Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования Республики Крым
«Малая академия наук «Искатель»
Направление: человек и природа
ПРОРАЩИВАНИЕ СЕМЯН ФАСОЛИ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ
Работу выполнила:
Дорошенко Виолетта Руслановна,
ученица 4-Д класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения учебно-воспитательного комплекса «Школьная академия» города Бахчисарай Республики Крым
Научный руководитель:
Маленко Светлана Леонидовна,
учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения учебно-воспитательного комплекса «Школьная академия» города Бахчисарай Республики Крым
г. Бахчисарай – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 4
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
ВЫВОДЫ... 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 11
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
На уроках Окружающий мир мы изучали тему « Как живут растения?».
Выяснили, что растения живые, так как они рождаются, растут, дают плоды, умирают и для этого им необходимы: вода, пища, тепло и свет.
Мы с моей учительницей, Светланой Леонидовной, решили провести дома опыт по проращиванию фасоли в разных почвах и с разными условиями освещения, чтобы посмотреть результаты этого эксперимента и составить отчет. Эксперимент проводился в три этапа. Первой была высажена цветная фасоль, эксперимент с ней проводился с 18 июня по 25 августа 2021 . Второй была высажена цветная фасоль, которая была куплена позже, наблюдения за ней проводились с 13 по 20 сентября. В третьем этапе проводились наблюдения за белой фасолью – с 20 сентября 2021 по 25 января 2022.
Цель работы: определить, как различные условия окружающей среды, влияют на прорастание и рост фасоли.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу о роли фотосинтеза в развитии растений.
2. Приобрести семена фасоли, прорастить и вырастить в разных условиях.
3. Приготовить три вида почвы: земля универсальная для цветов (горшок №1), почва огородная (горшок № 2), почва глинистая (горшок № 3).
4. Посадить семена и провести наблюдения за их ростом.
Использованы следующие методы исследования: анализ и наблюдение за ростом растений, изучение литературы, проведение опыта, фотографирование.
Актуальность данной работы является необходимость учитывать природные условия для проращивания семян и выращивание растений.
Объект исследований – семена фасоли.
Предмет исследований – рост и развитие растения в различных условиях окружающей среды.
Гипотеза – изменение условий освещенности, полива и температуры может существенно повлиять на рост и развитие семян.
Сведения о фасоли.
Фасоль «рис. 1.1» – типовой род семейства Бобовые, объединяющие 97 видов в более теплых областях обоих полушарий. Разводят из-за плодов и семян – а некоторые виды также из-за цветков (под названием «турецких бобов»). Археологи находили в Перу и Мексике семена фасоли, которые свидетельствуют о том, что ее культивировали за 5000 лет до нашей эры. После экспедиции Христофора Колумба в 15 веке, фасоль начали разводить в Европе, Африке и Азии.
Плоды бобовых растений называют бобами. Боб состоит из двух створок, между которыми лежат семена. Мы называем эти плоды стручками. У одних растений бобы маленькие – 1-2 мм, у других - более 1 мм.
Фасоль – ценный пищевой продукт. Среди бобовых она по популярности занимает второе место после сои.
По составу белки фасоли близки к белкам мяса. В рационе многих южных народов фасоль занимает важнейшее место.
Известно много целебных и лечебных свойств этого продукта. Так издавна считается, что красная фасоль помогает улучшить пищеварение и способствует укреплению иммунитета, белые сорта фасоли богаты кальцием и положительно влияют на укрепление костей и зубов, в фиолетовой фасоли содержится большое количество витаминов. Еще есть необычный и редкий вид фасоли, которую едят сырой, по вкусу она напоминает арахис с семечками, она так же очень полезна для пищеварения.
Рис.
1.1 Фасоль
1. Этап первый
18 июня мы начали проводить опыт по проращиванию фасоли в разных почвах и с разными условиями освещения, чтобы посмотреть результаты этого эксперимента и составить отчет.
На блюдце с салфеткой, смоченной водой были выложены для проращивания семена при хорошей освещенности на балконе. Семена проросли. После были оставлены без полива и погибли. Семена с ростками сморщились и засохли.
21 июня на два блюдца были выложены для проращивания семена цветной фасоли «рис. 2.1». Салфетки были увлажнены с помощью опрыскивателя. Первое блюдце было выставлено на балкон, где хорошее освещение и тепло. А второе блюдце оставлено на кухне, где была слабая освещенность. На блюдцах салфетки периодически увлажнялись водой для того, чтобы питательные вещества и семена фасоли могли прорасти.
Рис. 2.1 Подготовка семян фасоли
22 июня - под воздействием влаги семена сморщились. Коричневый пигмент окрасил салфетку. На одном и семян в хорошо освещенном блюдце проклюнулся росток.
23 июня подготовили шесть горшков с разной почвой «рис. 2.2». В горшке под номером один находилась покупная земля для домашних цветов, в горше под номером два – огородная почва, в горшке три – глинистая почва. Горшки, которые будут стоять на солнце, отметили белым, а которые будут стоять в тени – красным.
Рис. 2.2 Подготовка горшков к посадке фасоли
На четвертый день, в хорошо освещенном блюдце, проклюнулись все семена, а в блюдце, которое находилось в тени только, два семени «рис. 2.3».
|
|
Рис. 2.3 Прорастание фасоли от разных условиях освещённости
На пятый день семена были высажены в горшки и размещены на свету и в тени «рис. 2.4». У не высаженных семян, оставшихся в блюдце, появился коричневый корень. На десятый день проклюнулись семена в горшках под номером один. Во всех горшках на двенадцатый день проклюнулись ростки. Из-за нехватки света в горшках в тени стебли начали вытягиваться, и листья были меньше по размеру, чем на растениях, находящихся на свету. В горшках на балконе ростки были меньше, а листья – крупнее.
Рис. 2.4 Размещение высаженных семян в разные условия освещения
На 21 день у растений добавились листья, растения находящиеся в тени значительно вытянулись «рис. 2.5».
Рис. 2.5 Измерения длин растений
На 27 день растения, находящие в тени погибли из-за нехватки света и перелива. 09 августа на первом образце, находящемся на свету, появились цветы «рис. 2.6».
Рис. 2.6 Цветение фасоли
19 числа на фасоли из второго горшка появились цветы. Из-за сильной жары листья у растений покрылись белым налетом «рис. 2.7».
Рис. 2.7 Белый на лёт на листьях фасоли
25 августа из-за сильной жары (+ 35°С) все растения погибли.
В результате наблюдения за пророщенными семенами фасоли были выявлено, что для благоприятного роста и развития необходимы умеренный полив и температура, хорошая освещенность. Из-за низкой освещенности растения, находящиеся в тени, сильно вытягивались, имели слаборазвитые листья и бледную окраску. Из-за жары и перелива погибли, так и не дав плодов. Растения, находящиеся в хорошо освещенном помещении имели более крепкий стебель и крупную ярко-зеленую листву.
2. Этап второй
Были приобретены новые семена цветной фасоли «рис. 2.8». 13 по 20 сентября они находились на проращивании, но, к сожалению, взошел только один росток. Очевидно, фасоль в магазине была термически обработанная, для лучшего дальнейшего хранения, поэтому получить материал для дальнейшего проращивания не получилось.
Рис. 2.8 Подготовка к посадке новых семян фасоли
3. Этап третий
Этап третий начался с покупки белой фасоли. Она также была разложена на блюдце для проращивания 20 сентября. Температура уже была более благоприятной днем - не более 25 градусов, а вечером опускалась до 20. Все семена на блюдце проросли 26 сентября «рис. 2.9».
Рис. 2.9 Проросшие семена фасоли
2 октября мы выбрали лучшие из проросших семян и высадили в шесть горшков с разной почвой, чтобы повторить эксперимент при других температурных условиях «рис. 2.10».
Рис. 2.10 Посадка семян
На этот раз в отличие от первого эксперимента появились первые ростки, находящиеся в тени на кухне. Мы считаем, это случилось потому, что на кухне было теплее ночью, чем на балконе. В этот период для всходов была важна более высокая температура, а так как на кухне она была более постоянной и не опускалась ночью, это и повлияло на всхожесть. Далее различие в размере растений находящихся в тени и на солнце повторились, а именно: растения в тени опять начали тянуться, имели более тонкой стебель и бледный окрас, растения на свету – имели более короткий стебель, крупные листья и яркую окраску.
10 ноября все растения на кухне погибли из-за нехватки света.
22 ноября на растении из горшка № 2 появились первые бутоны цветов и через три дня они распустились. 29 ноября появились два стручка по 9мм «рис. 2.11».
Рис. 2.11 Цветение и появление стручков фасоли в горшке №1
2 декабря в горшке № 1 появились два бутона. А стручки из горшка № 2 увеличились на 2 см «рис. 2.12».
Рис. 2.12 Цветение и появление стручков фасоли в горшке №2
25 декабря стручок увеличился в объеме. Визуально стало видно одну крупную фасолинку.
15 января стручок подсох и треснул. Показалась белая фасолинка «рис. 2.13».
Рис. 2.13 Семя фасоли
В ходе эксперимента мы подтвердили гипотезу, изменение условий освещенности, полива и температуры может существенно повлиять на рост и развитие семян. И сделали выводы о влиянии вида почвы, света, воды, температуры воздуха и тепловой обработки на рост и развитие фасоли. Во время выращивания фасоли в разны условиях, мы выяснили, что без воды семя фасоли не может начать свое развитие, наиболее активный рост растения происходит на свету. При плохой освещенности растение слабо развивается, стебли вытягиваются, листья намного меньше, чем у фасоли находящейся на свету. Также на рост фасоли влияет тип почвы, на которой она произрастает.
Наблюдать за процессом роста растения очень интересно. Необходимо было много времени для получения плодов. Мы провели опыты и убедились, что без света и воды растение погибает, что для полноценного развития также важна и почва. Еще необходима определенная температура воздуха, потому как при высокой температуре растение погибает.
Таким образом цель данной работы была нами достигнута.
Наша работа имеет практическое применение, так как её материал может быть использован на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности и как рекомендации к начинающим садоводам.
Интернет ресурсы
1. Плешаков А.А. Ознакомление с окружающим миром. 1-4 класс. «Развитие растений из семени». М.: Просвещение, 2008г.
2. http\\www.ru.wikipedia.org
3. https://www.botanichka.ru/article/podrobno-o-fasoli/
4.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.