Введение
«Сильнее бурь, сильнее всякой воли
любовь к своим овинам у жнивья,
любовь к тебе, изба в лазурном поле»
Н.Рубцов
Актуальность исследования
Понятие «Русский Север» формируется в XIX-
начале XX веков, когда в науке и
искусстве осуществляется его «открытие». Русский Север начинает восприниматься
не только в качестве географического понятия, но и как место развития
самобытной модификации русской культуры и особое культурное пространство.
Окраинное положение северных земель стало фактором консервации традиционной
культуры русского народа, позволившим сохранить многие черты ее самобытности.
На Русском Севере на протяжении столетий (вплоть до начала XX
века) сохранялись исконные пласты русского языка, живая этнокультурная
самобытность, иконопись и деревянное зодчество, общий традиционный уклад жизни.
Обращение к традиционной культурной жизни русского народа является сегодня
остро актуальным. Северорусская культура представляет особый интерес, потому
что до настоящего времени сохранила традиции русского уклада жизни.
Статус дома в культуре Русского Севера был чрезвычайно высок. В условиях
Севера жилище являлось одним из главных способов освоения природной среды. В
стенах дома протекала повседневная жизнь крестьянской семьи, осуществлялись
процессы социализации, усвоения и сохранения традиций, связи поколений Севера.
Предмет исследования: дом в традиционной культуре Русского Севера
Цель работы:
· провести комплексный анализ элементов крестьянского дома как феномен культуры Русского Севера
· показать декоративно-художественное оформление изб Поважья.
Задачи работы:
· определить функции крестьянского дома в социокультурном пространстве Русского Севера;
· проследить эволюцию типов северного крестьянского жилища;
· раскрыть обрядово-ритуальную семантику и символику декоративного убранства северного крестьянского дома.
· найти истоки мастерства декоративно-художественного творчества ;
· познакомиться с мастерами данного ремесла
Гипотеза исследования:
Крестьянский дом может быть представлен как одна из фундаментальных констант культуры Русского Севера, воплотившая особенности коллективной и индивидуальной северорусской ментальности
Крестьянский дом-один из наиболее знаковых и символически сложных элементов традиционной культуры. Русский Север в географическом аспекте – понятие достаточно условное. Его границы определяются не столько современными административными границами областей, сколько ареалом распространения северо-русской культуры, самобытность которой определена как близостью промысловых торговых побережий, так и элементами культур народов – аборигенов края.
Глава I
1.1Архитектура Севера, как часть общерусской культуры
Первые славянские поселенцы, выходцы из Новгорода Великого, а позднее из Твери, Ростова Великого и Москвы, появились здесь, видимо , не ранее XI – XIIвеков. Они застали финно-угорские и саамские племена, не имевшие четких признаков государственности. Славяне безбоязненно располагались рядом с их поселениями, неся в этот край культуру, приобщая коренное население к новым ремесленным и строительным навыкам. Столетия совместной жизни сказались на историческом развитии народов Севера: произошел процесс взаимного обмена, обогащения техническими и культурными ценностями.
1.2 Дом в социокультурном пространстве Русского Севера
Объем и планировка жилого дома определялись социально-имущественным статусом владельца, умением строителя, которым в большинстве случаев был сам хозяин, однако тип постройки был все же единым. В экстремальных условиях жизни северян постепенно сложился местный «классический» вариант крестьянского дома, не встречающихся в центральных областях страны, и значительно более совершенный. Здесь Сложный бытовой комплекс прекрасно продуман до мельчайших подробностей и приспособлен к суровым местным условиям.
Для внешнего оформления дома использовалась резьба, а позднее роспись по дереву. Коньковый брус кровли – «охлупень» , всегда заканчивался скульптурным изображением стилизованной конской или птичьей головы. Эти элементы имели не только художественный смысл, в них просматривается отложившаяся в народной памяти языческая символика «оберегов».
1.3 Северная изба – разновидность русского народного жилища.
В основе жилого дома был сруб, сложенный из
горизонтальных рядов бревен-венцов, связанных по углам врубками с остатком, он
ставился на камни-валуны или деревянные коротышки. Так, в развитии клети из
четырех стен, избы-четырехстенки , возникли избы- пятистенки с третьей
поперечной стеной и шестистенки с двумя дополнительными поперечными стенами.
В планировке крестьянского дома, как правило, четко различаются три
составные части: жилые помещения, сени и двор.
Наиболее распространенным типом дома является дом «брусом» , когда под
одной симметричной кровлей по продольной оси располагаются все составные части
дома, включая помещения для скота. Этот тип не является преобладающим лишь для
Поморья, где нередко строились дома без развитых хозяйственных помещений.
Суровый северный климат с частыми морозами , снегами и ветрами заставлял
строить прочно, на многие годы.
Глава II
2.1 Крестьянский дом в строительной культуре Русского Севера
Очень интересна и логична по конструкции кровля
северных жилищ, так называемая самцовая. Она выполнялась на
слегах – тонких бревнах, горизонтально врубаемых во фронтон. В слеги
перпендикулярно им врубались курицы – заготовленные с корнем молодые елки, своего
рода крюки, свисавшие над боковыми стенами и поддерживающие водотечники –
бревна с выдолбленными желобами для стока дождевой воды с кровли. Концы куриц и
водотечников обрабатывались резьбой.
Стык тесин наверху накрывался выдолбленным снизу бревном – охлупнем, или
шоломом, также с декоративной обработкой корневища, венчающего фронтом избы.
Торцы слег,для защиты от воздействия влаги закрывались фигурными досками –
причелинами. На стыке причелин навешивались вертикальные доски со сквозной
резьбой – ветреницы, или кисти.
На выпусках нижних бревен вспомогательных стен устраивались богато украшенные
балконы – «выходы», иногда и с чисто декоративными целями.
Обработка архитектурных деталей характерна предельной сдержанностью. Простота и
строгость становится понятной, если принять во внимание, что все работы по
возведению и отделке зданий выполнялись одним топором. Топор в руках северного
зодчего – древодела превращался в совершенный инструмент.
Для Каргопольского района и Прионежья наиболее
характерной является изба-четырехстенка, чаще всего с четырьмя окнами по
главному фасаду. Избы имеют высокие подклети, используемые обычно для
хозяйственных целей, или иногда, приспосабливаемые для жилых помещений.
В среднем течении Двины в XIXв.
получили большое распространение двухэтажные, или, как здесь называли,
«двужильные» дома, переход к строительству которых был подготовлен высокими
подклетами. Такие дома осваивались постепенно, на протяжении 15-30 лет. Сначала
жили в одной части дома, а по мере увеличения семьи, отделывались остальные
помещения, прорубались окна, настилались полы, потолки, чисто обрабатывались
стены.
Велико при этом было и образно – символическое значение декора. Так, главный
фасад крестьянской избы представлял собою лицо дома. Любопытно, что названия,
данные народом отдельным элементам фасада и деталям декоративного убранства, в
полной мере отражают это его предназначение. Например, сравнение фронтона дома
с «челом» породило такие названия, как «причелины» - резные доски, прикрывающие
концы слег по краю крыши при самцовой конструкции или «лобовая доска» ( иначе
«платок») – элемент, отмечающий переход от бревенчатого сруба к дощатому
фронтону при стропильной конструкции. Украшения, расположенные над оконными
проемами, были названы «очельями».
Окна, через которые осуществлялась зрительная связь внутреннего
пространства избы с внешним миром, трактовались как «очи» дома. Да и само слово
«окно» происходит от старинного «око». В декоре домов можно встретить
знаки-обереги.
2.3 Расписные дома Русского Севера. Поважье. (Один из примеров: дом Горбунова И.В., д. Петрегино)
До недавнего времени господствовало убеждение, что на
Русском Севере живописное убранство жилых домой было мало распространено. Такое
мнение – результат слабой изученности домовой росписи, образцов которой с
каждым годом становится все меньше.
Огромное количество расписных домов, принадлежавших, как правило, богатым
крестьянам, было уничтожено в годы коллективизации и в последующее время. Если
же ограничиться нынешней территорией Архангельской области, то, основываясь на
стилистическом своеобразии росписей, предварительно там можно выделить
следующее относительно обособленные районы, лишь условно называемые школами:
северодвинский, пинежско-мезенский, каргопольско-поонежский и важский. Из них с
почти исчерпывающей полнотой была изучена только последняя школа,
представленная в конце 2003-начале 2004 г. г. на выставке в Архангельске
«Крестьянская живопись Поважья».
Мне бы хотелось обратить внимание на росписи Поважья. Более четверти века назад
экспедициям Центрального совета ВООПИК под руководством З. Я. Швагер
(1901-1978) в 1969-1974 годах, а затем силами Вельского и Шенкурского
краеведческих музеев в 1981-1983 годах на территории удалось выявить более 50
домов, в которых в той или иной степени сохранились экстерьерные и интерьерные
росписи.
Прежде всего кратко охарактеризую сами расписные дома на Ваге – левом притоке
Северной Двины. Все они были пятистенками, топившимися по-белому, -
одноэтажными на высоких подклетах или двухэтажными.
Во второй половине XIX века, как
отмечали П.С. Ефименко, М.Б. Едемский и П.С. Воронов, на Ваге стало обычным
делом трехчастное разделение дома на «перед» - летнее жилье, где чаще всего и
встречаются росписи, «середку» кровли дома под влиянием архитектуры классицизма
начинает напоминать фронтон, появляются слуховые оконца, карниз, фиксирующий
границу собственно сруба и фронтона, под скатами – плашечки – подобие
сухариков. Балконы часто представляли собой подобия четырехколонных портиков со
своим фронтоном, прорезанным одной или изредка тремя арками.
Так называемый крестьянский ампир и пропильная резьба в Поважье, наибольшее
распространение получили вдоль самых оживленных трактов – Архангельского,
связавшего центр губернии с Вологдой , а через нее и с Москвой, и Пуйского,
ведшего к Каргополю, а затем к Петербургу. Эти дороги и стали основными путями
проникновения городских влияний.
В углах фронтонов или на подбалконной подшивке часто изображали льва, в
древности имевшего охранительный смысл, и единорога – одного из символов
Христа.
В Поважье сложилось два основных (но не единственных!) направления домовых
росписей. Первое – ориентированное на классицизм, к середине XIX
века уже сошедший со столичной сцены, и второе, набравшее силу лишь к концу
столетия и связанное по преимуществу с творчеством мастеров отходников, главным
образом костромичей.
2.4 Живописный декор дома Бураковой в селе Долматове.
Вопрос о времени возникновения домовой росписи
Поважья, ее истоках и о взаимодействии с прялочной остается почти неизученным,
хотя искусствоведом М. И. Мильчуком было высказано предположение, что
живописная декорация домов на Ваге появилась не ранее середины XIX
века. Однако крайне незначительное число дошедших до нашего времени такого рода
памятников, их плохая сохранность, отсутствие сведений о времени из создания и
происхождении авторов делает решение поставленной задачи в полном объеме уже
невозможным. И тем не менее все же целесообразно попытаться найти ответ хотя бы
в плане гипотетическом.
Для этого необходимо проанализировать фасадную роспись дома А.Ф. Бураковой в с.
Долматове Вельского района, по некоторой информации, самую старую из всех
изученных в 1970-1980-х гг. Это большой дом-комплекс ( в конце 1960-х гг. были
разобраны хозяйственный двор и зимняя изба), оснащенный главным фасадом к
Пуйскому тракту. Жилая часть постройки представляет собой одноэтажный
пятистенок на высоком подклете с семью окнами. В центре фронтона –
дугоообразный в плане балкон с портиком.
Как рассказывала в 1970-х гг. хозяйка дома А.Ф. Буракова – правнучка его
строителя Василия Ивановича Суетина (1804 – после 1851), ее прадед был богатым
извозопромышленником, вместе с сыном «держал извоз», отправляя в некоторые годы
в столицу до 25 парных подвод с разными товарами. Примерно в 1850 г. В.И.
Суетин купил себе дом в соседней деревне Бьяково и перевез его сюда, в село,
стоящее у перекрестка Пуйского и Московско-Архангельского трактов. Можно
полагать, что тогда же или вскоре дом был расписан. В середине XIXвека,
когда селение состояло главным образом из низких курных изб, он был, без
сомнения, самой видной постройкой.
Главное украшение дома – балкон с арочным портиком, в котором колонки
поставлены так, что они вторят его дугообразному основанию. Оно акцентировано
трехслойной пропильной резьбой, продолжающейся в обе стороны и отделяющей
фронтон от сруба.
Живописный декор фронтона не имеет прямых аналогов: тут нет травного орнамента,
столь характерного для почерка Петровских, о которых я упомяну позже. Большая
часть его плоскости покрашена в темно-зеленый цвет, и лишь на краях появляется
изобразительный мотив – небольшая плетеная корзина с тщательно выписанными
садовыми цветами и декоративными травами, скомпонованными строго симметрично.
По бокам от балкона – расположенные обособленно шестилепестковые розетки. В
простенках между окнами светелки-вышки написана фигура человека, держащего над
головой вазу на широкой ножке с пышным цветочным букетом, подобным тому, что
изображены по краям фронтона.
На подшивке балкона в 1970-х гг. еще можно было заметить остатки сложной
композиции: в центре ваза с такими же цветами, какие изображены выше; по бокам
- в позе предстояния два льва с приоткрытыми пастями; под ними – роща, слева
от нее – в другом масштабе – дом.
Правая сторона росписи уже тогда была утрачена, но жители села вспоминали, что
там была изображена церковь с колокольней, перед которой шло стадо коров,
погоняемое пастухом. Вазон же помещен так высоко, что львы мордами касались
лишь его основания. С пейзажем эта часть подбалконной росписи никак не связана.
Здесь налицо отсутствие каких-либо связей с традицией и приемами известных нам
домовых росписей. Это обстоятельство, а также наивная «реалистичность» пейзажа,
возможно, явились причиной того, что эта роспись, не отвечавшая местным вкусам,
нигде не была повторена.
Живопись в интерьере закрашена около полувека назад. А.Ф. Буракова
рассказывала, что потолок в горнице был светло-желтым , а его центр украшали
«цветы и птицы», которые повторялись в углах. В избе же потолок был синий ( или
черный) «со звездами». На двери и заборке были цветы, похожие на те, что
украшали потолок горницы.
Как уже отмечалось, роспись долматовского дома не находит прямых аналогов в
округе. Приглушенная колористическая гамма, мотивы, характерные для росписей
классицизма( вазоны, кариатиды, симметричные букеты и т. п.), явное неумение
найти верный масштаб композиции, в результате чего ее элементы несколько
теряются на плоскости фронтона, - все это позволяет утверждать, что здесь
работал мастер, прошедший выучку в городе, возможно, в среде комнатных
живописцев и потому не справившийся с экстерьерной росписью.
Связи строителя дома с Петербургом, Архангельском, и Вологдой были столь
тесными, что предположение о приглашении оттуда мастеров представляется
вероятным. Возможно, также, что мастера были приглашены из Костромы.
2.5.Семья Петровских
Семье потомственных живописцев Петровских из деревни
Чурковской Воскресенского сельского общества Благовещенской волости Шенкурского
уезда Архангельской губернии и дому, «родовому гнезду» семейства, названному
«Алешкиным домом», посвящен ряд публикаций исследователя народной культуры,
кандидата искусствоведения М. И. Мильчика.
Статья «Алешкин дом», явившаяся результатом многолетней и кропотливой работы
ученого в архивах и экспедициях, представляет генеалогию семьи Петровских,
историю их дома, описание и анализ росписей этого удивительного памятника.
Итогом экспедиционных обследований и изучения домовых росписей стал каталог
домов с росписями, выполненными представителями трех поколений семьи Петровских.
Творчество мастеров из семьи Петровских, в той или иной степени, затрагивается
во всех публикациях М.И. Мильчика, связанных с домовыми росписями Поважья.
Исследуя историю Алешкиного дома и его обитателей, М. И. Мильчик опирался на
рассказы членов семьи Петровских – Марии Михайловны Петровской, урожденной
Холзаковой ( 1905 – 1983), и Павла Моисеевича Булатова(1894-1974), а также
других старожилов Чурковской и соседних деревень. При составлении генеалогии
семьи ученый использовал архивные источники: духовные росписи, метрические
книги и материалы переписи населения 1912 года.
Документы второй половины XIX
века фиксируют наличие иконописцев, живописцев и достаточно большое количество
маляров, работавших в разных волостях Шенкурского уезда. В Воскресенском
сельском обществе, куда относилась деревня Чурковская, в 1866 году числился
всего один человек, занимавшийся «живописанием и малярством» с годовым
доходом 40 рублей. Это – Прокопий Федорович Попов из деревни Юхневской.
Прежде всего, следует уточнить, кого называли малярами и чем они занимались.
Необходимо отметить, что в разные периоды времени само понятие «маляр» меняло
оттенки своего значения. Слово «маляр»( старое написание-моляр) происходит от
немецкого «Mahler» , что означает
живописец, впервые было употреблено в русском языке в 1665 году. В XVII
веке малярами называли мастеров, расписывавших что-либо красками, живописцев.
Понятия маляр и живописец в ту пору тождественны, означали один уровень
мастерства.
Во второй половине XIX века толкование
слова «маляр» было уже несколько иным . В знаменитом словаре Владимира Даля
читаем : «Маляр – слово иностранного происхождения – см. «малевщик». Малевщик –ремесленный
живописец, особенно по раскраске по готовому, колеровщик, занимавшийся
размалевкой черных картин. Маляр – грубый, простой живописец, малевальный
мастер, ремесленник, занимающийся окраской и размалевкой комнат, повозок».
По материалам переписи населения 1912 года –приписанных к дому Петровских
числится 15 человек. Трое из них – Алексей Алексеевич с женой и сыном Василием,
которому минуло 20 лет, - продолжают жить в Санкт-Петербурге. Домохозяином в
этот период был внук Алексея Ивановича, сын Никифора, - Петр Никифорович
Петровский. Ему в 1912 году было 39 лет. Петр Никифорович занимался малярным делом
и валянием обуви, получая от этого доход около 40 рублей в год. В родовом доме
Петровских проживали : семья Петра Никифоровича – жена и пятеро детей, сестра
Петра Никифоровича – Анна, тетка Пелагея с дочерью и два сынадяди Петра
Никифоровича – Василия Алексеевича, - девятнадцатилетний Федор и
шестнадцатилетний Иван, занимавшиеся портновским ремеслом и имевшие доход около
25 рублей в год.
Интерес к домовой живописи в начале XX века стал гаснуть, большую конкуренцию
Петровским составляли отхожие костромские маляры. Последний из этой семьи, кто
занимался росписью, был Петр Никифорович Петровский.
Между тем за 10 лет было выявлено более 50 домов, в той или иной степени
сохранивших росписи (около половины из них уже не существует), исполненные
прежде всего мастерами семьи Петровских, а также костромскими отходниками и,
наконец, местными «малярами», подражавшими то тем, то другим.
К тому же очень хотелось попытаться распутать таинственный клубок: кто были
владельцы расписных домов, откуда «маляры»,каковы истоки этой, относительно
поздней, традиции? Явно просматривались близкие друг к другу по почерку группы
росписей. Как они были связаны с широко распространенной в этих краях особой
прялочной живописью? Вот лишь некоторые вопросы, на которые не только не было
ответа, но которые еще недавно ни у кого и не возникали. Роспись, как правило,
размещалась на нем, на плоскости фронтона, подшивке балкона и свесов (выносов)
кровли, наконец, на наличниках и ставнях.
Дом потомственных маляров в Чурковской отразил стремление повысить
репрезентативность родового гнезда, сделать его своеобразной выставкой
семейного мастерства, соединившей в себе традиции крестьянского и городского
полупрофессионального искусства. Он же, являясь своего рода эталоном, помог
выявить 16 домов, расписанных Петровскими, которые на протяжении почти полувека
являлись чуть ли не законодателями художественных вкусов сельского населения
всей округи.
Творчество мастеров Алёшкиного дома отличалось сложной и подчас противоречивой
природой. В нем широко использовались мотивы классицистического декора,
примитивной портретной живописи, которые были широко распространены у
«комнатных живописцев», традиционного народного искусства и иконописных
приемов. К великому сожалению, сам дом, являющийся своего рода эталонным для
целого направления в монументальной росписи Поважья, находится в аварийном
состоянии. Он и еще несколько домов, расписанных Петровскими, представляют
собой редкие образцы декоративно-монументальной живописи второй половины XIX–XX
века, родственные тому искусству «комнатных живописцев», которое в российских
городах исчезло полностью.
Заключение:
В XVII-XIX веках на Русском Севере сформировалась высокая строительная культура, технические и художественные способы обработки дерева. Строительные традиции в крестьянском домостроительстве достигли своего расцвета к середине XIX века. Именно к этому времени сложился тип северного дома с характерным архитектурно-конструктивным и планировочным решением, декоративным убранством. Народные мастера тонко учитывали и отражали в архитектуре жилища особенности природного окружения и планировку северных деревень. При общности типовых архитектурно-композиционных приемов каждая изба несла печать индивидуальности и отражала внутренний мир ее владельцев.
Список литературы:
1. Мильчик М. И. «Эволюция крестьянского жилища в конце XVII – XIXвв. как предпосылка возникновения домовых росписей на Ваге // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера». Межвуз. сб. Петрозаводск, 1988. С. 102.
2. Мильчик М. И «Дома с росписью мастеров Петровских в Поважье // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера». Межвуз. сб. Петрозаводск, 1991. С. 90
3. ГААО. Ф. 29. Оп. 29. Д. 313. Духовная роспись Шенкурского уезда за 1841 г. Л. 492; Там же. Д. 318. Л. 232; Там же. Оп. 28.
4. «Важский край. Источниковедение, история, культура»
Приложение 1
Дом И.В. Горбунова. 1886 г. Роспись левой стороны фронтона: портрет хозяина, корова и корзина. Фото М.И. Мильчика.1974 г.
Приложение 2
Дом Бураковой Анны Федоровны (село Долматово)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.