Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Орска»
Роль театра в жизни младшего школьника
XII городская НПК младших школьников
«Юные исследователи»
Направление:
общество
Выполнила: Гаманова Алёна
ученица 3 класса «Б»
Руководитель: Культасова А. А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2017-2018 уч. г.
Содержание.
Введение ………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………… 6
1.1.История зарождения театра в городе Орске………………
1.2.Первое упоминание о профессиональном Орском театре
и открытие театра………………………………………….
1.3.Актёры и режиссёры театра, исторические события.……. 6
1.4.Обновлённый, современный Орский драматический театр
имени А. С. Пушкина……………………………………. … 12
1.5. Спектакль «Лешка и звезда»………………………………...16
Глава 2. Практическая часть.
2.1.Экскурсия по театру………………………………………..18
2.2.Поход в театр и конкурс рисунков к спектаклю………… 22
2.3.Знакомство с руководителем детской театральной
студии «Дебют»……………………………………………… 23
2.4. Участие в школьном спектакле…………………………… 25
Заключение…………………………………………………….. 29
Литература……………………………………………………… 31
Приложение…………………………………………………… . . 32
Введение
«Волшебный мир – театр»
Григорьева Т. Ю.
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!
Орский драматический театр имени А. С. Пушкина является культур-ным центром нашего города и самой красивой достопримечательностью. Это место где живёт искусство. Театр продолжал работать, как в благоприятные, так и в неблагоприятные времена истории нашей страны, неся людям светлое и доброе, ободрял их, помогал не падать духом.
Изучение истории театра актуально и с точки зрения изучения истории родного края, так как его история является составной частью истории нашего города. Орский театр входит в десятку лучших театров нашей страны по своему современному оснащению и убранству. Здесь можно показывать не только драматические постановки, но и балет, и оперу, и цирк, слушать симфоническую музыку, исполнителей вокального и инструментального искусства. Я очень рада, что у нас есть свой театр, такой красивый и такой нужный детям и взрослым.
При написании работы, я опиралась на материалы, полученные через интернет, а также на архивные фонды Орского театра драмы им. А. С. Пушкина. Содействие и помощь в исследовании мне оказали работники театра. Это архивариус театра Шевченко Татьяна Владимировна. Мне удалось также лично познакомиться и побеседовать с артистом театра Кучиным Олегом Вениаминовичем, а также с работниками-изготовителями декораций.
Я, как и многие ребята люблю смотреть мультфильмы, детские телепередачи, играть в компьютерные игры, играть с куклами, но играть в театр или смотреть спектакль мне нравится больше. Театр нам показывали ещё в детском саду и мне это очень нравилось. Я также дома часто переодевалась в каких-нибудь героев книг, о которых мне читала мама, и играла небольшие сценки из сказок.
Но самым запоминающимся событием для меня стало первое посещение Орского драматического театра имени А.С.Пушкина с подготовительной группой. Я хочу всем детям рассказать об этом удивительном месте, здесь всё по-королевски красиво, а также узнать историю театра, познакомиться с актёрами, узнать, как создаются спектакли, какие профессии нужны в театре.
А самое главное сходить на спектакль всем классом, ведь многие там ещё не были. Как я обрадовалась, когда наша учительница объявила, что мы займёмся постановкой сказки на новый лад «Репка». Наконец-то сбылась моя мечта сыграть на сцене. Этот спектакль мы подготовили специально для будущих первоклассников.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. В современном обществе телевидение и интернет занимают основное свободное время школьников. Мало детей, играющих на детских площадках, а когда выходят играть во дворе, то почти не общаются между собой, да и родители всё время чем-то заняты и почти не разговаривают с детьми. Я считаю, что театр нужен детям. Каждый новый спектакль-это новые переживания и незабываемые минуты радости и счастья. А также возможность побыть вместе с ребятами или с родителями, а потом поговорить об этом или поиграть в театр. Когда смотришь спектакль по сказке, то лучше её понимаешь и запоминаешь надолго.
Там учат доброте, говорить правду, дружить и помогать другим. Также мы узнаем много новых слов и как жили люди раньше нас.
И меня заинтересовал вопрос: «В век современных технологий, имея дома скоростной интернет, 3D телевизоры, все ли мои сверстники также увлечены театром, как и я?». А также хотелось получить ответ и на другие вопросы:
- насколько нужен детям театр?
- театр это всего лишь развлечение или полезная, развивающая деятельность?
Мне захотелось узнать как можно больше о театре, его значении в жизни людей. Это и определило выбор темы данного исследования: «Роль театра в жизни младших школьников»
Объект исследования: театр
Предмет исследования: юный зритель (одноклассники)
Исходя из актуальности этой проблемы, возникает цель: узнать какое место занимает театр в жизни моих сверстников.
Для достижения этой цели, мне нужно было выполнить ряд определённых задач:
- провести исследование о посещение зрителями (одноклассниками) театров;
- проанализировать полученные данные;
- внести свои предложения.
И я выдвинула предположение, что сегодняшние дети мало интересуются театром. Имея высокую технологическую базу, человек чаще всего забывает о потребностях своей души, о саморазвитии, о приобщении к культурным ценностям. Мне кажется, что сейчас это очень актуально.
Методы исследования: анкетирование, анализ, опрос, наблюдение, сравнение, сбор информации из разных источников, эксперимент, фотографирование, обобщение.
Теоретическая часть
1.1. История зарождения театра в городе Орске.
В начале XX века в Орске не было профессионального театра, но любительские группы были. Среди любителей были учителя, врачи, мещане и купцы. О предстоящих спектаклях горожан возвещали афиши на цветной бумаге и даже на ткани.
30 мая1899 года в год 100-летнего юбилея А.С. Пушкина был поставлен любительский спектакль «Станционный смотритель». Спектакль показывали в городской чайной, в зале Общественного собрания. Во время антрактов играл любительский духовой оркестр.
1.2. Первое упоминание о профессиональном Орском театре и открытие театра.
В докладе Оренбургского ГУБОНО от января 1923 г. упоминается о трёх профессиональных театрах, в том числе и Орском, но работал он не регулярно, не хватало творческих сил, слаба была материальная база.
Исторической датой возникновения Орского драматического театра принято считать 7 ноября 1937 года в канун 20-летия Советской власти.
Первоначально театр назывался именем Октябрьской революции и располагался по улице Советской (сегодня - дом культуры Великан)
Дом культуры Великан по улице Советской 67 в разные периоды истории.
1.3. Актёры и режиссёры театра, исторические события
16 ноября 1937 года состоялась премьера спектакля «На берегах Невы» по пьесе К. Тренёва.
Художественным руководителем и главным режиссёром театра был заслуженный артист РСФСР Алексей Ефимович Ларионов.
В репертуаре театра тех лет были классические произведения и пьесы советских авторов: «Лес» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Разлом» Б. Лавренёва. Постановки по пьесам классиков мировой драматургии: У.Шекспир «Отелло», Лопе де Вега «Собака на сене», Ф. Шиллер «Разбойники».
В годы Великой Отечественной войны ушли на фронт ведущие актёры театра Н. Раневский, М. Комлев, В. Пацерин и другие. Здание театра закры-ли, но труппа не распалась. Творческий состав продолжал работать на передвижных подмостках. Театр выступал с сохранившимися спектаклями в госпиталях, заводских цехах, перед солдатами и офицерами, уезжающими на фронт.
В архиве театра сохранилась афиша спектакля «Коварство и любовь» Шиллера (1942г.)
В 1943 году театр переименовали, и он получил новое имя А. С. Пушкина.
В1949 году Орский театр выехал на свои первые гастроли в город Чкалов (сейчас Оренбург).
Долгое время театр располагался в приспособленных помещениях. В 1954-1957 г. театр выезжал со спектаклями на места освоения целинных земель. Было показано сотни спектаклей. За эту работу 17 членов творческого коллектива были награждены медалями «За освоение целинных и залежных земель». Среди награждённых артистов были Ф. Фомичёв, Н. Карпова, К. Виноградова, Б. Горлатов и др.
Антонина Колиниченко работала в Орском театре с 1955 по 1960 г.
Снялась в фильме «Иван Бровкин на целине»
Антонина Колиниченко Кадр из фильма «Иван Бровкин на целине»
В декабре 1969 года в центре города, на Комсомольской площади (до конца 50-х годов она называлась Центральной, а затем до 1962 года Театральной) состоялось открытие нового Орского драматического театра имени А.С. Пушкина.
Автором проекта театра стал московский архитектор Т.Чечик.
Строительство театра 60-е годы
Для города строительство театра было большим и радостным событием: здание строилось на пустыре, величественное, торжественное. Посильную добровольную помощь в строительстве театра оказывали студенты того времени.
Одним из наиболее ярких периодов развития театра стало время с 1980 по 1985 гг., когда главным режиссёром работал С.А.Сапгир.
За многие годы своего существования театр побывал во многих уголках страны, среди них города: Абакан, Актюбинск, Бугуруслан, Волгоград, Караганда, Москва, Новосибирск, Новгород, Оренбург, Полтава, Харьков.
Исторические фотографии Орского драматического театра имени А.С.Пушкина
Театр узнаваем, имеет своё лицо. Этому во многом способствовали работы таких режиссёров как А. Митькин, А. Беляев, А. Болотов, Н. Шумилкина, И. Корниенко, О. Пронин, Е. Калакин.
Доказательством высокого профессионального уровня артистов театра служат многочисленные награды, премии и Дипломы лауреатов за участие в фестивалях и конкурсах. Хочу упомянуть лишь о детских спектаклях.
В 2001 году на втором областном фестивале «Театральное Оренбуржье», посвящённом 200-летию В.И. Даля, спектакль «Золушка» признан лучшим спектаклем для детей.
Спектакли «Конёк-горбунок»(2008 г.) и «Золушка»(2000г.)- победители областного конкурса детских спектаклей «Волшебная кулиса».
Широкую известность театру принёс спектакль «Гадкий утёнок» на IV Всероссийском театральном фестивале "ПоМост: провинциальные театры России". Эту работу высоко оценил детский писатель Эдуард Успенский.
детский писатель Эдуард Успенский
2006 год – диплом «За серьезное и уважительное отношение драматического театра к маленькому зрителю» на III Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин».
Исторические фотографии артистов, сыгравших в детских спектаклях.
Игорь Гладков Михаил Козлов Татьяна Горелова
Людмила Бажина Сергей Чиченов
Сцены из детских спектаклей (см Приложение 1, Приложение 2)
В период реконструкции (3года) Орский драматический театр имени А.С. Пушкина продолжал радовать зрителя своими талантливыми постановками. В это время спектакли ставятся на сцене Дома культуры металлургов.
Дом культуры металлургов
Особо хочется отметить спектакли малых форм на два-три актера, поставленные режиссером-постановщиком из Санкт-Петербурга Антониной Ивановой. Среди них: спектакль по басням И.А.Крылова, и по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Антонина Иванова
В это время художественный руководителем Орского драматического театра им. А.С. Пушкина был талантливый актёр Михаил Козлов.
Михаил Козлов
1.4. Обновлённый, современный Орский драматический театр имени А.С.Пушкина
Исторические фотографии реконструкции театра
Фасад театра
До После
Фонтан перед театром
До После
Фойе театра
До После
Балкон в фойе театра
До После
Сцена в большом зале театра
До После
Холл театра.
До После
Гардеробная театра
Благоустроенная территория вокруг театра
Руководители театра
Директор театра Художественный руководитель
Дорошенко Владимир Васильевич Кове Адгур Михайлович
Адгур Михайлович Кове - заслуженный артист России
Заслуженный деятель культуры Республики Абхазия
1.5. Спектакль «Лешка и звезда»
27 марта Международный день театра. Подарком для орских детей в 2016 году стала постановка детского спектакля «Лешка и звезда».
Наша героиня Лешка
- племянница Лешего, а попросту лешачонок. Кем она станет, когда вырастет? Дядя
говорит, что Лешихой, которая всех пугает в лесу и дороги запутывает. Не
очень-то весело! А еще медведь по соседству живет, который всего боится, да на
голод жалуется. Никто дружить не хочет!
Но однажды Лешка узнает, что Леший и Медведь такими раньше не были, что на лес
напала Хмурь и всех злыми быть заставляет. Но радость в лес можно вернуть, если
найти Звезду... Но для этого героям спектакля надо стать такими же дружными,
как и прежде.
Сцены из спектакля «Лешка и звезда»
Артисты занятые в спектакле «Лешка и звезда»
Лешка Леший Медведь
Татьяна Потеряева Алексей Маланьин Александр Шишулькин
Хмурь Постановщик спектакля Афиша к спектаклю
Елена Осташкова Эрнест Корнышев
Практическая часть
2.1 Экскурсия по театру
Мои исследования начались с поисков материала через интернет. Затем учительница договорилась о встрече с архивариусом театра, и я вместе с мамой отправилась в Орский драматический театр имени А. С. Пушкина.
Я с Шевченко Татьяной Владимировной
Долгое время Татьяна Владимировна была заведующей литературной частью театра. Сегодня она архивариус театра. Театр для неё как родной дом, она знает о нём очень много. Эта доброжелательная женщина с радостью согласилась помочь в моих исследованиях и организовала для меня экскурсию по театру. Я побывала в цеху по изготовлению декораций и бутафории к спектаклям, там также реставрируют мебель. Художники рисуют, швеи работают с тканью. В театре есть пастижёрский цех, работающий над созданием париков и локонов, накладных усов, бород.
Цех по изготовлению декораций к спектаклям
Я со швеёй и реставратором театра А эти диковинные цветы, вырезанные из пластика только что раскрасили
Это окошко к сказкам и отреставрированный стул для короля
Здесь хранятся очень интересные и необычные старинные вещи для спектаклей
Светоаппаратная. Здесь управляют светом. В одну сторону вид на сцену большого зала, а напротив окно в фойе
Актриса репетирует роль. Начинается работа над новым спектаклем
Большой и малый залы театра
Я в фойе театра
Татьяна Владимировна рассказала мне, что шторы в фойе можно плотно закрыть одним нажатием кнопки. А с помощью световых лучей создать иллюзию идущего дождя или снега. А также весь пол в фойе театра подогревается в холодное время.
Мне также удалось познакомиться с актёром театра Олегом Кучиным .
Я с Кучиным Олегом Вениаминовичем
Он сказал, что любит, когда дети приходят смотреть спектакли и пригласил меня на сказку.
А Татьяна Владимировна похвалила актёров за большое рвение в работе и поведала мне о том, что часто актёры не считаются со временем и репетиции проходят до позднего вечера. На создание нового спектакля уходит примерно месяц. И за это время нужно всему коллективу театра проделать огромную работу от разучивания ролей до изготовления объёмных декораций.
2.2. Поход в театр и конкурс рисунков к спектаклю
После содержательной экскурсии по театру я предложила ребятам сходить на спектакль всем классом. Они с радостью согласились.
Мой класс возле театра
Я с ребятами смотрю спектакль
Спектакль одноклассникам очень понравился и они захотели нарисовать рисунки к спектаклю «Лешка и звезда».
Рисунки к спектаклю «Лешка и звезда»
Мною была разработана анкета, которую я назвала « Театр в Вашей жизни». Анкета состоит из 6 вопросов:
1. Какие театры Вы знаете?
2. В каком возрасте первый раз Вы попали в театр?
3.Как часто Вы ходите в театр?
4. Кто является инициатором этих походов?
5. Нравится ли вам бывать в театре?
6. Зачем Вы ходите в театр?
Мы с учителем провели классный час, на котором обсуждали репертуар спектаклей для детей Орского драматического театра, частоты их посещения и ребята заполняли анкету.
2.3. Знакомство с руководителем детской театральной студии «Дебют»
Мне было интересно узнать, есть ли в нашем городе детские театральные студии и я отправилась в ЦРТДЮ «Искра» по улице Беляева 6А. Там мне удалось познакомиться с профессиональным режиссёром и руководителем театральной студии «Дебют» Татариновой Любовью Александровной. Она рассказала мне, что работает здесь с 1992 года с детьми от 6 до 15 лет.
Я возле ЦРТДЮ «Искра» Татаринова Любовь Александровна
Её коллектив неоднократно становился победителем различных фестивалей и конкурсов творческих коллективов. Любовь Александровна часто сама шьёт костюмы к спектаклям. Она рассказала, что сценарий ей помогают разрабатывать сами ребята. Любовь Александровна очень душевный и понимающий человек. Она считает самым главным в человеке, должны быть доброта и честность. Любовь Александровна Татаринова с большой теплотой относится к своим воспитанникам. Всегда спросит, как дела, настроение, так как уверена, что положительные эмоции просто необходимы для успешного спектакля.
А также в своём рассказе она упоминала о долгом и тесном сотрудничестве с бывшей артисткой Орского театра Хатько Любовью Андреевной. Она часто устраивала творческие встречи с детьми, давала уроки мастерства, организовывала для ребят экскурсию в гримёрную и за кулисы театра.
Любовь Андреевна Хатько заслуженная артистка Бурятии— удостоена высокой награды, губернаторской премии «Оренбургская лира».
В ЦРТДЮ «Искра» работает три детские театральные группы: «Арлекин», «Буратино», «Дебют». На прощание Любовь Александровна пожелала мне постараться полюбить театр, так как он даёт детям образец для подражания.
2.4. Участие в школьном спектакле
14 апреля стал для меня особым днём. После долгих репетиций состоялось первое выступление нашего класса со сказкой «Репка на новый лад».
К этому дню мы, вместе с мамой, подготовили поздравительные открытки для детей с премьерой спектакля.
Выбрали в магазине ткань и сшили мне костюм
Ребята с родителями приготовили декорации к спектаклю
Наше первое выступление перед первоклассниками
Первые гастроли в детский сад №60
Наши маленькие зрители
Сцена из спектакля «Репка»
Радостные моменты вручения грамот
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование и проанализировав анкеты ребят, я, к моему удивлению, обнаружила, что моё предположение было ошибочным. В наш быстрый век высоких технологий, ребята всё же посещают театр не только для развлечения, но и для культурного самообразования, для сплочения более дружного коллектива.
Исходя из всего сказанного, я решила, что с одноклассниками мы продолжим заниматься постановкой новых спектаклей.
Результаты моего исследования помогли нашему педагогу наметить пути внешкольной воспитательной работы. Мы с нашим учителем обсудили и разработали программу по посещению культурно – массовых мероприятий.
Впоследствии я продолжу работу, предложив ребятам новую анкету «Поделись своими впечатлениями».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что детям было интересно не только посмотреть спектакль в настоящем театре, но и поучаствовать в собственном представлении. Игра в театр хороша тем, что в ней могут быть задействованы все одноклассники, и каждый может попробовать себя в качестве актёра, режиссёра, костюмера, декоратора, зрителя и т.д.
Исследование помогло мне узнать профессии нужные в театре, познакомиться с интересными людьми, узнать, как создаются спектакли, как много зависит от слаженной работы всего коллектива театра. Узнала много театральных слов.
А создавая сказку совместно с одноклассниками, я установила, что нужно желание сыграть роль, проявить терпение и приложить усилия для заучивания ролей с нужной интонацией в голосе и тогда всё получится. А также школьный спектакль помогает развивать фантазию, память, речь, лучше узнать друг друга, быть ответственными и подружиться со всем классом.
Также, собранная информация поможет мне в будущем при изучении предметов литературного чтения, изобразительного искусства, музыки, окружающего мира.
Проведя исследование, я хочу посоветовать всем своим одноклассникам, купить билет на ближайший спектакль, чтобы вновь насладиться таким прекрасным видом искусства, как театр.
ВЫВОДЫ
На основе исследований я пришла к выводу, что театр является важным фактором в развитии ребенка. У каждого ребёнка есть свои таланты, которые нужно развивать. Ребятам очень полезно играть в театр, придумывая свои собственные сказки-сценарии, обыгрывать их и тогда детям никогда не будет скучно, пока мама с папой на работе. И станете интересным человеком.
Список литературы:
1. http://art.ufanet.ru/spektakli-ogdt/74-orskij-dramaticheskij-teatr-imapushkina/orskij-dramaticheskij-teatr-imapushkina.html
2. http://www.orsk-teatr.ru/index.php?dn=info&pa=about
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. http://kraeved.opck.org/biblioteka/towns/orsk/orsk_vchera_segodna/31-40.php?print
5. https://fotki.yandex.ru/users/vpobotaev/album/199432?&p=1
6. http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/ros/18303/bio/
7. http://z-alive.ru/uspenskiy-fotografii.html
8. http://orsk-adm.ru/?q=node/11927
9. http://afisha.orsk.ru/index.php?r=afisha%2Fevents%2Fview&id=10768
10. http://art.ufanet.ru/orskij-dramaticheskij-teatr-imapushkina.html
11. http://festival.1september.ru/articles/637499/
http://2.orsk-teatr.ru/kollektiv/artisty/
12. http://kultprivet.ru/posts/rol-teatra-v-sovremennom-iskusstve
13.http://www.spbddt.ru/publ/publikacii_pedagogov/publikacii_pedagogov/rol_teatra_v_dukhovno_nravstvennom_vospitanii_shkolnikov/9-1-0-17
14.http://art.ufanet.ru/spektakli-ogdt/74-orskij-dramaticheskij-teatr-imapushkina/orskij-dramaticheskij-teatr-imapushkina.html
15.http://www.ural56.ru/news/46/370357/?month=05&year=2012&SECTION_ID=46&ID=370357&clear_cache=Y
16. http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/ros/389375/bio/
17. http://gorod-teatr.ru/publ/1-1-0-18
. Приложение 1
«Гадкий утёнок» «Конёк-горбунок»
«Царевна лягушка» «Двенадцать месяцев»
«Храбрый щелкунчик» «Спящая красавица»
Приложение 2
«Сказка о царе Салтане.» «По дороге к бабушке»
«Аистёнок и пугало» «Маленький Мук»
«Вождь краснокожих» « Похищенное рождество»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.