Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школы № 93 Советского района г. Волгограда»
«Математическая индукция»
Руководитель: Березенцева И.И.
учитель математики
2021
Оглавление:
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 История возникновения индукции………………………………..4
1.2 Полная и неполная индукция……………………………………...6
1.3 Метод математической индукции…………………………………8
Глава 2. Практическая часть
2.1 Задачи…..………………...…………………………………..…….9
Заключение......……………………………………………...……….16
Вывод………...…………………………………...…………………..17
Список использованных источников и литературы.........……..18
Введение
Актуальность темы
В математике индукция часто позволяет угадать формулировку теорем, а в ряде случаев и наметить пути доказательств. Для исследования я выбрал тему «Метод математической индукции», так как в школьной программе с методом математической индукции знакомятся только поверхностно. Знакомство с этим методом полезно учащимся не только из-за расширения их кругозора, но также и потому, что на его принципе основано решение многих задач. Мною был изучен принцип математической индукции, а также его широкое применение в решении задач на суммирование, доказательстве тождеств, доказательстве и решении неравенств (в частности неравенства Бернулли), решении вопроса делимости, при изучении свойств числовых последовательностей, при решении геометрических задач.
Цель работы
Познакомиться с методом математической индукции, систематизировать теорию по данной теме и применить её при решении математических задач и доказательстве теорем, обосновать и наглядно показать практическое значение метода математической индукции, как необходимого фактора для решения задач.
Задачи работы
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Обобщить и систематизировать знания по данной теме.
3. Исследовать применение метода математической индукции к решению задач.
4. Совершенствовать знания, умения, навыки по данной теме.
5. Развивать творческий подход к решению задач.
6. Рассмотреть задачи различных видов, применяя в их решении данный метод.
7. Сформулировать выводы по данной теме.
8. Сформировать представления о математики как части общечеловеческой культуры, понимать значимость математики.
1.1 История возникновения индукции
Чтобы познакомится с историей, надо сначала узнать, что же такое математическая индукция. Математическая индукция— один из методов доказательства. Используется, чтобы доказать истинность некоего утверждения для всех натуральных чисел. Для этого сначала проверяется истинность утверждения с номером 1, а затем доказывается, что если верно утверждение с номером n, то верно и следующее утверждение с номером n + 1. Доказательство по индукции наглядно может быть представлено в виде так называемого принципа домино. Пусть какое угодно число косточек домино выставлено в ряд таким образом, что каждая косточка, падая, обязательно опрокидывает следующую за ней косточку (в этом заключается индукционный переход) . Тогда, если мы толкнём первую косточку (это база индукции) , то все косточки в ряду упадут. Индукция (лат. inductio -- наведение) -- процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления. Дедукция (лат. deductio — выведение) - Логическое умозаключение, переход от общих положений к частному, конкретному выводу. Теперь вы знакомы с понятием математическая индукция.
Правила логических рассуждений были сформулированы два с половиной тысячелетия назад древнегреческим учёным Аристотелем. Он создал полный список простейших правильных рассуждений, силлогизмов – «кирпичиков» логики, одновременно указав типичные рассуждения, очень похожие на правильные, однако неправильные.
Осознание метода математической индукции как отдельного важного метода восходит к Блезу Паскалю и Герсониду, хотя отдельные случаи применения встречаются ещё в античные времена у Прокла и Эвклида. Современное название метода было введено де Морганом в 1838 году.
Только к концу XIX века сложился стандарт требований к логической строгости, остающейся и до настоящего времени господствующими в практической работе математиков над развитием отдельных математических теорий.
1.2 Полная и неполная индукция
Индуктивное умозаключение – такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер.
Учитывая зависимость от характера исследования различают полную и неполную индукцию.
Полная индукция - это умозаключение, в котором общее заключение делается на базе изучения всех предметов или явлений данного класса. В этом случае рассуждение имеет следующую схему:
Полная индукция дает достоверное знание, так как заключение делается только о тех предметах или явлениях, которые перечислены в посылках. Но область применения полной индукции весьма ограничена.
Полную индукцию можно применить, когда появляется возможность иметь дело с замкнутым классом предметов, число элементов в котором является конечным и легко обозримым. Она предполагает наличие следующих условий:
а) точное знание числа предметов или явлений, подлежащих изучению;
б) убеждение, что признак принадлежит каждому элементу класса;
в) небольшое число элементов изучаемого класса;
г) целесообразность и рациональность.
Вот почему полная индукция чаще всего используется при расследовании уголовных дел, связанных с недостачей материальных ценностей. Здесь вывод осуществляется на базе подсчета всех без исключения содержащихся на складе или в хранилище предметов путем инвентаризации.
При этом в большинстве случаев юристу приходится иметь дело с такими однородными фактами, количество которых не ограничено или которые не все доступны в настоящее время для непосредственного изучения. Вот почему в таких случаях прибегают к использованию неполной индукции, которая на практике применяется значительно шире, чем полная.
Неполная индукция - это умозаключение, в котором на базе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений. Неполная индукция имеет следующую схему рассуждения:
Неполная индукция часто применяется в реальной жизни, так как позволяет делать заключения на базе анализа определенной части данного класса предметов, экономит время и силы человека. Правда, в данном случае мы получим вероятностное заключение, которое исходя из вида неполной индукции будет колебаться от менее вероятностного к более вероятностному.
1.3 Метод математической индукции
Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом: мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек всегда стремился к прогрессу, к умению логически развивать свою мысль, а значит, сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.
Алгоритм:
1. база - показываем, что доказываемое утверждение верно для некоторых простейших частных случаев n=1;
2. предположение - предполагаем, что утверждение доказано для первых k случаев;
3. шаг – доказываем утверждение для случая n=k+1;
4. вывод - утверждение верно для всех случаев, то есть для всех n.
Заметим, что Методом математической индукции можно решать не все задачи, а только задачи, параметризованные некоторой переменной. Эта переменная называется переменной индукции.
2.1 Задачи
Задача 1. Поставим перед собой такую задачу: составить формулу, выражающую нечетное число un через его номер n.
Выпишем в порядке возрастания нечетные положительные числа 1, 3, 5, 7, … Обозначим первое из них u1, второе u2 ,третье u3 и т.д., т.е.
u1 =1,
u2 =3,
u3 =5,
u4 =7,
……..
Решение. Первое нечетное число x1 можно записать так:
u1 =2*1-1; (1)
второе нечетное число u2 можно записать так:
u2 = 2*3-1; (2)
третье нечетное число u3 можно записать так:
u3 = 2*3-1. (3)
Внимательно рассматривая равенства (1), (2), (3), можно высказать гипотезу, что для получения любого нечетного числа достаточно от удвоенного номера его отнять 1, т.е. для n-го нечетного числа имеем формулу
un = 2n-1. (4)
Докажем, что формула эта справедлива.
1°. Равенство (1) показывает, что для n= 1 формула (4) справедлива.
2°. Предположим, что формула (4) справедлива для n= k, т.е. k-е нечетное число имеет вид
uk = 2k-1.
Докажем, что тогда формула (4) обязана быть справедливой и для (k+1)-го нечетного числа, т.е. что (k+1)-е нечетное число имеет вид
uk+1 = 2(k+1) -1,
или, что все равно,
uk+1 = 2k+1.
Для получения (k+1)-го нечетного числа достаточно к k-му нечетному числу прибавить 2, т.е.
uk+1 = uk+2.
Но, по условию, uk = 2k-1. Значит,
uk+1 = (2k-1) +2 =2k+1,
что и требовалось доказать.
Ответ: un = 2n-1.
Задача 2. Доказать, что сумма квадратов n первых чисел натурального ряда равна
Решение. Пусть
S2(n) = 12+22+32+…+n2.
1°.
S2(1) = 12
= .
Значит подставив в правой части за место n, (n+1) получаем
S2(n+1) = 12+22+32+…+n2 + (n+1)2 = .,
2°. Предположим, что
S2(n)
= .
Тогда левая часть будет:
S2(n+1) = 12+22+32+…+n2 + (n+1)2 = + (n+1)2.
Разложив
на множители + (n+1)2
получаем
, значит левая часть равна правой. Равенство доказано
Задача 3. Доказать, что любое целое число рублей, больше 7, можно уплатить без сдачи денежными билетами, достоинством в 3 и 5 рублей. Решение. 1°. Для 8 рублей утверждение справедливо (ибо 8 руб. = 3 руб. + 5 руб.).
2°. Пусть утверждение верно для k рублей, где k-целое число, больше или равное 8.
Возможны два случая: 1) k рублей уплачивают одними трехрублёвыми билетами и 2) k рублей уплачиваются денежными билетами, среди которых есть хоть один билет пятирублёвого достоинства.
В первом случае трёхрублёвых билетов должно быть не менее трёх, так как в этом случае k >8. Для того чтобы уплатить k+1 рубль, заменим три трёхрублёвых билета (3+3+3=9) двумя пятирублёвыми (5+5=10).
Во втором случае для уплаты k+1 рубля заменим один пятирублёвый (5=5) билет двумя трёхрублёвыми (3+3=6).
Переходы доказаны.
Задача 4. Доказать, что
2n-1(an+bn) > (a+b)2, (1)
где a+b >0, a ≠ b, n-натуральное число, больше 1.
Решение 1°. При n=2 неравенство (1) принимает вид
2(a2+b2) >(a+b)2. (2)
Так как a ≠ b, то справедливо неравенство
(a-b)2 > 0. (3)
Прибавив к каждой части неравенства (3) по (a+b)2, получим неравенство (2).
Этим доказано, что при n=2 неравенство (1) справедливо.
2°. Пусть неравенство (1) справедливо при n=k, где k- некоторое натуральное число, т.е.
2k-1(ak+bk) >(a+b)k. (4)
Докажем, что тогда неравенство (1) должно быть справедливо и при n= k+1, т.е.
2k(ak+1+bk+1 ) >(a+b)k+1. (5)
Умножим обе части неравенства (4) на a+b. Так как, по условию, a+b >0, то получаем следующие справедливое неравенство:
2k-1(ak+bk)(a+b) >(a+b)k+1. (6)
Для того чтобы доказать справедливость неравенства (5), достаточно показать, что
2k(ak+1+bk+1) >2k-1(ak+bk)(a+b), (7)
или, что все равно,
ak+1 + bk+1 >akb + abk. (8)
Неравенство (8) равносильно неравенству
(ak-bk)(a-b) >0. (9)
Если a >b, то ak >bk, и в левой части неравенства (9) имеем произведение двух положительных чисел. Если a < b, то ak< bk, и в левой части неравенства (9) имеем произведение двух отрицательных чисел. В обоих случаях неравенство (9) справедливо.
Этим доказано, что из справедливости неравенства (1) при n=k следует его справедливость при n= k+1.
Задача 5. Доказательство теоремы:
Теорема: Число сочетаний из m элементов по n может быть вычислено по формуле
=
.
(1)
1°.
Прежде всего заметим, что = m и, таким
образом, при n=1 формула (1) верна.
2°. Допустим, что
=
.
Докажем, что
=
.
Для получения всех сочетаний из m элементов по k+1 выпишем все сочетания из m элементов по k и к каждому из них в качестве (k+1)-го элемента присоединим каждый из m-k оставшихся элементов.
Ясно, что таким путём будут получены все сочетания из m элементов по k+1, но каждое из них получится k+1 раз.
Действительно, сочетание a1, a2, …, ak, ak+1 получится, когда к сочетанию a2, a3, …, ak, ak+1 присоединится элемент a1, когда к сочетанию a1, a3, …, ak, ak+1 присоединится элемент a2 и т.д., когда, наконец, к сочетанию a1, a2, …, ak присоединится элемент ak+1. Таким образом,
=
=
.
Заключение
Итак, индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) — одна из форм умозаключения, приём исследования, применяя который от знания отдельных фактов приходят к общим положениям. Индукция бывает полная и неполная. Метод неполной индукции состоит в переходе к универсальной формулировке после проверки истинности частных формулировок для отдельных, но не всех значений n. Применяя полную индукцию, мы лишь тогда считаем себя вправе объявить об истинности универсальной формулировки, когда убедились в её истинности для каждого без исключения значения n. Метод математической индукции – метод доказательства, основанный на принципе математической индукции. Он позволяет в поисках общего закона испытывать гипотезы, отбрасывать ложные и утверждать истинные.
Метод математической индукции является одной из теоретических основ при решении задач на суммирование, доказательстве тождеств, доказательстве и решении неравенств, решении вопроса делимости, при изучении свойств числовых последовательностей, при решении геометрических задач и т. д.
Знакомясь с методом математической индукции, я изучал специальную литературу, консультировалась с педагогом, анализировал данные и решения задач, пользовался ресурсами Интернета, выполнял необходимые вычисления.
Выводы
В ходе работы я узнал, чтобы решать задачи методом математической индукции нужно знать и понимать основной принцип математической индукции.
Достоинством метода математической индукции является его универсальность, так как с помощью этого метода можно решить многие задачи, а его пошаговость и хорошая алгоритмизированность говорит о простоте применения при доказательстве, что полностью подтверждает нашу гипотезу. Недостатком неполной индукции является то, что порой она приводит к ошибочным выводам.
Обобщив и систематизировав знания по математической индукции, я убедился в необходимости знаний по теме «метод математической индукции». Кроме того эти знания повышают интерес к математике, как к науке. Так же в ходе работы приобрел навыки решения задач по использованию метода математической индукции. Считаю, что эти навыки помогут мне в будущем.
Список использованной литературы
1. Соминский, И.С. Метод математической индукции [текст]/ И.С. Соминский, Л.И. Головина, И.М. Яглом. Москва 1967
2. Соловьев, Ю. Математическая индукция [текст]/ Ю.Соловьев, Огюстен Луи Коши, Квант 1991
3. Виленкин, Н.Я. Индукция. Комбинаторика [текст]/ Н.Я. Виленкин. Москва 1976
4. Ларин, С.В. Числовые системы [текст]/ С.В. Ларин. Красноярск 2001
5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.