Исследовательская работа «Математический лайфхак – Подготовка к Всероссийской проверочной работе»
Оценка 4.8

Исследовательская работа «Математический лайфхак – Подготовка к Всероссийской проверочной работе»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
математика
4 кл—6 кл
04.03.2020
Исследовательская работа «Математический лайфхак – Подготовка к Всероссийской проверочной работе»
Аббревиатура - ВПР (Всероссийская проверочная работа) вошла в нашу жизнь совсем недавно и у многих школьников, родителей, учителей она вызывает напряжение, а то и вызывает страх. Актуальность исследования заключается в новизне данной формы диагностики и отсутствии опыта в подготовке к ней. В своей работе автор пытался выяснить как сделать, чтобы эта дополнительная проверка не становилась головной болью для всех участников учебного процесса. Объект исследования: подготовка учащихся 4-х классов Мыскаменской школы-интерната к Всероссийской проверочной работе по математике. Предметом исследования являются задачи из ВПР по математике для 4 класса, числа и величины Ямальского района. Цель – раскрыть проблему готовности учащихся к выполнению ВПР по математике и выяснить, надо ли готовиться к ВПР и как. Автор поставил конкретные задачи: 1) методом опроса выявить уровень понимания заданий ВПР по математике учащимися 4 класса; 2) выявить факторы, влияющие на снижение качества знаний; 3) создать справочник «Ямальский район в числах и величинах» и на его основе составить сборник задач для тренировки к ВПР; 5) выяснить, влияют ли задачи с использованием регионального компонента на качество написания ВПР. В ходе исследования автором был создан математический справочник «Ямальский район в числах и величинах» и на его основе составлен сборник задач для подготовки к ВПР, проведена апробация задач среди учащихся 4 классов. В конце работы были сделаны выводы: специальная подготовка к ВПР для 4 класса не требуется, но для улучшения результатов, желательно ознакомить детей с примерными вариантами заданий. Автор рекомендует при подготовке к ВПР по математике использовать текстовые задачи с национально-региональным компонентом. Работу можно использовать для подготовки к ВПР по математике учащимся 4-х классов, учителям начальных классов, родителям.
«Математический лайфхак – Подготовка к Всероссийской проверочной работе».docx

«Математический лайфхак – Подготовка к Всероссийской проверочной работе»

Гамова Дарья Сергеевна

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

с. Мыс Каменный

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

6 класс

 

 

Содержание

I.                   Введение……………………………………………………………………...….......3

II.                Основная часть

II.1. Надо ли готовиться к ВПР? ………………………………………………………......3

II.2. Опрос учащихся 4-х классов……………………………………………………….....4

II.3. Разбор заданий ВПР по математике 4 класс…………………………….......…….....4

II.4. Составление справочника и сборника задач ………………………………………..6

II.5. Лайфхак работает…………………………………………………………………........8

III.              Заключение …………………………………………………………………...……..8

IV.             Литература……………………………………………………………….………….10

V.                Приложение 1-3……………………………………………………………....…….I-VI

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Математический лайфхак – Подготовка к Всероссийской проверочной работе»

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

с. Мыс Каменный

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

5 класс

 

I.                   Введение

В 2015 году в школьную жизнь вошла еще одна аббревиатура - ВПР (Всероссийская проверочная работа). У многих школьников, родителей и учителей она вызывает напряжение, а то и вызывает страх. Ведь каждая контрольная работа, срез или мониторинг – это серьезный стресс для всех участников учебного процесса. Отношение к дополнительным проверкам неоднозначное, как со стороны учащихся, так и со стороны учителей. Но, несмотря на это, ВПР в 2019 году не избежать.

Объект исследования: подготовка учащихся 4-х классов Мыскаменской школы-интерната к Всероссийской проверочной работе по математике.

Предмет исследования: задачи из ВПР по математике для 4 класса, числа и величины Ямальского района.

Актуальность исследования, на наш взгляд, заключается в новизне данной формы диагностики и отсутствии опыта в подготовке к ней.

Мы поставили перед собою следующую цель – раскрыть проблему готовности учащихся к выполнению ВПР по математике и выяснить, надо ли готовиться к ВПР и как.

В своей работе мы поставили конкретные задачи: 1) методом опроса выявить уровень понимания заданий ВПР по математике учащимися 4 класса; 2) выявить факторы, влияющие на снижение качества знаний; 3) создать справочник «Ямальский район в числах и величинах» и на его основе составить сборник задач для тренировки к ВПР;

5) выяснить, влияют ли задачи с использованием регионального компонента на качество написания ВПР.

В ходе исследования мы использовали такие методы и приёмы как работа с источниками; опрос; диагностика; анализ материалов. В своей работе мы воспользовались результатами написания ВПР по математике учащихся 4 классов Мыскаменской школы-интерната за 2017-2018 учебный год.

Гипотеза: предположим, что использование национально-регионального компонента в заданиях ВПР помогает повысить качество написания работы. Скорее всего, предварительное знакомство с заданиями ВПР положительно влияет на результаты.

II.1. Надо ли готовиться к ВПР?

В прошлом году нам впервые пришлось столкнуться с таким «школьным явлением» как ВПР. В апреле 2018 года нам, также как всем учащимся 4 класса нашей страны, предстояло впервые написать ВПР по трём предметам. Нам и нашим родителям было очень интересно узнать, что же это такое и понять, справимся ли? Говорят, что не надо специально готовиться к ВПР. Так ли это? В декабре мы решили написать пробную ВПР по математике. Первые задания были очень легкие, а вот дальше… мы смотрели на непонятные задания и за 40 минут многое не успели сделать. Учащиеся 4 б класса, в состав которого входят 100% детей коренной национальности, написали работу ещё хуже. Результаты пробного написания проверочной работы показали нам, что существует ряд проблем. Получать плохую оценку, даже если она потом не учитывается нигде, никому не хотелось. Вопрос о необходимости подготовки отпал сам собой. Но как сделать, чтобы эта дополнительная проверка не становилась головной болью для учителей, родителей и детей?

Для меня математика является самым увлекательным из школьных предметов. Она учит размышлять, мыслить логически. Я очень расстроилась, когда поняла, что далеко не все задания смогла выполнить. Ольга Михайловна предложила мне разобраться в причинах этого провала, и я согласилась. Так и появилась тема нашего исследования.

 

II.2. Опрос учащихся 4-х классов

Для начала мы провели опрос учащихся 4 классов Мыскаменской школы-интерната (См. Приложение 1). В опросе приняли участие 25 человек. Результат опроса представили в виде диаграммы (См. Приложение 2).

По результатам опроса стало понятно, что 20 учащихся (80%) не справились с некоторыми заданиями, так как им не совсем была понятна суть задания. В основном (23 чел.- (92%) ребята ответили, что не справились с решением задач. 23 (92 %) учащихся ответили, что подобные задания они выполняли впервые. Это привело к тому, что у ребят после написания ВПР резко ухудшилось настроение (См. Приложение 3.).  Но радовал тот факт, что большинство учащихся (21 чел. – 84%) изъявили желание научиться решать такие задачи.

II.3. Разбор заданий ВПР по математике 4 класс

Для начала мы выяснили, что задача ВПР — проверить уровень знаний школьников на соответствие требованиям ФГОС, поэтому общая черта для заданий ВПР по всем предметам – практикоориентированность.[1] Мы посмотрели демонстрационные версии ВПР: они находятся в открытом доступе в сети Интернет. Разобрав задания из демонстрационной версии мы выяснили, что для того чтобы выполнить задания ВПР, недостаточно воспроизвести изученный материал. Нужно анализировать, рассуждать, мыслить шире и владеть разносторонними знаниями. Действительно, большинство заданий ВПР по математике ориентировано на практическое применение школьных знаний в реальных ситуациях.  И для большинства детей это вполне подъемная задача. Но надо отметить, что многие ситуации, предложенные для решения практических задач, больше относятся ко взрослым. Вот несколько примеров.

Задание 9.1 № 780

Денис Евгеньевич планирует отпуск с 1 по 28 августа. Он хочет за шесть дней сделать ремонт квартиры, двенадцать дней безвыездно быть на даче и десять дней подряд провести на море. На море Денис Евгеньевич может ехать только после того, как закончит все дела на даче.

Назови самое позднее число, когда Денис Евгеньевич может быть на даче последний день.

Задание 9.2 № 662

Менеджер Наталья обсуждала свою новую идею с начальником отдела продаж, юристом и программистом. Каждое из обсуждений длилось ровно 45 минут с перерывами по 15 минут между ними. Известно, что юрист приехал в офис к 10:30, а у начальника отдела продаж было важное совещание с 9:00 до 10:00. При этом Наталья смогла закончить все три обсуждения к 12:00, начав первое из них в 9:15. [2]

Некоторым учащимся, конечно же интересно решать такие задачи, но особенность нашего района такова, что среди учащихся 40-60% составляют дети коренной национальности, которым предложенные ситуации вряд ли, когда встретятся. Учащимся 4 класса, всю жизнь прожившим в тундре, очень сложно представить бригады, укладывающие асфальт и абсолютно не понятно, что это за Черноголовка и Реутов, где они находятся и так далее.

При решении задачи или какой-либо ситуации, надо понимать, о чем идет речь, тогда и решение находится быстрее. И здесь нам пришла идея! Мы решили попробовать составить сборник, в который войдут задачи с использованием национально-регионального компонента, которые будут намного ближе к реальности для учащихся начальных классов коренной национальности. Ведь главная цель школы – не отбить охоту учиться, а наоборот, привить тягу к знаниям. А решение задач с элементами краеведения способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, способствует повышению интереса к предмету.

II.4. Составление сборника задач и справочника

Сначала мы предложили одноклассникам составить дома «Задачи по Ямальскому району». Надо отметить, что задач получилось составить немного, да и содержание не порадовало. Стало понятно, что не хватает статистических данных.  Сколько материков и океанов, мы, конечно, знаем, а вот сколько посёлков в нашем районе, знает далеко не каждый. Тогда мы решили для начала составить справочник «Ямальский район в числах».

На составление справочник ушло много времени, так как числа присутствуют во всех отраслях Ямальского района, а нам предстояло собрать их в одном месте. Нельзя объять необъятное, поэтому мы решили включить в наш сборник только некоторые данные. В сборник вошли такие разделы, как: Общие сведения о районе, Немного о климате, Основные показатели Ямальского района в цифрах, Образовательные учреждения, Основная хозяйственная деятельность, Ключевые месторождения Ямальского района и Тарифы на перевозки пассажиров на местных авиалиниях на территории Ямальского района.

Материал брали в основном в сети Интернет на разных сайтах. Справочник получился содержательный (См. Справочник «Ямальский район в числах»). В ходе сбора информации я узнала много нового и интересного про свой район.

Следует отметить, что большинство показателей нашего района представлены единицами первого и второго класса. Эти числа и величины можно использовать для составления текстовых задач, адресованных учащимся 1-3-их классов. Показатели класса тысяч, миллионов и миллиардов следует использовать для составления задач, соответствующих уровню обучающихся 4-5ых классов. 

Когда был готов справочник «Ямальский район в числах», мы приступили к составлению задач, используя при этом материалы справочника. Дело пошло намного быстрее, задачи составлялись быстро и мы, кроме задач, аналогичных задачам из всероссийской проверочной работы для выпускников 4-ых классов, решили еще составить традиционные задачи, соответствующие программе «Школа России», по аналогии с учебником авторов М. И. Моро, М.А. Бантовой и др. Из полученных задач составили сборник (См. Сборник математических задач «Ямальский район в числах»), не забыв добавить картинок для наглядности.

Далее мы решили выяснить, не зря ли трудились, и предложили учащимся 4-х классов на выбор две карточки. На одной карточке были задачи из Демоверсий ВПР и учебника Математики 4 кл Моро, а на другой задачи из нашего сборника.

Карточка 1

Задача 1.Электричка из Санкт-Петербурга в Строганово идёт 100 минут. Когда электричка отправилась из Санкт-Петербурга, если в Строганово она прибыла в 15 часов 40 минут?

Задача 2. Экскурсионный теплоход по маршруту Казань-Астрахань-Казань отправляется в пятницу ровно в 10 часов. Каков день и час его возвращения в Казань, если длительность этого экскурсионного маршрута составляет 237 часов?

Карточка 2

Задача 1. Соревнование по прыжкам через нарты началось 14.20 и продолжалось 110 мин. В котором часу закончится соревнование?

Задача 2. Празднование Дня оленевода началось в 15.30 и продолжалось 3 ч 45 мин. В котором часу начался праздник?

81 % учащихся предпочли задачи, в которых говорится об их родном крае. Это было предсказуемо. Тогда мы незамедлительно выпустили еще один сборник и предложили их учителю 4б класса. До ВПР оставался 1 месяц, на протяжении которого мы на уроках математики периодически решали составленные нами задачи и разбирали задания из демоверсий.

II.5. Лайфхак работает

24 апреля все учащиеся 4 классов писали ВПР по математике.  Итоги нас порадовали. Качество 4а класса составило 87%, 4б – 73%!

 

 

4а класс

4б класс

На «5» - 9 чел.

На «4» - 4 чел.

На «3» - 2 чел.

Качество – 87%

На «5» - 4 чел.

На «4» - 4 чел.

На «3» - 3 чел.

Качество – 73%

 

Мы считаем, что в этом есть заслуга и нашего сборника.  

Судя по нашим результатам, подготовиться к проверочной работе за 1-2 месяца - задача вполне разрешимая. Но, верное решение - готовиться к ВПР постепенно, систематически, в обычном для школьника режиме, используя разнообразные задания и занимаясь по современным учебным пособиям. В районах с большим процентом коренного населения рекомендуем включать задания с использованием регионального компонента. Основное правило подготовки к ВПР - просто учиться в течение года. Так как наши результаты были высокие, то мы решили поделиться сборником с учителями 3-х классов.

III. Заключение

Таким образом, в ходе нашей исследовательской работы мы выявили, что уровень понимания заданий ВПР по математике учащимися 4 класса желает лучшего, так как по программе «Школа России» многие виды задач не встречаются в учебниках. Содержание школьных учебников математики (задачи) и заданий из ВПР носят абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей, в том числе, ЯНАО. Это приводит к тому, что учащиеся тратят много времени на то, чтоб вникнуть в суть задания. Особенно большие затруднения испытывают учащиеся коренной национальности, так как им, кроме решения задачи, надо еще понять, о чем речь, что также влияет на окончательные результаты.

В процессе сбора статистических данных мы создали справочник «Ямальский район в числах и величинах» и убедились в том, что числа и величины Ямальского района представляют все классы, изучаемые в курсе математики начальной школы, что помогло на его основе составить сборник задач для тренировки к ВПР.   

В ходе исследовательской работы мы пришли к выводу, что нет никаких оснований бояться и переживать из-за ВПР больше, чем из-за самой обычной контрольной работы в школе. Специальная подготовка к ВПР для 4 класса не требуется, репетиторов нанимать не стоит, но для улучшения результатов, желательно ознакомить детей с примерными вариантами заданий. Считаем целесообразным при подготовке к ВПР по математике использовать текстовые задачи с национально-региональным компонентом. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на развитие их как личности, носят воспитательный характер, способствуют развитию познавательной активности учащихся, помогают повысить качество написания ВПР. Тем самым обе выдвинутые гипотезы подтвердились.

В процессе работы по теме исследования мы поближе познакомились с деятельностью Ямальского района, выраженную числами и величинами, узнали много нового и стали ещё больше гордиться своей малой Родиной.

Считаем, что данная работа имеет высокую практическую значимость как для педагогов, так и обучающихся. Ведь в настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. [3]

Получается, что наш математический лайфхак, вопреки народной мудрости, помогает убить сразу двух зайцев: и подготовиться к ВПР, и расширить кругозор учащихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни.

Список используемой литературы

1. Лободина Н. В. Подготовка к ВПР по математике. 4 класс. - М.: Учитель, 2017

2. Рыдзе О.А. ВПР. Математика 4 класс. 24 варианта. Итоговые работы. - М.: Национальное образование, 2017 г.

Список ресурсов Интернет

1.      http://shkolala.ru/zakonodatelstvo-o-shkole/chto-takoe-vpr

2.      https://4ege.ru/vpr/54568-podgotovka-k-vpr-v-4-klasse-po-matematike.html

3.      https://fulledu.ru/articles/1325_chto-nado-znat-o-vserossiyskih-proverochnyh-rabota.htm

4.      https://math4-vpr.sdamgia.ru/

5.      https://multiurok.ru/files/vnedrenie-natsionalno-regionalnogo-komponenta-v-1.html

6.      https://rosuchebnik.ru/material/vpr-v-voprosakh-i-otvetakh/

7.      https://ucthat-v-skole.ru/uchitel/vpr/494-podgotovka-k-vpr-po-matematike-4-klass

8.      https://vpr-ege.ru/vpr/4-klass/163-demoversiya-2018-god

9.      www.eduvpr.ru

Список ресурсов Интернет, используемых для составления справочника

1.      http://doyamal.com.ru/index.php/obrazovatelnye-organizatsii/1

2.       http://libraries-yanao.ru/biblio/?ELEMENT_ID=959

3.      http://sever-press.ru/ekonomika/apk/item/33991-chislennost-pogolovya-olenej-na-yamale-okazalas-preuvelichennoj

4.      http://tass.ru/obschestvo/4228040

5.       http://www.gazprom.ru/about/production/projects/deposits/bm/

6.      http://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1119269/

7.      http://www.xn----7sbaf6bff6be2c7c6ah.xn--p1ai/informatciya-o-detskoy-biblioteke-s-yar-sale-mbuk-yamal-skaya-tcbs.html


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] https://rosuchebnik.ru/material/vpr-v-voprosakh-i-otvetakh/

 

 

[2]https://vpr-ege.ru/vpr/4-klass/163-demoversiya-2018-god

 

[3]https://multiurok.ru/files/vnedrenie-natsionalno-regionalnogo-komponenta-v-1.html

 

Математический лайфхак – Подготовка к

Математический лайфхак – Подготовка к

Математический лайфхак – Подготовка к

Математический лайфхак – Подготовка к

В ходе исследования мы использовали такие методы и приёмы как работа с источниками; опрос; диагностика; анализ материалов

В ходе исследования мы использовали такие методы и приёмы как работа с источниками; опрос; диагностика; анализ материалов

II .2. Опрос учащихся 4-х классов

II .2. Опрос учащихся 4-х классов

Задание 9.1 № 780 Денис Евгеньевич планирует отпуск с 1 по 28 августа

Задание 9.1 № 780 Денис Евгеньевич планирует отпуск с 1 по 28 августа

II .4. Составление сборника задач и справочника

II .4. Составление сборника задач и справочника

Школа России», по аналогии с учебником авторов

Школа России», по аналогии с учебником авторов

На «5» - 9 чел. На «4» - 4 чел

На «5» - 9 чел. На «4» - 4 чел

ВПР. В ходе исследовательской работы мы пришли к выводу, что нет никаких оснований бояться и переживать из-за

ВПР. В ходе исследовательской работы мы пришли к выводу, что нет никаких оснований бояться и переживать из-за

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Скачать файл