Исследовательская работа "Зачем ежу яблоки?"
Оценка 5

Исследовательская работа "Зачем ежу яблоки?"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
1 кл
30.09.2020
Исследовательская работа "Зачем ежу яблоки?"
Исследовательскую работу выполнила учащаяся 1 класса по окружающему миру
Работа-Зачем ежу яблоки.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

               средняя общеобразовательная школа с. Борки

 

 

 

 

Исследовательская работа

«Зачем ежу яблоки?»

 

 

 

                                                                       Автор работы:

                                                                       Зуева Мария,

                                           ученица 1 класса      

                                                                       Научный руководитель:

                                                                       Котикова Екатерина Николаевна,

                                                                       учитель начальных классов

                                                        МБОУ СОШ с. Борки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

Содержание

 

 

1. Введение ………………………………………………………………..............3

2. Общая характеристика ежа обыкновенного …………………………….....4-6

                 2.1. Научная классификация ……………………………………....4

                      2.2. Описание внешнего вида ……………………………………..4

                      2.3. Особенности жизнедеятельности ………………………….4-6

3. Социологическое исследование ………………………………………………7

4. Результаты социологического опроса ……………………………………...8-9

5. Заключение …………………………………………………………………....10

6. Литература ……………………………………………………………………11 

 

            

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение  

   На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах ёж изображён тянущим на своей спине яблоки. В сказочных историях говорится, что он запасается на зиму яблоками, грибами, жёлудями. Значит, ежи всем этим питаются?!. Но ведь я знаю, что ежи впадаю в спячку зимой? А зачем же тогда им запасы?

   В результате возникла тема исследования «Зачем ежу яблоки?»

   Ёж – это объект нашего исследования.

   Предмет исследования - образ жизни ежа, его питание и привычки.

   Цель работы - собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей школы о жизни ежей.

   Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:   

- изучить литературу по теме исследования.

- выявить знания учащихся по данной проблеме. 

- изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека. 

- выяснить связь  «ёж – яблоки».

   Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:

- Подумать самостоятельно

- Получить информацию из книг

- Посмотреть в Интернете  

- Спросить у других людей

   Гипотеза исследования - ёж питается яблоками.

   Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Общая характеристика ежа обыкновенного

   Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности ежей.     

     2.1. Научная классификация   

            Царство: Животные        

            Тип: Хордовые         

            Подтип: Позвоночные

            Класс: Млекопитающие    

            Отряд: Насекомоядные  

            Семейство: Ежовые               

            Род: Лесные ежи 

            Вид: Ёж обыкновенный или европейский - млекопитающее семейства ежовых рода лесных ежей.

     2.2. Описание внешнего вида  

   Ёж - общеизвестный по внешности зверёк, покрытый короткими тёмными иглами длиной до 3 см. У взрослых ежей их 5000 - 6000.

   Длина тела ежа достигает до 25 см, а хвост до 3 см. Весит в среднем 700 - 800 г, но перед спячкой может отъедаться более 1 кг. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями, задние ноги длиннее передних. У ежа 36 зубов.   

   Иглы ежа полые, наполнены воздухом. На спине у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12 - 18 месяцев. Линька у ежа идёт медленно - в среднем за год меняется одна игла из трёх, в основном весной и осенью.

     2.3. Особенности жизнедеятельности   

   Ёж распространён в Европе, на Кавказе, в Закавказье и в Малой Азии. В России водится в средней полосе Европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири. А также встречается в Новой Зеландии. В древности водился и в Северной Америке, что подтверждается раскопками.

   Ёж встречается в лесной, луговой и степной зоне: на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. Кое-где встречается в горах, а также в садах, парках, на приусадебных участках.

   Ёж ведёт одиночный образ жизни. Самцы агрессивно защищают друг от  друга индивидуальные кормовые участки. Площади участков у самцов составляют от 7 до 39 га, у самок – от 6,9 до 10 га. Участки самцов могут пересекаться с участками самок, но участки беременных и кормящих самок никогда не пересекаются. В пределах своего участка ёж устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Гнездо он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Летом нор не роет, иногда занимает пустые норы грызунов. Ведёт активный образ жизни преимущественно в сумеречное и ночное время. Весной, когда ежи выходят из спячки, они проявляют активность и в дневные часы. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок.

   С наступлением заморозков (ниже 10°C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку, продолжительность которой зависит от климатических условий. В Центральной России спячка начинается в конце сентября - начале октября, хотя отдельные особи впадают в оцепенение ещё в августе. В регионах с неустойчивым снеговым покровом периоды спячки чередуются с периодами активности. Если ёж засыпает без достаточного запаса жира, он рискует во время спячки умереть от голода. Иногда смертность ежей во время спячки доходит до 85% молодняка и 30-40% взрослых. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15°C.

   Питается ёж в основном насекомыми (жуками, уховёртками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Может съесть и грибы, и ягоды и некоторые фрукты. Ёж очень прожорлив, особенно после спячки, - за ночь может съесть корма, который равен1/3 веса.

   Ежи, содержащиеся в неволе как домашнее животное, охотно едят мясо, яйца и хлеб, и даже некоторые сочные плоды растений. Вопреки распространённому мнению, молоко ежам вредно и их не следует кормить молочными продуктами, так как они страдают непереносимостью лактозы. Собачий или кошачий корм так же не подходит для них, так как содержит слишком много жиров и слишком беден белками. Ёж очень любит мороженое. Кроме того, с удовольствием ест кашу из овсяных хлопьев.

   На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы.

   У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.

   Вскоре после выхода из спячки у ежей начинается брачная пора, которая продолжается всё тёплое время года. Потомство появляется в мае—октябре. У одной самки рождается обычно 5 детёнышей. Ежата родятся слепыми, голыми, с ярко - розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белые иглы. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14—16 день у них открываются глаза. Мать ухаживает за потомством всего 5 недель. Живут ежи в природе от 3 до 5 лет, в неволе до 8 - 10.

   Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.

   Ёж может быть переносчиком таких заболеваний как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллез, лептоспироз. У него на коже в больших количествах водятся клещи и блохи. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен до конца избавиться самостоятельно.

   Ёж - самый обычный, местами многочисленный вид. Он легко приспосабливается к жизни рядом с людьми и довольно часто содержится как домашнее животное. Известно, что ещё римляне выращивали ежей ради мяса - его запекали вместе с иголками в глине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3. Социологическое исследование

          Я решила узнать, какими сведениями о ежах обладают мои сверстники и их наставники. Для этого я провела социологическое исследование: попросила ответить учащихся 1-4 классов (22 чел.), а также их учителей (3 чел.) на следующие вопросы:

       1. Кто такой ёж?

       2. Чем питаются ежи?

       3. Есть ли у ежей зубы?

       4. Ёж – хищник?

       5. Зачем ежу яблоки? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4. Результаты социологического опроса   

     1. Ёж – дикое животное – 19 чел.   

         Ёж – млекопитающее – 6 чел.

    2. Ежи питаются – яблоками и грибами – 14 чел. 

        Ежи питаются – молоком, молоком – 4 чел.

        Ежи питаются – мышами, грибами –  7 чел.

    3. У ежей нет зубов – 4 чел.

        У ежей есть зубы – 19 чел.

        Не знаю – 2 чел.

    4. Ёж – хищник – 13 чел.

        Ёж – не хищник – 12 чел.

    5. Ёж яблоки ест – 23 чел.

        Для гигиенических целей – 2 чел.

   Проанализировав результаты опроса, я убедилась, что в среднем около 50% опрошенных имеют реальное представление о жизни ежей, мало кто точно знает, чем питается ёж, и так же, как и я, предполагают, что основная пища ежа – это яблоки.

   Для подтверждения или опровержения своего предположения, я взяла интервью у учителя биологии Гольцова Романа Александровича.

   И вот, что выяснила:

1) ёж – животное, млекопитающее, насекомоядное. Млекопитающее – значит, кормит своих детёнышей молоком. Насекомоядное – значит, питается насекомыми. Растений практически не ест.

2) У ежа – 36 зубов: на верхней челюсти 20 мелких острых зубов, а на нижней – 16.

3) Ёж может съесть и мышей, и ужей, и змей. Но он не является хищником. Ёж – насекомоядное животное.

    Иногда, ёжики забираются в курятник и разоряют гнёзда кур, воруя яйца, а также могут похитить цыплят. Но, несмотря на это, садоводы всегда рады, когда на их плантациях поселяются ежи.  

4) На зиму никакое пропитание ежу не требуется: он спит, как медведь или барсук. Поэтому никаких запасов яблок, грибов, ягод и желудей, ежи не делают. Они хорошо отъедаются по осени, запасая под кожей жир. Тем и питаются в спячке.   

5) Но, не смотря ни на что, замечена определенная склонность ежей к разного рода кислым и едким продуктам и веществам. Ежи любят натыкать на иглы недокуренные сигареты, зёрна кофе. Дым табака, запахи духов и кофе им приятны. Ежи в атмосфере таких запахов, взъерошив иглы, будто бы дезинфицируют себя. В этом, возможно, и разгадка тайны! Кислый сок яблок уничтожает насекомых-паразитов, которые кусают ежей!

 

 

 

 

 

5. Заключение         

   Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели,  узнала много нового и интересного о ежах, о роли и значении ежей в природе и в жизни человека. Но самое главное, я теперь знаю, зачем ежу яблоки.

   Яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока стекая по иголкам к коже ежа, дезинфицирует её, уничтожает всяких паразитов типа вшей и клещей, которые водятся у него в иголках.

   Таким образом, моя гипотеза не верна: ёж не питается яблоками. Они нужны ему совершенно для других целей.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.

Издательство: Аст, 2007.

2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР".  

3. Джексон Том. Кто есть кто в мире животных. — Москва, 2006 — С. 181.

4. Интернет-ресурсы:

                                      http://vocrugsveta.ru      

                                      http://www.google.com

                                      http://zvercd.com

                                      http://Потому.ру

                                      http://1.ru  

5. Ухарцева А.В. Что? Где? Почему? Издательство: Аст, 2008.

6. Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? Издательство: Аст, 2008.

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Содержание 1. Введение ………………………………………………………………

Содержание 1. Введение ………………………………………………………………

Введение На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах ёж изображён тянущим на своей спине яблоки

Введение На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах ёж изображён тянущим на своей спине яблоки

Общая характеристика ежа обыкновенного

Общая характеристика ежа обыкновенного

Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок

Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок

В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных…

В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных…

Социологическое исследование

Социологическое исследование

Результаты социологического опроса 1

Результаты социологического опроса 1

Заключение Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о ежах, о роли и значении ежей в…

Заключение Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о ежах, о роли и значении ежей в…

Литература 1. Брагин А. Обо всем на свете

Литература 1. Брагин А. Обо всем на свете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020