Региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск:
теория и практика организации проектной и исследовательской
деятельности учащихся»
Секция: начальные классы
Предмет: Окружающий мир/метапредметная
Исследовательская работа (творческий проект)
«Организация проектной деятельности в начальной школе»
Чеботарева Елена Николаевна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
имени Героя Советского Союза П.Т. Пономарева»
Саратов
2018
Аннотация: статья посвящена вопросам применения проектно‐исследовательской деятельности учащихся начальной школы, в условиях внедрения ФГОС. Раскрывается понятие «проект». Рассматриваются теоретические основы проектно-исследовательской деятельности, а также применение проектно‐исследовательской деятельности.
Основная задача, стоящая сегодня перед образованием-подготовка детей к самостоятельной жизни, во все более быстро изменяющемся мире. Важно суметь создать способность ориентироваться в социуме, главное, реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям. Для дальнейшего развития учащихся, роста своей «конкурентоспособности», детям необходимы не только знания школьных курсов общеобразовательных предметов, но и навыки исследовательской работы.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10 % того, что он читает,20% того, что слышит,30% того, что видит,50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80%-при самостоятельном обнаружении и формировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной действительности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Подразделяют два вида деятельности:
Проектная деятельность-совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, главным продуктом которой является «осязаемый» продукт, готовый к использованию.
Исследовательская деятельность-деятельность по открытию нового для учащихся знания об объекте исследования, способе или средстве деятельности, главным продуктом которой является развитие самого ученика.
Проектно-исследовательская деятельность-деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курса и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание, сформированности у школьников УУД. Работа над проектами — это способ формирования общих УУД;
1)организационных;
2)интеллектуальных;
3)оценочных;
4)коммуникативных
Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам.
Методы проектов
-ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся
-предполагают решения какой-либо проблемы
-вызывает интерес к учебной деятельности.
Кроме того, работа над проектами позволяет
*обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения;
*научиться применять полученные знания;
*организовывать сотрудничество с родителями.
Практическая организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Проект-для учеников это просто задание, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, презентация и т.д.
Проектно-исследовательская работа-вполне выполнимая работа для учащихся начальных классов (начиная с 1 класса). Учащийся знает цели, самостоятельно составляет план своих действий работы над проектом.
Требования при выборе проекта
-проект разрабатывается по выбору учащихся
-тема проекта одна для всего класса, а пути его реализации в каждой группе-разные;
-Проект является важным для окружения всех моих учащихся-родителей, знакомых;
-работа по проекту является исследовательской, информационной.
Повысить учебную мотивацию учащихся помогают учебные проекты, включенные в программу по предметам ФГОСТ ООН второго поколения, и осуществляемые в урочной деятельности. Большим успехом пользовались работы по русскому языку «Изготовление лепбука по теме «глагол»., по математике «История чисел», о окружающему миру «Красная книга», «История русской избы».
При подготовке учебных проектов дети учатся работать в паре, группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Они оценивают свою работу, работу своих товарищей. Обоснованно подводят итоги проекта и испытывают интерес к учебе.
Как же я работаю над проектом?
1.Коллективное определение темы проекта
2.Планирование работы
3.Распределение заданий по группам
4.Работа в группах
5.Обработка информации
6.Оформление проекта
7.Презентация проекта
Одной проектно-исследовательской работой хочу поделиться.
Проектно-исследовательская работа в начальной школе».
(из опыта работы)
Введение:
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Чтобы ввести школьников в мир русской культуры, мы решили создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный
Участники: педагоги, обучающиеся 4 класса, родители.
Актуальность проекта:
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
1. Познакомить детей с устройством русской избы;
2.Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
3.Познакомить с традициями русского народа;
4. Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
5.Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
6.Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
7. Знакомство с русскими народными хороводными играми;
8.Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
9. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Сроки реализации проекта: сентябрь-февраль 2017-2018г.
Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Методы исследования.
Открытие мини-музея «Русская изба»
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этап проекта |
Сроки |
Содержание работы |
|
I Этап Подготовительный |
01 09. 2017г. – 15.02..2018г. |
1.Изучение литературы по данной теме. 2.Составление перспективно – тематического план. 3.Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. 4.Диагностика детей о русской культуре. 5.Обогащение развивающей среды. Материальное: 1.Создание в классе мини-музея «Русская изба»: стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель); самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т.д. (посуда); коромысло, веретено, прялка, ухват и т.д. (предметы обихода); домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник; элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти). 2.Оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.). Научно-методическое: 1.Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций; 2.Изготовление папки-передвижки «Русские народные промыслы» 3.Изготовление лэпбука «Декоративно-прикладное искусство» |
|
II Этап Основной |
15.10.2017г. – 31.11.2017г. |
· 1. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений; · 2. Чтение русско-народных сказок; · заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок. · 3. Проведение консультаций для родителей и педагогов; · 4. Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»; · 5. Объявление конкурса для учащихся и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!» |
|
III Этап Заключительный |
10.12.2017г. – 31.12.2017г. |
· 1. Диагностика полученных знаний детей; · 2. Анализ полученных данных; · 3. Презентация мини-музея «Русская изба», · 4. Итоговое мероприятие: развлечение «Русские посиделки» · 5. Выставка поделок «Ай, да умельцы!»
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сроки |
Тема |
Форма работы |
Цель |
сентябрь |
Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. |
Беседа «Русская изба»;
|
Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни) |
Первое посещение мини-музея «Русская изба»;
|
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее. |
||
Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка» |
Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки.
|
||
Музейное занятие «Русская печь»
|
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. |
||
Музейное занятие «Посиделки у самовара»
|
Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны; |
||
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
|
Изучение малых фольклорных форм |
||
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
|
Расширять и обогащать словарный запас детей. |
||
Аппликация «Русская изба» |
Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода. |
||
Занятие «Бабушкин сундучок» Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»
|
Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами |
||
Проведение русских народных игр.
|
Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. |
||
Ознакомление с образцами вышивки и кружев. |
Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий. |
||
Театрализованное представление русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
|||
октябрь-февраль |
Знакомство с декоративно-прикладным искусством. |
Беседа «В гости к мастерам» |
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью. |
Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»
|
Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.
|
||
Рисование «Укрась хвост дымковского индюка»
|
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.
|
||
Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.
|
Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.
|
||
Рисование «Дымковская барыня»
|
Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.
|
||
Лепка «Филимоновская игрушка»
|
Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
|
||
Беседа «В гости к гжельским мастерам»
|
Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. |
||
Рисование «Роспись гжельской посуды»
|
Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии. |
||
Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»
|
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
|
||
Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.
|
Обогащать словарь детей.
|
||
Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»
|
Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.
|
||
Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи» |
Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью |
||
Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»
|
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка). |
||
Роспись тарелок из папье-маше «Золотая веточка»
|
Расширять знания о народном промысле, учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки |
||
Роспись ложки |
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узора по мотивам хохломской росписи. |
||
Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам» |
Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения. |
||
Роспись жостовского подноса |
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово; Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов. |
||
«Весёлый Городец» роспись разделочной доски |
Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи. |
||
Дидактическая ига «Составь узор» |
Ознакомление с названиями городецкой росписи; Составление композиции на досках различной формы. |
||
Выставка детского творчества «Чудо чудное – диво дивное» |
|||
февраль |
Традиции и обычаи русского народа |
Беседа «Что такое обычай, обряд?» |
Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь. |
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»
|
Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников. |
||
Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства» |
Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства. |
||
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» |
Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. |
||
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» |
Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли. |
||
Чтение русских народных сказок |
Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа. |
||
Викторина «Народный фольклор» |
Закрепить знания детей о народном фольклоре. |
||
Итоговое мероприятие Развлечение «Русские посиделки» |
|||
Выставка поделок «Ай, да умельцы!» (награждение всех участников по номинациям) |
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради, бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами».
Литература:
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
2. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. –
Одаренный ребенок. 2003, №2
3. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2006 год.
4. Колесникова И. В. Программа педагогической мастерской. Исследовательская деятельность младших школьников. Уренгой 2006 г
5. Интернет ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.