МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
«МАЛЫЕ ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Направление МИР РАСТЕНИЙ
ВЫРАЩИВАНИЕ КАРТОФЕЛЯ
ТРЕМЯ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ РАЗМНОЖЕНИЯ
Исследовательская работа
Выполнена учеником 2 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 4», г. Котлас
Маслениковым Егором
Руководитель - учитель
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 4», г. Котлас
Докшина Светлана Петровна
г. Котлас, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение стр.3
II. Основная часть.
1 История происхождения картофеля стр.4
2 Практическая часть работы стр.4
3 Общая информация о посадке картофеля стр. 4
4 Подготовка посадочного материала стр.4
5 Дневник наблюдений за ростом картофеля стр. 4 - 5
6 Сбор урожая стр.5
7 Сравнительная характеристика посаженных образцов картофеля стр.5
III. Заключение стр.6
IV. Библиографический список стр.7
V. Приложение №1 Образцы посадочного материала стр.8
Приложение №2 Фотографии собранного урожая стр.9
Приложение №3 Новые сорта картофеля для Архангельской области стр.10
Приложение 4№4 Анкетирование и его результаты стр.11
1 ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно, на дачном участке мы с родителями высаживаем картофель. Иногда посадочного материала не хватает, тогда у меня возник вопрос: можно ли размножать картофель другими способами, например, половинками картофелин или ростками (глазками). Решил провести эксперимент: как влияет способ размножения картофеля на его урожай. Для этого разделил выделенный участок на три части и посадил картофель: целыми клубнями, половинками клубней и ростками (глазками) и стал наблюдать за ростом и развитием картофеля.
Цель работы:
научиться размножать картофель разными способами и, определить, влияют ли разные способы размножения картофеля на его урожай.
Задачи:
Объект исследования: картофель
Предмет исследования: технология размножения картофеля целые клубни, клубни, разрезанные пополам, ростки «глазки».
Гипотеза:
если, изучить способы выращивания, то можно определить способ, который позволит получать большой урожай, не увеличивая количество посадочного материала.
Методы исследования:
эксперимент,
наблюдение,
анализ,
анкетирование,
поиск в Интернете,
чтение литературы,
обобщение.
Актуальность:
большинство людей считают: картофель – это второй хлеб. Бабушка рассказала, что во время Великой Отечественной Войны был недостаток продуктов, был голод, картофель выращивали вообще из очисток, главное, чтобы оставались глазки. Картофель - ценная овощная культура, обладающая лекарственными свойствами, производство которой можно увеличить, размножая картофель разными способами, при этом экономя посадочный материал и выводить новые сорта
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История происхождения картофеля
В Россию картофель привез Петр I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии для рассылки по губерниям для выращивания. Прекрасной затее Петра I не суждено было осуществиться при его жизни. В России дурная слава об этом растении держалась долго. Крестьяне отказывались его возделывать. Они называли его «чертовым яблоком».[1]
Постепенно русские люди больше узнавали о пользе картофеля. Со временем производство картофеля в России из года в год увеличивалось. Вначале картофель использовали только в пищу, позже его стали применять для кормления домашнего скота, а еще позже он стал основным сырьем для переработки на крахмал, патоку и спирт.
Таким образом, наша страна стала «второй родиной» картофеля, и сейчас уже нет другого более любимого «русского» овоща, чем картофель.[2]
Практическая часть работы
Общая информация о посадке картофеля
Картофель можно сажать в любую почву - глинистую, суглинистую, торфяную, песчаную или супесчаную. Для своего эксперимента был использован дачный участок моей бабушки. Почва на нашем опытном участке - супесчаная.
Посадку начинают, когда почва прогреется до 6—7°. Обычно бабушка всегда сажала картошку на майских праздниках, но этот год был особенный, так как май был дождливый, и почва была недостаточно прогрета, поэтому картофель мы посадили 17 мая. Почва уже была предварительно подготовлена к посадке (вспахана и удобрена).
Подготовка посадочного материала
Для посадки были подготовлены 3 образца, взятые из собственного урожая прошлого года. Все клубни были примерно одного размера:(1)
Образец №1 – целые клубни;
Образец №2 - разрезанные на 2 половинки клубни;
Образец №3- срезанные с клубней глазки (ростки) размером 4-6 см, в количестве 3 штук с каждой картофелины
Дневник наблюдений за ростом картофеля
17 мая 2019 года
На участке были выкопаны лунки для каждого образца. В лунки была положена зола и сделан полив. В каждую лунку посажены образцы: из них две лунки клубнями, четыре лунки разрезанными на две половинки клубнями и шесть лунок ростками. Для посадки использовал лунки глубиной 8 см. Все образцы равномерно полили водой. Дополнительных минеральных удобрений не вносилось
_________________________________________________________________________
[1] – Картофель. /Большая Российская энциклопедия: в 30 т. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2008. – 249 – 250 с.
[2] - Карманов С. Н., Серебренников В. С. Картофель от посадки до стола. С. Н. Карманов, В. С. Серебреников. – М.: редакция журнала «Сельская новь», 1993. – 48 с.
.
1 июня 2019 года
Первым взошел образец №1, где картофель был посажен клубнями с глазками. Зелень картофеля появилась быстро.
7 июня 2019 года
Взошел образец № 2 .
11 июня 2019 года
Взошел образец №3
После всходов каждого образца использовались одинаковые приемы: поливка, пропалывание, рыхление и окучивание.
25 июня 2019 года
Произведен замер ботвы картофеля.
Картофель, посаженный клубнями, имел размеры 26см - 35см;
картофель, посаженный вторым способом 30 см-32см;
картофель, посаженный третьим способом, достиг размеров 18-22 см.
10 сентября 2019 года
Был произведен сбор урожая картофеля.
Сбор урожая (2)
Выкопав образец №1 (целые клубни) с двух лунок получилось 2,3 кг.
Образец №2 (половинки клубней) получилось 1,6 кг.
Образец №3 (картофель ростками) всего выкопалось 1,9 кг.
Внешний вид клубней из всех лунок одинаковый.
Сравнительная характеристика посаженных образцов картофеля
Полученные в ходе эксперимента данные сведены в таблицу 1.
Таблица 1
№ образца |
посадка |
Первые ростки |
Развитие |
Урожай |
№ 1 |
17 мая 2019 г |
1 июня 2019 г |
Развивается быстрее всех, ботва мощная, высокая ( до 35 см) |
2, 3 кг |
№ 2 |
17 мая 2019 г |
7 июня 2019 г |
Ботва немного меньше (до 32 см) |
1,6 кг |
№ 3 |
17 мая 2019 г |
11 июня 2019 г |
Развивается медленнее, размер ботвы до 22 см |
1,95 кг |
Больше всех собрано урожая с картофеля, посаженного целыми клубнями. Он взошел раньше вех и развивался быстрее, так как в клубнях сохраняется больше запасных веществ, и кожура защищает от неблагоприятных условий.
Второе место по урожайности занял картофель, посаженный глазками.
Также хороший урожай был собран с картофеля, посаженного половинками клубней.
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной мною работы в период с мая по сентябрь я научился ухаживать за растениями, узнал особенности выращивания картофеля, а также получил ответ на мой вопрос – каким способом, не увеличивая количество посадочного материала, можно получить хороший урожай.
Следовательно, если семенного и посадочного картофеля недостаточно, можно использовать альтернативный способ посадки картофеля – посадка разрезанными клубнями или ростками. А так же эти способы могут быть использованы для разведения новых сортов картофеля, которые становятся популярными в Архангельской области, а именно сорта: Холмогорский, Рябинушка. Загадка Питера, Бронницкий, Луговский(3)
Картофель, как и хлеб – всему голова. Картошка вкусна в любом виде, готовить ее просто и недолго. Поэтому любят ее и взрослые, и дети. Среди 24 моих одноклассников было проведено анкетирование, на предмет востребования и отношения к картофелю в каждой семье, были заданны следующие вопросы:
- Часто ли в вашей семье употребляют в пищу картофель?
- Ваша семья покупает или сажает картофель?
- Любите ли вы картофель?
- Согласны ли Вы с высказыванием «Картофель - второй хлеб»?
Результаты показали, что все любят картофель, все 24 семьи употребляют в пищу картофель, 18 семей сажают картофель, а 6 покупают. 22 человека согласилось с высказыванием «Картофель-второй хлеб». Любимыми блюдами из картофеля среди опрошенных моих одноклассников стали: пюре из картофеля, отварной картофель, картофель фри, жареная картошка и картофельный суп.(4)
Есть картофель можно почти с любыми продуктами, для него подойдут овощи, солёные и свежие, сало, мясо, рыба. А уж, сколько блюд можно приготовить из картошки, даже не сосчитать. Картофель отварной, картофель печеный, запеканки из картофеля, картофельные оладьи, картофельное пюре, картофельные котлеты, тушеный картофель, рагу из картофеля, жареный картофель, фаршированный картофель… Я очень люблю картофельные шаньги - это круглые открытые пирожки с картошкой.
Меня очень заинтересовал процесс выращивания картофеля. В следующей своей работе я хочу больше узнать о свойствах картофеля, и чем различаются разные его сорта.
IV БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Ганичкина О. А., Ганичкин А. В. «Всё о саде и огороде", 2014.
2. Карманов С. Н., Серебренников В. С. Картофель от посадки до стола. С. Н. Карманов, В. С. Серебреников. – М.: редакция журнала «Сельская новь», 1993. – 48 с.
3.Картофель. /Большая Российская энциклопедия: в 30 т. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2008. – 249 – 250 с.
Internet-источники
1. http://www.ru-dachniki.ru/p=3779
2. http://ayatskov1.ru/sovety-po-vyrashhivaniyu-kartofelya
3. http://honeygarden.ru/vegetables/potato/art50.php
5. http://altay-krylov.ru/rastenija/kartofel_udacha.html
7. http://www.7dach.ru/MarinaGerasimenko/tradicionnye-i-neobychnye-sposoby-posadki-kartofelya-5285.html
V ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1 Посадочный материал
Целые клубни |
|
|||
Половинки клубня |
|
|||
Глазки из клубня |
|
Приложение №2 Урожай
Из целых клубней |
|
Из половинок клубня |
|
Из глазков клубня |
|
Приложение №3. Новые сорта картофеля для Архангельской области
Холмогорский |
|
Рябинушка |
|
Загадка Питера |
|
Бронницкий |
|
Луговский |
Приложение 4.
Анкета «Картофель, как и хлеб – всему голова»
1.Часто ли в вашей семье употребляют в пищу картофель?
2. Ваша семья покупает или сажает картофель?
3.Любите ли вы картофель?
4. Согласны ли Вы с высказыванием «Картофель - второй хлеб»?
Результаты анкетирования учащихся 2 «А» класса МОУ «СОШ №4»г. Котласа
1 вопрос |
да – 24 чел. |
нет – 0 чел. |
2 вопрос |
сажают – 18 чел. |
покупают – 6чел. |
3 вопрос |
да – 24 чел. |
нет – 0 чел. |
4 вопрос |
да – 22 чел. |
нет – 2 чел. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.