Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Карымское»
Исследовательская работа
педагога дополнительного образования
Землянкина Михаила Сергеевича
Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы
Работодатель:
___________________________________ _________
(Организация, должность, ФИО) ( дата)
МП
п. Карымское, 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………… …………3
Глава1. Теоретические аспекты развития логического мышления в начальной школе ……………………………………………………………………………6
1.1 Мышление как познавательный процесс. Виды мышления и особенности его развития……………………………………………………………………6
1.2 Шахматы и их роль в развитии логического мышления младших школьников ……………………………………………………………………13
1.3 Особенности развития логического мышления учащихся начальных классов на занятиях по обучению игре в шахматы………………………… 17
Глава 2. Практические основы развития логического мышления через обучение игре в шахматы в начальной школе……………………………….24
2.1 Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников ………………………………24
2.2 Система работы по развитию логического мышления через обучение игре в шахматы………………………........................................................................28
2.3 Результаты итоговой диагностики развития логического мышления учащихся начальной школы и методические рекомендации при организации процесса обучения игре в шахматы с целью развития логического мышления……………………………………………..………………………..35
Заключение…………………………………………………………………......45
Список использованной литературы………………………..………………...47
Приложение
Введение
В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, большим творческим потенциалом, с нестандартным мышлением, чтобы успешно осуществлять научно-технический прогресс.
На современном этапе следует большее внимание уделять воспитанию подрастающего поколения. Именно школа вооружает детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми в дальнейшей жизни. Уже в начальной школе ученики овладевают основными приемами логического мышления (сравнение, классификация, обобщение и др.). Именно поэтому педагоги начальной школы ставят перед собой важную задачу по формированию и развитию логики детей, которая бы дала детям возможность доказывать свои суждения, приходить к правильным умозаключениям, делать доказательные выводы, что в итоге, позволяет ученикам самостоятельно приобретать знания.
Данная исследовательская работа раскрывает теоретические и практические аспекты развития логического мышления учащихся начальной школы при обучении игре в шахматы.
Актуальность данной темы заключается в том, что учитель в виду отсутствия системы работы по использованию таких мыслительных операций, как синтез и анализ, классификация и обобщение, аналогия и абстракция, не всегда знает, как правильно способствовать развитию у учащихся способности мыслить по законам логики.
В развитии логического мышления исключительно большое значение отводится шахматам. В целом, роль шахмат в процессе обучения школьников трудно переоценить. Шахматы – средство разностороннего развития индивида. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно выполнить отсутствие логики в школьном обучении.
Именно поэтому, сегодня, проблеме введения занятий по шахматам в школе уделяется такое внимание со стороны правительства нашей страны.
В ближайшие два года для учеников начальных классов всех российских школ введут обязательные занятия шахматами. Как ранее сообщалось в Министерстве образования и науки, в ведомстве идет активная работа по введению в учебную программу первых-четвертых классов обязательных занятий по шахматам. Принятие этого решения стало результатом исследовательской работы, которую провело Министерство образования и науки. В результате мониторинга выяснилось, что в 40 регионах России школьники играют в шахматы, и они показывают более высокие результаты в учебе. Это связано с тем, что игра в шахматы позволяет детям лучше думать, анализировать, планировать, ставить задачи и решать, в связи, с чем повышается уровень интеллектуального развития школьников.
Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы»
Объект исследования – процесс развития логического мышления младших школьников.
Предмет исследования – процесс организации обучения младших школьников игре шахматам как условие развития логического мышления.
Цель исследовательской работы– проанализировать развитие логического мышления младших школьников на занятиях по обучению игре в шахматы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
-проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
-раскрыть приемы и методы формирования логического мышления младших школьников;
- изучить потенциал развития логического мышления занятиями по обучение игре в шахматы;
- рассмотреть методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что методы и приемы, которые применяются при организации обучения младших школьников игре в шахматы, а также использование логических и нестандартных задач на занятиях, способствует развитию логического мышления младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.В. Басовой, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, О.К. Тихомирова, Н.Ф. Талызиной, Н.Б. Истоминой и др. Использовались следующие методы и исследования, применяемые в ходе реализации поставленных задач: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, изучение опыта школьных учителей, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.
В первой главе исследовательской работы раскрываются основные теоретические аспекты развития логического мышления школьников в начальной школе и роль шахмат в развитии логического мышления детей младшего школьного возраста.
Во второй главе представлены практические особенности организации процесса обучения игре в шахматы, представлена система работы по развитию логического мышления через обучение игре в шахматы, даны методические рекомендации по организации процесса обучения игре в шахматы, а также рассмотрены основные методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников и диагностики оценивания деятельности учащихся.
Глава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления в начальной школе.
1.1 Мышление как познавательный процесс. Виды мышления и особенности его развития.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами, и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания [12, с.79].
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности.
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности.
Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций.
Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Итак, мышление – это обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности [13, с. 299].
Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.
Во-первых, как указывает толковый словарь С.И. Ожегова, мышление – это “способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях” [15, с.372].
По мнению Е.Г. Ревиной, мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов [17, с.141].
В работах В.В. Левитеса мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения [11, с.15].
Рогов Е.И. под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано [18, с. 263].
А. В. Петровский определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [16, с. 431].
С.Л. Рубинштейн трактует мышление как обобщенное и опосредованное познание объективной реальности [19].
Традиционные в психологической науке определения обычно фиксируют два его существенных признака:
· обобщенность
· опосредованность.
Таким образом, мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
Наиболее полно мышление как процесс выступает при решении человеком любой задачи. Этот путь решения можно разделить на 4 фазы:
· первая – возникновение затруднения, противоречия, вопроса, проблемы;
· вторая – выработка гипотезы, предложения или проекта решения задачи;
· третья – осуществление решения;
· четвертая – проверка решения практикой и последующая оценка.
Успех задачи зависит от того, насколько правильно осуществляются мыслительные операции, как используются различные формы и виды мышления. Если задача решается с помощью логических рассуждений, то человек использует логическое мышление.
Логическим называет мышление, которое протекает в форме рассуждений и является последовательным, непротиворечивым, обоснованным.
Сущность логического мышления отражает оперирование следующими формами мышления: понятие, суждение, умозаключение.
1)понятие - это форма мышления, в которой отражаются обобщенные и значимые свойства явлений и предметов. К примеру, любой треугольник имеет три угла, но разные размеры, такие как длина сторон и площадь, различную величину углов и форму. Но фигуру треугольник, определяет только первый признак, который отличает ее от других фигур: трапеции, круга, прямоугольника.
2)суждение - это форма мышления, использующая отрицание или утверждение какого-либо положения относительно предмета, явления или их свойств. С помощью суждения можно раскрывать сущность понятий. Умение правильно высказаться о предмете или явлении, означает, что ребенок знает тот или иной предмет или явление.
3)умозаключение - это такая форма мышления, используя которую человек может вывести новое суждение, сопоставляя и анализируя какое-либо суждение.
Существуют два вида умозаключения - это дедуктивное и индуктивное.
-Индукция - это способ при котором при рассуждении человек приходит к общему от частных суждений.
-Дедукция - это способ обратный индукции, при котором в процессе рассуждения человек приходит к частному суждению от общего.
Аналогия – способ рассуждения, характеризующийся тем, что из сходства двух объектов в нескольких признаках и при наличии у одного из них дополнительного признака делается вывод о наличии такого же признака у другого объекта.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.
Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия.
Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.
Наглядно – образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.
Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
На первой и самой ранней ступени ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Оно определяется практическим действием, то есть ребенку задача дается наглядно и решается руками. При развитии более высоких форм логического мышления данная форма мышления не исчезает. Постепенно с развитием речи и приобретением опыта дети приходят к наглядно-образному мышлению. Ребенок при мышлении использует образы, а слово помогает ему делать правильные обобщения. На начальном этапе школьной жизни ученики мыслят с использованием конкретных образов. А при дальнейшем обучении в школе у них развивается словесно-логическое мышление.
Особенностью наглядно-действенного мышления является то, что задачи решаются с использованием реального преобразования ситуации. Ребенок пытается сравнивать предметы, накладывает один на другой или приставляет один к другому; он пытается анализировать, разламывая на части игрушку; он синтезирует, складывает из кубиков домик; он классифицирует и обобщает, раскладывая шарики по цвету. Ребенок еще не ставит перед собой цель и не планирует свои действий. Не следует думать, что наглядно-действенное мышление встречается только у детей. Данный вид мышления не редко применяется в быту (например, в квартире при перестановке мебели) или требуется, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора) [14].
Наиболее поздний этап развития мышления - это словесно-логическое. Оно функционирует на базе языковых средств. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий и логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.
Необходимо отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, когда в содержании задачи используются схемы, практически невозможно отделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление. По данным нейропсихологов 48% граждан мыслят логическим путем и 52% образным, 25% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Поэтому, пытаясь определить вид мышления опытным путем, необходимо помнить, что этот процесс всегда условный и относительный. Обычно используются все компоненты мышления, поэтому можно говорить лишь о преобладании какого-либо вида мышления. Следует помнить, что только при условии развития всех видов мышления, человек может правильно и достаточно полно отражать действительность.
В одной и той же деятельности могут быть представлены все перечисленные виды мышления. Но, как правило, всегда преобладает тот или иной тип мышления в зависимости от характера ситуации и конечных целей.
Высшей ступенью умственного развития ребенка является логическое мышление, которое проходит длительный путь развития. Оно отличается тем, что совершается в форме абстрактных понятий и рассуждений.
Логическое мышление, в отличие от практического, осуществляется только словесным путем. Сформированное умение ребенка правильно рассуждать, дает возможность обучения доказательству.
Анализируя всё вышеперечисленное можно сделать вывод о том, что человек с хорошо развитым логическим мышлением, умеет основательно мыслить, не допуская ошибок в суждениях. Хорошо развитое логическое мышление, проходя длительный путь развития и являясь высшей ступенью умственного развития, предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности.
1.2 Шахматы и их роль в развитии логического мышления младших школьников
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, так, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди детей младшего школьного возраста.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов, так как игра заставляет работать оба полушария головного мозга, что подтверждается медицинскими исследованиями.
Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память - и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память. Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре. Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.
Регулярное участие в шахматных баталиях способствуют развитию собранности и внимательности и формирует волю и характер. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, умение собраться с мыслями в критической ситуации и продолжить сражение - все это и есть воспитание характера и силы воли. Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки.
Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат – это целеустремленность. Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.
Неорганизованность мыслительного процесса - вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Регулярные шахматные баталии выработают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач. Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки. Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии. А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.
При организации обучения в начальной школе, необходимо акцентировать внимание на применении игровых методов, так как известно, что ребёнок легче обучается играя. Дидактическое назначение интеллектуальной игры объясняет В. Сабуров: «Сейчас преуспевают люди совершенно иного склада – те, кто умеет чётко поставить задачу, ограничить её и найти для неё решение. Причём задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. Сегодня достаточно понимать правила игры, в которой участвуешь. Навыки игрока становятся существенно важнее для успеха в жизни, чем багаж знаний»[20]. Начальная школа нуждается в учебном предмете игрового характера для улучшения логического мышления и воспитания ответственности за принимаемые решения. Н.Ф. Талызина акцентирует внимание на том факте, что «до сих пор нет конкретной программы логических приёмов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, в связи, с чем работа над развитием мышления в школе идёт стихийно и большинство учащихся не овладевает начальными приёмами мышления даже в старших классах. Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления, необходимый для чтения, письма, говорения, математических операций, и очень мало делает для выработки умений высшего типа – рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументированно, диалогично. В результате в мышлении начинается перекос»[22]. Можно добавить, что пока нет и программ учебных предметов, в которых прямо указано, на каком конкретно материале и как именно ученик овладевает навыками логического мышления.
В настоящее время у школьников явно недостаточно развиты логическое мышление, способность рассуждать логически, что затрудняет эффективное обучение управлению сложными современными технологическими и организационными системами. В качестве предмета, решающего эти проблемы, в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы. Цели развития начального образования заключаются в реализации не только образовательной, но и развивающей функций обучения, связанных с развитием мышления ребёнка, с приёмами и способами его умственной деятельности.
Исходя из вышеизложенного и из специфики предмета «Шахматы», определяем главную цель предмета как развитие мышления младшего школьника, в том числе: 1) развитие наглядно-образного мышления; 2) развитие наглядно-действенного мышления; 3) развитие словесно-логического мышления; 4) развитие последовательного логического мышления; 5) развитие стратегического мышления; 6) развитие тактического мышления; 7) развитие комбинаторного мышления; 8) развитие творческого и алгоритмического мышления (в частности, на основе моделирования); 9) развитие способности к рефлексии; 10) развитие памяти (в частности, оперативной); 11) развитие внимания; 12) развитие воображения; 13) обучение на шахматном материале умению учиться.
Развитие наглядно-действенного мышления применительно к шахматам может быть реализовано только в процессе анализа, когда в ходе принятия решения разрешается переставлять фигуры непосредственно при мысленном расчёте. Действием в шахматах является перемещение фигуры с одного поля на другое, т.е. выполнение хода. Словесно-логическое мышление может широко применяться в шахматной партии (внутренняя речь) и на уроке шахмат – при обосновании решения учебных задач. Последовательно логическое мышление играет важную роль в обучении шахматам. Это хорошо понимал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский, который особо выделял значение шахмат в воспитании культуры мышления, умственном развитии младшего школьника: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». И далее В.Л. Сухомлинский обращает внимание на то, что «речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы»[21].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что шахматы:
• развивают логическое мышление;
• учат анализировать и планировать;
• развивают память;
• способствуют овладению навыками концентрации и внимания;
• вырабатывают волю и характер;
• учат целеустремленности;
• улучшают способности к обучению;
• развивают творческих способности;
• учат мыслить системно и нестандартно.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что шахматы идеальное средство для развития умственных способностей ребёнка.
1.3 Особенности развития логического мышления учащихся начальных классов на занятиях по обучению игре в шахматы
В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. В дальнейшем ребёнок учится рассуждать, анализировать, устанавливать простые закономерности, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Мышление младших школьников сильно отличается от мышления детей, посещающих детский сад. Например, для дошкольников более характерно такое качество мышления, как непроизвольность и малая управляемость в постановке и решении интересующей их задачи, в то время как младшим школьникам приходится регулярно выполнять обязательные задания, учиться управлять своим мышлением, и не только тогда, когда это интересно.
При описании развития мышления детей начальной школы следует отметить, что ребенок 7 - 8 лет мыслит лишь конкретными образами и категориями. Стул для него еще конкретный стул, как в школе, так и дома. Рюкзак - это конкретный рюкзак, принадлежащий ему или его другу. В восприятии ребенком иносказательной речи, так же присутствует конкретность мышления. Детям этого возраста сложно понять переносное значение метафор или пословиц. Например, "ледяные руки" для ребенка - это сердце из льда, не холодные руки.
К возрасту 8 - 9 лет дети переходят на новый уровень развития способностей. Они переходят к стадии формальных операций, то есть развивается умение выделять важные признаки предметов и явлений (абстрагирование) и умение обобщать. Дети этого возраста уже могут устанавливать порядок понятий, вычленять более узкие и более широкие понятия. Если первоклассник и второклассник не могут дать четкого аргументированного ответа, используя простейшее доказательство, подменяя их на указание реального факта, то в третьем и четвертом классах дети должны уметь обоснованно доказывать то или иное суждение. Ученики 3 - 4 класса в аналитической деятельности, прежде всего должны основываться на представления и понятия.
Развитие мышления детей в начальной школе идет от способности анализировать определенный предмет и явление, к способности анализировать связи между этими предметами и понятиями. Третьеклассник к концу учебного года должен научиться основным элементам анализа: выявление отношений между понятиями (часть и целое, противоположность, наличие функциональных связей). Огромное значение в учебной деятельности младшего школьника имеет операция сравнения. Ведь большая часть усваиваемого материала именно в младших классах построена на сравнении. Эта операция лежит в основе классификации явлений и их систематизации. Для овладения операций сравнения человек должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном.
Исследования показали также, что для логического мышления младших школьников характерна еще одна особенность – однолинейное сравнение, т.е. они, устанавливают либо только различие, не видя сходства (чаще всего), либо только сходное и общее, не устанавливая различного. К тому же выступает заметная разница между практическим установлением сходства и различия и умением доказывать, обосновать свое суждение, т.е. объяснить, что такое “сравнение” и что означает “сравнить”.
Совершенствование логических умозаключений сохраняется и в других мыслительных процессах: в установлении причинно-следственных связей, в классификации и ответах на поставленные взрослыми вопросы, требующие планирования, догадки, поиска решения.
Мыслительный процесс взрослого человека протекает по схеме С1-А-С2, где С1- первый синтез, А-анализ, С2-второй синтез. Для мышления младшего школьника типичен процесс, идущий путем “короткого замыкания”, т.е. от С1 непосредственно к С2, минуя развернутый этап анализа. Подобное протекание мыслительного процесса приводит ученика к таким решениям и ответам, которые характеризуются аналогичностью. Подобного рода особенности детского мышления часто выступают и в суждениях детей о поступках и делах людей, о которых они слышали или читают. Эти же особенности обнаруживаются отчетливо в отгадывании загадок, в объяснении пословиц и других формах работы, требующих логического мышления.
За время обучения в начальном звене школы можно выделить несколько этапов развития логического мышления, на которые должен обратить внимание педагог, для правильного развития всех мыслительных операций младших школьников:
· первый этап в развитии мышления младших школьников может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий;
· второй этап - формирование такой операции логического мышления, как абстрагирование;
· третий этап - формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений;
Первые три этапа реализуются в 1-2 классах начальной школы), на четвёртом этапе (3 класс) у детей должна быть сформирована способность выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями, пятый этап (3-4 классы) предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале (1-2 класс) заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а к 3-4 классу в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, противоположность, следствие и причина и другое).
К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез. Процесс формирования данных мыслительных операций эффективно реализуется на занятиях по обучению игре в шахматы, т.к. шахматы - логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает мыслительный аппарат умению строить логические конструкции. Шахматист в процессе игры совершает несколько мыслительных операций:
- анализ – операция мысленного расчленения целого на составные части;
- синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или наоборот;
- дедукция – метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего;
- индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Одна из главных составляющих шахмат - анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней. Регулярная тренировка действий в уме, которую совершает человек, играющий в шахматы, является главной в развитии всех познавательных способностей.
Мы видим, что шахматная игра учит логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление, развивается кратковременная и долговременная память.
В практической части будут рассмотрены и охарактеризованы все мыслительные операции, на которые следует обратить внимание педагогам начальной школы.
Таким образом, говоря об особенностях развития логического мышления детей начальной школы на занятиях по обучению игре в шахматы и, опираясь на вышеизложенное в первой главе, можно сделать следующие выводы:
· Особенностью развития логического мышления детей начальной школы является проявление его не только в самом протекании мыслительного процесса, но и в каждой его отдельной операции.
· Для мышления детей этого возраста характерно однолинейное сравнение.
· Для мышления ребенка характерен процесс, идущий путем "короткого замыкания", минуя развернутый этап анализа.
· Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к выводам и обобщениям.
· На занятиях по обучению игре в шахматы эффективно реализуется процесс формирования мыслительных операций.
Выводы по I главе:
Таким образом, теоретическое исследование проблемы развития логического мышления детей при обучении игре в шахматы в начальной школе приведенное в главе I, позволило сформулировать следующие выводы:
1. Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
2. Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» и является высшей ступенью умственного развития.
3. Логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Необходимо развивать логические мышление в раннем детстве, так как от момента рождения до 7 - 10 лет у ребёнка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-предметного мышления.
4. Процесс обучения игре в шахматы способствует развитию логического мышления: формирует аналитико-синтетическую деятельность; учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; содействует совершенствованию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость.
Глава 2. Практические основы развития логического мышления через обучение игре в шахматы в начальной школе
2.1 Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников
Для подтверждения гипотезы нашего исследования мы провели опытно-экспериментальную работу, состоящую из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного на базе МОУ СОШ №4 п. Карымское.
Первый констатирующий этап был проведен в сентябре 2019 года. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 24 человека, учащиеся 1 класса МОУ СОШ №4 п. Карымское. Дети в данном классе первый год изучают шахматы. В рамках констатирующего этапа, для выявления потенциала детей к обучению шахматной игре (не к самим шахматам, а только к их обучению), так как самая важная задача — это научить учащегося ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления, а осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка была проведена психологическая методика А.З. Зака (Приложение 1). Данная методика диагностики развития мышления А.З. Зака включала 22 задачи. Для их выполнения у детей должна быть хорошо развита способность действовать в уме. Эта способность является интегративной, т.к. для ее реализации необходимо не только развитое мышление, но и высокий уровень внимания и достаточная оперативная память. Поэтому использование этой методики позволяет не тратить время на массовую проверку кратковременной памяти и внимания. В работе представлен один из вариантов проведения этой методики.
Перед началом работы детям раздали листы, на которых были напечатаны инструкция и задания (Приложение 1). Работа проводилась по вариантам; второй вариант был составлен по аналогии с первым. Инструкция проводилась сначала в устной форме, затем разъяснялись все вопросы, возникшие у детей. Детям объяснялись также правила оформления ответов: в ответах к заданиям 1- 16 нужно было написать только одно имя или слово, к 17 и 18 заданиям - одно или два имени, в последующих заданиях к ответам необходимо было дать пояснения. Детям сообщили, что после начала работы при появлении вопросов нужно обращаться к напечатанной инструкции. Время проведения методики было ограничено 20 минутами (детям это было объяснено заранее), но за это время не все дети успевали сделать задание. Поэтому мы проводили тестирование следующим образом: через 20 минут дети обводили в кружочек номер задания, которое они выполняли в тот момент. Потом был организован небольшой перерыв, во время которого проводилась методика «10 пар слов». После этого дети, которые еще не успели закончить прежнее задание, получали возможность доделать его. Большинство детей успели решить все предложенные задачи.
Результаты, полученные с помощью этой методики, дают широкие возможности для их анализа и выводов. Помимо своего прямого назначения - диагностики развития мышления учащихся, - эта методика позволяет получить дополнительную информацию. В частности, кроме информации о нерешенных типах задач, есть возможность оценивать темп работы класса и видеть, кто из детей «выпадает» из этого темпа. Результаты тестирования позволяют судить о таких характеристиках ученика, как работоспособность, утомляемость, устойчивость внимания, так, например, если ребенок из задач одного типа одну делает правильно, а другую - нет, то это скорее всего говорит не о трудности для учащегося этого типа задач, а о невнимательности. Если таких случаев несколько, и среди задач данного типа неверно решена каждый раз первая, то это может означать, что есть затруднения, связанные с переключением внимания на новый тип задач. Если неправильно решены только последние задачи, то можно предположить, что связано с утомлением ребенка к концу урока.
Встречаются случаи, когда неверно решены первые, наиболее простые задачи, в то время как с последующими, более сложными, ребенок справляется хорошо. Это указывает на замедленное включение ребенка в работу. В случае, если перед перерывом ребенок начал ошибаться в решении, а после перерыва более сложные задачи сделал верно, можно считать, что ему был необходим перерыв для отдыха. Из этого следует, что индивидуальная динамика работоспособности может оказывать существенное влияние на результаты выполнения теста, и это необходимо учитывать при подведении итогов диагностики.
По результатам выполнения данного теста можно косвенно судить о развитии оперативной памяти ребенка, т.к. для выполнения заданий ему нужно удерживать в уме некоторый объем информации, который увеличивается с возрастанием сложности заданий, так что неправильное решение последних задач может быть связано и с нехваткой ресурсов памяти.
Благодаря тому, что задачи теста непривычны и новы для ребенка, итоги выполнения заданий, а также оформление учеником ответов позволяют сделать некоторые выводы о таком важном качестве ученика начальной школы, как ориентация на систему требований. Последние задания требуют от ребенка самостоятельного планирования этапов решения задачи, поэтому результат их решения дает представление о сформированности у него навыков самоорганизации, необходимых для успешного обучения в средней школе.
Особенного внимания заслуживают случаи, когда результаты выполнения теста не совпадают с мнением учителя о способностях ребенка и его текущей успеваемостью. Если ребенок учится хорошо, а задания выполнил плохо, то возможны следующие случаи: 1 - ребенок утомлен, плохо себя чувствовал; 2 - ребенок сильно мотивирован на оценку, а собственно познавательной мотивации у него нет; возможность попробовать свои силы в решении необычных задач его не интересует, поэтому он делает их «спустя рукава». 3 - в классе применялись в основном репродуктивные методы обучения; развивающие, оригинальные задания не использовались, и ребенок привык делать только то, что отработал с ними учитель. В последних двух случаях ребенок попадает в «группу риска» возможной дезадаптации к средней школе в связи со снижением успеваемости и мотивации, причем эта группа скрыта, в отличие от явных неуспевающих и детей с выраженными проблемами в поведении. Если же ребенок учится плохо, а тест сделал хорошо, то это может говорить о наличии у него определенного потенциала, который не раскрылся до сих пор в связи с наличием пробелов в знаниях, полученных в результате болезни или других причин.
Число задач каждого типа, не решенных по классу в целом, дает информацию о допущенных недостатках в работе учителя и позволяет спланировать пути их исправления. Тестирование по этой методике целесообразно проводить не один раз, а результаты можно анализировать как применительно к каждому ученику, так и по классу в целом.
По итогам проведенной диагностики мы получили следующие результаты:
|
Уровень развития умения понять учебную задачу |
Уровень развития умения планировать свои действия |
Уровень развития умения анализировать условия задачи |
высокий |
6 |
0 |
5 |
средний |
14 |
10 |
14 |
низкий |
4 |
14 |
5 |
Уровни сформированности логического мышления учащихся 1 класса МОУ СОШ №4 п. Карымское представлены в приложении (Приложение 2).
Также в начале учебного года, на первом занятии с учащимися было проведено анкетирование следующего содержания:
1. Вы знаете игру «Шахматы»?
2. Умеете ли вы играть в шахматы?
3. Что развивает игра «Шахматы»?
4. Вы записались в кружок по собственному желанию?
5. Должны ли изучать учащиеся «Шахматы» в начальной школе?
В опросе приняло участие 80 человек (1-4 класс). Проанализировав ответы учащихся, можно сделать вывод о том, что практически все учащиеся имеют понятие о существовании данной игры, умеет играть 10 человек. Самая распространенная причина, по которой ребята записались в кружок по шахматам, является не собственное желание, а желание родителей и педагогов начальной школы. Однако 90 % из опрашиваемых ответили, что шахматы изучать нужно, так как они развивают логику, усидчивость, смекалку, внимательность.
Рассмотренные выше методики помогли нам получить информацию об уровне развития логического мышления детей. Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод о том, что необходимо организовать целенаправленную и систематическую работу по формированию основных мыслительных операций учащихся на занятиях в начальной школе.
2.2 Система работы по развитию логического мышления через обучение игре в шахматы.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования мы провели формирующий этап опытно-экспериментальной работы, в рамках которого была разработана рабочая программа «Шахматы»(Приложение 3)и выстроена система работы по развитию логического мышления через обучение игре в шахматы.
Рабочая программа составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).
Организация обучения в соответствии с данной программой направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в этом возрасте. Основная идея программы заключается в том, что игра «Шахматы» через структуру и содержание способна придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.
Стержневым моментом уроков согласно представленной системе работы, становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При обучении игре в шахматы используется большое количество занимательного материала, также в уроки включаются игровые ситуации, чтение дидактических сказок, рассказов:
· игры на фрагментах шахматной доски;
· нестандартные дидактические задания и игры (Приложение 5);
· детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
· игровые положения с ограниченным количеством фигур;
· стержневая игра первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
· игровые положения для каждой дидактической игры;
· неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Важное место при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат, знакомит учащихся с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит детей со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому на занятиях широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые интересны школьникам. В рабочей программе приводится перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя.
Включение информационных технологий в виде интерактивной доски в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников. Благодаря мультимедийному способу передачи информации, у детей формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развивается произвольность психических процессов: дети учатся планировать, выстраивать логику действий в игре в шахматы, осуществлять оценку и контроль своей деятельности. В основу технологии обучения учащихся игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения).
В связи с тем, что обучение шахматам в 2019-2020 учебном году было введено впервые среди 1-4 классов МОУ СОШ №4 п. Карымское (ранее они не изучали данный предмет), во всех четырех классах мы занимаемся по программе первого года обучения, хотя в рабочей программе отражено содержание четырех лет обучения игре в шахматы.
На первом году обучения игре в шахматы с учащимися запланировано изучить шесть тем:
· «Шахматная доска». Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Диагностические игры и игровые задания в этом разделе: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
· «Шахматные фигуры». Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур. Диагностические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны»
· «Начальная расстановка фигур».Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией. Дидактические игровые задания: «Мешочек», «Да или нет?», «Не зевай!»
· «Ходы и взятие фигур» (основная тема учебного курса) Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, ладьи, слона. Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Король против других фигур. Дидактические задания: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
· «Цель шахматной партии».Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические игры и игровые задания:«Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Мат в один ход», «Рокировка», «Игра всеми фигурами из начального положения».
· «Игра всеми фигурами из начального положения» Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. Дидактическая игра: «Два хода».
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Также на своих занятиях я стараюсь использовать максимум иллюстраций, что обеспечивает лучшее закрепление шахматного материала. Для изучения силы и слабости каждой шахматной фигуры мы выполняем с учащимися большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. В соответствии с данной системой работы по обучению игре в шахматы можно выделить следующие критерии уровней развития детей:
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в
использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает
название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия
«равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических
фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает
геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок
не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и
называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не
знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и
«мат». Не умеет записывать шахматные партии.
В результате проведенных занятий в рамках представленной системы работы учащиеся должны знать:
• Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
• Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• Правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь:
· Ориентироваться на шахматной доске;
• Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
• Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
• Правильно располагать фигуры перед игрой;
• Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
• Решать простые шахматные задачи.
Итогом являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований (Приложение 4).
2.3 Результаты итоговой диагностики развития логического мышления учащихся начальной школы и методические рекомендации при организации процесса обучения игре в шахматы с целью развития логического мышления.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования мы провели заключительный контрольный этап опытно-экспериментальной работы на базе МОУ СОШ №4 п. Карымское в апреле 2019 года. Для учащихся 1 класса была проведена повторная методика диагностики развития мышления А.З. Зака.
Сравнительные результаты проведенного тестирования представлены в следующей таблице:
|
Уровень развития умения понять учебную задачу
|
Уровень развития умения планировать свои действия. |
Уровень развития умения анализировать условия задачи. |
|||
|
В сентябре 2019 |
В апреле 2020 |
В сентябре 2019 |
В апреле 2020 |
В сентябре 2019 |
В апреле 2020 |
Высокий уровень |
6 |
10 |
0 |
0 |
5 |
9 |
Средний уровень |
14 |
12 |
10 |
14 |
14 |
11 |
Низкий уровень |
4 |
2 |
14 |
10 |
5 |
4 |
Результаты диагностики уровня умения понять учебную задачу можно увидеть на следующей диаграмме. Исходя из этих данных, можно отметить, что увеличивается количество учащихся с высоким уровнем развития умения понять учебную задачу, и снижается количество детей, результаты тестирования которых демонстрировали низкий уровень.
|
Данная диаграмма демонстрирует, что на начало учебного года повысилось количество учащихся со средним уровнем развития умения планировать свои действия, и диагностируется снижение количества обучающихся с низким уровнем. Учащиеся, которые выполнили все задания теста, тем самым продемонстрировав высокий уровень развития умения планировать свои действия, в начале и середине учебного года отсутствуют.
|
Диаграмма на определение уровня развития умения анализировать условия задачи показывает, что увеличивается количество учащихся с высоким уровнем развития данного умения и уменьшается количество обучающихся с низким уровнем, что свидетельствует о том, что младшие школьники лучше справились с тестированием в середине учебного года, что позволяет говорить о положительной динамике уровня развития основ теоретического мышления младших школьников.
Также оценивание деятельности учащихся было проведено по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практического применения в различных ситуациях - творческого использования.
Высокий уровень освоения программы:
Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков.
Средний уровень освоения программы:
Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания, умения и навыки.
Низкий уровень освоения программы:
Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные
знания умения и навыки.
Диагностика, которая была проведена в апреле 2020 года показала следующие результаты: из 24 обучающихся 8 человек демонстрируют высокую заинтересованность в изучении данного предмета, принимают активное участие в подготовке творческих заданий; 12 человек показывают средний уровень освоения программы и 4 учащихся проявляют слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности.
Запланировано ежегодное проведение данной диагностики для того, чтобы, анализируяэти данные, можно было судить о динамике результатов освоения программы учащимися.
По окончанию 2019-2020 учебного года, становится очевидным большая заинтересованность учащихся в обучении игре в шахматы. Учащиеся стали более дисциплинированными, внимательными, сосредоточенными, этот факт отмечают и учителя начальных классов.
Результаты проведенных диагностик позволили нам сделать вывод о том, чточто методы и приемы, которые применяются при организации обучения младших школьников игре в шахматы, а также использование логических и нестандартных задач на занятиях, способствует развитию логического мышления младших школьников.
Развитие логики младших школьников зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Активная работа мышления в продуктивной деятельности находит свое выражение в мыслительных операциях анализа и синтеза, классификации, сравнения, аналогии и обобщения. Все эти мыслительные операции принято называть приемами умственных действий или логическими приемами мышления.
Одними из важнейших мыслительных операций, являются анализ и синтез.
· Анализ - это мысленное выделение основных элементов объекта или предмета, его признаков и свойств. В то время как синтез представляет собой соединение различных элементов и сторон объекта в единое целое. Эти две мыслительные операции дополняют друг друга.
· Сравнение - это прием логического мышления, требующий выделения различия и сходства между признаками объекта или явления. они обычно соотносят предметные объекты и символические.
· Классификация - это прием умственных действий который характеризуется разделением множества на группы по какому-либо признаку.
· Прием аналогии - прием логического мышления, направленный на выявление сходства в каком-либо отношении между предметами и явлениями, действиями.
· Прием обобщения - выделение важных признаков объектов, их свойств и отношений. Процесс обобщения и результат обобщения являются разными понятиями. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах.
Для успешного усвоения детьми логических операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно, это означает, что необходимо предусмотреть материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Особое внимание уделяется организации совместной деятельности с детьми. Особенности организации совместной деятельности:
· В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.
· Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
· Совместная игра педагога с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
· Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Педагог играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
· Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
· Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
· Используются следующие игровые приёмы: игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности) (приложение 5) пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом); элементы драматизации (в том числе сказки сочинённые самими детьми) –для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона;
· метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала)
При организации самостоятельной деятельности учащихся направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Эффективными являются следующие методические приемы:
переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала. Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач. Особую роль играют “сильные” дети: отлично справившись с конкретной задачей они “подключаются” к тем, кто испытывает трудности. Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах более слабым.
Выводы по II главе:
1. Организация обучения в соответствии с представленной в исследовательской работе программой направлена на интеллектуальное развитие детей.
2. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
3. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
4. В основу технологии обучения учащихся игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения)
5. При обучении игре в шахматы особое внимание уделяется организации совместной деятельности с детьми с учетом с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
6. Для определения уровня развития мышления младших школьников используется методика «Логические задачи» А.З. Зака в начальной школе, которая была проведена два раза: в качестве входной в сентябре 2019 года и итоговой диагностики в апреле 2020 года.
7. Также оценивание деятельности учащихся осуществлялось по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни).
Заключение
Из множества познавательных процессов мышление, как один из основных, присущ каждому человеку. Только индивид, умеющий правильно мыслить, может успешно обучаться различным предметам. Под умением «правильно мыслить» принято понимать умение делать анализ той или иной ситуации, строить верные суждения на основе проведенного анализа с соблюдением причинно-следственных связей, логичность, непротиворечивость суждений. Проведенные исследования доказывают, что далеко не все школьники обладают этим умением в полной мере и необходимо именно в младшем школьном возрасте проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.
Влияние шахмат на развитие умственных способностей ребенка изучено в теории, и доказано на практике проведением множества исследований и экспериментов. Шахматы учат думать, у шахматистов формируется не механическое запоминание, а аналитическое и логическое мышление. Осознавая, какое значение для развития интеллекта ребенка имеют шахматы, сегодня этим вопросом занимается Министерство образования и науки РФ.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе исследовательской работы был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития логического мышления младших школьников, выявлены особенности логического мышления детей. Проведенный в работе анализ литературы, позволил выделить основные особенности мышления детей этого возраста: его развитие идет от наглядно - действенному к конкретно - образному и от него к понятийному (логическому) мышлению. Целесообразно начать развитие логического мышления с первого класса, поскольку основная часть сенситивного периода приходится на начальную школу, можно высказать уверенность в том, что необходимость дополнительной работы в этом направлении в начальной школе не вызывает сомнения. Развитие познавательных процессов младшего школьника будет развиваться более продуктивно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются интеллектуальные игры, упражнения, задачи для развития логического мышления младших школьников.
Во второй части выпускной квалификационной работы представлены три этапа опытно-экспериментальной работы, которые раскрывают основные формы и методы работы по развитию логического мышления при организации процесса обучения детей игре в шахматы, а также методики для его изучения. Система работы по обучению младших школьников игре в шахматы, представленная в данной исследовательской работе, отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления учащихся с использованием нетрадиционных форм, а именно через обучение элементам шахматной игры. Методы и формы работы, используемые в данной системе, способствуют более успешному развитию приемов логического мышления (анализ и сравнение, обобщение, классификация, аналогия), что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
В заключение хотелось бы привести высказывание президента Российской Федерации В.В. Путина“Шахматы — это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед. В шахматах заложены огромные возможности умственного развития с раннего возраста. И важная стратегическая государственная задача на сегодняшний день, безусловно, в повышении общего интеллектуального уровня подрастающего поколения, формировании ответственности юных граждан за свои поступки».
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2015. -143с.- (Кодексы. Законы. Нормы).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224с.
3. Сборник нормативно-правовых и организационно-методических материалов для учреждений дополнительного образования (часть 1) / Сост. В. М. Лебединский, Т.В. Ратушная. – Чита: КОПОН и МП, 2015./
4. Бабкина Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников / Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006. - 24 с.
5. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Материалы по оценке готовности к обучению в среднем звене. - Ярославль, 1992. - 202 с.
6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов-н/Д: "Феникс", 2000. - 416с.
7. Белошистая А.В., Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.
8. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие / Б.С. Волков. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 511 с.
9. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. – М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1994.
10. Истомина, Н.Б. Концепция обучения математике в начальной школе // Начальная школа. – 2006 – № 10.
11. Левитес, В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №9. - с. 15-23.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Изд-во Книга по Требованию, 2012. – 130 с.
13. Маклаков А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
14. Неверкович, С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе / С.Д.Неверкович // Физическая культура, 2001 – № 2.
15. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 28-е изд., перераб. – М.: Издательство Мир и Образование, 2012. – 1376 с.
16. Петровский А.Г., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
17. Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения/ Межвузовский сборник научно-технических статей. – Вольск, 2007. – 180с.
18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие; – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 507 с.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015.- 705 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
20. Сабуров, Е.В. Время азартных уроков / Е.В. Сабуров. – Первое сентября, 23.11.2002.
21. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М : Концептуал, 2018.-320 с.
22. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина., 2-е изд. доп. и перераб. М.: Издательство Юрайт, 2018.-172 с.
23. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, “Гринго”, 1995.– 240с
24. Чернев Ирвинг. Основы шахмат. Шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2018. – 272 с.
25. Чэн Рэй. Практические шахматы: 600 задач чтобы повысить уровень игры. – М.: Эксмо, 2018. – 216 с.
26. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
27. https://www.m24.ru/articles/
28. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19933
29. http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/metodika-formirovanija-logicheskogo-myshlenija-junyh-shahmatistov
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.