Филиал муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения средней общеобразовательной школы №2
с. Верхние Киги муниципального района
Кигинский район РБ ООШ д. Тугузлы
Исследовательская работа
по теме:
Польза зеленых насаждений нашего двора
Руководитель: ФархиуллинаРаушанияРафисовна
Тугузлы-2022
Содержание
I.Введениес.3
II.Теоретическая часть
1.Виды и функции зеленых насаждений с.4
2.Классификация зеленых насаждении с.5
3. Польза зеленых насаждений с.6
4.Выводы по теоретической части с.7
III.Практическая часть
1. Определение видового состава растений нашего двора с.8
2. Практическая работа «Сколько килограммов пыли улавливают растения нашего двора?»с.8
3. Анкетирование с.9
4. Сбор информациио народной медицине с.9
5. Сбор рецептов витаминных напитков с.9
6.Мои эксперименты с.9
7. Выводы по практической части с.11
IV.Заключениес.12
V.Список литературыс.13
VI. Приложенияс.14
Приложение 1.Зеленые насаждения нашего двора
Приложение2.Результаты практической работы «Сколько килограммов пыли улавливают растения нашегодвора?»
Приложение 3.Результаты анкетирования учащихся начальных классов
Приложение4.Рецепты витаминных напитков
Введение
Тема исследовательской работы:
Пользазеленых насаждений нашего двора
Проблема в том, что с каждым годом зеленая зона нашей деревни уменьшается в связи со строительством частных домов и вырубкой лесов. Это очень отрицательно влияет на экологию нашей деревни и на здоровье населения.
Гипотеза исследовательской работы:
Если каждая семья позаботится об озеленении своего двора, то улучшится экологическое состояние деревни, а это укрепит здоровье жителей.Зеленые насажденияблагоприятно влияют на физическое и психоэмоциональное здоровье людей.
Цель исследовательской работы: изучение видового состава растений нашего двора и выявление его влияния на здоровье людей.
Задачи:
1.Изучить пользу зеленых насаждений моего двора.
2.Изучение численного состава зеленых насаждений,пользуясь определителями, уточнить видовой состав растений моего двора
3.Собрать информацию о народной медицине данной местности;
4. Изучение научной литературы о растениях Башкортостана.
Актуальность:
С каждым годом зеленая зона нашей деревни уменьшается в связи со строительством частных домов, вырубкой лесов. Это очень отрицательно влияет на экологию нашей деревни и на здоровье населения. Поэтому очень важно, чтобы на каждом дворе жители заботились о зеленых насаждениях.
Теоретическая часть
1.Виды и функции зеленых насаждений
Зеленые насаждения в городе и на даче, отличающиеся огромным многообразием, выполняют самые разные функции в зависимости от своего назначения. Прежде чем высаживать растения в городе или на даче, необходимо изучить их основные разновидности, функции и роли.
К зеленым насаждениям относят любые совокупности трав, деревьев и кустарников, располагающихся на одной территории. Посадка может осуществляться с разными целями, поэтому выделяют несколько видов зеленых насаждений в зависимости от их назначения:
–парки в городе – совокупность большого числа растений и нескольких сооружений, предназначенная для отдыха и прогулок;
–стадионы включают в себя большое число сооружений, в том числе предназначенных для занятий разными видами спорта или для активного отдыха;
–детские парки обычно имеют меньшую площадь и предназначаются для отдыха детей;
–ботанические сады являются не только местами для отдыха, но и для проведения научно- исследовательских работ;
-парки аттракционов включают большое количество развлекательных комплексов, находящихся среди посадок деревьев и кустарников;
–парки-музеи являются местом отдыха и размещения различных предметов искусства (скульптуры, камни, макеты);
–насаждения в городе – посадки деревьев и кустарников около проезжей части и зданий, защищающие от шума и пыли;
–бульвары находятся рядом с набережными, жилыми улицами и представляют собой насаждения с довольно большой шириной и протяженностью;
–скверы обычно представляют собой посадки, занимающие незначительную площадь;
–городские сады создаются для отдыха городских жителей.
Отдельно следует выделить зеленые посадки во дворах жилых домов, которые делают воздух в квартирах более чистым, а также являются прекрасными местами для отдыха детей и взрослых. Все зеленые насаждения можно разделить на пригородные и внутригородские. Насаждения первого вида создаются с учетом дальнейшего развития городов, часто включают в себя хозяйственные объекты (питомник, хозяйство). Часто растительные насаждения располагаются вокруг всей территории города, очищая воздух и давая возможность жителям отдыхать на природе. Многие из перечисленных типов озеленения выполняют похожие функции.
2.Классификация зеленых насаждений
Исходя из назначения, классификация зеленых посадок включает следующие типы: общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения.
- зеленые насаждения общего пользования, предназначенные для различных форм отдыха всего населения;
Парк – представляет собой обширную территорию (от 10 га), на которой создана благоприятная в гигиеническом и эстетическом отношении среда для отдыха населения.
Существует несколько типов парков: парк культуры и отдыха; спортивный парк (стадион); парк развлечений; парк-выставка; зоны массового отдыха; исторический парк; детский парк; зоологический парк; лесопарк и др.
Бульвар – озелененная полоса вдоль проезжей части улицы или набережной. Служит для пешеходного движения и кратковременного отдыха.
Сквер – небольшой озелененный участок на площади или улице, используемый для кратковременного отдыха и архитектурных целей.
Городской сад – зеленый массив, расположенный в жилом районе, по размерам меньше парка. Сад предназначен для отдыха населения прилегающих микрорайонов. В нем могут размещаться сооружения и площадки для игр, занятий физкультурой, развлечений.
-зеленые насаждения ограниченного пользования, включающие озелененные территории жилых кварталов, детских, учебных, медицинских учреждений, промышленных предприятий и т.д.
-зеленые насаждения специального назначения, включающие озелененные территории санитарно-защитных зон, водоохранных и полезащитных лесополос, кладбищ, насаждений вдоль дорог, плодовых садов [Дютийоль 2002,с.54].
3.Польза зеленых насаждений
Обозначить основную роль зеленых насаждений очень сложно, ведь они выполняют огромное количество полезных функций.
В школьных дворах и детских парках дети могут играть на свежем воздухе друг с другом, заниматься спортом, что благотворно влияет на их развитие. Благодаря зеленым массивам, улицы защищены от шума и грязи, идущих от промышленных предприятий. Вокруг дорог воздух становится более чистым[Дютийоль 2002,с.58].
Помимо санитарной функции, немалое значение играет и эстетическая, ведь ничто не украшает городские улицы так, как зеленые деревья, травы и кустарники. Вблизи офисных зданий часто намеренно высаживают деревья, чтобы дать возможность работникам отдохнуть от офиса, провести время среди зеленых насаждений. Это способствует улучшению самочувствия и повышению работоспособности человека.
Благодаря посадкам влажность воздуха становится более оптимальной, шума становится намного меньше. Для защиты от выделения вредных газов обычно используют специальные породы деревьев, устойчивых к загрязнениям такого рода. К таким деревьям относятся ивы, дубы, осины, клены, яблони. Силу и направление ветра тоже можно регулировать с помощью посадок, которые должны быть достаточно массивными, чтобы защитить жилые дома.
Выводы по теоретической части
Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой, их справедливо называют “легкими городов и деревень”.
Ø Деревья снижают запыленность и загазованность воздуха.
Ø Зеленые насаждения значительно уменьшают вредную концентрацию находящихся в воздухе газов.
Ø Зеленые насаждения спасают от ветра.
Ø Большинство растений выделяет вещества, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие.
Ø Зеленые насаждения влияют на влажность воздуха.
Ø Тень от деревьев и кустарников защищает человека от избытка прямого и отраженного солнечного тепла.
Важно помнить, что зелень садов, лесов и парков может сохраняться и развиваться только при общем благоприятном состоянии окружающей среды.
Поэтому все меры, направленные на улучшение экологических качеств воздуха, воды и почв, благоприятно влияют на зеленые насаждения. Мы заботимся о них, они помогают нам, вот такой круговорот «заботы» в природе получается.
Практическая часть
1.Определение видового состава растений нашего двора
Наш дом находится на одной из самых красивых улиц деревни ТугузлыКигинского района республики Башкортостан. Наш двор украшает многочисленное количество зеленых насаждений. Пользуясь иллюстрированным школьным определителем растений под редакцией А.А. Быстрова, мы с руководителем исследовательской работыФархиуллинойРаушаниейРафисовной уточнили видовой состав растений нашего двора( см. приложение1).
2.Практическая работа «Сколько килограммов пыли улавливают растения нашего двора?»
Растения нашего сада снижают уровень уличного шума за счет поглощения звуковой энергии, выделяют фитонциды, являются основными пылеуловителями. Нам стало известно, что один гектар хвойных деревьев задерживает за год 40 т пыли, а 1 га лиственных деревьев – 100 тонн пыли.Количество задерживающихся на листовой пластинке частиц зависит от ее фактуры. Шершавые листья задерживают пыли почти в 6 раз больше, чем гладкие листья. Листья с шершавой и морщинистой поверхностью освобождаются от пыли быстрее, чем с опушенной. Клейкие листья и смолистая хвоя в начале сезона проявляют высокие пылеулавливающие свойства, которые постепенно снижаются.
На нашем участке произрастают представители смешанного леса. Сколько килограммов пыли улавливают растения нашего участка, решили мы ответить и на этот вопрос. По расчётам выполненными нами, растениями улавливается более 1 т пыли за весенне- осенний период. ( см. приложение 2)
3.Анкетирование
Проведя анкетирование своих друзей, я выяснила, сколько всего насаждении у учащихся начальных классов и занесла данные в таблицу( см. приложение3 )
4.Сбор информациио народной медицине
Я обратилась к пожилым людям деревни с просьбой рассказать, как они используют лекарственные растения нашей местности.
Из беседы с Раисой Ахуновной, 1937 года рождения, уроженкой д. Тугузлы, я узнала, как её в детстве лечила мама. Вот что она мне поведала: «Моя мама – большой знаток лекарственных растений.Береза – священное дерево. В этом удивительном дереве все идет на пользу: береста, листья, почки, березовый сок и т.д. Мама использовала для лечения кашля и суставных болей почки и сок березы.А ещё моя мама вместо чая нам давала разные настои, которые помогают быть здоровыми. На зиму она заготавливала весенние листья берёзы, иван-чай, листья смородины и брусники. А отец пил вкусный и полезный чай из чаги, который улучшает деятельность пищеварительного тракта.
5. Сбор рецептов витаминных напитков
Учащиеся нашего класса побеседовали со своими родителями, бабушками и дедушками и собирали рецепты витаминных напитков. На основании сборника «Лекарственные растения. Лечебное и профилактическое использование» мы предложили учащимся нашего класса витаминные чаи[Завражнов ,2003, с. 102].(см. приложение 4).
6.Мои эксперименты
Этой осенью я решила провести несколько экспериментов и рассказать одноклассникам о пользе соков березы, калины и всю правду о газировке.
Цель экспериментов: доказать, что газированные напитки вредны для человеческого организма, а соки и компоты, приготовленные из ягод деревьев и кустарников вашего двора полезны.
Если у вас спросят - ваш любимый напиток детства - многие из нас не задумываясь, ответят - газировка. И дети, и взрослые пьют разноцветную шипучку литрами. Так ли это безопасно, как кажется - и для детей, и для взрослых?
Эксперимент 1
Чтобы проверить, насколько натуральна газировка, нужно прокипятить ее с ложкой соды (метод работает для коричневых, зеленых или желтых по цвету). Если газировка останется прежнего цвета - перед вами достижение химической промышленности. Если станет бурой - натуральный продукт. Проведя эксперимент с Пепси-колой, я выяснила, что этот напиток не изменил свой цвет, значит, он является не натуральным продуктом.
Вывод: при производстве газированных напитков используют вредные для организма химические вещества.
Медики советуют: откажитесь от газированных сладких напитков, лучше пить приготовленные вами соки и компоты.
Наш лозунг: «Новое поколение выбирает компот, сок, квас, морс, чай»
Эксперимент 2
Цель:дать рекомендации по приготовлению настоя из березовых почек для укрепления здоровья.
Весной мы с братом, собрали почки и сделали настой.
-10 г почек заливали 200 мл горячей кипяченой водой,
-закрывали крышкой и нагревали на водяной бане 15 минут,
-охлаждали в течение 45 минут при комнатной температуре,
-процеживали, оставшееся сырье отжимали.
Полученный настой доводили кипяченой водой до 200 мл. Приготовленный настой хранили в прохладном месте.
Осенью, когда у бабушки начали болеть суставы я дала ей эту настойку и она натерла больные места. Через несколько часов она сказала, что боль уменьшилось. С тех пор она использует для лечения этот настой.
Вывод: береза – священное дерево. В этом удивительном дереве все идет на пользу: береста, листья, почки, березовый сок.
Выводы по практической части
Результаты исследования ещё раз нас убедили в том, какую огромную пользу приносят зелёные насаждения нашему здоровью.На основании приведенных материалов можно считать научно обоснованным положение о том, что зеленые насажденияблагоприятно влияют на физическое и психоэмоциональное здоровье.
Заключение
На основе исследований можно сделатьнекоторые выводы:
1.С древних времен башкирский народ считает себя дитем природы, потому что в жизни башкирского народа все зависит от окружающей природы, так как еду, одежду, материал для жилья он получает от природы.
2.С научно-техническим развитием природа получает огромный ущерб: загрязняются и высыхают водоемы, вырубаются леса, окружающая среда страдает от обилия техники.
Но если каждый житель нашей республики поймет необходимость бережливого отношения к природе, то мы сможем спасти ее от вымирания. С этой целью каждая семья должна беречь и приумножать зеленые насаждения на своем дворе.
3. Во время этой работы мы больше узнали о своей деревни. Поняли, как она дорога нашим бабушкам, дедушкам, родителям. И я счастлива, что мне посчастливилось родиться и жить в одной из красивейших, зелёных, благоустроенных деревень Башкортостана, имя которой ТУГУЗЛЫ.
Хочу призвать всех ребят и их родителей любить свой двор, беречь частичку родной природы на нем, заботится о зеленых насаждениях. Наградой станет привлекательный вид деревни, чистый воздух. А слух будет ласкать веселое пение птиц.
Таким образом, наша гипотеза о том, что зелёные насаждения благоприятно влияют на здоровье людей, нашла своё подтверждение в моем исследовании.
Список литературы
1.Бартенев О.С. Энциклопедия. Я познаю мир. «Удивительные растения». Чита, «Астрель», 2001.
2.Быстров А.А. Школьный определитель растений. М., «Авента»,1998.
3. Вахрушев А.А. Учебник .Окружающий мир. М., « Баласс»2013.
4.Дютийоль Э.А. Энциклопедия. Я познаю мир. «Природа». М., «Астрель», 2002.
5.Завражнов В.И. Лекарственные растения. Лечебное и профилактическое использование. Воронеж, «Университет», 2003.
6.Лучник А.Н. Энциклопедия декоративных растений. М., «Астрель», 2003.
Приложение 1
Зеленые насаждения нашего двора
Нами определено, что на нашем дворе встречаются следующие виды деревьев и кустарников:
1. Рябина обыкновенная (сем.розоцветные).
2. Ель (сем.сосновые)
3.Черная смородина ( сем.крыжовниковых)
4. Красная смородина( сем. крыжовниковых)
5. Берёза бородавчатая (сем.берёзовые)
6. Калина обыкновенная(сем.жимолостные)
7.Черемуха обыкновенная ( сем.розовые)
8. Шиповник коричневый (сем.розоцветные)
Дикорастущие травы:
1. Овсяница луговая (сем.злаковые).
2. Сурепка обыкновенная (сем.крестоцветные).
3. Иван-чай (сем.кипрейные)
4. Пижма обыкновенная (сем.сложноцветные).
5. Одуванчик лекарственный (сем.сложноцветные).
6. Ромашка лекарственная (сем.сложноцветные)
Приложение 2
Результаты практической работы «Сколько килограммов пыли улавливают растения нашего участка?»
Период |
Задержано пыли (кг) |
1 день |
58 кг |
1 месяц |
173кг |
Весенне - осенний период |
1 т 208кг |
Приложение 3
Результаты анкетирования учащихся начальных классов
Анкета
1. Нравится ли вам озеленение нашей деревни? ( ДА, НЕТ)
2. Ваша улица имеет зелёные насаждения? ( ДА, НЕТ)
3. Считаете ли вы, что зелёные насаждения благоприятно влияют на здоровье людей? (ДА, НЕТ)
4. Вы часто болеете? (ДА, НЕТ)
5. Есть ли место для культурного отдыха, спортивных занятий, для прогулок с детьми на вашей улице? (ДА, НЕТ)
6. Считаете ли вы важной необходимостью озеленение деревни? (ДА, НЕТ)
7. Хотели бы вы иметь сквер, парк нас в деревне? (ДА, НЕТ)
8. Вы приняли бы участие в озеленении деревни и субботниках?(ДА, НЕТ)
9 Сколько деревьев и сколько кустарников растут у вас на участке?
10. Ваши предложения, пожелания по благоустройству и озеленению деревни.
Результаты анкетирования учащихся начальных классов для подсчета количества зеленых насаждении
классы |
количество учащихся |
количество деревьев |
количество кустарников |
1 |
8 |
36 |
64 |
2 |
3 |
15 |
30 |
3 |
5 |
30 |
42 |
4 |
4 |
16 |
41 |
итого |
20 |
97 |
177 |
Приложение 4
Рецепты витаминных напитков
· Ромашка аптечная, трава чабреца, лист мяты перечной — в равных частях. Ароматный чай, улучшающий пищеварение, снимающий вздутие живота, успокаивающий.
· Листья ежевики, малины, крапивы, земляники и яблочная кожура — в равных частях. Витаминный чай, улучшающий пищеварение.
· Плоды шиповника, чёрной смородины, рябины и лист крапивы — в равных частях. Витаминный чай, используется также при подагре, ревматизме и артрите
· Листья малины, ежевики, чёрной смородины, цветки белой акации — в равных частях. Чай не только вкусен, но и регулирует обмен веществ, «очищает кровь».
· Крапива, плоды шиповника и чёрной смородины, сушёный корень моркови — в равных количествах. Чай обладает витаминным действием.
· 2 чайных ложки черного чая; 4 листочка с куста черной смородины;2 листочка с куста садовой малины;3 листочка мяты; 1/2 чайной ложки ромашки.
· Лепестки шиповника и липовый цвет вместе с небольшим количеством листьев, дают вкус, чем-то напоминающий арбузный.
· Земляничный — 10 г сушеных листьев земляники, 2 г зверобоя, 2 г мяты, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать смесь листьев, залить кипятком и настоять 7—10 мин.
· Рябиновый — 30 г сушеных ягод рябины обыкновенной, 5 г сушеных ягод малины, 2 г сушеных листьев черной смородины. Смесь заваривают в фарфоровом чайнике, настаивают 5—7 мин. Используют как заварку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.