Исследовательская работа: «Памятник природы: Приусадебный парк, с прилегающей к нему дубравой у села Лисичкино Аткарского района Саратовской области »
Оценка 4.6

Исследовательская работа: «Памятник природы: Приусадебный парк, с прилегающей к нему дубравой у села Лисичкино Аткарского района Саратовской области »

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
экология
8 кл—11 кл
02.12.2021
Исследовательская работа: «Памятник природы: Приусадебный парк, с прилегающей к нему дубравой у села Лисичкино Аткарского района Саратовской области »
. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности. Сохранение природных систем, поддержание соответствующего качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов должно стать повседневной заботой не только органов государственной власти, но и всего населения.
проект.docx

   Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа села Прокудино.

412417 с.Прокудино ул.Молодёжная, д.30; телефон: 8(84552)4-81-30;

 e-mail: [email protected]

 

                                            Исследовательская работа:

«Памятник природы: Приусадебный парк, с прилегающей к нему дубравой у села Лисичкино Аткарского района Саратовской области »

 

Автор: Андреева Дарья, учащаяся 11 класса

 

 

  Руководители: Давыдова Людмила Петровна,

учитель географии,    

Сергеева Марина Викторовна,

учитель истории

                                                               

 

 

 

                                         

                                                 

                                              

                                   

2021 г.

                                                       Содержание

1.     Введение

2.     Основная часть. Памятник природы: Приусадебный парк, с прилегающей к нему дубравой у села Лисичкино Аткарского района Саратовской области.

3.     Заключение

4.     Список литературы

5.     Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

                                                   1.Введение

                   Актуальность выбранной темы:

 «Я прекрасно понимаю, чего не хватает для того,    чтобы действительно начать борьбу  за охрану окружающей среды: общего сознания опасности»

                            Жак Ив Кусто

«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.

Сохранение природных систем, поддержание соответствующего качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов должно стать повседневной заботой не только органов государственной власти, но и всего населения.

 

Выбор темы исследования:

 Я живу в с. Прокудино Аткарского района Саратовской области недавно. Недалеко от  нашего села есть село Лисичкино. Мы, с семьей, много раз отдыхали на берегу реки Медведицы, где расположено Лисичкино. И у меня возник вопрос «Почему парк у этого села называют Приусадебным». Я задала этот вопрос маме. Она рассказала мне про Усадьбу помещика Подъяпольского и парк  и сказала, что он является памятником природы. Я решила узнать всё о памятниках природы Аткарского района и о Лисичкинском парке. Так возникла тема моей исследовательской работы.

Цель моей работы:

1. Объяснить, какие географические объекты мы называем памятниками природы?

 2. Выяснить, чем уникален Приусадебный парк с прилегающей к нему дубравой у с. Лисичкино?

3. Почему нужно охранять памятники природы?

Объект исследования: памятники природы Аткарского района Саратовской области

Предмет исследования: Приусадебный парк с прилегающей к нему дубравой у с. Лисичкино.

 

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1. Проанализировать научную информацию по теме;

2. Доказать, что памятники природы необходимо охранять;

3. Выявить отношение учащихся школы к данной проблеме.

 Методы  исследования:

- поиск и обработка информации;

- наблюдение;

- интервью;

- анкетирование

- консультация с руководителем.

 Практическая значимость исследования.

  Материалы проекта могут быть использованы учащимися для подготовки и проведения внеклассных мероприятий по географии и экологии, для пополнения фонда исследовательских работ краеведческого музея школы.

 

 

Этапы исследования:

1)                Подбор и анализ информационных источников.

2)                Беседа со старожилами с.Лисичкино и работниками лесхоза

3)                Посещение библиотеки с. Прокудино и г. Аткарска.

4)                Беседа с работниками библиотек по найденному материалу.

5)                Анкетирование учащихся МОУ-СОШ с.Прокудино Аткарского района Саратовской области.

6)                Презентация работы перед учащимися школы.

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       2.Основная часть

Что же такое памятники природы? На этот вопрос мне помогли ответить справочная литература и Интернет-ресурсы.

Памятник природы — охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении.

В тех же источниках я нашла сведения о Лисичкинском парке и узнала много интересного.

В километрах 20-30 к северу от Аткарска на правом берегу реки Медведицы раскинулось старинное село, основанное в 1720 году ещё Петром I. Называется село Лисичкино. Возможно, его ждала участь, как и многих уже порушенных сёл, память о которых хранят разве что старые географические карты и старожилы. Лисичкино ещё живо благодаря дачникам, сохранившим за собой часть домов и наезжающих сюда по весне и на всё лето, а главное – соседству некогда крепкого хозяйства «Красноармеец», дающего его жителям работу, и, конечно же, оздоровительному лагерю  имени Ю. Гагарина. Именно на территории лагеря, где разбита линейка для утренних построений, находился когда-то барский дом. В этом месте сохранились добротнейшие погреба, в ход которые замурован. Сохранились и две-три постройки, в которых когда-то жила челядь.

Частично сохранился парк в селе Лисичкино, который раскинулся в пойме реки Медведицы на площади в 31 гектар. Парк был посажен искусственно, как было принято в усадьбах того времени. Ценность Лисичкинского парка как памятника природы была отмечена постановлением областной Межведомственной конференции по охране природы Саратовской области ещё в январе 1961 года, в котором подчёркнута необходимость введения особого режима лесного хозяйства.

Памятник природы Саратовской области – Лисичкинский парк – один из немногих хорошо сохранившихся дворянских парков. Отдельные экземпляры лиственницы сибирской 100-летнего возраста, вековые европейские ели и другие деревья – достояние и гордость Аткарского лесхоза.

Хозяин барской усадьбы в Лисичкино.

На территории Саратовской области располагалась много интересных усадеб. Обычно, они принадлежали людям заслуженным. Земли получали дворяне, имеющие заслуги перед Отечеством. Награждались землями участники военных походов. По количеству землевладений часто определяли древность, знатность рода, причастность к истории страны.

В Саратовской губернии получить земельный надел было престижно. Плодородные угодья привлекали богатых и знатных людей, стремившихся построить здесь загородные резиденции, в которых обязательным элементом был дом, сад, парк. Земли передавались по наследству или продавались, то есть переходили от одного владельца к другому.

В начале XIX века Лисичкино принадлежало ротмистру Петру Сидоровичу Подъяпольскому, затем его сыну Павлу Петровичу, затем его внуку Петру Павловичу.

У Подъяпольского, дворянина Саратовской губернии, во владении в Аткарском уезде было село Лисичкино, основанное в 1720 году, село Кологривовка – в 1724 году, село Чемизовка – в 1763 году.

Родился Петр Сидорович в 1781 году. Когда ему было 16 лет, вступил юнкером в Егерский Сумской полк. В 1805 году участвовал  в походах против французов под Аустерлицем. За отличия в этом сражении награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

В 1812 году командовал кавалерийским эскадроном Уланского полка в чине ротмистра, принимал участие в сражениях под Миром, Романовым, Смоленском и других местах.

В его отряде служила девица – кавалерист Н.А.Дурова – корнет Александров. Она оставила свои воспоминания. В «Записках» Н.А.Дуровой, девицы-кавалериста, имеются теплые воспоминания о Подъяпольском. Надежда Александровна пишет, что сама попросилась служить к П.С.Подъяпольскому. Её просьбу удовлетворили. «Меня назначили в эскадрон к ротмистру Подъяпольскому, прежнему сослуживцу моему по Мариупольскому полку».

Эскадрон, которым командовал П.С.Подъяпольский, принимал участие в Бородинском сражении, в котором девица-кавалерист была ранена. Надежда Дурова рассказывала в своих воспоминаниях о внимании и заботе ротмистра к подчиненным, вверенных ему воинам, об ответственности и воинской дисциплине, выдержке, смелости, верности, преданности Отечеству всего эскадрона и армии в целом. За отличие в Бородинском сражении Пётр Сидорович награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. Затем в сражениях под Вороновым, когда был разбит французский корпус, Пётр Сидорович был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». В 1813 году участвовал в захвате Варшавского герцогства, вступил в Париж с нашими победоносными войсками. В 1816 году уволен в отставку в чине ротмистра, награжден серебряной и бронзовой медалями в память 1812 года. Ушел в отставку, вернулся и навсегда уже поселился в своём селе Лисичкино.

По сохранившимся воспоминаниям Пётр Сидорович был среднего роста, телосложения крепкого, на вид суровый, смотрел исподлобья, ходил постоянно с выточенной из вяза палкою. Чуть что замечал дурное, бил или угрожал, приговаривая: «Вот я тебя, каналья!». Это была его излюбленная брань.

В память о победе русской армии с Наполеоном, о погибших воинах-земляках Петр Сидорович построил за свой счёт  в Лисичкино вместо  деревянной церкви каменную, с колокольней во имя Рождества Христова. Передал в Лисичкинский храм, отнятый во время войны у французов, бежавших из Москвы, бархатные патриаршие хоругви, шитые золотом, святое евангелие, престол, одежды церковных служителей, сосуд и весь священный прибор.

На его памятнике в церкви села Лисичкино была такая надпись: «Под сим камнем покоится прах храмосоздателя сей церкви ротмистра и кавалера Петра Сидоровича Подъяпольского, служившего в военной службе с 1797 года по 1816. За отличие в сражениях Всемилостивейше пожалован орденами Святого Владимира 4-й степени и Святой Анны 3-й степени, золотой саблей «За храбрость». Родился 1781 г. 16 августа. Скончался 1857 г. 29 апреля».

Петр Сидорович был дважды женат. Внук Петра Сидоровича, Петр Павлович, известный в Саратове профессор, работал в медицинском институте, имел два высших образования. Сначала окончил физико-математический факультет МГУ, затем научился гипнозу и чтобы применять гипноз в лечебных целях, окончил медицинский факультет в Москве. Учился вместе со своей дочерью. В Саратове он был первым гипнотизёром.

Внуки и правнуки Петра Павловича живут в Северодвинске, Москве и других городах. Среди потомков Петра Сидоровича и Петра Павловича Подъяпольских – педагоги, врачи, архитекторы, строители, учёные историки, геологи и представители других профессий.

Одна из правнучек Петра Сидоровича, Раменская Муза Евгеньевна, бывает в Саратове, в основном на торжествах, связанных с памятью академика Н.И.Вавилова. Она работаем в МГУ и является учёным секретарём в комиссии по сохранению и разработке наследия академика Н.И.Вавилова при Российской Академии наук.

Несколько лет назад она проводила отпуск в Саратове и посетила Петровск, где жила во время Великой Отечественной войны, Лисичкино и Чемизовку Аткарского района. Ей очень хотелось  посмотреть, где жили её предки, но, увы, увидеть уже ничего не довелось. Дом, Храм-памятник войне 1812 года, мельница на реке Медведице – всё разрушено.

                         Легенды старого парка.

Короткая трель синички внезапно нарушила осеннюю тишину барского парка и стыдливо замолчала.

- Вот и молчи, бесстыдница, - укорила её Татьяна Соболева, бывшая работница Лисичкинского лесхоза.

- За что вы так птаху заругали, - заступилась я.

- Успенье Богородицы прошло, птицы не должны петь. Кому улетать, кому припасы к зиме готовить.

Пристыженная синичка улетела и тишину парка уже более никто не нарушал. Вековые сосны, ели, лиственницы упираются макушками в лазурное небо. Голова кружится, если стоять рядом и смотреть вверх. Но как же  красиво! Словно не в степном Аткарском районе, а где-то в сибирской тайге или в уральских лесах. Так оно и есть.

Парковые раритеты.

Когда-то создатель этого парка ротмистр Петр Сидорович Подъяпольский после доблестных сражений с французами (1812 год) приобрел в селе Лисичкино земли, где построил дом, надворные постройки и каменную церковь, которой пожертвовал свои воинские трофеи, награды и золотую саблю с надписью «За храбрость». Официально считается, что парк создал сам Подъяпольский, но старейшая жительница села Валентина Ивановна Лутохина вспоминает, что по рассказам её бабушки, созданием парка занималась барыня Наталья Ефграфовна, первая жена ротмистра. Местные жители дивились, зачем в лес везти горшки и кадки с маленькими деревцами и кустарниками. Действительно, парк разбивался не на ровном месте, а в дубраве. От центральной аллеи, ведущей к обрыву, внизу которого серебрится в солнечных лучах, бежит, торопится река Медведица, проложены три ровных аллеи длиной более 400 метров каждая. Сейчас аллеи сплошь заросли сорным подлеском. Но, продираясь сквозь заросли, можно пройти к этим аллеям сибирской лиственницы, европейской ели, сосны обыкновенной. Высоту деревьев просто так не измерить, но на глаз – более 30 метров. Не уступают по высоте хвойным деревьям и вековые дубы естественной дубравы, да и липы здесь хороши.

Из интервью бывшего директора Лисичкинского лесхоза Соболевой Т.С. :

 Татьяна Станиславовна рассказывает: « По весне деревня просто  купается в аромате цветущих лип. Между аллеями отдельными группами были высажены ясень зеленый, вяз шершавый, клен остролистный, береза бородавчатая, черемуха, осина и опять хвойные великаны. В парке интересно образовываются небольшие участки, где группируются липы и дубы; липы-вязы-дубы; липы-вязы-ель; лиственница и береза.

С десяток лет назад преподаватель Прокудинской школы Елена Константиновна Бахметьева вместе со своими учениками, при помощи  мужа Валерия Андреевича перевезла из Лисичкинского парка саженцы серебристого тополя и кусты снежного ягодника. Прекрасная аллея украшала школьный двор, но в горячий 2010 год тополя погибли»

Среди подлеска Татьяна Станиславовна показывает сохранившиеся кусты жимолости, рябинника, бересклета. Где-то в глубине парка можно отыскать  редкое растение – магонию падуболистную – вечнозеленый американский кустарник. По-научному эти растения называются интродуценты, то есть растения, растущие в несвойственных им местах. Парк, созданный когда-то для красоты и отдыха, сегодня представляет научную ценность для понимания и изучения взаимодействия хвойных и лиственных пород.

 

Марьяжные посиделки.

Кроме парка, в усадьбе Подъяпольских был очень богатый фруктово-ягодный сад и прекрасный розарий, в котором стояла беседка.

 

Из интервью старожила с. Лисичкино Валентины Ивановны Лутохиной:

«По бабушкиным рассказам, будто это место молодежь села называла «Марьяжное». Здесь собирались гости из соседних имений, прогуливались, играли в карты, молодые господа знакомились, общались. Деревенским не возбранялось гулять по парку, саду, молодежи собираться в беседке. Нельзя было мусорить, срывать розы, собирать плоды и ягоды, ломать деревья.

Почему такое название – «Марьяжное»? Варианта два. Марьяж – в переводе с французского брак, свадьба, то есть в беседке среди роз знакомились, любились. Но есть и карточная игра под названием «марьяж». Розы в Марьяжной цвели до середины прошлого века и уже советская молодежь «марьяжилась» в розарии, посаженном супругой ротмитстра Подъяпольского.

 

Нужна скорая помощь.

Парк сильно пострадал в первые годы Советской власти, когда началась его нещадная вырубка, поэтому до сегодняшних дней сохранилось лишь его часть, около трех гектаров. По иронии судьбы сельская улица, где находится парк, называется Советская. Барская усадьба, церковь, за оградой которой был похоронен герой Отечественной войны 1812 года Пётр Подъяпольский, были разрушены и разграблены.

С созданием Лисичкинского лесхоза варварская вырубка прекратилась.

 Из интервью бывшего директора Лисичкинского лесхоза Соболевой Т.С. :

« Сельчане к парку всегда относились бережно. Парк имел быть благодарным. Все работники лесхоза, кто трудился на благо парка, прожили долгую, здоровую жизнь. А трудились немало. Чистили парк от сухостоя, не давали подняться сорному подлеску, регулярно обрабатывали стволы специальным составом, охраняли муравейники. В парк выходили работать всем селом. Редко кто отказывался. Сельчане знали и верили, что один день работы в парке обеспечивал год здоровой жизни»

 Учёные, которые лет пять назад обследовали Лисичкинский парк, утверждают, что секрет здесь в правильном сочетании фитонцидов, выделяемых различными деревьями.

Сегодня парк нуждается в скорой помощи. Сухие деревья, падая, губят живые, сорная поросль забивает уникальные сорта растений, мешает их воспроизводству. Чистить парк непросто, стволы нельзя трелевать, чтобы не ранить живые деревья. Нужно распиливать их на месте.

Директор областного экологического центра Лариса Худякова несколько лет назад посетила Лисичкинский  парк и, насколько это было возможно, обследовала его. Лариса Павловна выразила искреннее сожаление по поводу сегодняшней заброшенности парка и надежду, что аткарчане сделают всё возможное для возрождения этого памятника природы.

Из интервью бывшего директора Лисичкинского лесхоза Соболевой Т.С.:

Легенда старого парка.

  « Когда-то в селе жила ведьма, люди боялись ее, но шли к ней лечиться. Так вот, целебные снадобья она готовила из трав, шишек, желудей, росы, которые собирала только в этом парке. Жила ведьма долго, многих сельчан вылечила. Татьяна Станиславовна помнит, как ее водили к ведьме, когда врачи не смогли помочь. Люди благодарили ведьму, но страх был так велик, что на похороны к ней никто не пошел. Долго стоял дом ведьмы пустым. Кто ни пытался в нем жить, очень скоро уходили из него. Недавно приобрела этот дом дачница из Саратова, так теперь никак не может уснуть ночью. Такая активность одолевает, что пока петухи не пропоют, спать не ложиться. Все хозяйственные дела ночью делает. А еще говорят, что в Лисичкинском парке есть поющие сосны. Услышать их непросто. Почему и когда поют сосны? А может это и не сосны, а стоны души девушки обманутой в Марьяжной или ведьмы обиженной на односельчан?  Кто расскажет?»

 

Почему нужно охранять памятники природы?

 Я решила провести анкетирование учащихся нашей школы с 3 по 9 классы.

При опросе были заданы вопросы:

 1. Что такое памятники природы?

 2. Какие памятники природы вы знаете в вашей местности?

 3. Нужно ли охранять памятники природы?

 По результатам опроса я составила таблицу (Приложение ).

 

 Из результатов таблицы, я сделала вывод, что из 36 опрошенных учащихся 16 не только не знают что такое памятники природы, но и не видели их. 10 учащихся не смогли назвать памятники природы нашей местности, несмотря на то, что все были в Лисичкинском парке. Зато 36 учащийся знают, что памятники природы нужно охранять.

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

                                                              3.Заключение

                                                            Выводы

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности. Современные экологические проблемы Саратовской области сложны, многообразны и территориально дифференцированы. Экологическая ситуация постепенно становится всё более значимым фактором развития, влияющим на все сферы политического и экономического благополучия государства. В начале третьего тысячелетия мир изменяется всё более быстрыми темпами. Мы живём в бурно развивающемся мире. Связи человека с окружающими людьми, с окружающей природой и с окружающими техногенными объектами постоянно перестраиваются. Человек постоянно перестраивает своё окружение. Но не многие умеют просчитывать последствия своих необдуманных действий. Поэтому, кроме полезного результата, возникает множество побочных эффектов. Если люди не научатся прогнозировать последствия своей деятельности, то неизбежно среди таких последствий, окажется невозможность существования человека. Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Человечество вынуждено отбросить вековой императив покорение природы, который привел к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и ясно обозначил угрозу глобального экологического кризиса. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать и ценить. Не враждовать с ней и не бороться, а научиться жить с ней в ладу. Экологическая ситуация современности требует воспитания в людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического образования.

  

 

Результаты исследования:

Итак, во-первых, моя гипотеза подтвердилась. Действительно, Лисичкинский парк назван памятником природы, что здесь когда-то жил основатель парка- помещик П.С. Подъяпольский, что он имеет важное ландшафтно-ботаническое, историко-культурное значение.

 Во-вторых, что чем младше учащиеся, тем они меньше знают о памятниках природы. Значит им нужно больше о них рассказывать.

 В-третьих, раз учащиеся сейчас не знают что такое памятники природы, что они даже расположены рядом с нами, в нашей местности то, конечно же, о них не будут знать и наши потомки. Значит, мы их должны сохранить для потомков.

 Вместо вывода своей исследовательской работы мне хочется сказать: «Поймал я бабочку – она погибла, сорвал я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

 

               Какой вклад могут внести учащиеся нашей школы, чтобы сохранять

                окружающую среду в чистоте?

 

1.     Проводить субботники не только на территории дома и школы.

2.     Не мусорить!

3.     Привлечь внимание жителей села к проблеме экологии.

4.     Проводить мероприятия, прививающие бережное отношение к природе.

5.     Организовать отряд «Зелёный щит».

     6.Сажать деревья.

                                 Люди, давайте жить в мире с природой!

 

 

                            

 

                                       4. Список литературы

1. Подшивка Аткарской газеты

2. Интернет – ресурсы.

3.  География Саратовской области – А.М.Дёмин, Л. В. Макарцева, Саратов, издательство «Лицей», 2005 г.

4. Особо охраняемые природные территории Саратовской области.

5. Краеведческий материал школьного музея               

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

                                              

 

                         5. Приложение

 

 

 

 

 

 

                                    Лиственница сибирская

 

 

 

Церковь Рождества Христова в с.Лисичкино

 

 

 

Таблица «Анкетирование учащихся МОУ-СОШ с.Прокудино Аткарского района Саратовской области»

 

Вопросы

знают

не знают

1. Что такое памятники природы?

16

20

2. Какие памятники природы вы знаете в вашей местности?

 

26

10

3. Нужно ли охранять памятники природы?

 

36

36

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села

Содержание 1. Введение 2

Содержание 1. Введение 2

Введение

Введение

Задачи, которые я ставлю перед собой: 1

Задачи, которые я ставлю перед собой: 1

Основная часть Что же такое памятники природы?

Основная часть Что же такое памятники природы?

Земли передавались по наследству или продавались, то есть переходили от одного владельца к другому

Земли передавались по наследству или продавались, то есть переходили от одного владельца к другому

В память о победе русской армии с

В память о победе русской армии с

Пристыженная синичка улетела и тишину парка уже более никто не нарушал

Пристыженная синичка улетела и тишину парка уже более никто не нарушал

Кроме парка, в усадьбе Подъяпольских был очень богатый фруктово-ягодный сад и прекрасный розарий, в котором стояла беседка

Кроме парка, в усадьбе Подъяпольских был очень богатый фруктово-ягодный сад и прекрасный розарий, в котором стояла беседка

Легенда старого парка. « Когда-то в селе жила ведьма, люди боялись ее, но шли к ней лечиться

Легенда старого парка. « Когда-то в селе жила ведьма, люди боялись ее, но шли к ней лечиться

Заключение

Заключение

Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

5. Приложение

5. Приложение

Лиственница сибирская

Лиственница сибирская

Церковь Рождества Христова в с

Церковь Рождества Христова в с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021