Исследовательская работа (творческий проект) «Организация проектной деятельности в начальной школе»

  • docx
  • 12.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конференция.docx

Региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск:

теория и практика организации проектной и исследовательской

деятельности учащихся»

 

 

 

 

 

                Секция: начальные классы

Предмет: Окружающий мир/метапредметная

 

 

Исследовательская работа (творческий проект)

«Организация проектной деятельности в начальной школе»

 

 

 

Чеботарева Елена Николаевна

учитель начальных классов

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени Героя Советского Союза П.Т. Пономарева»

 

 

 

 

 

 

                                                          Саратов

2018

 


         Аннотация: статья посвящена вопросам применения проектно‐исследовательской деятельности учащихся начальной школы, в условиях внедрения ФГОС. Раскрывается понятие «проект». Рассматриваются теоретические основы проектно-исследовательской деятельности, а также применение проектно‐исследовательской деятельности.

         Основная задача, стоящая сегодня перед образованием-подготовка детей к самостоятельной жизни, во все более быстро изменяющемся мире. Важно суметь создать способность ориентироваться в социуме, главное, реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям. Для дальнейшего развития учащихся, роста своей «конкурентоспособности», детям необходимы не только знания школьных курсов общеобразовательных предметов, но и навыки исследовательской работы.

         Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10 % того, что он читает,20% того, что слышит,30% того, что видит,50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80%-при самостоятельном обнаружении  и формировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной действительности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

          Подразделяют два вида деятельности:

Проектная деятельность-совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, главным продуктом которой является «осязаемый» продукт, готовый к использованию.

Исследовательская деятельность-деятельность по открытию нового для учащихся знания об объекте исследования, способе или средстве деятельности, главным продуктом которой является развитие самого ученика.

Проектно-исследовательская деятельность-деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

          Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курса и внеурочной деятельности. В   соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание, сформированности у школьников УУД. Работа над проектами — это способ формирования общих УУД;

1)организационных;

2)интеллектуальных;

3)оценочных;

4)коммуникативных

           Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам.

           Методы проектов

-ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся

-предполагают решения какой-либо проблемы

-вызывает интерес к учебной деятельности.

              Кроме того, работа над проектами позволяет

*обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения;

*научиться применять полученные знания;

*организовывать сотрудничество с родителями.

         Практическая организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Проект-для учеников это просто задание, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, презентация и т.д.

         Проектно-исследовательская работа-вполне выполнимая работа для учащихся начальных классов (начиная с 1 класса). Учащийся знает цели, самостоятельно составляет план своих действий работы над проектом.

Требования при выборе проекта

-проект разрабатывается по выбору учащихся

-тема проекта одна для всего класса, а пути его реализации в каждой группе-разные;

-Проект является важным для окружения всех моих учащихся-родителей, знакомых;

-работа по проекту является исследовательской, информационной.

         Повысить учебную мотивацию учащихся помогают учебные проекты, включенные в программу по предметам ФГОСТ ООН второго поколения, и осуществляемые в урочной деятельности. Большим успехом пользовались работы по русскому языку «Изготовление лепбука по теме «глагол»., по математике «История чисел», о окружающему миру «Красная книга», «История русской избы».

        При подготовке учебных проектов дети учатся работать в паре, группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Они оценивают свою работу, работу своих товарищей. Обоснованно подводят итоги проекта и испытывают интерес к учебе.

Как же я работаю над проектом?

1.Коллективное определение темы проекта

2.Планирование работы

3.Распределение заданий по группам

4.Работа в группах

5.Обработка информации

6.Оформление проекта

7.Презентация проекта

Одной проектно-исследовательской работой хочу поделиться.

Проектно-исследовательская работа в начальной школе».

(из опыта работы)

 

Введение:

              Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства.   Известно, что основой   духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

              Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести школьников в мир русской культуры, мы решили создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

         Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

         Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный

Участники: педагоги, обучающиеся 4 класса, родители.

Актуальность проекта:

         Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

 Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:     

1. Познакомить детей с устройством русской избы;

2.Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

3.Познакомить с традициями русского народа;

4. Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

5.Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

6.Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

7. Знакомство с русскими народными хороводными играми;

8.Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

9. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

 

Гипотеза.

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Сроки реализации проекта: сентябрь-февраль 2017-2018г.

Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

 Методы исследования.

Открытие мини-музея «Русская изба»

 

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этап проекта

Сроки

Содержание работы

I Этап

Подготовительный

01 09. 2017г. – 15.02..2018г.

 1.Изучение литературы по данной теме.

 2.Составление перспективно – тематического план.

 3.Анкетирование родителей о духовно-нравственном     воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

 4.Диагностика детей о русской культуре.

 5.Обогащение развивающей среды.

Материальное:

  1.Создание в  классе мини-музея «Русская изба»:

 стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);

 самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т.д. (посуда);

 коромысло, веретено, прялка, ухват и т.д. (предметы обихода);

 домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

 элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти).

   2.Оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).

Научно-методическое:

1.Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;

2.Изготовление папки-передвижки «Русские народные промыслы»

3.Изготовление лэпбука «Декоративно-прикладное искусство»

II Этап

Основной

15.10.2017г. – 31.11.2017г.

·         1. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;

·         2. Чтение русско-народных сказок;

·         заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

·         3. Проведение консультаций для родителей и педагогов;

·         4. Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;

·         5. Объявление конкурса для  учащихся и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»

III Этап

Заключительный

10.12.2017г. – 31.12.2017г.

·         1. Диагностика полученных знаний детей;

·         2. Анализ полученных данных;

·         3. Презентация мини-музея «Русская изба»,

·         4. Итоговое мероприятие: развлечение «Русские посиделки»

·         5. Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сроки

Тема

Форма работы

Цель

 сентябрь

Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

Беседа «Русская изба»;

 

Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

Первое посещение мини-музея «Русская изба»;

 

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.

Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»

Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать

сказки.

 

 

 

Музейное занятие «Русская печь»

 

 

 

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Музейное занятие «Посиделки у самовара»

 

 

 

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар  по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей  страны;

 Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

 

Изучение малых фольклорных форм

 Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

 

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Аппликация «Русская изба»

Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Занятие «Бабушкин сундучок»

Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»

 

 

Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

 Проведение русских народных игр.

 

Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Ознакомление с образцами вышивки и кружев.

Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

 

Театрализованное представление русской народной сказки «Гуси-лебеди»

 октябрь-февраль

Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Беседа «В гости к мастерам»

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.

Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»

 

 

 

Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.

 

Рисование «Укрась хвост дымковского индюка»

 

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.

 

Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.

 

Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.

 

Рисование «Дымковская барыня»

 

 

 

 

 

 

 

Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

 

Лепка «Филимоновская игрушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

 

 

Беседа «В гости к гжельским мастерам»

 

 

 

 

Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Рисование «Роспись гжельской посуды»

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.

Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»

 

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

 

 

 

Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.

 

Обогащать словарь детей.

 

 

 

 

 

Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»

 

Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.

 

 

Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи»

Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью

Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»

 

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).

Роспись тарелок из папье-маше «Золотая веточка»

 

Расширять знания о народном промысле, учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки

Роспись ложки

Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узора по мотивам хохломской росписи.

Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам»

Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.

Роспись жостовского подноса

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;

Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

«Весёлый Городец» роспись разделочной доски

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

Дидактическая ига «Составь узор»

Ознакомление с названиями городецкой росписи;

Составление композиции на досках различной формы.

Выставка детского творчества

«Чудо чудное – диво дивное»

февраль

Традиции и обычаи русского народа

Беседа «Что такое обычай, обряд?»

Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

 

Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.

Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»

Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Чтение русских народных сказок

Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

Викторина «Народный фольклор»

Закрепить знания детей о народном фольклоре.

 

Итоговое мероприятие

Развлечение «Русские посиделки»

Выставка поделок

«Ай, да умельцы!»

(награждение всех участников по номинациям)

 

            Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради, бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.

2.     Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. –

          Одаренный ребенок. 2003, №2

3.     Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2006 год.

4.     Колесникова И. В. Программа педагогической мастерской. Исследовательская деятельность младших школьников. Уренгой 2006 г

5.     Интернет ресурсы