Задачи исследования:
изучить фигуры постоянной ширины, их свойства и применение;
изучить главные свойства треугольника Рёло
изучить методы построения треугольника Рёло и фигур постоянной ширины;
на основе изученных материалов предложить
области использования треугольника Рёло;
провести эксперимент с треугольником Рёло.
Треугольник Рёло представляет собой область пересечения трех равных кругов с центрами в вершинах правильного треугольника и радиусами, равными его стороне.
Некоторые математики считают, что первым продемонстрировал идею треугольника из равных дуг окружности Леонард Эйлер в XVIII веке. Тем не менее подобная фигура встречается и раньше, в XV веке: её использовал в своих рукописях Леонардо да Винчи
Основные свойства треугольника Рёло:
Геометрические характеристики:
Площадь треугольника Рёло 𝑆𝑆= 1 2 1 1 2 2 1 2 𝜋− 3 𝜋𝜋− 3 3 3 3 𝜋− 3 ∗ 𝑎 2 𝑎𝑎 𝑎 2 2 𝑎 2
Периметр P = 𝜋𝜋a
Радиус вписанной окружности 𝑟𝑟= 1− 1 3 1− 1 3 1 1 3 3 3 3 3 1 3 1− 1 3 ∗𝑎𝑎
Радиус описанной окружности 𝑅𝑅= 𝑎 3 𝑎𝑎 𝑎 3 3 3 3 3 𝑎 3
2) Симметрия
Треугольник Рёло обладает осевой симметрией. Он имеет три оси симметрии второго порядка, каждая из которых проходит через вершину треугольника и середину противоположной дуги, а также одну ось симметрии третьего порядка, перпендикулярную плоскости треугольника и проходящую через его центр.
3) Общие свойства:
Поскольку треугольник Рёло является фигурой постоянной ширины, он обладает всеми общими свойствами фигур этого класса. В частности:
с каждой из своих опорных прямых треугольник Рёло имеет лишь по одной общей точке;
расстояние между двумя любыми точками треугольника Рёло ширины a, не может превышать a.
5. Качение по квадрату
Треугольник Рёло вписан в квадрат и может вращаться в нём, постоянно касаясь всех четырёх сторон. Каждая вершина треугольника
при его вращении «проходит» почти весь периметр квадрата,
отклоняясь от этой траектории
лишь в углах -там вершина описывает дугу
эллипса
Эксперимент.
.
Для эксперимента были изготовлены четыре колесика, в форме треугольника – фигуры постоянной ширины, закрепленные парами на одной оси.
Затем изготовлены были колеса пятиугольники, тоже фигуры постоянной ширины.
Исходя из исследования можно сделать вывод: большинство опрошенных учащихся шестого класса угадали как выглядит треугольник Рёло и заинтересовались, как его можно построить, а так же, хотели узнать, где его можно увидеть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.