Исследовательская деятельность в детском саду
Оценка 4.6

Исследовательская деятельность в детском саду

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
01.06.2019
Исследовательская деятельность в детском саду
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
мк и.docx
Исследовательская деятельность в детском саду “Расскажи – и я забуду,  покажи – и я запомню,  дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица       Дошкольное   образование   призвано   обеспечить   саморазвитие   и самореализацию   ребенка,   способствовать   развитию   исследовательской активности и инициативы дошкольника.  Научный   поиск   эффективных   средств   развития   исследовательской    активности дошкольников   представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.  Среди   возможных   средств   развития   познавательной   активности    дошкольников   особого   внимания   заслуживает   исследовательская деятельность.    Потребность   ребёнка   в   новых   впечатлениях   лежит   в   основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее   и   интенсивнее   поисковая   деятельность,   тем   больше   новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.      То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что­то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир   открывается   ребёнку   через   опыт   его   личных   ощущений,   действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.          Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Очень часто мы говорим малышу: «Отойди   от   лужи, испачкаешься!   Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»  Может   быть,   мы,   взрослые   –   папы   и   мамы,   бабушки   и   дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес   к   исследованиям?   Проходит   время,   и   ему   уже   совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.           Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.  3адача   взрослых   –   не   пресекать,   а   наоборот,   активно   развивать исследовательскую деятельность. Исследовательская   деятельность ­   это   особый   вид   интеллектуально­ творческой   деятельности   на   основе   поисковой   активности   и   на   базе исследовательского  поведения; ­  это   активность   ребенка,   направленная  на  постижение  устройства   вещей, связей   между   явлениями   окружающего   мира,   их   упорядочение   и систематизацию. Основой  исследовательской деятельности являются:  Поисковая   активность –   это   поведение,   направленное   на   изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.     Исследовательское   поведение –   это   поведение,   направленное   на   поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.      Исследовательская активность ­ естественное состояние каждого ребенка, он   настроен   на   познание   мира,   он   хочет   все   знать.   Исследовать,   открыть, изучить ­ значит сделать шаг в неизведанное. Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе: Познавательно­исследовательская   деятельность   зарождается   в   раннем детстве,   и   вначале   представляет   собой   простое   экспериментирование   с вещами,   в   ходе   которого   дифференцируется   восприятие,   возникает простейшая   категоризация   предметов   по   цвету,   форме,   назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно­исследовательской деятельности   сопровождает   игру,   продуктивную   деятельность   в   виде ориентировочных   действий,   опробования   возможностей   любого   нового материала. Познавательно­исследовательская   деятельность   старшего   дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Значение исследовательской деятельности для детей:  Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные Развивается речь ребенка. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций. Формируется   и   развивается   самостоятельность,   способность преобразовывать   какие   –   либо   предметы   и   явления   для   достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.  Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное ­ самовыражаться.      В   процессе   исследовательской   деятельности   идёт   развитие   познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его   мыслительные   процессы,   т.к.   постоянно   возникает   необходимость совершать   операции   анализа   и   синтеза,   сравнения   и   классификации, обобщения.   Необходимость   формулировать   закономерности   и   делать выводы   стимулирует   развитие   речи.  У  ребёнка   накапливаются   умственные умения,   развиваются   изобразительные   способности.   Ему   приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.           Использование исследовательской   деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно   ­   перцептивная   деятельность.   Ориентировочно­исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития.   Дети   не   умеют   обследовать   предметы,   затрудняются   в ориентировке   в   их   свойствах,   не   проявляют   выраженной   ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно­практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Николай Николаевич  Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно­ исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.                                               Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого  ребенка. Вначале  ребенок как  бы бескорыстно  опробует  разные объекты,   затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй   вид,   когда   ориентировочно­исследовательская   деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает  ребенка  определенному  алгоритму  действий.  Таким  образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили. Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы: Проблемная  ситуация   Проблема,   ее   формулирование   (выявление   непонятных   явлений   – постановка проблемы) Выдвижение  гипотез Подбор  материала  для  проверки  гипотез Проверка  гипотез Формулирование и оформление  вывода      Проблемная   ситуация    –  это   такая   ситуация,  при   которой   ребенок  хочет   решить   какие – то   трудные   для   себя   задачи, но   ему не хватает  данных, и он должен  сам  их  искать.               Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы: Подведение   детей   к   противоречию   и   предложение   самостоятельно найти способ его разрешения; Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику. Постановка   проблемных   задач   (с   недостаточными   или   избыточными данными,   неопределенность   вопроса,   противоречивые   данные,   специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2019