Исследовательская работа по краеведению
Оценка 5

Исследовательская работа по краеведению

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература
8 кл—9 кл
27.05.2020
Исследовательская работа по краеведению
Данный материал позволит расширить представление о писателях и поэтах нашей малой родины и будет использован на уроках литературы родного края; знакомство с литературой нашего района позволит приблизить современное молодое поколение к литературному богатству родного края
Исследовательская работа по краеведению 2019.doc

Отечество - 2019-2020 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинация: Культурное наследие

Тема:  «Людей неинтересных в мире нет...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1.Введение........................................................................................................

3

2.Основная часть.........................................................................................

3

2.1. Моё знакомство  с поэтом........................................................................

4

2.2. Жизненный и творческий путь А.Ю.Астафьева................................

4

3.Заключение................................................................................................

8

Список использованной  литературы.........................................................

9

Приложение № 1..............................................................................................

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Край, в котором я живу... Удивительный, прекрасный, богатый историей, знаменитый талантливыми людьми. Это священная земля Серпуховская, где ступала нога моих предков. Этот край приютил нас всех, дал нам возможность жить, учиться, творить, мечтать... Каждый уголок его неповторим. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах.

Моя малая родина - г. Серпухов. Щедр наш край природой, богат реками и озерами, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство - это люди. Я уверена, что в нашем крае много замечательных поэтов и писателей. Но не все мои ровесники их знают.

Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах нашей малой родины и будет использован на уроках литературы родного края.

Желание познакомить моих сверстников с талантливым мастером художественного слова и обусловило актуальность данной работы. Похвально, что мои ровесники читают Рэя Брэдбери, Эльвиру Линдо, Константина Арбенина, Владислава Крапивина, но не менее важно знать и читать книги поэтов и писателей родного края. Исходя из этого, цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с литературным наследием Серпуховского района прививать любовь к своему родному краю.

Объект исследования: литературное краеведение.

Предмет исследования: жизненный и творческий пусть поэта-земляка А.Ю.Астафьева.

Задачи исследования выражаются в воспитании у подрастающего поколения интереса к изучению своего родного края, желании учиться и знать поэтов и писателей, стремлении к чтению, любви к книге.

Методы исследования: изучение литературы, периодической печати, беседа и интервью, исследование и анализ творчества поэта.

 

II. Основная часть

 

Изучение литературы по краеведению - кропотливая, требующая большой подготовки работа: поиск нужных материалов, общение с поэтом, запись его воспоминаний, интервью, работа с периодической печатью.

В нашей школьной библиотеке можно ознакомиться с литературой по краеведению в специально оформленном разделе «Край, в котором ты живешь», где собраны книги о прошлом, настоящем и будущем нашего города и района.

Я считаю себя патриотом малой родины и увлекаюсь литературой родного края. Но обдумывая тему своей исследовательской работы, размышляя, о ком писать и почему именно об этом человеке, сложно было сделать выбор.

В многовековой истории нашего народа есть целая плеяда талантливых творцов, замечательных мастеров художественного слова, внесших в становление и развитие литературы огромный вклад. Славится и наш район именитыми поэтами и писателями. Это люди, прославившие свою родную землю далеко за её пределами.

Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут радостями и тревогами своего времени, своей страны.

И тогда я подумала: а что я знаю о талантливых и творческих выпускниках  школы, в которой учусь? Кем гордится учебное заведение с его почти 45-летней историей? Много ли интересных людей побывало в стенах моей родной школы?

 

Мое знакомство с поэтом.

Свою работу я начала с изучения школьного архива и беседы с учителями нашей школы, работающих в ней много лет.

В первых числах декабря 1975 года в центре города Серпухова открыла свои двери для учеников школа № 7. С тех пор учебное заведение выпустило много талантливых и творческих людей.

Один из них - Алексей Астафьев, выпускник 11 класса 1997 года, в настоящем - преподаватель русского языка и литературы. Я созвонилась с Алексеем Юрьевичем и попросила о встрече.

Познакомившись с этим человеком, я узнала многое о его жизни. Во время нашей беседы Алексей Юрьевич рассказал мне о своем детстве, о школьных и студенческих годах, о том, как он стал писать и о чем. 

Алексей Юрьевич Астафьев родился в 1980 году в деревне Лукино Серпуховского района. С 5 по 11 класс обучался в школе № 7. В годы учебы Алексей активно участвовал в школьной жизни: состоял в пионерской организации, ходил в походы, участвовал в сборе макулатуры и металлолома.

Юный пионер любил творчество, увлекался чтением книг и с 10 лет начал писать сам. Его первый творческий опыт с необычным названием «Помойка» посвящен проблемам экологии. Сначала стихотворение поместили в школьную стенгазету, а позже опубликовали в газете «Коммунист» (в настоящее время газета носит название «Серпуховские вести»).

Это воодушевило Лешу, и он продолжил сочинять. 
Астафьев любил писать о свои друзьях и их совместных приключениях. Среди его ранних произведений есть ряд рассказов, главными героями которых были его друг Саша,  дедушка Саши - Виктор Сергеевич - и, конечно же, сам автор. В старших классах Алексей увлекается поэзией и пишет стихи,  часть которых носит лирический характер: 


Регина вечером одна, 
Шла бодро, мыслями полна. 
В уме ее рождался план, 
Как вдруг догнал ее Иван. 

«Я очарован красотой, 
О милая, о боже мой... 
Как ты задумчиво идешь, 
Пойдем со мной, мне невтерпеж...» 

Слегка опешив от напора, 
Регина говорит сурово: 
«Отстань и тревожь меня, 
Ты мне никто, я не твоя». 

(Отрывок из стихотворения «Верность». Алексей Астафьев).

 

После окончания 11 класса Алексей поступает на филологический факультет Московского педагогического университета. В студенческие годы  он занимается не только литературным творчеством, но и наукой. Серьезно изучает русскую филологию, публикует научные труды, необходимые для защиты диссертации. В последствии из статей, опубликованных Астафьевым за 3 года обучения (более 50 научных работ, посвящённых лексике русского языка, языку художественной литературы, методике преподавания), родилась целая книга.

После окончания ВУЗа Алексей Юрьевич работал учителем русского языка и литературы в школе № 13 г. Серпухова, преподавателем Центра довузовской подготовки Московского государственного областного университета, старшим преподавателем кафедры иностранных языков Российской таможенной академии. В настоящее время преподаёт в ГБПОУ МО «Серпуховский колледж».

За время преподавания в Московском областном гуманитарном колледже Алексей Юрьевич знакомится с писателем-фантастом из Серпухова Владимиром Голубевым. Владимир Михайлович предлагает Астафьеву попробовать написать «что-то в художественном стиле». Спустя некоторое время Алексей, отредактировав свои старые стихи и написав новые, несет работы в издательство. И как часто это бывает, не сразу находит признание среди издателей: в одном издании ему отказали, но в другом произведения приняли и опубликовали. Стихи, напечатанные в «Бунинском сборнике», написаны в разные годы и о разном. Но особое место в творчестве поэта занимает тема любви к родному городу, размышления о прошлом Серпухова:

 

Здесь жил Крылов, проездом Пушкин.

(Ни строчки не оставив в дар),

В двадцатом веке Паустовский,

А у него гостил Гайдар...

 

и его будущем:

 

Пройдут столетья. В Золотое

Войдет град Серпухов кольцо.

Он сохранит среди подобных

Неповторимое лицо...

 

И ныне, новый век встречая,

Растет наш город вширь и ввысь,

И, дом родной свой покидая,

Что ты серпухович - гордись!

(Серпухов. Алексей Астафьев. 2005 г.).

 

А эти строки поэта обращены к нам, молодому поколению. Их он посвятил студентам Московского областного гуманитарного колледжа:

 

Студентом быть - нелегкий труд.

С любым трудом сравним вполне.

Тебе здесь знания дают,

А знания - всегда в цене!

(Посвящается Московскому областному гуманитарному колледж. Алексей Астафьев).

 

 Затем Алексей Юрьевич пробует писать в прозе, но испытывает некоторые трудности, «ведь отбор становится жестче». И все-таки со временем Астафьев находит себя и в этом направлении.

В настоящее время свое предпочтение он отдает прозе, ведь проза - это «обыкновенная человеческая речь: разговоры, воспоминания». Пока опубликовано только два рассказа, но Алексей Юрьевич настроен оптимистично: «... при написании прозаичных рассказов возможно создать некий «шаблон» и вернуться к написанию рассказа позже... Стихи же требуют большего душевного подъема и вдохновения». 

В своих произведениях Алексей Астафьев повествует о пережитом. О том, что его волновало или волнует и что ему близко. Часто в его стихах и рассказах затрагивается тема любви, дружбы, семьи и реже - природы. 

А вот в этих строках четко прослеживается авторское «я», отношение поэта к писательскому «ремеслу»:

 

Стихи пишу не для зарплаты, 
Не ради звезд с больших погон, 
Пишу, когда уж мыслям тесно, 
Есть свой у творчества закон. 

Стихи пишу не ради славы, 
Приказ дает моя душа, 
Пусть пишут ради денег строчки 
Другие авторы - не я...

(Стихи пишу.... Алексей Астафьев. 2016 г.).

 

Как считает сам писатель, главное - дать произведению «отлежаться», потом заново прочитать и исправить какие-либо недочеты. 

На мой вопрос: испытывал ли автор когда-либо творческий кризис, Алексей Юрьевич снова мысленно возвращается к школьным годам. Первый творческий кризис наступил к моменту окончания 11 класса. Тогда Алексей и его одноклассники готовились к Последнему звонку. Выпускники хотели снять памятное видео, где каждый расскажет о ком-то из одноклассников. Алексей предложил, чтобы каждый прочитал небольшое стихотворение о своем соседе по парте, и написал строчки обо всех ребятах. О своем соседе по парте он написал так:

 

У меня сосед по парте -

Добродушный критик Миша.

На уроке он бормочет

Так, что я все время слышу.

Знает Миша, что задачу

Ни за что я не решу.

Чувство доброты проявит:

Дай соседу подскажу!

Михаил у нас великий

Математик, физик он.

Кроме этого, добавлю,

В информатику влюблен.

Друг мой Миша -

То, что надо.

Всем бы нам таких друзей.

Так что, Миша, будь министром

Ты на счастье всех людей.

(Алексей Астафьев. 1997 г.)

 

Но его идею отвергли, и это задело начинающего поэта. После этого Астафьев не писал пару лет. В дальнейшем творчестве Алексея было еще несколько периодов, когда «строчки не ложились», но это не длилось больше полугода.

На досуге Астафьев любит читать классическую фантастику, произведения о войне, перечитывает поэзию Маяковского, а также рассказы Жюля Верна о приключениях.

На данный момент Алексей Юрьевич изучает современную фантастику и пишет рецензии и отзывы на произведения этого жанра.

Сам он также пробовал написать произведение в фантастическом жанре. В 2019 году представил свой рассказ, носящий рабочее название

«Гуманоиды», своим студентам. В основу этого рассказа легла история из детства Алексея. Юмористический фантастический рассказ повествует читателям о встрече главных героев с пришельцами. Пока что рассказ не был опубликован.

Отвечая на вопрос о планах на ближайшее будущее, Алексей Астафьев поделился, что задумал посвятить цикл небольших рассказов своему университету. Также автор рассказал о том, что планирует выпустить сборник, включающий около 200 страниц. Он будет состоять из 2 разделов: стихи и проза.

И в заключение нашей беседы Алексей Юрьевич поделился со мной идеей принять участие в Губернаторской программе «Наше Подмосковье», представив сборник своих произведений, как книгу воспитательного характера для молодежи.

 

III. Заключение

В результате своих исследований я пришла к выводу, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяет внимательнее относиться и любить свою малую родину. Многие молодые люди считают, что сегодня компьютер вытесняет печатную книгу. Однако я думаю, что именно чтение, любовь к книге поможет детям и подросткам овладеть необходимыми знаниями. Ведь представить наш мир без книг просто невозможно.

А какое богатое литературное наследие оставили нам писатели и поэты нашего края! На мой взгляд, именно обращение к литературе, а значит и к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Я думаю, знание истории своего народа и любовь к родному краю - это его корни. А крылья - это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.

Хочется верить, что знакомство с литературой нашего района позволит приблизить современное молодое поколение к литературному богатству родного края. И как бы не сложилась наша дальнейшая судьба, где бы мы не жили, «дом родной свой покидая», будем помнить и гордиться своей малой родиной.

 

Список использованной литературы и источники

 

1.     А.Астафьев. Стихотворения// Российская литература № 5, 2016, М.: Издательство «Спутник», с. 12-22

2.     А.Астафьев. Экзамен // Российская литература № 2, 2018, М.: Издательство «Спутник», с. 32-33

3.     А.Астафьев. Стихотворения// Литературная столица № 2, 2018, М.: Издательство «Спутник», с. 9-14

4.     А.Астафьев. Стихотворения// Бунинский сборник. М.: Издательство «Спутник», 2016, с. 19-23

5.     А.Астафьев. Цыганский праздник// Спутник. Литературный альманах № 2, 2018, М.: Издательство «Спутник», с. 36-37

6.     Фотоматериалы из личного архива Астафьева А.Ю.

7.     Фотоматериалы из сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Вид на монастырь, г. Серпухов       Панорамный вид на храмы, г. Серпухов

 

1.jpg 2.jpg_large

 

Интервью с А.Ю.Астафьевым. Знакомство с литературным творчеством поэта. На фото: А.Ю.Астафьев, С. Гресс, ученица 9 «Д» класса СОШ № 7

 

0.jpg    

 

А.Ю.Астафьев со студентами

Московского областного гуманитарного колледжа

 

11.jpg    12.jpg


Отечество - 2019-2020 уч. год

Отечество - 2019-2020 уч. год

Оглавление 1.Введение.

Оглавление 1.Введение.

I. Введение Край, в котором я живу

I. Введение Край, в котором я живу

В многовековой истории нашего народа есть целая плеяда талантливых творцов, замечательных мастеров художественного слова, внесших в становление и развитие литературы огромный вклад

В многовековой истории нашего народа есть целая плеяда талантливых творцов, замечательных мастеров художественного слова, внесших в становление и развитие литературы огромный вклад

Регина вечером одна, Шла бодро, мыслями полна

Регина вечером одна, Шла бодро, мыслями полна

Ни строчки не оставив в дар),

Ни строчки не оставив в дар),

Стихи пишу не для зарплаты,

Стихи пишу не для зарплаты,

На досуге Астафьев любит читать классическую фантастику, произведения о войне, перечитывает поэзию

На досуге Астафьев любит читать классическую фантастику, произведения о войне, перечитывает поэзию

Список использованной литературы и источники 1

Список использованной литературы и источники 1

Приложение № 1 Вид на монастырь, г

Приложение № 1 Вид на монастырь, г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020