимика, речь; маленькие дети превращались во взрослых, играя соответствующие роли.   Сценическое перевоплощение – это правдивое действие в сценических условиях в соответствии с логикой поведения, целями, намерениями изображаемого лица. Цель занятий -  научить ребёнка-актёра раскрыть идейную суть действия. Образа и своё отношение к нему, оставаясь самим собой, поставить себя в положение другого человека, точно, ярко, и правдиво выражать характер персонажа.

          Раздел 5  «Партнёрство в актёрской игре»   Детский театр, несомненно, отличается от профессионального, но он, как миниатюра школьной жизни, как миниатюра настоящего театра, базируется на основах, традициях и образцах художественного творчества и искусства. Театральное искусство предполагает коллективное творчество. В спектаклях у всех разные роли, но они объединены общей целью, общей идеей. Успех выступления зависит от успеха каждого актёра; это воспитывает ответственность, чувство коллективизма, умение подчинить свои интересы общему делу.

        Раздел 6  «Воздействие словом» Цель занятий – показать детям, что слово  это образ, это явление, что его можно увидеть. Нужно уметь воздействовать словом – так как это основная форма воздействия одного человека на другого или других. Овладение техникой воздействия и интонационной выразительностью речи проходит постоянно на каждом занятии в форме выполнения специальных упражнений, заданий и т.п.

          Раздел 7  «Сказкотерапия»  Занятия направлены на развитие творческих способностей, мышления, воображения и внимания ребёнка, расширения сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром, формирование адекватной самооценки. Сказку можно: анализировать, сочинить, рассказывать, рисовать, драматизировать.

          Раздел 8  «Через творчество к самосовершенствованию»  «Все виды искусства служат величайшему из искусств – искусству жизни на земле» (Б.Брехт). Задача занятий данного направления побуждать  детей через силу художественного образа в произведениях  думать, анализировать жизнь, стоить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей. без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого уважения к личности, к моральному влиянию коллектива.

          Развитию творческих способностей учащихся помогают специальные упражнения, задания, игры, конкурсы; словотворчество, импровизация,  театральная деятельность.

          Раздел 9  «Музыкотерапия»   Цель занятий – коррекция эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, в том числе при коммуникативных затруднениях. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для повышения их эффективности.

          Раздел 10  «Куклотерапия»   Занятия направлены на улучшение социальной адаптации, снятие страхов, тревоги, неуверенности, застенчивости. Предлагаемые задания и упражнения основываются на процессах иде5нтификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

          Раздел 11  «Проективный рисунок»  Использование рисования направлено на снятие у ребёнка психического напряжения, стрессовых состояний. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

          Раздел 12  «Театроведение»   Занятия направлены на развитие у ребёнка речевого дыхания и правильной артикуляции, произвольного реагирования на музыкальный  сигнал, развития умения пользоваться жестами и двигаться, развития

интереса к сценическому искусству. Включает в себя театральные игры, ритмопластику, культуру и технику речи, основы театральной культуры.

          Раздел 13  « Эмоции и жизненные силы»  Наша жизнь немыслима без эмоций и без чувств. Эмоции – форма непосредственного психического отражения объектов, явлений, ситуаций: насколько они удовлетворяют наши потребности. Любая новая ситуация, информация, которая способствует удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции, а все что этому препятствует – отрицательные. В эмоциях человека своеобразно выражается отношение к условиям и задачам его деятельности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности и нежелательности, полезности и вредности.

          Необходимо на занятиях внушить ребятам, что эмоции тесно связаны с жизненными силами человека. По своей природе отрицательные эмоции направлены против выживания, тогда как положительные помогают выживанию.

          Раздел 14  «День за днём в стране фантазий»  Цель занятий развивать воображение и творчество, как движущие силы человеческого существовании. Роль фантазии  в творческом процессе переоценить трудно. Любой человек, кем бы он ни был, всеми своими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьёзной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии.       

          Раздел 15  «Игромания»  

                            Все лучшее, что делается с нами

                            Весенней созидательной порой,

                            Творится не тяжелыми трудами,

                            А лёгкою искрящейся игрой.

          В дошкольном возрасте игре, как само собой разумеющееся,  придают все педагоги большое значение. Подросток же чаще слышит: «Ты должен учиться, не играть!» Но ведь подростковый возраст – это переход из детства во взрослость. Символически происходит умирание ребенка и рождение взрослого.  Это тяжело. Что как не игра, научит его быть взрослым. Игра в этом возрасте очень важна – она показывает модели взрослого поведения, помогает осознать себя и ответить на волнующие вопросы, способствует адаптации и социализации.

         В результатах использования коррекционно-развивающих, Арт-терапевтических, художественно-творческих технологий было установлено изменение отношения детей к себе, окружающим, к жизни и миру. Это говорит о высокой личностной значимости саморазвития, о понимании роли активности в процессе осознания самого себя и дальнейшего самосовершенствования. Снизилось психо-эмоциональное напряжение и увеличился процент увлеченных творческой работой детей (если 2011-2012г   – 42% от общего числа воспитанников; то 2013-2014г – 98%). Из приведенных диаграмм видно, что творческий потенциал увеличился на 19%,  развитие фантазии, интуиции, владение своими эмоциями так же улучшились в своих показателях.

3.  Для подтверждения поставленной гипотезы, использовала следующие диагностические методы и методики:

- Исследование адаптации воспитанников, методом Люшера.

   (Приложение № 7)

-  Метод систематического наблюдения. (Приложение № 8).

- Методика «Социометрия»  или с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет?

   Дж. Морено. (Приложение №12)

-  Методика «Картинки» (оценка зрительной памяти – кратковременной

    и   долговременной).  (Приложение №13).

- Методика тестирования. (Приложение №14)

 

 

Вывод:       

         Таким образом, систематическое использование разнообразных форм и методов коррекционно-развивающих Арт-терапевтических технологий, целенаправленной, систематической работы на воспитательных занятиях способствовали положительной динамике роста значительного творческого потенциала, самооценки, чувства ответственности, коллективизма и коммуникативности в общении, самоудовлетворения от чувства личной значимости,   от своего вклада в общее творческое дело, а так же уровень воспитанности, сформированности житейских навыков, снижения конфликтности и агрессивности, а в целом  подготовки ребят к жизни в социуме и духовного их развития.

Литература:

 

1.  Афанасьев С., Коморин Т. Триста творческих советов. М., 1997.

 

2.  Кан-Калик В.А., Никандров Н. Педагогическое творчество. М., 1990.

 

3.  Рубина Ю.И. Завадская Т.Ф.,  Театральная самодеятельность школьников,

     М.: Просвещение, 1983.

 

4.  Толстых А.В. Познай себя. Искусство понимать искусство.

      М.,Педагогика, 1990.

 

5.  Энциклопедия популярных психологических тестов, М., Аркадия, 1997.

 

6.  Ермолаева М.Е. Практическая психология детского творчества. М., 2001.

 

7.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль:

     Академия развития, 1997.

 

8.   Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

 

9.  Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб., 2002.

 

10. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М., 2001.

 

11. Зябликова А. Живые куклы: атмосфера создания кукольного

      представления. Детская литература. 1999.

 

12. Мухина В.   Дети и куклы: таинство взаимодействия.

       Народное образование. 1997.

 

13. СоломоникИ.Н.  Куклы выходят на сцену. М: Просвещение, 1993.

 

14.  Чистякова М.И.  Психогимнастика. М: Просвещение; Владос, 1995.

 

15.  Гиппиус С.В.   Гимнастика чувства.  Л. 1966.

 

16.  Марков П.А.  О театре. Из истории русского и советского театра. М.,

       Искусство. 1974.

 

 


 

Исследование возможностей влияния методов

Исследование возможностей влияния методов

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении особенностей духовной и творческой сферы у детей, проблемы её развития и воспитания

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении особенностей духовной и творческой сферы у детей, проблемы её развития и воспитания

Изучение личностных особенностей воспитанников

Изучение личностных особенностей воспитанников

Меры педагогического воздействия : эти дети нуждаются в работе с логопедом, в занятиях ритмикой

Меры педагогического воздействия : эти дети нуждаются в работе с логопедом, в занятиях ритмикой

Индивидуальная работа : проверять слова и поступки т

Индивидуальная работа : проверять слова и поступки т

Эта программа рассчитана на возраст учащихся от 10 до 16 дет

Эта программа рассчитана на возраст учащихся от 10 до 16 дет

Сверхзадача з аключается в том, чтобы гармонизировать отношение ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных конфликтов

Сверхзадача з аключается в том, чтобы гармонизировать отношение ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных конфликтов

Дети не могут самостоятельно выйти из проблемной ситуации, иногда даже не осознают её как проблемную и не реагируют на неуспех

Дети не могут самостоятельно выйти из проблемной ситуации, иногда даже не осознают её как проблемную и не реагируют на неуспех

С одной стороны такая работа является переключение с одного вида деятельности на другой – продуктивным отдыхом, а с другой стороны – позволяет продублировать жизнь героев…

С одной стороны такая работа является переключение с одного вида деятельности на другой – продуктивным отдыхом, а с другой стороны – позволяет продублировать жизнь героев…

Достигать пластики и точности с такими актёрами очень сложно

Достигать пластики и точности с такими актёрами очень сложно

С помощью специальных заданий, упражнений, игр, работы с образными выражениями, анализом разных впечатлений и представлений способствовать развитию воображения

С помощью специальных заданий, упражнений, игр, работы с образными выражениями, анализом разных впечатлений и представлений способствовать развитию воображения

Овладение техникой воздействия и интонационной выразительностью речи проходит постоянно на каждом занятии в форме выполнения специальных упражнений, заданий и т

Овладение техникой воздействия и интонационной выразительностью речи проходит постоянно на каждом занятии в форме выполнения специальных упражнений, заданий и т

Раздел 12 «Театроведение»

Раздел 12 «Театроведение»

Символически происходит умирание ребенка и рождение взрослого

Символически происходит умирание ребенка и рождение взрослого

Литература: 1. Афанасьев

Литература: 1. Афанасьев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020