ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
«В одном счастливом детстве» . 3 класс
(Рабочая программа разработана и составлена на основе авторской учебной программы
Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. «Чтение и начальное литературное образование».)
Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и
слушанию.
Цель – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать
интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Задачи:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие
интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и
независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение
элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретиколитературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Базисный учебный план по программе 1 часа в неделю –34 часа в учебном году.
1. Тематика литературного чтения
Прощание с летом. Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения. Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б.
Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом. Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М.
Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы. Уроки и переменки. Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о
дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...». Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и
поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...». Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.X. Андерсена, А. Волкова, пьеса
сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Литературное чтение. Учебник в 2 частях. 3 класс. –М: Баласс, 2010
2) Е.В. Бунеева Тетрадь по литературному чтению для 3 класса. – М: Баласс, 2010
3) Н.В. Лободина Поурочные планы по литературному чтению. –Волгоград :Учитель, 2012 №
п/п
Содержательный элемент
(стержневые линии)
Обязательный минимум
1
2
3
Развитие устной и
письменной речи
Практическое знакомство с
литературоведческими
понятиями
Элементы
литературоведческого
анализа, эмоциональное и
эстетическое переживание
прочитанного
Обучение:
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием
соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно
составленного плана;
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков
прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и
логического ударения.. Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».
Повесть, ее отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2м классе.
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова
и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о
герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках,
мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою; 4 Формирование приемов понимания
прочитанного
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и
скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с
заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых
слов и главной мысли;
– вместе с учителем делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную
мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и
самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана –
повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста)
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про
себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона,
темпа, громкости, логического ударения.
5
Техника чтения. №
п/п
Дата
План Факт
Тема урока
Тип
урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Примечания
Литературное чтение – 33часа
Раздел1. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ(4ч)
1
Чтение стихотворных
произведений наизусть
(декламация)
Формулирование личной
оценки, аргументация сво
его мнения с при
влечением текста
произведения
Составление небольшого
устного текста на
заданную тему
Уметь заучивать наизусть и
выразительно читать стихотворение с
использованием соответствующей инто
нации, тона, темпа, логического
ударения
Расширять понятие о жанре
юмористического рассказа. Уметь
соотносить понятия герой персонаж
рассказ автор
Формирование умения писать на
заданную тему. Знать этапы подго
товки к сочинению
Уметь выразительно читать
стихотворение
й Выразительное чтение
художественного текста
с использованием
интонаций
соответствующих
смыслу текста
2
3
4
Вводный урок. Знакомство с
новым учебником. Г. Сапгир
«Нарисованное солнце». Ю.
Ким «Светлый день»
В. Драгунский «Англичанин
Павля»
К. Бальмонт «Капля».
Подготовка к написанию
сочиненияминиатюры «Каким
мне запомнилось это лето»
Б. Заходер «Что красивее
всего?» Анализ сочинений
миниатюр
й
ы
н
н
а
в
о
р
и
н
и
б
м
о
К
к
о
р
у
к
о
р
У
я
и
т
и
в
з
а
р
й
о
н
з
я
в
с
и
и
к
р
е
в
о
р
п
к
о
р
У
и
ч
е
р
и
н
а
н
з
и
и
ц
к
е
р
р
о
к 5
6
7
8
9
Радел 2. ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ (9 ч.)
Уметь:
осознанно, правильно, выразительно
читать подготовленный текст;
читать текст вслух в равномерном
темпе без учета скорости
Уметь делить текст на части,
составлять простой план
ы
в
а
н
и
й
и
н
е
к
м
о
р
у
У
я
и
т
и
в
з
а
р
Введение в новый раздел. Ю.
Ким «Отважный охотник»
С. Голицын «Сорок
изыскателей». Чтение 1 и 3й
глав
С. Голицын «Сорок
изыскателей». Чтение 4й главы
З Определение темы и
Н
О
главной мысли
произведения
к
о
р
У
о
к
в Деление текста на
смысловые части,
составление простого
плана
И. Дик «В дебрях КараБумбы».
Чтение 15й частей главы
первой
М. Твен «Приключения Тома
Сойера». Знакомство с героями
и местом действия. Чтение 16
й частей главы восьмой
З
Н
О
к
о
р
У
З
Н
О
к
о
р
У
Определение темы и
главной мысли
произведения
Уметь определять тему и главную
мысль
Развитие умения по ходу
чтения представлять
картины, устно выражать
то, что представили
Уметь высказывать оценочные
суждения о прочитанном про
изведении 10
11
12
13
14
М. Твен «Приключения Тома
Сойера». Чтение 14й частей
главы 13
Б. Емельянов «Игра»
К. Паустовский «Котворюга».
Работа с понятиями образ
персонаж, автор
К. Паустовский «Жильцы
старого дома»
ы
в
а
н
и
й
и
н
е
м
у
я
и
т
и
в
з
а
р
к
о
р
У
в
о
к
и
и
ц
а
з
и
т
а
м
е
т
с
и
с
и
я
и
н
е
щ
б
о
б
о
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
к
о
р
у
й
ы
н
н
а
в
о
р
и
н
и
б
м
о
К
Высказывание оценочных
суждений о прочитанном
произведении
Уметь подробно и выборочно переска
зывать текст
Высказывание оценочных
суждений о прочитанном
произведении
Уметь приводить примеры художест
венных произведений
Развитие умения
соотносить авторов,
названия и героев
прочитанных
произведений
Уметь оценивать события, героев
произведения.
Знать понятия образ, автор
Раздел 3. ПРИРОДА ЛЕТОМ ( 5 ч. )
Введение в новый раздел.
С. Есенин «С добрым утром»
З
Н
О
к
о
р
У
Чтение стихотворных
произведений наизусть
Уметь видеть в художественном
произведении средства ху
дожественной выразительности 15
16
А. Н. Толстой «Детство
Никиты». Главы «В купальне»,
«Стрелка барометра» (ч. 1)
И. С. Тургенев «Голуби». И. А.
Бунин «Розы»
я
и
т
и
в
з
а
р
к
о
р
У
в Осознанное чтение текста
о
к
художественного произве
ы
в
дения
а
н
и
й
и
н
е
м
у
Уметь видеть в художественном
произведении сравнения, эпитеты,
олицетворения
Чтение стихотворных
произведений наизусть
Уметь видеть в произведении
средства художественной вы
разительности
я
и
т
и
в
з
а
р
в
о
к
ы
в
а
н
к
о
р
У
и
й
и
н
е
м
у 17
18
В. В. Бианки «Неслышимка»
Б. Пастернак «За поворотом».
Обобщение по разделу 3.
Проверочная работа (1520
мин)
к Чтение стихотворных
произведений наизусть
о
р
и
н
и
б
м
о
К
о
р
у
й
ы
н
н
а
в
к
о
р
У
я
и
н
е
щ
б
о
б
о
Уметь видеть в произведении
средства художественной вы
разительности
Знать названия, содержание изученных
произведений
Раздел 4. УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ (7 ч)
19
Уметь высказывать и аргументировать
свое отношение к прочитанному
Уметь высказывать оценочные
суждения о прочитанном про
изведении
20
21
22
Умение самостоятельно
прогнозировать
содержание текста по
заглавию,иллюстрациям,
ключевым словам
Анализ творческих работ. Э.
Успенский «Школа клоунов».
Первый день занятий
З
Н
О
к
о
р
У
Э. Успенский «Школа клоунов».
Второй день занятий
к
о
р
У
я
и
т
и
в
з
а
р
й
о
н
з
я
в
с
и
ч
е
р
Э. Успенский «Школа
клоунов». Заключительный
урок. Б. Заходер «Перемена»
Г. Куликов «Как я влиял на
Севку»
е
щ
б
о
б
о
к
о
р
У
З
Н
О
к
о
р
У
я
и
н
Определение темы и
главной мысли
произведения
Уметь высказывать и
аргументировать свое отношение к
прочитанному
Осознанное чтение текста
художественного произве
дения
Уметь самостоятельно
прогнозировать содержание текста по
заглавию, фамилии автора,
иллюстрациям, ключевым словам 23
24
25
26
27
28
Б. Заходер «Вредный кот».
Л. Гераскина «В стране
невыученных уроков» (начало
работы с текстом)
Л. Гераскина «В стране
невыученных уроков»
О. Григорьев «Витамин роста»
«После уроков», «Кто прав»
З
Н
О
к
о
р
У
к
о
р
у
.
б
м
о
К
к
о
р
У
я
и
н
е
щ
б
о
б
о
Определение темы и
главной мысли
произведения
Уметь осознанно, правильно,
выразительно читать подготовленные
тексты
Составление плана;
озаглавливание частей
произведения
Уметь:
делить текст насмысловые части;
составлять вопросы к
прочитанному
Декламация. Чтение
стихотворных произведений
наизусть
Уметь читать стихотворные произведе
ния наизусть
Раздел5. ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА… (4 ч)
К. Паустовский «Мой дом»
Д. Самойлов «Перед снегом»
Г. Сапгир «Четыре конверта»
К. Паустовский «Прощание с
летом»
я
и
т
и
в
з
а
р
к
о
р
У
в
о
к
ы
в
а
н
и
й
и
н
е
м
у
Пересказывание текста
Чтение стихотворных
произведении наизусть по
выбору
Уметь пересказывать текст
Уметь читать стихотворные произведе
ния наизусть
Уметь читать осознанно текст художе
ственного произведения 29
30
31
32
33
Обобщающий урок по разделу
«Глухая пора листопада»
я
и
н
е
щ
б
о
б
о
к
о
р
У
Различение жанров
художественной
литературы
Знать названия, основное содержание
изученных литературных произведений
Раздел 6. «И КОТ УЧЕНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ...» ( 11ч)
Виды сказок
Уметь различать виды сказок
Сравнение,
олицетворение, эпитет в
произведении
Знать особенности языка народных
сказок
Введение в раздел «Что такое
сказка?» Ю. Ким «Летучий
ковер»
Г. Сапгир «Леса – чудеса».
Русская сказка «Кот и лиса»
Русские сказки «Никита
Кожемяка», «Как мужик гусей
делил»
о
р
и
н
и
б
м
о
К
к
о
р
у
.
н
а
в
я
и
т
и
в
з
а
р
к
о
р
У
в
о
к
ы
в
а
н
и
й
и
н
е
м
у
Арабские сказки из «Тысячи и
одной ночи», «Синдбадморе
ход»
а
к
з
а
к
с
к
о
р
У
Озаглавливание частей
текста
Уметь делить текст на части и
озаглавливать части Выделение ключевых слов
в тексте или частях текста
Уметь находить в тексте ключевые
слова
34
Авторские сказки
Ш. Перро «Ослиная
шкура»
я
и
т
и
в
з
а
р
к
о
р
У
в
о
к
ы
в
а
н
и
й
и
н
е
м
у
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Тематическое планирование . ОВЗ и ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.