Исследовательская работа "Волшебная соль"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Волшебная соль"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
3 кл
30.09.2020
Исследовательская работа "Волшебная соль"
Исследовательская работа выполнена учащейся 3 класса по окружающему миру
работа 1.doc

 

III районная научно-практическая конференция

«В науку первые шаги»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Борки

Тербунского района Липецкой области

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

Волшебная соль

 

 

Работу выполнила:

учащаяся 3-го класса

Пикалова Дарья

Руководитель:

                                                                                           Котикова Екатерина                              

                                                                                           Николаевна, учитель            

                                                                                           начальных классов

 

 

Оглавление:

1.   Вступление……………………………………………………………..стр. 3

ü Цель и задачи работы.

ü Гипотеза.

ü Актуальность работы.

ü Практическое значение

2.   Хлеб – соль……………………………………………………………….стр. 3-4

3.   Происхождение слова «соль»…………………………………………..стр.4

4.   Соль в народных приметах……………………………………………..стр.4

5.   Соль в народном творчестве …………………………………………..стр.4

6.   Опыты с солью…………………………………………………………  стр. 4-9

ü Выращивание кристаллов

ü Плавающее яйцо

ü Соль – чистящее средство

ü Незамерзающая соль

7.   Куда деть пуд соли?.................................................................................. стр. 9-12

ü Нетающий иней

ü Баночка с солью

ü Соль – украшение акварельного рисунка

ü Аппликация из соли

ü Соленое тесто

8.   Полезные советы…………………………………………………………..стр. 12

9.   Вывод………………………………………………………………………..стр. 12

10.  Литература……………………………………………………………… стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

1.     Вступление.

      Мы провели много опытов с солью с целью изучения особенностей соли, её свойств и качеств.

ü  Задачи исследования:

1)    изучить исторические сведения о соли;

2)    узнать о значении соли в жизни человека;

3)      познакомиться  и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении опытов;

4)    провести опыты с солью;

5)    проанализировать полученные результаты.

ü  Гипотеза

  Мы предположили, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

ü  Актуальность  моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.  Я выбрала  соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Для моих наблюдений и опытов потребовался один пакет поваренной соли стоимостью 12 рублей.

ü  Практическое значение: Опыты и исследования, которые мы провели, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка. Они интересны и познавательны.

 

2.     Хлеб-соль

По старинной традиции  хлебом с  солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.

Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи  - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.

3.       Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь.

4.       Соль в народных приметах. С солью связано множество суеверий и примет, Одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.

Много – много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам.

Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

5.       Соль в народном творчестве. Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой».  Много народных загадок о соли сложено.


Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
                       ( соль)

Меня одну не едят,
а без меня мало едят.
                           (соль)


В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала».  Несолоно хлебавши -  значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.

6.     Опыты с солью.

       В школе мы обнаружили стаканчик, но в нем было что-то необычное. Как оказалось, когда-то в этом стаканчике была солёная вода, но вода испарилась, а соль образовала на стенках узоры похожие на те, которые рисует мороз на окнах.

 

 

 

 Узор на окне  нарисовал мороз.                           Узор из соли.

 

 

 


                                                                                                           

 

 

 

 

  

«Какая волшебная соль», -  удивилась я тогда.

ü Выращивание кристаллов.

Самый первый из опытов был опыт по выращиванию кристаллов. Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в банку тёплой воды, я засыпала соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Но я сделала разные опыты. Опустила в воду ниточку с гаечкой, с бисером. Привязала нитки к карандашу так, чтобы они погрузились в раствор, но не касались дна. Я взяла ещё две баночки,  нитку, блюдце. В обе баночки налила солёной воды. Поставила их на некотором расстоянии друг от друга, соединила  ниткой так, чтобы между банками она провисала, а в баночках касалась дна.

Но на этом я не остановилась, налила солёную воду в чашку и покрасила ее красной гуашью, опустила в воду середину нитки, а края опустила на блюдечко. На другой день я посмотрела, что же произошло. Оказалось, что середина нитки просто мокрая, зато её концы стали твёрдыми, упругими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В банках на поверхности образовалась белая плёночка, я хотела ее размешать. Но у меня ничего не получилось. Оказалось, что это корочка из соли. Она похожа на первый лед на лужах: тонкий и хрупкий.

     Через четыре дня кристаллик, который я привязала к нитке и опустила в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Гаечка покрылась кубиками соли, а над гаечкой образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у гаечки зонтик стал совсем большим.  

      Когда кристалл принял  красивый вид, вынули его из раствора, дали подсохнуть, покрыли бесцветным лаком. Но через некоторое время кристалл стал терять свой красивый вид, пришлось побрызгать его лаком для волос.

.

 


                                                                                

                                                        

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 


 В моей «лаборатории» всё покрылось белой солью. Красивая коса спускается из банки по верёвочке.

 

 

 

 

 

 

 

 


Проблемы, с которыми мы столкнулись: 

ü  Мы помещали затравку в солёный раствор, кристалл таял. Так продолжалось ровно 2 дня. На третий день на стенках банки появился соляной узор. Мы поместили наш кристаллик в раствор, и он не растаял. Оказывается, раствор, в который мы собираемся погрузить затравку, желательно приготовить заранее и оставить на пару дней для выпадения первых кристалликов (чтобы быть уверенным, что затравка не растворится).

ü  Раствор со временем испаряется и если верхняя часть кристалла окажется на воздухе, то это может испортить весь опыт. Так случилось с одним из наших кристаллов. Воды в баночке осталось очень мало, и почти весь кристалл оказался на воздухе. Когда мы его достали из раствора, он просто рассыпался на мелкие кубики.  Для того чтобы этого не происходило, надо добавлять новый раствор по мере необходимости.

ü  У нас возникла  ещё одна проблема. Когда рос основной кристалл, на дне появлялись и росли другие, случайно выпавшие кристаллы. Часть соли они забирали себе, их желательно периодически удалять.

ü  Бисер и пластмасса - неподходящий материал для наращивания кристаллов, к ним соль не прилипает.

ü   

ü Плавающее яйцо.

     Самым весёлым был опыт, который мы провели с яйцом. Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды.  Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым. Я испугалась, что оно сейчас лопнет. А когда достала яйцо, то оно было прежним.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

          

 

ü Соль – чистящее средство.

   Соль продолжала меня удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Я взяла грязную чашку, насыпала на губку немного соли и помыла ее. Она стала чистой, даже блестела на свету.

          

ü  Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст.

                             

 

ü Незамерзающая соль.

     Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Я налила в две чашечки воды, в одну добавила и размешала соль. Потом обе чашки  поставила в морозилку. Через 8 часов обнаружила, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставила воду в морозильной камере. Через два дня проверила. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7.       Куда деть пуд соли.

ü  Нетающий иней.

      

В конце декабря для создания новогоднего настроения в доме мы взяли веточку сосны с шишками.  Для «заснеживания» веток мы приготовили крепкий  солевой раствор.  Дальше опыт проводила мама, а я наблюдала. Мама вскипятила нашу солёную воду в кастрюле, опустила в нее ветки примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, я посмотрела на ветки и немного разочаровалась. На ветках ничего не было, они просто намокли. Я их осторожно вытащила и положила сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Но мой иней не растает.

                       

 

ü Баночка с солью.

  Следующая поделка из соли стала красивым украшением полочки в шкафу. Для работы мы взяли чистую баночку, гуашь и соль. На лист бумаги я налила гуашь,  насыпала туда соль и хорошо размешала кисточкой. Поставила соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размяла, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпала в баночку, чередуя цвета.

                                    

ü  Соль – украшение акварельного рисунка.

С помощью соли на акварельном рисунке можно создать множество причудливых эффектов. Это может быть снег, дождь, просто рябь. Я нарисовала рисунок на морскую тему. Пока краска не высохла, посыпала рисунок солью. Получилось красиво, было похоже на пузырьки в воде.

 

 

ü Аппликация из соли.

Нарисовала новогоднюю ёлку, рисунок покрыла клеем и посыпала цветной солью (покрасила гуашью). Когда аппликация высохла, лишнюю соль стряхнула. Чтобы соль не отклеивалась, побрызгали поделку лаком для волос.

                                

ü Солёное тесто.

    Еще из соли можно сделать различные поделки. Для того, чтобы сделать соленое тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить.

  Рецепт соленого текста:

  • 2 стакана муки
  • 1 стакан соли
  • примерно 125 мл воды

8.  Полезный совет:  Если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник. Тесто может там храниться долго и ничего с ним не случится.

Мои поделки и поделки моих друзей.

 

Полезный совет:

   При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

 

9.Выводы: Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней мало.  В ходе исследовательской работы я научилась работать с книгами, узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди. Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется узнать, как добывают соль, как она образуется, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.

 

 

 

 

 

10. Литература:

1. Елена Рубцова «Фантазии из соленого теста», ООО «Из-во «Эксмо», 2008

2.     Журнал «Азбука домоводства», ООО «ДПК», г. Дзержинск, 2009 г.

3.     И. Балинская «Поваренок», «Домовенок», М., «Олма – пресс», 2002 г.

4.     Романовская А.Л. «Поделки из соленого теста», Минск «ХАРВЕСТ», 2006

5. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1978

     6.Ю.Р.Васильев «Занимательное природоведение», М., «Омена», 1997 г.

     Интернет-ресурсы:

1.   «Занимательные опыты на кухне» - http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm

2.   «Страна Мастеров. Соль» - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706

 

 


Скачано с www.znanio.ru

III районная научно-практическая конференция «В науку первые шаги»

III районная научно-практическая конференция «В науку первые шаги»

Оглавление: 1. Вступление ……………………………………………………………

Оглавление: 1. Вступление ……………………………………………………………

Вступление. Мы провели много опытов с солью с целью изучения особенностей соли, её свойств и качеств

Вступление. Мы провели много опытов с солью с целью изучения особенностей соли, её свойств и качеств

Соль важна для организма человека

Соль важна для организма человека

Узор на окне нарисовал мороз

Узор на окне нарисовал мороз

В банках на поверхности образовалась белая плёночка, я хотела ее размешать

В банках на поверхности образовалась белая плёночка, я хотела ее размешать

В моей «лаборатории» всё покрылось белой солью

В моей «лаборатории» всё покрылось белой солью

Незамерзающая соль. Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица

Незамерзающая соль. Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица

Баночка с солью. Следующая поделка из соли стала красивым украшением полочки в шкафу

Баночка с солью. Следующая поделка из соли стала красивым украшением полочки в шкафу

Аппликация из соли. Нарисовала новогоднюю ёлку, рисунок покрыла клеем и посыпала цветной солью (покрасила гуашью)

Аппликация из соли. Нарисовала новогоднюю ёлку, рисунок покрыла клеем и посыпала цветной солью (покрасила гуашью)

Полезный совет: Если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник

Полезный совет: Если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник

Журнал «Азбука домоводства», ООО «ДПК», г

Журнал «Азбука домоводства», ООО «ДПК», г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020