Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
НА ПОЧЕРК»
Автор работы:
Филинова Полина
ученица 5Е класса
Руководитель:
Михеева Светлана
Анатольевна
2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Степень изученности и разработанности темы 3 стр.
2. Истоки графологии 4 стр.
3. Возможности анализа почерка 4 стр.
4. Национальные особенности почерка 5 стр.
5. Как проводить анализ почерка 5 стр.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ПРИ ПОМОЩИ ГРАФОЛОГИИ
6.1 Наклон почерка 6 стр.
6.2 Направление строк 6 стр.
6.3 Величина почерка 6 стр.
6.4 Форма почерка 7 стр.
6.5 Кончики букв 7 стр.
6.6 Аккуратность 7 стр.
6.7 Нажим 8 стр.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
7.1 Первый Император Всея Руси – Петр Великий 10 стр.
7.2 Величайший поэт 19 века – Александр Сергеевич Пушкин 12 стр.
7.3 Определение основных сторон собственного характера
с помощью науки графологии 14 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16 стр.
Введение
Меня всегда интересовал вопрос: почему у нас с мамой и папой совершенно разные почерки? Мама пишет торопливо, не совсем понятно, размашисто. У папы совершенно другой почерк: мелкий, угловатый. Как же я буду писать? Отчего зависит почерк? Что влияет на формирование нашего почерка? Я решила найти ответы на эти вопросы и занялась изучением литературы по этой теме.
Гипотеза: действительно ли, что между почерком человека и его характером существует взаимозависимость?
Объект исследования: характер человека
Предмет исследования: почерк человека
Цель проекта: установить взаимосвязь между почерком человека и его характером
Задачи:
- изучить научный материал по данному вопросу;
- выяснить основные параметры характеристики почерка;
- проанализировать образцы почерков великих людей;
- определить черты собственного характера с помощью науки графологии.
Методы, использованные мною в работе:
· поисковый (сбор информации);
· систематизация;
· сравнительный анализ;
· обобщение материала.
1. Степень изученности и разработанности темы.
Хотели бы вы без особого труда обнаружить у себя скрытые таланты и наклонности? Или научиться читать мысли, чтобы узнать о человеке буквально все, не донимая его нескромными вопросами? Если да, то вам необходимо погрузиться в изучение графологии - науки о почерках, которая многие годы помогала ученым раскрывать людские тайны, тщательно скрываемые от посторонних глаз.
Графология – это интересный и ценный способ, позволяющий получить представление о таинственном мире человеческих почерков, что позволит вам объективно оценить как себя, так и своё окружение. В странах Европы графология давно применяется в тестировании конкретного человека, направленном на познание черт его характера. С недавнего времени она получила официальное признание в США.
В данный момент многие фирмы нанимают графологов, с помощью которых проверяют кандидатов на работу. Молодые люди обращаются к профессиональным графологам, когда они не уверены, куда им лучше направить свои способности и таланты. К ним обращаются родители, которые пытаются понять, почему их сын предпочитает играть в бейсбол, вместо того, чтобы учиться на врача. К графологам обращаются дети, пытающиеся получить «доверительную информацию» о характере своих родителей. Причин для обращения к анализу почерка существует много.
Однако графологи не в состоянии изменить характеры людей. Их задача сводится лишь к тому, чтобы проанализировать основные черты почерка таким образом, чтобы человек понял свои способности и сумел ими воспользоваться, постарался приспособить свою личность к личностям других людей, смог извлечь наибольшую пользу в любой из сфер человеческих отношений: личные отношения, социальные, учеба, деловая жизнь.
2. Истоки графологии.
Изучая происхождение и развитие анализа почерка, писаная история свидетельствует о том, что графология в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, возникла не более трех столетий назад. В то же время существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него – предательская натура». В трудах Конфуция сказано: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром».
Первая известная ныне книга, специально посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Его длинное название гласило « Tratto come una letra si cognoscano la natura e qualita del scrittore», то есть «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В свое время книга произвела определенное впечатление на читающую публику, но не более, так как в то время люди считали, что для того чтобы понять характер человека по почерку, необходимо обладать даром ясновидения или интуиции.
Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции, когда ученый церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо. Аббат решил, что она заслуживает серьезного обсуждения и анализа. Он создал группу, участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий. Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того чтобы окрестить новую науку, Аббат использовал два греческих слова – «графо» (писать) и «ологи» (наука). Так и родилось имя новой науки - графология.
3. Возможности анализа почерка.
Если говорить вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей столь же различны, как и их индивидуальные качества, как их отпечатки пальцев.
У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей.
· Невозможно сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан. Автором крупного, размашистого письма, которое на первый взгляд написал мужчина, может оказаться милая бабушка, обладающая сильной и агрессивной натурой. Часто мелкие буквы с легким нажимом, которые, видимо, писала женщина, на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности.
· Почерк не показывает возраст автора письма. Может показаться, что почерк подростка принадлежит лицу старших лет, потому что подросток развит не по годам, а письмо старого человека может выглядеть ребяческим, потому что у него сохранился юношеский задор.
· Также графолог не сможет дать ответ на вопрос: женат человек или холост, так как брак не изменяет основных черт характера.
· По почерку невозможно определить, есть у автора письма дети или нет.
· Нельзя узнать род работы, характер занятия или увлечения того или иного лица.
· Невозможно догадаться, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому что почерки не обладают семейным сходством.
· Анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека.
4. Национальные особенности почерка.
Несмотря на то, что почти в каждой стране Западного мира люди пишут, используя буквы латинского алфавита, нетрудно увидеть различия в написании букв, которые используют люди различных стран.
Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками, что показывает их гордую и романтическую натуру. Французы пишут гораздо мельче, и их почерки отражают более логичный подход к жизни. Итальянское письмо с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами отражает чувство ритма и изящества. Русская эмоциональная, общительная природа отражается в размашистом, крупном почерке. Немецкий почерк более угловат и тщателен, чем у других народов. У англичан почерк сдержан, прост, без росчерков и завитушек. Американский почерк – свободный и размашистый.
Конечно, эти черты почерка отражают лишь наиболее типичные проявления национальных характеров.
5. Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что – либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Желательно получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста.
Для того чтобы лучше рассмотреть черточки и закорючки, которые часто появляются перед началом буквы или в конце, рекомендуется пользоваться увеличительным стеклом
6. Определение черт характера при помощи графологии.
Методика Д.М. Зуева-Инсарова
6.1 Наклон почерка
Почерк прямой, без наклона свидетельствует о благоразумии, сдержанности, внутренней гармонии. Так пишет уравновешенный человек.
Легкий наклон вправо - самый распространенный вид наклона. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности. Его обладатель не всегда может держать себя в руках, неплохо ладит с другими и искренне тянется к общению.
Сильный наклон вправо говорит об энергичности, неординарности и влюбчивости. Так пишет человек моментально появляющегося и быстро угасающего энтузиазма. Таким людям присуще стремление к крайностям,
желание выставить свои чувства напоказ.
Слабый наклон влево свидетельствует о мужественности характера. Люди с таким наклоном почерка руководствуются разумом чаще других. Они умны, рассудительны.
Сильный наклон влево:
В обладателе такого почерка идет борьба между внутренней эмоциональностью и внешней сдержанностью.
Наклон резко «назад» свидетельствует о том, что человек гипер чувствителен, но очень редко проявляет это на людях.
6.2 Направление строк
Строки направляются вверх:
Обладатель такого почерка — оптимист. Он может быть немного инфантилен, наивен, по-детски непосредственен. А может быть, у него сегодня хорошее настроение.
Строки идут ровно и прямо:
Ровные строки свидетельствуют о внутренней дисциплине. Если даже на не расчерченном листе строки выглядят ровно, значит, его обладатель аккуратен, предусмотрителен и собран.
Строки идут вниз:
Вы в плохом настроении. Часто строки идут вниз тогда, когда мы пишем что-то скучное или печальное. Если строки всегда направлены вниз, есть вероятность того, что у пишущего легкая депрессия.
6.3 Размер почерка
Крупный почерк:
Обладатели такого почерка, как правило, активны, общительны. Они смелы и самоуверенны, предпочитают двигаться вперед, иногда суетятся, и им необходимо большое жизненное пространство, чтобы израсходовать запасы энергии. Подобные личности открыты для общения с окружающими, относится к ним с пониманием и всегда готовы выслушать. Стараются всегда оставаться в центре внимания. Могут хвастаться, притворяться, быть невнимательным и даже лгать. У таких людей слабый самоконтроль.
Слишком крупный почерк бывает у людей, зацикленных на самих себе.
Средний почерк:
У спокойных, уверенных в себе людей с адекватной самооценкой обычно почерк имеет средний размер. Такие люди умеют найти компромисс между мыслительными процессами и активным действием. Они не привыкли переоценивать и недооценивать собственные возможности. Подобные люди, в зависимости от индивидуальных характеристик, могут быть как замкнутыми, так и общительными.
Если средний размер увеличивается к концу каждой строки или предложения, его обладатель открыт, независим и свободен. Если же почерк уменьшается, напротив, испытуемый хочет что-то скрыть.
Мелкий почерк:
Мелкий почерк, напротив, указывает на смирение и скромность. Автор подобного образца обычно скрытен, не любит привлекать к себе внимание. Сильной стороной его является ум, он много думает над своими проблемами. Если же мелкий почерк еще и тонкий, то такой человек всегда чувствует себя зависимым от окружающих и оценивает свое положение как подчинённое. Такие люди не склонны к решительным действиям: им больше нравится размышлять. Многие обладатели мелкого почерка довольно застенчивы.
6.4 Форма почерка
Округлый почерк:
Чаще всего встречается у веселых и простоватых добряков. Его обладатель не слишком хитёр и не любит интриги. Он относится к окружающим с почти материнской заботой, пониманием и добротой.
Острый почерк:
Острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте. Обладатели острого почерка часто бывают людьми проницательными, хитрыми, умными. Наряду с этим острый почерк встречается у людей не слишком добродушных.
«Угловатый» почерк:
Когда почерк не слишком острый, но в нем присутствует некоторая резкость, прямые углы, речь идет о человеке наблюдательном, глубоко понимающем происходящее вокруг. Нередко такие люди умеют управлять другими.
Если угловатый почерк довольно большой, это свидетельствует о склонности его обладателя к манипуляциям.
6.5 Кончики букв
Если «хвосты» некоторых букв (буквы «Р») уходят сильно вниз, это свидетельствует о влюбчивости человека.
Если преобладают верхние «кончики» (буквы «Б»), то обладатель такого почерка человек духовный, возвышенный, часто верующий.
6.6 Аккуратность
Каракули:
Быстро написанные каракули говорят о том, что обладатель неуравновешен. Во многих случаях люди, пишущие каракулями, не имеют строгого распорядка дня, поздно ложатся спать и поздно встают, работают на нервной работе.
Кроме того, каракули — это почерк гениев. У большинства гениев был абсолютно неразборчивый почерк.
Ясный почерк:
Чем легче прочесть написанное, тем сильнее и спокойнее человек. Ясность почерка встречается у людей со стойкой и здоровой психикой, в отличной физической форме.
6.7 Нажим
Погладьте обратную сторону листа — вы чувствуете буквы?
Сильный нажим:
Признак работоспособного, уверенного в себе человека. Это достаточно общительный человек, привлекающий внимание своим оптимизмом и целеустремленностью.
Средний нажим:
Встречается у волевых, целеустремленных людей. Его обладатели ценят себя достаточно высоко, умеют держать всё под контролем.
Слабый нажим:
Встречается у робких и склонных к компромиссам людей, которыми легко манипулировать. Если нажим почти отсутствует, это может свидетельствовать о некоторых комплексах, заниженной самооценке.
Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изучив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их написавших.
К примеру, без особого труда можно понять, что почерк, изображённый на рис. 1, принадлежит уверенному в себе, сильному и энергичному человеку. Об этом свидетельствует твердая манера письма, большой размер букв и штрихов, а также направленность линий.
Рис. 1. Почерк личности, уверенной в своих силах
Напротив, образец почерка на рис. 2 говорит о личности, слабо уверенной в своих силах и не имеющей определенных взглядов на жизнь. Об этом свойстве характера свидетельствует недостаток стабильности штрихов, неровность текста, разные размеры пробелов и букв, а также неоднозначное направление линий.
Рис. 2. Почерк человека, имеющего неопределенные взгляды на жизнь
Скорость написания текста (рис. 3, 4) также говорит о многом. В частности, о том, насколько данный человек терпелив.
Рис. 3. Скорость написания текста говорит о нетерпеливости
Рис. 4. Данный индивидуум имеет большой запас терпения
Наклоны букв при письме показывают, насколько человек зажат или, напротив, раскован (рис. 5, 6).
Рис. 5. Сдержанный характер
Рис. 6. Этот человек очень раскован
Аккуратность при написании образца текста предполагает дисциплинированность испытуемого. И напротив, небрежность при письме является свидетельством отсутствия всякой дисциплины (рис. 7, 8).
Рис. 7. Самодисциплина достаточно высока
Рис. 8. Недисциплинированность
7. Исследовательская часть.
Графология, как уже говорилось, является не только наукой, но и искусством. Чтобы безошибочно определить особенности человека по почерку, необходим большой опыт. И все же, усвоив кое-какую информацию, даже непрофессионал сможет понять в общих чертах, с кем имеет дело.
Я попыталась сделать сравнительный анализ соответствия почерка и основных черт характера известных личностей своего времени. При анализе я использовала основные положения методики графолога Д.М. Зуева-Инсарова. Для сравнения основных сторон характера использовала выдержки из исторических источников – В.О. Ключевский «Исторические портреты»; афоризмы А.С.Пушкина.
7.1 Первый Император Всея Руси – Петр Великий.
Вот образец его почерка 1
_______________________________________________
1 Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. – К.: Перлит продакшн, ЛТД. 1992. – 96 с
Сравнительный анализ почерка и описание основных черт
характера человека
Основные черты почерка |
Описание характера человека |
В.О.Ключевский "Исторические портреты"1 |
Наклон почерка – лёгкий наклон вправо |
Открытый, в меру смелый и доброжелательный человек, иногда может отдаваться импульсам. Эмоционален, не всегда может держать себя в руках. |
«Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим …» |
Направления строк – строки идут вниз |
У данного человека лёгкая депрессия. |
«Великий знаток и устроитель своего государства, Петр плохо знал один уголок его, свой собственный дом, свою семью, где он бывал гостем». |
Величина почерка – крупный почерк |
Открытый, сердечный и уверенный в себе человек. Часто такой почерк свидетельствует о завышенной самооценке. |
«Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других…» |
Форма почерка – острый почерк |
Человек иногда агрессивен, обладает высоким интеллектом.
|
«Ему все хотелось работать самому. С летами он приобрел необъятную массу технических познаний. Он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага». |
Аккуратность – ясный почерк |
Сильный человек со стойкой и здоровой психикой, в отличной физической форме. |
«От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету».
|
Вывод: все описанные черты характера с помощью науки графологии полностью совпадают с основными чертами характера Петра Великого – Императора Всея Руси.
___________________________________________
1 В.О. Ключевский. Исторические портреты. М.: Изд-во “Правда”, 1991. - 623 с.
7.2 Величайший поэт 19 века – Александр Сергеевич Пушкин.
Образец его почерка 1
______________________________________
1 Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. – К.: Перлит продакшн, ЛТД. 1992. – 96 с
Сравнительный анализ почерка и описание основных черт
характера человека
Основные черты почерка |
Описание характера человека |
Афоризмы А.С.Пушкина |
Наклон почерка – сильный наклон вправо. |
Это говорит об энергичности, неординарности и влюбчивости натуры.
|
«И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может». 1 («На холмах Грузии лежит ночная мгла…») |
Направления строк – строки направляются вверх. |
Обладатель такого почерка – оптимист. Он немного инфантилен, наивен, по-детски непосредственен.
|
«Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет». 2 |
Величина почерка – маленький почерк. |
Это говорит о некоторой педантичности и повышенном внимании к деталям. Многие обладатели такого мелкого почерка довольно застенчивы. |
«Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?»3 |
Форма почерка – «угловатый почерк», не слишком резкий. |
Речь идёт о человеке наблюдательном, глубоко понимающем происходящее вокруг.
|
«Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!»4 («К Чаадаеву») |
Аккуратность – каракули. |
Быстро написанные каракули говорят о том, что обладатель неуравновешен, работает на нервной работе. Кроме того, каракули – это почерк гениев. У большинства гениев был абсолютно неразборчивый почерк.
|
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.»5 («Элегия») «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа».6 |
Вывод: все описанные черты характера с помощью науки графологии полностью совпадают с основными чертами характера величайшего поэта русской литературы.
____________________________
1 Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.
2 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. Т.2. Стихотворения, 1820-1826.
3 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 3. Стихотворения, 1827—1836.
4 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Москва, Библиотека "Огонек", изд-во "Правда", 1954.
5 Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.
6 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 3. Стихотворения, 1827—1836.
7.3 Определение основных сторон собственного характера с помощью науки графологии.
Я решила определить основные черты собственного характера по почерку. Для этого я на чистом листе бумаги написала текст и в соответствии с методикой Д.М. Зуева-Инсарова проанализировала свой почерк.
Вот образец моего почерка
Сравнительный анализ почерка и описание основных черт
характера человека
Основные черты почерка |
Описание характера человека |
Мнение учителя |
Наклон почерка – лёгкий наклон вправо. |
Самый распространенный вид наклона. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках. |
Валерия очень доброжелательный, открытый человек. Часто поддаётся эмоциям, может расплакаться из-за простого пустяка. |
Направления строк – строки направляются то вверх, то вниз. |
Обладатель такого почерка — оптимист. Он может быть немного наивен. Часто строки идут вниз тогда, когда мы пишем что-то скучное или печальное. Если строки всегда направлены вниз, есть вероятность, что у пишущего легкая депрессия. |
У Валерии часто меняется настроение. Иногда бывает задумчива, замкнута в себе. |
Величина почерка – средний почерк. |
Спокойный, уверенный в себе человек с адекватной самооценкой. |
Валерия умная, способная девочка. Всегда всё делает неторопливо, обдуманно. |
Форма почерка – «угловатый почерк», не слишком резкий. |
Речь идёт о человеке наблюдательном, глубоко понимающем происходящее вокруг.
|
Девочка имеет прочный запас знаний по многим предметам. У неё развиты наблюдательность, аналитические способности. |
Аккуратность – ясный почерк. |
Чем легче прочесть написанное, тем сильнее и спокойнее человек. Ясность почерка встречается у людей со стойкой и здоровой психикой, в отличной физической форме. |
Девочка спокойная, рассудительная. Занимается спортом. |
Нажим – средний. |
Встречается у волевых, целеустремленных людей. Его обладатели ценят себя достаточно высоко, умеют держать все под контролем. |
Валерия может контролировать свои действия и поступки. Ответственна и исполнительна. |
Вывод: все описанные черты характера с помощью науки графологии полностью совпадают с основными чертами моего характера.
8. Заключение.
Теперь я точно знаю, что почерк человека может рассказать о нём многое. Конечно, со временем почерк человека меняется так же, как и сам человек. Одно из новых и самых важных направлений в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. При внушении взрослым людям того, что они в детском возрасте, их почерк менялся, что давало возможность проанализировать изменение почерка в течение всей жизни, и, как следствие, проследить развитие человека от детского до взрослого состояния.
По сути дела нет ни одной стороны человеческой жизни, где бы графология не могла бы найти плодотворного применения. Она чрезвычайно полезна в отношениях между начальником и подчиненным, между учителем и учеником, между мужем и женой, между родителем и ребенком.
Не все профессиональные графологи используют одни и те же приемы при анализе почерка. Некоторые начинают с разбора отдельных букв и мелких деталей. Другие предпочитают начать с общего вида страницы, а затем переходят к разбору различных факторов. Однако, в конечном итоге, все они приходят к одинаковым результатам.
Все это лишь доказывает состоятельность графологии как отдельной науки, возможности которой чрезвычайно широки. Графология объективна, ее правила действуют независимо от желания человека, поэтому тестирование при помощи графологии является одним из самых надежных средств на пути познания личности.
Список литературы
1. Вудкок М., Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер: для руководителя – практика». Пер. с англ. – М.: Дело, 1991
2. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. «Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом». – М.: Дело, 1993
3. Сара Д. «Тайны почерка» М.: Вече, Персей, АСТ, 1996
4. Щекин Г. «Профессия – менеджер по кадрам // Кадры, персонал. – М.: 1993
5. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. – К.: Перлит продакшн, ЛТД, 1992
6. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997
7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. Т.2. Стихотворения, 1820-1826
8. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 3. Стихотворения, 1827—1836.
9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Москва, Библиотека "Огонек", изд-во "Правда", 1954
10. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. – К.: Перлит продакшн, ЛТД. 1992
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.